Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» icon

Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики»



НазваниеМоу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики»
педагог дополнительного
Дата конвертации10.01.2013
Размер256.31 Kb.
ТипДокументы

МОУ «Большеусинская средняя общеобразовательная школа»


Обобщение педагогического опыта


«Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики»


Выполнила: педагог дополнительного

образования

Васильева Елена Петровна


2010 год.


Формирование гражданских компетентностей учащихся средствами музейной педагогики

Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходящими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин, а в школьной практике – учебных предметов. В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности.

Российское общество в условиях мирового экономического кризиса нуждается все в большей степени в единой идеологической концепции, опирающейся на идею спасения нации, сохранения её истории. Один из возможных удачных путей реализации этой концепции – создание творческих объединений учащихся, клубов, обществ, музеев. Поэтому, во многих школах уже существуют школьные музеи. Ещё большее количество школ создают или хотят создать их в целях содействия гражданскому, патриотическому воспитанию школьников, формирования у них исторического мышления, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, в целях приобщения учащихся к диалогу культур со старшими поколениями. Старшее поколение – родители, бабушки, дедушки, знаменитые и известные земляки – ученые, военные, деятели культуры и искусства и др. – оставили след в истории своей большой или малой родины. Поэтому так важно вести диалог с ушедшими поколениями, порой виртуальное общение с ними.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музейной комнате, которая выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
Это ставит перед образованием новые задачи:

  • Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,

  • Гармонизация развития творческой личности,

  • Формирование национальной идеологии,

  • Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

  • Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

^ Музейная комната – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11 классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музейная комната становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых результатов:

  1. Музейная педагогика у нас России, пока мало связана с процессом формирования детских общественных движений на своей базе.

  2. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи школьные музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.

Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны. Хотя, конечно, можно привести ряд примеров использования музейной педагогики в образовательном и воспитательном процессах целостно и комплексно. Но это, пожалуй, скорее, исключение, чем правило. Сегодня в немногих школах администрация, педагогические коллективы, учащиеся и их родителя видят в музее важную составную часть школьной жизни, солидный блок Программы развития учреждения образования, региональный компонент учебного плана и образовательного процесса. Лишь отдельные музеи и музейные комнаты могут сказать, что они являются центрами всей учебно-воспитательной работы, эффективным средством воспитания не только у себя в школах, но и в своих районах.

Поэтому радует тот факт, что многие школы желают полноправно и профессионально включить музейную педагогику в образовательный процесс. С этой целью ряд учреждений образования разработали инновационные проекты и стали республиканским инновационными площадками по внедрению программ воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

В нашей стране понятие музейной педагогики стало употребляться с начала 70-х гг. и постепенно получило всё большее распространение. Конечно, у нас не дошло до создания музейно-педагогических центров и комплексов, как это сделано на Западе, особенно в Германии, но и в бывшем СССР в начале 80-х гг. обозначились изменения в образовательной концепции музея: музейная аудитория воспринимается как участник коммуникативного процесса, рассматриваются проблемы культурно-образовательной деятельности. В 90-х гг. музейная педагогика стала своеобразной рамкой сотрудничества учреждений образования и культуры, так как стало понятно, что «в школах не хватает культуры, а в музеях – образования». После осознания этого бесспорного факта и началось продуктивное сотрудничество музеев и школ.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «^ Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «^ Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.

^ Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

^ Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

  1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

  2. ^ Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.

  3. ^ Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

  1. ^ Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

  2. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

  3. ^ Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.

При разработке инновационных проектов во внедрению программ воспитания школьников средствами музейной педагогики администрации учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встретились с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, даём модель музейной педагогики в составе дидактической системы школы .

Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:

  • цель,

  • задачи,

  • направления,

  • специальные требования,

  • формы и методы работы,

  • принципы,

  • музейные педагогические технологии.

По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

^ Направления деятельности школьного музея:

- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).

Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.

Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:

  • Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

  • Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.

- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

  • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

  • Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.

- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.

^ Формы и методы работы. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

  • Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

  • Комплексность – включение всех типов восприятия;

  • Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Немецкий учёный ^ Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

^ Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

^ Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.

^ Принцип активности ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

^ К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.


^ Не будет гражданин достойный

к Отчизне холоден душой.

Ему нет горше укоризны

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убеждения, за любовь…

Эти прекрасные строки принадлежат перу великого русского поэта Н.А. Некрасова и говорят они об одном из ведущих гражданских качеств человека – о патриотизме. Это качество наряду с ответственностью, толерантностью, устойчивым позитивным отношением к своим правам и обязанностям, активной жизненной позицией составляет гражданскую компетентность личности. Гражданская компетентность формируется обществом, семьёй и всей социальной действительностью, окружающей личность. Важное место в ней занимает школа, как в рамках учебной, так и внеучебной деятельности .

Решению столь сложной задачи, как воспитание гражданина, его социализация способствует внедрение в практику школы компетентностного подхода, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданской деятельности.

Гражданская компетентность - это очень сложное понятие, его структурными элементами являются: когнитивный (знания и способы их получения); деятельностный, предполагающий социальные действия ребёнка на основе полученных знаний, и личностно-мотивационный (ценности гражданина, активного члена общества). Большие возможности для её формирования предоставляют учебные предметы обществоведческого цикла. Важнейшая цель обществоведческого образования – воспитание гражданина и патриота, ценностно-ориентированной личности, способной к самореализации в современной сложной социокультурной ситуации. От учителя истории и обществознания требуется создание условий для успешного формирования гражданской компетентности. К ним можно отнести следующие:

  • направленность Рабочей программы педагога на процессы социализации, формирование политической и правовой культуры школьника;

  • определение возрастных ступеней гражданско-патриотического воспитания: от формирования чувства любви к Родине к формированию убеждений и активной гражданской позиции, и соответственно возрасту, разработка комплекса средств и методов работы с детьми;

  • использование активных, деятельностных форм обучения, внедрение учебно-исследовательской деятельности;

  • демократический стиль взаимоотношений с учащимися (этот аспект очень важен, так как учитель не только обеспечивает процесс социализации, но и сам является участником этого процесса, проживает его вместе с детьми);

  • широкое внедрение средств музейной педагогики в образовательный процесс.

Школьная музейная комната является единым информационно-методическим центром, на базе которого и организована работа по формированию гражданской компетентности учащихся.

Наша музейная комната функционирует с 1996 года. Находилась на третьем этаже в специально отведенной комнате. В музее были оформлены постоянные выставки «Они сражались за Родину», «Крестьянский быт 19 века.» «История школы»

Под руководством учителя истории Левиной Т.Г. учащиеся 7-9 классов регулярно пополняли музей различными экспонатами, исследовательскими и проектными работами. Были оформлены альбомы: «Трудовая летопись школы», «Летопись села», «Вспомним всех поименно..», «Уса красавица - добрыми людьми славиться».

В настоящий момент музейная комната находится на третьем этаже в двух смежных комнатах. Проводятся постоянные выставки: «Вспомним всех поименно», «Предметы ремесла и быта», « Они работали в нашей школе», временные выставки: «Детское творчество», « Школьные годы чудесные», «65- годовщине ВОВ посвящается», «Как рубашка в поле выросла».

В школе регулярно проводятся истории уроки с документами из архива музейной комнаты, так же используются экспонаты на уроках изобразительного искусства.

Функционирует краеведческая группа «Истоки», которая занимается поиском и оформлением материалов по истории села и школы. Для учителей истории, рисования музей - это настоящий кладезь подлинных исторических источников, это мир, где отвлечённые факты истории и культуры «индивидуализируются» личностью ребёнка, становясь предметами его «ближайшего окружения».

Основными направлениями введения музейной педагогики в образовательный процесс являются следующие:

Проведение на базе экспозиций музея учебных занятий, музейных уроков. Так, одна из экспозиций музея посвящена Великой Отечественной войне. Долгие годы актив музея сотрудничал с ветеранами. В архиве музейной комнаты имеются письма с фронта (на которых стоит печать цензуры), похоронки, благодарственные письма, а это все - летопись Великой Отечественной войны, важнейший исторический документы по изучению её истории на уроках в 9-х и 11-х классах. Создан альбом воспоминаний участников Гражданской войны в селе Большая Уса. Учащиеся на таких уроках усваивают ключевые понятия: государство, право, права человека, патриотизм, и т.д.- что относится к когнитивному блоку гражданской компетентности.

Применение музейных средств для организации внеклассной работы по предмету. Ежегодно на базе музейной комнате проходит интеллектуальная игра «Летопись села Большая Уса!», среди учащихся 8-11классов заочная викторина «Сороковые-роковые», конкурсы знатоков родного края «Моя малая Родина», видео-экскурсии «Ветеран который живет рядом», «История села Большая Усы в фотографиях», «Моя семья в истории Большая Уса», «Выпускники школы» и т.д.). Через подобные мероприятия успешно ведётся патриотическое воспитание учащихся, прививается любовь к малой родине.

Организация на базе музея учебно-исследовательской деятельности и кружковой работы. При музее работает школа юных экскурсоводов. Такая деятельность помогает учащимся выработать навыки публичного выступления, интерес к изученному материалу, самоуважение за хорошо выполненное дело. Особую роль в работе музея играет исследовательский отряд «Истоки». В него входят по 7 человека, в основном девушки. Это заинтересованные, увлечённые люди. Координируют работу отряда руководитель музея, учителя истории. Методы исследования разнообразны: это посещение музеев города, знакомство с архивными документами, это работа фотокорреспондентов, запись воспоминаний ветеранов, встречи с представителями общественных организаций, совета ветеранов. Используя собранный материал, дети пишут эссе, рефераты, работают над проектами, тем самым становясь участниками исторического процесса.

Исследования детей носят прикладной характер. Все работы учащихся используются для проведения лекториев, классных часов, музейных уроков. С исследовательскими работами ребята участвуют в районных конкурсах.

Например: Исследовательская работа «Дважды обманувший смерть» Бабушкиной Екатерины занявшей (1 место) 2010г. «Летопись села Большая Уса» 2009г. «Юность опаленная войной» 2010 г. «Учительница первая моя» 2010г. «Большая Уса, вчера, сегодня, завтра»2009г. «Гражданская война в селе Большая Уса» 2010г. «Моя родная Верх - Уса»2010г.

Подобная деятельность формирует у учащихся умения критически мыслить, исполнять свои гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, уметь пользоваться правами, что и составляет деятельностный компонент гражданской компетентности.

Использование музейного пространства для осуществления социально-значимых проектов, реализация которых позволяет освоить учащимся множество социальных ролей. Так, на базе музея проходят, встречи с ветеранами, выпускниками, и т.д. Дети знакомятся с социальной ролью - активного слушателя, гражданина.

Итогом работы школьного музея явилось не только его общественное признание, но и что более важно, воспитание социально активных людей. Накапливая систему норм и ценностей прошлого, ими не созданного, учащиеся учатся воспринимать их и как ценности, и как средство формирования ценностей новых, своих. По мнению классика музейной педагогики А.У.Зеленко, «несомненно, что именно музей может путём своей пропаганды помочь требуемым изменениям в этом отношении. Он, прежде всего, должен дать эту недостающую им грамоту восприятия окружающего мира…». О том, что дал музей детям, говорят бывшие музейщики в Книге отзывов: Здесь я узнал много нового о военной истории села Большая Уса. Участие в военно-патриотических конкурсах укрепило во мне веру в славное будущее нашей страны и дало силы для дальнейшего продолжения учёбы» Это одно из свидетельств того, что музей свои задачи выполняет и вырабатывает качества, необходимые Гражданину, формирует социально активную, творческую личность.

Музейная среда обладает значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на ребёнка, и этот фактор является определяющим при формировании гражданской компетентности средствами музейной педагогики


Список использованной литературы:

  1. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. – № 12. – 2007. – С.

  2. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.

  3. Следзевский И.В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15.




Похожие:

Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconКарта инновационного педагогического опыта наименование педагогического опыта: «Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
...
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconОбобщение опыта работы учителя географии высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Брянска» Яськовой Ларисы Ивановны
Тема: «Интеграция и межпредметные связи в формировании знаний учащихся в курсе школьной географии»
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» icon«Гражданско – патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»
«Формирование самостоятельной творческой личности, развитие интереса к познанию, способности к саморазвитию, исследовательской работе,...
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconПоложение о школе педагогического опыта (шпо)
Школа педагогического опыта (шпо) – это добровольное объединение учителей моу вахромеевская сош, заинтересованных в изучении конкретного...
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconУрок музейной педагогики в 3-в классе по теме «В мастерской художника живописца. Краски». проводит учитель изо, черчения и музейной педагогики Маркушева С. П
Цели: Развитие познавательного интереса, визуального мышления, эстетического вкуса, воспитание зрительской культуры, ценностных ориентаций...
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
Брошюра содержит обобщение опыта учителя. Может быть использована учителями в 6-9 классах в урочной и внеурочной деятельности
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
Брошюра содержит обобщение опыта учителя. Может быть использована учителями в 6-9 классах в урочной и внеурочной деятельности
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconГосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №44» г. Дзержинск Изучение, обобщение и распространение (диссеминация) передового педагогического опыта (методическое пособие)
Знания и умения, необходимые для эффективного управления процессами изучения, обобщения и распространения (диссеминации) передового...
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconПубличный доклад директора моу «Средняя общеобразовательная школа №12» города Анжеро-Судженска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» создано 1 сентября 1966 года как «Средняя школа...
Моу «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Обобщение педагогического опыта «Формирование гражданской компетентностей учащихся средствами музейной педагогики» iconО школьном детском общественном объединении учащихся моу «Рождественская сош» «факел»
Школьное детское объединение «Факел» это реальное, добровольное формирование учащихся моу «Рождественская средняя общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов