Реферат как учебно-исследовательская работа icon

Реферат как учебно-исследовательская работа



НазваниеРеферат как учебно-исследовательская работа
Дата конвертации04.05.2013
Размер79.81 Kb.
ТипРеферат

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ

КАК УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


Термином «реферат» обозначаются разные виды работ: а) доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; б) изложение содержания научной работы.

Рефераты, представляющие собой краткое проблемное изложение книги или статьи, как правило, студентам не задаются. Они публикуются в отраслевых реферативных журналах. Их суть состоит в том, чтобы вычленить в книге главное и сжато его передать. Однако в соответствии с требованиями к оформлению выпускной квалификационной работы студент осуществляет реферативное описание (автореферат) своего исследования.

В данном случае нас интересует тематический реферат, представляющий собой письменное изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Именно такого типа рефераты студенты выполнят не только по специальным, но и по общим дисциплинам.

Тематический реферат (далее в тексте параграфа – реферат) – это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического или эмпирического материала.

Цель написания реферата состоит не только в том, чтобы закрепить и расширить теоретические и практические знания по изучаемой дисциплине, но и в том, чтобы развивать методологическую культуру студента.

Реферирование предназначено для освоения приёмов, методов и средств работы с источниками познания конкретной учебной дисциплины. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, переструктурирование, систематизация и т. д.

Реферативная работа может выполняться как на материале теории, так и на основе изучения опыта практической деятельности.

Реферат не должен содержать элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащиеся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Автор реферата, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, должен суметь обосновать, в чём он видит её преимущества.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять из контекста проблему, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание требований оформления научного текста, ссылок, составления списка литературы или библиографии.

Одним из критериев оценки реферата является соответствие его содержания заявленной теме. Придерживаться заданной темы, избегая «излишеств» в форме ненужных отступлений, при отсутствии опыта достаточно непросто. Это требует дисциплины ума и развитости логического мышления.

Задача студента состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать её в своей работе.

Не менее важно, чтобы реферат был правильно оформлен. Именно в процессе работы над рефератом приобретается и закрепляется умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.

Структура тематического реферата:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Основная часть (текст, соответствующий плану)

4. Список использованной литературы

Последовательность операций по выполнению тематического реферата:

1. Выбор темы.

2. Первичное ознакомление с литературой по избранной теме.

3. Самодиагностика исследовательских возможностей.

4. Корректировка темы.

5. Проектирование исследования:

а) разработка научного аппарата (разработка введения);

б) разработка примерного плана реферата.

6. Изучение и конспектирование литературы (научных текстов).

7. Обработка содержания теоретической литературы.

8. Написание основной части реферата.

9. Разработка заключения.

10 Составление списка использованной литературы.

11. Редактирование текста реферативной работы.

12. Представление работы научному руководителю.

13. Доработка реферата по замечаниям научного руководителя.

Композиционное построение тематического реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Начинается реферат с титульного листа. Далее следует оглавление, которое является одновременно и планом реферата. Текст реферата делится на три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении следует обосновать актуальность темы реферата, заявить цель, предмет и задачи исследования, указать методы получения нового знания о предмете исследования и используемые источники.

Построение основной части реферата зависит от его объёма, специфики содержания и поставленной цели. Основная часть может состоять из нескольких глав, но может быть и цельным текстом. В ней последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути её решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на неё и выражается отношение автора реферата к ним. В конце каждой главы делается вывод. Реферат может не иметь глав, а состоять из параграфов. Иногда он не имеет деления на части (главы, параграфы), а выполняется как целостная работа. Однако и в этом случае реферат должен иметь внутреннюю логику изложения содержания. Понятийно-терминологический аппарат реферата составляет 5–10 научных терминов.

В заключении подводится общий итог работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Список использованных литературных источников в тематическом реферате, как правило, должен включать не менее пяти наименований.

Количество исследовательских операций, входящих в научный аппарат реферата, может быть изменено в зависимости от темы, типа исследования, а также по согласованию с научным руководителем.




Образец оформления титульного листа реферата


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

^ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Гуманитарный факультет

Кафедра философии


Р Е Ф Е Р А Т


ЖЕНСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


Жаткина Ирина Николаевна


Руководитель

канд. фил. наук, доцент

_____________Н.В. Погукаева


Автор работы

______________И.Н. Жаткина


ТОМСК 2011


Приложение 2

Образец оформления содержания


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 2

Глава I. Название главы 3

Глава II. Название главы 8

Заключение 12

Список использованной литературы 13


Приложение 3

Образец оформления библиографии


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Юрид. лит., 2000. – 61 с.

2. Асонов Н. Р. Практикум по микробиологии / Н. Р. Асонов. – М. : Наука, 1975. – 160 с.

3. Мейер Д. Ю. Русское гражданское право: чтения / Д. Ю. Мейер ; под ред. А. И. Вицына. – 10-е изд. – СПб. : Тип. Мартынова, 1915. – 640 с.

4. Николов Н. Загадка тысячелетий: что мы знаем о памяти : пер. с болг. / Н. Николов, Г. Нешев; под ред. М. И. Самойлова. – М. : Мир, 1988. – 142 с.

5. Захаров А. Как написать и защитить диссертацию / А. Захаров, Т. Захарова. – СПб.: Питер, 2004. – 157 с.

6. Орлов Ю. М. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, И. И. Косарев. – М. : Высш. шк., 1989. – 60 с.

7. Кибанов А. Я. Управление персоналом : регламентация труда : учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М.: Экзамен, 2000. – 575 с.

8. Гибкие производственные системы / В. В. Потапов [и др.]. – М. : Изд-во стандартов, 1989. – 311 с.

9. Элементы теории систем и численные методы моделирования процессов тепломассопереноса : учеб. для вузов / В. С. Швыдкий [и др.] ; под ред. В. С. Швыдкого. – М. : Интермет инжиниринг, 1999. – 520 с.

10. Источники биоактивных излучений : минералы : электрическое поле : растения : сборник / общ. ред. и сост. О. А. Исаева. – М., 2006. – 62 с.

11. Социально-экономический механизм стимулирования труда : сб. ст. / отв. ред. В. А. Гага. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 1988. – 195 с.

12. Ультразвук и термодинамические свойства вещества : сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации ; гл. ред. Ю. Ф. Мелихов. – Курск: Изд-во Курс. гос. ун-та, 2004. – Вып. 30–31. – 183 с.




Приложение 4

Образец оформления сносок

Подстрочные библиографические ссылки оформляют как примечание, вынесенное из текста документа вконец страницы. Их располагают под текстом каждой страницы, отделяя от него пробелом в 1,5 интервала и строкой. Связь подстрочной ссылки с текстом осуществляют с помощью знака сноски, который набирают на верхнюю линию шрифта.

Для оформления подстрочных ссылок используется меню „Вставка, ссылка, сноска“ текстового редактора Microsoft Word.

Например:

_________________________

1Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. пособие. М., 2006. С. 305.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразную сквозную нумерацию: - или по всему тексту, - или в пределах каждой главы, раздела, части - или для каждой страницы текста.

В подстрочной библиографической ссылке повторяют имеющиеся в тексте документа сведения об объекте ссылки, за исключением аналитического описания.

Если в тексте указан только автор документа, в подстрочной ссылке дают полное описание работы. Фамилию и инициалы автора произведения, опубликованного в собрании сочинений, повторяют.

Аналитическое описание документа в подстрочной ссылке допускается сокращать при условии, что оставшийся набор элементов обеспечивает поиск документа.

Если в тексте указаны сведения об электронном ресурсе (название, автор и т. д.), допускается в ссылке указать только его электронный адрес.

Примеры подстрочных ссылок:

В тексте:

По мнению Нечкиной, „монография — основа больших обобщений, важных научных концепций“ 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________

1 Нечкина М. В. Монография : ее место в науке и в издательских планах. М., 1965. С. 77.

В тексте:

Существует следующая точка зрения : „...........“ 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________

1 Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 76–86.

В тексте:

Т. В. Адорно в статье „К логике социальных наук“ пишет, что ........... 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________

1 Вопросы философии. 1972. № 10. С. 76–86.

В тексте:

„... Счастье — оно было завоевано длительным общением с романом“, — пишет Л. Погожева в статье „Возвращение к Стендалю“ 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________

1 Лит. газ. 1976. 7 янв. С. 8.

В тексте:

Н. А. Некрасов в письме к Л. Н. Толстому писал: „Я люблю еще в Вас великую



Похожие:

Реферат как учебно-исследовательская работа iconКнига России. Учебно-исследовательская работа
Можно ли будет жить на земле, если с планеты исчезнут все животные и растения? Как это предотвратить? Что может сделать человек,...
Реферат как учебно-исследовательская работа iconИсследовательская работа «Официальное принятие Гимна» Номинация: «Исследовательская работа»
Районный этап Всероссийского конкурса на знание истории государственной символики
Реферат как учебно-исследовательская работа iconСочинение на заданную тему. Исследовательская работа
Перечень письменных работ студента 3 курса очного отделения включает в себя четыре вида заданий: исследовательская работа, сопоставительный...
Реферат как учебно-исследовательская работа iconI. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут...
Реферат как учебно-исследовательская работа iconИсследовательская работа по биологии Волейбол, баскетбол 2 Карпенко Василия
Подготовка к егэ по биологии, русскому языку. Исследовательская работа по биологии
Реферат как учебно-исследовательская работа iconИсследовательская работа «Радиометрический контроль помещений и пришкольной территории вувк №2»
Юношеские чтения им. В. И. Вернадского моул «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А. П. Киселёва»
Реферат как учебно-исследовательская работа iconИсследовательская работа по группам создает ситуацию успешности
Охватывает тему древней Руси XII века Исследовательская работа по группам создает ситуацию успешности Практическая работа над сбором...
Реферат как учебно-исследовательская работа iconИсследовательская работа по художественному краеведению Работу выполнила Сёмина Валерия 8 класс Руководитель Безлепкина В. Н
Существовала ли в былые времена резьба по дереву как ремесло? Как развивается это ремесло в нашем крае сегодня?
Реферат как учебно-исследовательская работа iconИсследовательская работа Менеджмент и социально-экономические науки
Переработка изношенных шин как экологически эффективное и экономически выгодное решение
Реферат как учебно-исследовательская работа icon1 Ученическая научно-исследовательская работа-проект (далее унирп) это целенаправленная и результативная
Ученическая научно-исследовательская работа-проект (далее унирп) — это целенаправленная и результативная творческая работа ученика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы