Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) icon

Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е)



НазваниеУрока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е)
Дата конвертации08.01.2013
Размер87.78 Kb.
ТипУрок



Тема урока: «БАЙКАЛ – ЧУДО ПРИРОДЫ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ»


( В И Р Т У А Л Ь Н О Е П У Т Е Ш Е С Т В И Е)


Цели урока: 1. Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность

природы; ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.

2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и

ресурсы.

3. Продолжить формирование нравственной, гражданской позиций

учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния

(природной святыни России).


Учебная цель: Доказать, что слова Льва Семёновича Берга: « Байкал – чудо

природы во всех отношениях» - верны.


Оборудование: 1. Физическая карта Восточной Сибири.

2. Картосхема озера Байкала.

3. Таблица «Байкальские ветры».

4. Словарь терминов.

5. Схема «Проблемы Байкала и пути их решения».

6. Тезисы к схеме.

7. Приложение с дополнительной информацией.

8. Атласы 8 класса.

9. Гербарии растений: сосна, лиственница, пихта, кедр.

10. Ребус.

11. Электронное письмо домой.

12. План урока.

13.Презентация по теме.


Ход урока


  1. На доске тема урока: «Путешествие на Байкал»

  2. Вступительное слово учителя:

Сегодня я Вас приглашаю в виртуальное путешествие. А вот куда? Отгадайте название, зашифро-

ванное в ребусе.

- Верно! Это природная святыня – Байкал. Покажите его на карте. Как Вы понимаете слово «Святыня»? Обобщение ответов детей:

* чистое, освящённое в легендах, стихах, песнях;

*где чувствуешь умиротворение;

*сюда хочется приходить, приезжать снова и снова;

*это место придаёт уверенность в себе;

*здесь набираешься жизненных сил.

В песне поётся о нашем Байкале: «Славное море - священный Байкал»…..

Назовите, какие Вы ещё знаете природные святыни? (Волга, Ладожское озеро, Телецкое озеро…..)

Ребята! Сибиряки говорят: «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал». А Лев Семёнович Берг

сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях». Кто этот человек? ( Крупный учёный, академик. Развивал учение о природных зонах, занимался озёроведением. Создал учение о

географических ландшафтах).

- Как называют учёных, изучающих озёра? (Лимнологи). Наука? (Лимнология).


3. Презентация: кадр №2. Т Е М А У Р О К А.


В 1996 году озеро включено в список Всемирного культурного и природного наследия – список

ЮНЕСКО, в который включаются объекты, имеющие мировое значение. Эти объекты берутся под

охрану. Задача нашего «путешествия»: определить, чем так интересен Байкал. Почему Л.С.Берг

назвал его чудом природы во всех отношениях? Эти слова мы и возьмём девизом.

Запишите их в тетрадь. В любом деле, в любом путешествии успехов можно добиться только

сотрудничая. Помните: «Помогая другим – учимся сами». Ребята! Всё, что Вас удивит, заинтересует, понравится Вам – запишите на полях словом, рисунком, значком, цифрой. Таким образом, каждый из Вас соберёт «байкальские трофеи».


4. План урока на ватмане вывешен на доске:


  1. Доказательства слов крупного учёного, академика Л.С. Берга :



А). Географическое положение.

Б). Происхождение озёрной котловины.

В). Климат.

Г). Свойства воды.

Д). Растительный и животный мир.

2). Необходимость охраны Байкала.

3). Анализ «Байкальских трофеев».


- Путешественники всегда ведут записи своих наблюдений. Мы с Вами по мере своего продвижения

увидим проблемы Байкала и запишем их в схемы, которые лежат на партах.

Итак! В путь! (Магнитная запись шума воды) 14-18 кадры презентации и чтение стихотворения

Игоря Северянина: « Я с детства мечтал о Байкале

И вот я увидел Байкал.

Мы плыли, а гребни мелькали

И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал

Про это озёрное море

Про этот священный Байкал».

  • Представьте, что Вы уже на берегу озера. Кадры:10,19,20.

  • «Байгал-Далай» - называют его буряты, что означает « Байкал – море».

  • С тюркского «Бай-Куль» - «богатое озеро» или «озеро озёр».

  • С монгольского « Байкал» - «богатый огонь.

  • С китайского «Бэй-Хай –« Северное море ».

Мы с Вами в пути и приводим доказательства к словам Л.С.Берга: «Байкал- чудо природы во всех отношениях».


5. Работаем с картой Восточной Сибири. Мы на берегу озера Байкал. Отправлю- ка я первую весточку домой, а Вы мне помогите: « Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге……(Сибири)

И простирается с….(ю-з на с-в) на 620 км в длину, что равно расстоянию от Москвы до Санкт-Петербурга и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более…..(2 тысяч метров) над его водной поверхностью. На северо-восточном побережье - это

…….(Баргузинский), на с-з ……(Байкальский) хребты, с юга в чистейшие воды смотрятся ………

(Приморский хр. и хр. Хамар – Дабан). В центральной части Байкала находится остров ……(Ольхон),

высшая точка которого – гора Жима. Напротив неё, в 8-10 км от берега, мы определили самую большую глубину….1620 м. (1637 м.) Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты».


6. Б Е С Е Д А С У Ч А Щ И М И С Я:


- Какой пункт плана мы описали в письме? (пункт А. Географическое положение).

- Поясните слова Л.С. Берга: «Байкал-чудо природы в отношении …. «глубины».

* Запись в тетрадь: 1). Самое глубокое озеро.

- В чём же причина такой глубины?

- Какой картой воспользуемся для ответа? (тектонической): Котловина озера появилась

20-25 млн. лет назад, т.е. это одно из древнейших озёр мира. Его происхождение вызывает споры.

Страница 236 учебника - чтение вслух; анализ рис.147 на стр. 234.


^ 7. О С О Б Е Н Н О С Т И БАЙКАЛА:


- Что иллюстрирует схема? (Озеро возникло в результате глубоких тектонических разломов и после-дующего опускания земной коры).

- Как называются впадины, образующиеся при опускании участков земной коры по линиям разломов?

(грабен). Геофизики выдвигают иную версию: «Байкал – зарождающийся океан». Подтверждением этого они видят: 1) в расхождении берегов озера со скоростью 2 см в год, подобно тому, как это

произошло когда-то с Южной Америкой и Африкой.

На дне озера существует мощный источник сверхпресных вод (ещё одна загадка Байкала) с мощностью

60 куб. км. воды в год. По 5-6 раз в день происходят землетрясения. Здесь до сих пор поднимаются и опускаются байкальские берега. Таким образом, « Байкал-чудо природы в отношении ……..

происхождения». Записываем в тетрадь вторую особенность: * Одно из древних озёр или самый молодой океан.

- Третью особенность Байкала мы почувствуем, выйдя в море. Так поётся в песне: « Славное море, священный Байкал….»(магнитофонная запись шума воды в море). Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине,

стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13. Байкал-

это гигантский « пылесос». Байкал не был бы Байкалом без своих знаменитых ветров. Посмотрите в

таблицу у Вас на парте (смотри Приложение).

- Чем отличаются ветры на Байкале и чем это можно объяснить? (направлением, скоростью, погодой,

которую они приносят и опасностью для мореплавания). Посмотрите внимательно на карту. Байкал со всех сторон зажат хребтами и прорваться ветры могут только в определённых местах – через долины. Неравномерное нагревание поверхности - образуется разница в давлении , следовательно, образуется ветер. - Какой климат на Байкале? Что для него характерно? Покажите на карте самое тёплое место на Байкале.

- Почему в окрестностях Байкала климат считается морским? (Огромная водная масса озера медленно нагревается летом и медленно остывает осенью, храня тепло и смягчая суровые сибирские зимы). Выходит, зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6-10 градусов), а лето прохладнее, чем в соседних районах. Это озеро – огромный аккумулятор тепла, гигантский «пылесос». Вот и третья особенность: « Байкал-чудо природы в отношении…климата и ветров».


Запись в тетрадях: * Самый мягкий и ветреный климат Сибири».


- Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит? (13-й кадр презентации: по объёму пресных вод ему нет равных - 20% мировых запасов. Объём воды Байкала равен объёму воды Балтийского моря

или объёму воды 5-ти Великих Североамериканских озёр. Запасы пресной воды в мире сокращаются.

Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии, Арабских Эмиратов и других государств. Продавая воду, что в год потребляет ЦБК в г. Байкальске, мы получали

бы прибыль в 6 млрд. долларов США. 40 лет могли бы прожить люди всей Земли на байкальской воде.

- Каковы же источники пополнения воды в Байкале: 1.Реки - их 554 («сыновья» Байкала; крупнейшая – река Селенга); 2. Источники на дне Байкала, мощностью 60 куб. км. воды в год;

3. Осадки;

4. Умеренное испарение (много лесов; умеренный

пояс);

5. Грунтовые воды;

6.Вытекает могучая река Ангара (единственная дочь Байкала), благодаря которой происходит водообмен в озере, но с очень медленной скоростью –

более 380 лет надо для полной смены водной массы в озере.

Чтение легенды о водах Байкала на стр. 234 учебника. Как Вы видите – площадь водосбора огромна и равна площади Франции (более 550 тыс. кВ. км). Качество воды в мире с каждым годом ухудшается,

а в озере Байкал чистая и может применяться как дистиллированная ( на глубине 40 метров виден диск).

Как Вы думаете, почему?

- Собирает воду с большой, почти незагрязнённой территории, покрытой лесами;

- Грунтовые воды хорошо отфильтрованы, так как берега сложены твёрдыми кристаллическими

породами, при выветривании которых образуется песок, не дающий примесей в воду. Вода мягкая, так

как имеет совсем малую солёность: 0,01%, а в реках-0,2% (Волга). Так, в озёрной воде кремния меньше

в 3 раза, чем в водах притоков. Оказывается, его извлекают из воды диатомовые водоросли, которые из кремния строят свои панцири (21-й кадр презентации). * Запись в тетради: « Колодец» планеты, вода чистая , пресная, не иссякает.

Но чистая и пресная вода обеспечивается и биологическими особенностями: У Байкала оказались свои «санитары»: биологический фильтр – рачок-эпишура. Он встречается лишь здесь и погибает при потеплении воды до +4 градусов Цельсия (норма +3.5 градусов). Именно эти существа (1 тысяча таких малюток весит всего 1 миллиграм) питаются микроорганизмами, вызывающими «цветение» воды

- Ни одно озеро в мире не может сравниться с Байкалом по разнообразию животного и растительного

мира - более 2600 видов разновидностей; ¾ флоры и фауны – эндемики. Это….? .

Cтр. 237 учебника 2-й абзац – описание удивительного мира подводного царства Байкала исследователем Г.Ю. Верещагиным.

Запись в тетрадях: * «Музей живых экспонатов»

Кадры: 21.22,23,26,27,28 *рачок-эпишура; губки; рачки-бокоплавы; голомянка; сом; омуль;

Байкальская нерпа; байкальский осётр; бычок Гурвича; сиг; хариус.

По берегам Байкала находятся заповедные леса. «Будет лес – будет и Байкал», -говорят старожилы.

- Какие деревья здесь растут?

- Какие животные здесь водятся?

8. Проблемы Байкала: На Байкал надвигается беда. Как сохранить заповедное озеро, чтобы его не

«целлюлозило». Воды озера Байкала уже не способны к самоочищению. В воде обнаружены даже

самые ядовитые вещества – токсины. Назовите причины загрязнения вод Байкала и заполните схему

« Проблемы Байкала». Если Вам трудно это сделать, то обратитесь к приведённым ниже тезисам.

8. Закрепление:

Вот и заканчивается наше виртуальное путешествие, в котором мы увидели уникальный природный объект – озеро Байкал, требующий бережного отношения.

Какие Байкальские трофеи Вы привезли с собой и почему?

Я рада, что не зря взяла Вас в виртуальное путешествие на Байкал. Продолжите, пожалуйста, слова Л.С.Берга: « Байкал – чудо природы в отношении…..

Давайте, ребята, сочиним синквейн :

Байкал

Красивый и родной

Уникален, величав и вечен,

Заповедная совесть страны,

Дорогая жемчужина.


Да, ребята, у Байкала уникально многое (4 и 5 кадры): и тектоника озёрной котловины, и кристально

чистая вода, и музейная сохранённость сотен видов древних животных. Сложно забыть громовую мощь прибоя и упорные ветры. А красоту озера? Ею теперь любуются даже космонавты.

В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо- стальной.


9.Домашнее задание: Решите вопрос: «Как лучше использовать природный комплекс Байкала?»

Задание по рядам:


1-й ряд обсуждает путь превращения Байкала в Мировой научно – исследовательский центр.

2-й ряд аргументирует путь создания национального парка.


3-й ряд создаёт базу для туристического центра.


Решать эти проблемы поможет учебник - стр. 233 – 239.


10. Рефлексия:


= Что Вам понравилось сегодня на уроке?


= На каком этапе Вам было легче всего?


= Где Вы испытывали затруднение?


11.Выставление оценок самими учащимися.


С П А С И Б О З А У Р О К ! ! !



Похожие:

Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconУрока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е)
Сегодня я Вас приглашаю в виртуальное путешествие. А вот куда? Отгадайте название, зашифро
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconКонспект по теме «Байкал жемчужина России» Цели и задачи урока
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconИндивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconПсихолого педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива
Для того чтобы воспитание было успешным, пе­дагогу необходимо его строить на основе объектив­ных сведений о школьниках и детском...
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconВыступления
Географические и культурологические комментарии к публицистической статье В. Г. Распутина «Байкал, Байкал»
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconПлан-конспект урока двоеточие в бессоюзном сложном предложении (Тема урока)
Цель урока: дать понятие о смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconВода – краса природы!
Самое глубокое пресноводное озеро в мире озеро Байкал. Его глубина достигает 1741 метр
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconКрасота озера и прибрежных ландшафтов
Происхождение названия "Байкал" точно не установлено. Наиболее распространена версия, что "Байкал" слово тюркоязычное, происходит...
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconДоклад «Алгебраические свойства золотой пропорции»
Золотое сечение это "чудо" природы и математики, интерес к которому не только не увядает с течением времени, а наоборот возрастает...
Урока: «байкал чудо природы во всех отношениях» ( виртуальноепутешестви е) iconТема. Взаимодействие сил природы Цели урока
Сегодня мы проводим урок окружающего мира в виде соревнования между экипажами по теме “Взаимодействие сил природы”
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы