Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа icon

Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа



НазваниеСценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа
Дата конвертации02.01.2013
Размер73.17 Kb.
ТипСценарий




Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки».


Первая часть праздника - Славление Христа.


Звучит музыка П. Чайковского «Времена года». На экране высвечена картина, изображающая Рождество Христово.

Преподаватель: Кто из вас, мальчиков и девочек, не любит дни, когда на елках, украшенных игрушками, зажигаются гирлянды огней? Вас ждут тогда подарки, песни и игры под зеленым новогодним деревом. Новый год- это начало первого месяца января. Елки зажигались в России именно в честь Рождества.

Старинное слово «Рождество» означает рождение. Кто же родился в этот день? Имя новорожденного - Иисус, а потом Его стали называть Христом. Христос - значит царь, но и Иисус был царем необыкновенным: у него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска. Для людей Его рождество так важно, что почти все народы договорились вести счет годам, начиная с этого события.

^ Первый ведущий: Прошло более двух тысяч лет после Рождества Христова. Когда наступает праздник Рождества, на всей Земле, в домах и церквах, в особых красивых зданиях, построенных в честь Иисуса Христа, зажигают свечи, поют песни о родившемся Младенце.

^ Второй ведущий: В ночь на 24-25 декабря - Рождественский сочельник; начинались двухнедельные новогодние праздники- Святки. Праздник «Святки»- один из главных общеславянских праздников. Мы будем «играть в Святки» так, как в далеком прошлом играли в них русские девушки и парни.

Девочки и мальчики, сидящие на скамья-лавках, тихо разговаривают. В зал входит толпа ребят, впереди идет мальчик со звездой, которая взошла над Вифлеемом в момент рождения Иисуса Христа. (На экране изображение рождественской звезды - символ славления Христа; рождественского фонаря - атрибут крестного хода вокруг церкви, в ночь на Рождество Христово; окно и рождественское печенье – предметы, связанные со святочным обрядом колядования).

Все кланяются, и начинают петь краткую молитву в честь Иисуса:

Рождество Твое, Христе боже наш,

Воссия мирови свет разума,

В нем бо звездам служащии

Звездою учахуся,

Тебе кланятися Солнцу правды

И тебе ведети с высоты Востока:

Господи, слава Тебя!

Чтение рождественских стихотворений (звучит музыка).

Вошедшие ребята хором читают рождественский стих:

Достойно есть удивления

Всей земле веселия:

Христос родился

Весь мир возобновился.

Ангелы славят,

Младенца хвалят,

Небо ликует,

Земля торжествует.

Сей день светлейший,

А тебе, хозяин честнейший,

От Христа Света

Многие лета!

^ Первый ведущий: В дни торжества во многих странах принято устраивать вертепы. На разных языках звучит история о рождении Христа, о злом и жестоком царе Ироде, который хотел уничтожить добро и свет. Мы покажем вертепное представление «Смерть царя Ирода» (показ вертепного представления).

Преподаватель: Святки были праздником для всех, но главными действующими лицами были дети и молодежь. Во время Святок происходил целый комплекс особых обрядов: славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания, игрища - молодежные празднества.

По всей Руси был распространен обычай обихода домов с пением песен, колядок, в которых желали всем, живущим в доме, здоровья, богатства, счастья. За эти добрые пожелания хозяева дарили колядовщикам особые угощения (показ отрывков из кинофильма «Святки»).


^ Вторая часть праздника – Колядование


Мальчики и девочки, сидевшие на скамьях-лавках, превращаются в колядующих. Они повязывают головы шерстяными платками, надевают зимние шапки, давая понять, что приходят с улицы, берут мешки и выходят из зала. Звучит веселая музыка. Возвращаются колядовщики и начинают петь колядки.

Все:

Здравствуйте! С Новым годом!

Со всем родом!

Чтобы здоровы были,

Много лет жили

Коляда, коляда!

Дай краюху пирога

Не дадите пирога-

Мы корову за рога,

Не дадите ножку-

Мы свинью об сошку!

Ребята протягивают мешки, ожидая подарков. Присутствующие подают конфеты, печенье, пряники.

Некоторые колядовщики исполняют песни под окном дома:

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Или сена клок,

Или вилы вбок.

Тут ходили,

Тут гуляли

Колядовщики,-

Искали коляду

По всем дворам,

По всем улочкам,

Переулочкам.

Выходит девушка в русском национальном костюме, изображавшая хозяйку дома, подает колядовщику пирог.

Колядовщики поют песню- похвалу хозяйке:

Виноградье красно, зеленое!

Еще ходят же ребята колядовщики.

Виноградье красно, зеленое.

…А вокруг двора стоит железный тын,

А на каждой тыненке по маковке.

Как у кочета головушка краснехонька,

Таусень!

У Степана-то жена хорошохонька.

Она по двору идет, ровно пава плывет.

Она в избушку идет, ровно буря валит,

Впереди-то сидит, ровно свечка горит.

В пологу она лежит, ровно зайка дышит.

^ Первый ведущий: Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник, накануне Васильева дня, в крещенский сочельник.

Второй ведущий: Принято считать, что колядование- это магический акт, направленный на установление благополучие, как в природе, так и крестьянской семье. Заканчивалось колядование песнями-заклинаниями.

^ Первый ведущий: Колядовавшие обещали семье в новом году «рожь ужинисту, умолотисту, уколотисту, девяносто быков, сто десять коров»- все то, что нужно для счастливой жизни земледельца.

^ Второй ведущий: А рождественское печенье в старину выпекалось из ржаного теста в виде коровок, лошадок, овечек и называлось козульками. Печенье раздавалось колядующим, как ответный дар за пожелания благополучия.

^ Часть третья - Игрища в святочные вечера


Девочки, сидящие на скамьях, ожидают появления ребят и стараются развлечь себя страшными историями.

Первая девочка: Я слышала, что надо найти муравейник, от которого отходят двенадцать дорог, облить его кипятком, потом разгрести муравейник, в земле окажется большая дыра, а на дне ее камень синий, а на камне- царь муравьев. Отгони царя муравьев, а камень подними платком красным и копай под ним яму. Царь муравьев спросит: «Нашел ли?» Отвечать ему нельзя. Нужно камень синий положить в рот, платком вытереться, и сразу станешь невидимым.

^ Вторая девочка: А я вам скажу, что человек может стать невидимым. В ночь на Иванов праздник надо пойти в лес и поискать цветок «адамова голова». Он расцветает только в эту ночь. Сорвать его и положить в церковь под престол. Он должен лежать там сорок дней. После этого он приобретает чудодейственную силу: можно увидеть дьявола, лешего, водяного и всех бесов. Как только увидели лешего, надо сорвать с него шапку и надеть на себя - сразу станешь невидимой.

Потом девочки загадывают друг другу загадки:

Синенька, маленька,

По городу скачет,

Всех людей красит (Иголка).

Под ярусом, под ярусом

Вышит зипун с красным гарусом (Рябина).

Девочки забавляются скороговорками:

«Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха-ха, ха-ха».

«Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом».

«Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши по плоше несли по два гроша».

Звук гармони. Девочки вскрикивают, прячутся, затем все быстро садятся на скамейки.

Мальчики обращаются к девочкам: «Посиделки вашей, лебеди белые». Девочки кланяются, отвечают: «Здравствуйте, молодцы хорошие». Мальчики садятся на противоположную скамью и молчат. Бойкая девочка: «Да что вы и в правду дремлете? Играй, гармонист!».

Девочки начинают петь:

Расступись-ко народ,

Заведем мы хоровод,

Заведем мы хоровод

Парень девицу берет.

Гармонист подходит к девочке и поклоном приглашает выйти на середину зала. Потом девочка выбирает себе мальчика. Все это происходит под пение.

Все становятся в круг, держась за руки. Гармонист в середине круга . Все поют, двигаясь по кругу:

Выйду ль я на реченьку

Посмотрю на быструю…

Затем начинаются игры.

^ Игра «стул».

Мальчик или девочка по очереди садятся на стул.

Все поют:

Я горю, горю, горю

На калиновом мосту.

Ах, кто меня любит,

Тот и выкупит!

К девочке подходит мальчик, дарит ей что-нибудь и садится на стул. К нему подходит девочка, игра продолжается под ту же песню.

^ Игра «в набор».

Девочки сидят в ряд. Мальчики ходят по залу. Одна девочка подходит по очереди к каждой девочке и шепчет ей на ухо имя того мальчика, которому она должна подарить платок. Ребята по очереди подходят к девочкам, чтобы получить подарок. Если мальчик правильно угадал предназначенную ему девочку, то он получает от нее платок. Если не угадал, то девочка хлопает в ладоши и требует, чтобы он сплясал или спел. После этого мальчики и девочки обмениваются ролями.

^ Первый ведущий: А как же игры ряженых? Это имитация прихода нечистой и неведомой силы из иного мира в наш мир. Игры ряженых- это игры, которые должны обеспечить воскресение солнца, природы, продемонстрировать торжество жизни над смертью.

В зал с шумом, с криком врывается толпа ряженых. Лица закрыты масками, тряпками, замазаны сажей. Многие замаскировались под старика, старуху, цыгана. Впереди мальчик, одетый в рваную шубу, на голове шапка, в руках он держит веревку, второй конец которой привязан к «медведю». (Мальчик в меховом полушубке, шапке, рукавицах идет за вожаком на четвереньках). Все кланяются. Вожак обращается к медведю и просит, чтобы тот изобразил ленивого ученика, как красные девицы румянятся, в зеркало смотрят; как бабка Ерофеевна блины печь собралась. Медведь все это изображает. Вожак при каждом поклоне медведя говорит: «С праздником, добрые люди, поздравляем!» При этом также все низко кланяются.

Рядом с ними «коза»- девочка высокого роста, одетая в юбку, толстую кофту, с платком на голове. Из-под платка торчат деревянные рога; борода из мочалки. Парень начинает громко барабанить, а коза и медведь пляшут. Коза старается уколоть медведя рогами, а тот рычит. После пляски происходит шуточная борьба вожака с медведем (все хлопают в ладони). Медведь стаскивает с вожака шапку и обходит с нею зрителей, те бросают ему конфеты, пряники и прочее. Звучит гармонь. Мальчики провожают девочек из зала и поют:

Ты играй, моя тальяночка,

Идем с тобой домой…

Звучит музыка Чайковского «Времена года».

Преподаватель: Дорогие ребята, вы познакомились с праздничной и обрядовой жизнью русских крестьян. Она отличается от того мира, в котором мы живем, особенно от мира горожан. Все, о чем было рассказано, и все, что вы увидели, ушло в прошлое. Это прошлое вряд ли можно возродить, да и вряд ли стоит возрождать. Появление нового образа жизни, новых взглядов на жизнь и его устройства, новых вещей и новых праздников - естественный исторический процесс. Он не позволяет нам вернуться к прошедшим временам.

Мы всегда должны помнить о прошлом, так как оно не исчезает бесследно, а остается в нас и наших детях. Каждый человек несет в себе образ ушедшей жизни- жизни предков своей семьи.

Мы должны всегда помнить, что путь к процветанию лежит через крепкую, вечную связь предков и потомков.



Похожие:

Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconСценарий праздника «Масленица»
Сценарий праздника «Масленица» в начальной школе Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский...
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconСценарий внеклассного мероприятия у лукоморья…

Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconСценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери (25 ноября)
Цель и задачи мероприятия: организация досуга учащихся; установление открытых и доброжелательных отношений между учащимися, родительской...
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconTwo Great Rivers, Two Great Nations. Сценарий внеклассного мероприятия. Цели и задачи мероприятия
Познакомить с произведениями русских художников, поэтов, композиторов, посвященных великой русской реке Волге
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconСценарий праздника ко Дню Святого Валентина
Учитель: Сегодня 14 февраля, самый «сердечный день» календаря – праздник всех влюбленных День Святого Валентина. Давайте познакомимся...
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconСценарий праздника «День матери»
Дорогие наши мамы! Сегодня праздник – День матери. Во многих странах отмечается этот праздник. Люди поздравляют своих мам, приезжают...
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconСценарий внеклассного мероприятия Тема : «Новый год по »
Цель: расширить кругозор знаний учащихся, воспитывать чувство патриотизма, толерантности
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconСценарий внеклассного мероприятия по математике «Встреча с математикой»
Воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconПамятка для воспитателей «Электричество и дети» 27 28 Будакова А. А., 28 старший воспитатель, 28
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов «Осторожно, электричество!»
Сценарий внеклассного мероприятия. Детский праздник «Святки». Первая часть праздника Славление Христа iconПраздник Нептуна Цели: организация интересного досуга детей
Продолжительность праздника 50-60 минут. Место проведения мероприятия спортивная площадка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы