Дополнительная образовательная программа художественной направленности
Дополнительная образовательная программа художественной направленности icon

Дополнительная образовательная программа художественной направленности



НазваниеДополнительная образовательная программа художественной направленности
Дата конвертации17.01.2013
Размер319.13 Kb.
ТипОбразовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Радиотехник»

Центрального района г.Красноярска



Принята на методическом совете

МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник»

Протокол №______от__________

Председатель методического совета

_______________________________

УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ ДОД ЦДОД
«Радиотехник»

_______________Ю.Г. Позолотина

«___» __________2010 г.



дополнительная образовательная программа

художественной направленности

«Факультет анимации. Основы предметной анимации»


Возраст детей: от 12 до 18 лет

Срок реализации: 2 года


Попова Ксения Сергеевна,

педагог дополнительного образования


г. Красноярск

2010 год

^ Пояснительная записка


Подростковый и юношеский возраст отличает ярко выраженная потребность в самореализации, предъявлении себя как личности и индивидуальности в среде сверстников и значимых людей старшего возраста. Достижению этого способствует, прежде всего, активная творческая деятельность подростка. Однако, на требования возраста накладывается и требование времени: в современном изменчивом информационном пространстве необходимо удерживать целостность собственной картины мира.

Творческая реализация подростка в сфере анимации является деятельностью, которая способствует не только формированию и удерживанию целостности картины мира, но также комплексному эстетическому развитию. Так, анимация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для них. Каждому ученику представляется возможным побывать и режиссером, и художником, и оператором, и монтажером, и, несомненно, аниматором (научиться оживлять). Помимо этого, предметная анимация предполагает работу с различным материалом – бумагой, пластилином, сыпучими материалами, куклами, и любым другим, – что предоставляет неограниченную свободу фантазии. В процессе работы над фильмом стираются границы между отдельными видами деятельности, а также происходит «сборка» знаний из различных областей жизни (о физике движения, психологии человека и т.д.). Также анимация способствует развитию навыков коммуникации, умения формулировать собственные мысли, и, более того, выражения их художественными средствами, через образы и атмосферу.
Таким образом, на анимацию следует смотреть не как на новый предмет эстетического цикла, а как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы комплексного эстетического воспитания.

В Красноярском крае практически нет анимационных студий, как детских, так и профессиональных (исключением является студия «Экран» из г. Норильска), что говорит о пробеле в развитии медиа-технологий в регионе. С другой стороны, эта сфера деятельности востребована молодыми людьми, однако, нехватка знаний о технологиях и способах приостанавливает многих. В этом отношении программа «Основы предметной анимации» закрывает этот пробел по отношению к некоторым видам анимации, а также дает целостное представление об изучаемой сфере. Вполне возможно, что через некоторое время красноярская анимация будет так же известна, как анимация из Екатеринбурга или Самары.

Программа «Основы предметной анимации» является модифицированной и предназначена для школьников средней и старшей ступени, рассчитана на два учебных года.


^ Цель программы: формирование образного мышления, создание среды для творческой самореализации человека в сфере анимации.


Задачи преподавания курса:

  • дать представление о возможностях и месте анимации в сферах современного искусства и медиа-технологий;

  • сформировать понятийный аппарат обучающегося в сфере анимации (понятия «мультипликат», «компоновка», «промежуточная фаза» «перекладка», «экспозиционный лист», «тайминг» и проч.);

  • изучить основы теории движения, принципы анимации, основы режиссуры, сценарного мастерства, композиции кадра, обработки звука и монтажа, необходимые для создания анимационных фильмов;

  • научиться применять полученные знания на практике при создании анимационных фильмов в любой технологии;

  • научить самостоятельно находить информацию (посредством литературы, Интернета и человеческих ресурсов) для создания анимационных фильмов.


^ Предполагаемые образовательные продукты

По итогам занятий по курсу «Основы предметной анимации» обучаемые должны получить целостное представление о сфере анимации и самоопределиться в ней, т.е. по окончанию курса обучающиеся должны

знать:

  • основные этапы развития анимации;

  • теоретические основы анимации;

  • основы процессов съемки и создания мультфильма;

  • технику безопасности при работе с видеотехникой и компьютером;

  • основы мультмонтажа в свободном программном обеспечении;


уметь:

  • различать технологии анимации;

  • критически оценивать и разбирать анимационные фильмы с точки зрения качества анимации, режиссуры и т.п.;

  • применять принципы анимации в любой выбираемой анимационной технологии;

  • разрабатывать собственный анимационный стиль;


иметь представление:

  • о месте анимации в сфере медиатехнологий;

  • о современных анимационных технологиях;

  • о существующих типах и стилях анимации;

  • о режиссуре и движении в анимации;


Контингент и трудоемкость программы

Программа рассчитана на группу в 8 человек в возрасте от 12 до 18 лет.

Курс рассчитан на 2 года. Продолжительность курса – 408 часов, из которых 384 часа групповых занятий. Теоретические и практические групповые занятия проводятся 3 раз в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом каждые 45 минут.

Также в курсе предусматриваются для каждого учебного года 12 часов индивидуального проектирования, проводимые три раза в восемь недель для каждого учащегося продолжительностью 1 академический час. С учетом того, что в учебном году 32 недели (в осеннем полугодии – 15 недель, в весеннем – 17), общее количество часов индивидуального проектирования для учащегося составляет 24 часа за два учебных года. Количество часов индивидуального проектирования для группы в 8 учащихся – 192 часов.


^ Технические требования к актуализации программы

Технические требования к актуализации программы делятся на требования к организации пространства и требования к обеспечению необходимыми для работы материалами.

Для организации рабочего пространства по курсу необходимы следующие технические составляющие (должны обновляться по мере поломки или выхода из строя):


^ Наименование ресурса

Количество

Мультипликационный стол минимум с тремя ярусами из стекла

1 шт.

Стол для съемки объемной анимации

1 шт.

Фотоаппарат Canon с возможностью ручной настройки и подключением к компьютеру

1 шт.

Провод USB

1 шт. с двумя переходниками или 1 шт. – длинный (3-5м)

Лампы дневного освещения

3 шт.

Черная светопоглощающая ткань

2 м – длинной,

1,5 м – шириной

Компьютер со свободным программным обеспечение

1 шт.

Штатив для фотоаппарата с возможностью горизонтального положения

1 шт.

Проектор

1 шт.

Экран

1 шт.

Рабочее место для ученика

8 шт.


Необходимые материалы для работы (должны обновляться по мере необходимости, не реже, чем раз в полугодие):

^ Наименование ресурса

Количество

Пластилин цветной «Луч», 6 или 8 цв.

70 коробок

Пластилин скульптурный

4 брикета

Краски гуашевые

7 коробок

Краски акварельные

7 коробок

Краски акварельные художественные «Белые ночи» 12 цв.

1 коробка

Краски темпера «Мастер-класс»

1 коробка

Бумага цветная

10 пачек

Ватман

100 листов

Кисти

3 набора художественных кистей

Карандаши простые

2 набора 10 шт. различной твердости

Карандаши цветные 24 цвета

2 набора 24 цвета

Карандаши акварельные 12 цветов

1 набор

Мелки восковые

2 набора

Клей карандашный

3 шт.

Клей ПВА

3 шт.

Ножницы

8 шт.

Альбом для рисования 48 л.

30 шт.

Спички

10 коробок

Уголь художественный

1 коробка

Сепия (уголь)

1 коробка

Салфетки

2 пачки

Проволока различного объема

30 м

Нож канцелярский

2 шт.

Баночки-непроливайки под воду

5 шт.

Ластик

10 шт.

Скотч бумажный

3 шт.

Скотч двусторонний

1 шт.

^ Учебно-тематический план


Первый год обучения


Модуль

Тема

^ Кол-во часов

теор.

практ.

всего

1. Основы анимации

1.1 Обзор медиа-технологий

2




2

1.2 История анимации

4

2

6

1.3 Позиция аниматора и его функционал

6




6

1.4 Природа движения, движение в кинематографе

8

14

22

1.5 Действие и реакция

6

10

16

1.6 Основы композиции, законы изображения

6

6

12

1.7 Анимационная миниатюра

4

6

10

1.8 Экранизация в анимации: особенности и подходы

4

4

8

1.9 Основы производства анимационного фильма

2

4

6

1.10 Art session




2

2

Итого

42

48

90

2. Основы режиссуры в анимации

2.1 Основы анимации (повторение)

2




2

2.2 Тема и идея

4

8

12

2.3 Сюжет и ситуация

4

8

12

2.4 Образ, изображение и композиция

8

12

20

2.5 Звук в анимации, ритм фильма

6

8

14

2.6 Литературный сценарий, режиссерский сценарий

6

6

12

2.7 Раскадровка и монтаж

6

10

16

2.8 Монтаж собственного фильма

2

10

12

2.9 Art session




2

2

Итого

38

64

102

Часы индивидуального проектирования

12

^ Всего за первый год обучения

204



Второй год обучения


Модуль

Тема

^ Кол-во часов

теор.

практ.

всего

3. Углубление в режиссуру и практику. Подготовка к дипломному проекту.

3.1 Основы режиссуры в анимации (повторение)

2




2

3.2 Позиции в анимации.

6

4

10

3.3 Появление и разработка замыслов дипломных анимационных фильмов – в рамках тематик ближайших анимационных фестивалей

10

20

30

3.4 Стратегия создания художественного образа фильма

6

10

16

3.5 Литературный сценарий и режиссерский сценарий дипломных работ

6

12

18

3.6 Производственный план работы над дипломными проектами анимационных фильмов

4

8

12

3.7 Art session




2

2

Итого

34

56

90

4. Работа над дипломным проектом

4.1 Основы режиссуры в анимации (повторение)

2




2

4.2 Работа над дипломными анимационными фильмами

16

82

98

4.3 Art session




2

2

Итого

18

84

102

Часы индивидуального проектирования

12

^ Всего за второй год обучения

204



Содержание программы



Тема

Содержание
темы


Теоретические занятия (дидактическая цель, форма организации)

^ Практические занятия: тема, дидактическая цель

Кол-во
часов


Модуль 1 – Основы анимации

1.1 Обзор медиатехнологий

Медиатехнологии, анимация, особенности языка анимации.

Раскрыть сферу анимации в контексте других медиатехнологий, обозначить ее преемственность и особенности (лекция-беседа).




2

1.2 История анимации

Этапы развития анимации, виды анимации: двухмерная, трехмерная, рисованная, перекладка, кукольная, пластилиновая, бескамерная, технология «ожившая живопись», пиксилляция, сыпучие материалы, «игольчатый экран» А. Алексеева; история советской анимации.

Сформировать представление об историческом развитии анимации в целом, о разнообразии анимационных технологий (лекция с просмотрами).

Мультибусы «Первый блин». Цель – предоставить возможность почувствовать и прожить чудо «ожившего изображения» через создание первого мультфильма.

6

1.3 Позиция аниматора и его функционал

Принципы и методы одушевления, инструментарий и материалы одушевления; компоновки и промежуточные фазы; расчет движения («тайминг»)

Сформировать представление о профессии аниматора, его функционале и инструментарии (лекция)




6

1.4 Природа движения, движение в кинематографе

Механическое движение, физическое движение, эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты, мультипликат, фактура.

Сформировать представление о природе движения, его принципах, познакомить на практике с различными анимационными технологиями (лекция с просмотрами примеров, разработка мультипликата, а затем выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях).

Анимационная площадка «Джаз-компот» на Красноярской Ярмарке Книжной Культуры. Цель – ознакомить с работой и возможностями в сфере детской анимации через участие в площадке в качестве стажеров.

22

1.5 Действие и реакция

Действие, реакция, этапы реакции персонажа, характер персонажа.

Сформировать представление о взаимосвязи действия и реакции, их необходимости в решении актерской задачи; умения по разработке мультипликата на «действие-реакцию».

(лекция с просмотрами примеров, упражнение)

16

1.6 Основы композиции, законы изображения

Композиция, цвет, линия, пятно, контраст, яркость, большая форма.

Сформировать представление об основах композиции, законах изображения на основе мировых шедевров изобразительного искусства, книжной иллюстрации

(лекция с просмотрами, упражнение)

12

1.7 Анимационная миниатюра

Миниатюра, принципы движения, разработка движения и характера персонажа.

Сформировать представление о принципах движения различных предметов, движении характера и умения их реализовывать (лекция, упражнение).

Миниатюра на свободную тему. Цель – обобщение уже полученных знаний и их практическое применение искусстве малых форм.

10

1.8 Экранизация в анимации: особенности и подходы

Экранизация анимационного фильма, принципы экранизации.

Сформировать представление об экранизации как об искусстве, проанализировать различные подходы к экранизации, продемонстрировать шедевры анимационной экранизации (лекция с просмотрами).

Фильм-экранизация (итоговая работа). Цель – организовать получение опыта частичного прохождения всех этапов производства анимационного фильма, практическое освоение полученных знаний и умений о движении и характере анимационного персонажа. Сформировать умение работать с литературной основой.

8

1.9 Основы производства анимационного фильма

Сценарий, раскадровка, анимационный стиль, этапы производства анимационного фильма

Сформировать представление о производстве анимационного фильма как сложноорганизованном процессе, знание об этапах производства (лекция).

6

1.10 Art session







Проанализировать ошибки и успехи в работе над фильмом.

2

^ Творческий продукт – создание общего группового фильма-экранизации на выбранный учениками сюжет в любой технологии под руководством преподавателя.

^ Модуль 2 – Основы режиссуры в анимации

2.1 Обобщение пройденного материала по теме «Основы анимации»

Движение, виды движения, мультипликат, фактура, характер персонажа.

Обобщить и закрепить пройденный материал в предыдущем семестре (лекция-беседа).




2

2.2 Тема и идея

Тема, идея, авторская позиция режиссера, мультигеничность.

Сформировать представление о подходах и способах появления тем и идей у различных режиссеров, о понятии «мультигеничность» (лекция с просмотрами).

Фильм-ассоциация, особенности и поэзия фильма; свободные образы, их киновоплощение. Цель – сформировать представление о фильме-ассоциации как о возможности гибкого воплощения собственного режиссерского замысла, умения работать с абстрактными образами.

12

2.3 Сюжет и ситуация

Архитектура сюжета, сюжет и характеры, ситуация в анимационном фильме.

Сформировать представление об основах архитектуры сюжета, понятии и назначении ситуации в анимационных фильмах (лекция с просмотрами).

Разработка собственных режиссерских замыслов анимационных фильмов. Цель – сформировать умение разрабатывать и оформлять собственные замыслы.

12

2.4 Образ, изображение и композиция

Образ персонажа, дисциплина кинокадра, композиция, цвет, свет.

Сформировать представление об основах композиции, значении света и цвета в анимации, умения предложить варианты кинематографического образа для воплощения образа литературного и грамотно строить композицию и изображение в кадре (лекция с просмотрами; упражнение).

Фильм-ассоциация, работа над фильмом. Цель – организовать получение опыта режиссерской работы над собственным замыслом. Сформировать умение применять получаемые теоретические и практические знания в процессе работы над фильмом.

20

2.5 Звук в анимации, ритм фильма

Звук, ритм, график изображения и звука, акценты.

Сформировать представление о подходах к звуковому оформлению у различных режиссеров, вариантах звукового оформления анимационных фильмов, понятиях ритма и звука в анимации. Сформировать умения строить звуковую раскадровку фильма, ритм фильма (лекция с просмотрами и разбором дидактического материала; упражнения).

14

2.6 Литературный сценарий, режиссерский сценарий

Литературный сценарий, режиссерский сценарий, принципы работы со сценариями.

Сформировать представление о литературном и режиссерском сценариях, правилах записи (лекция).

12

2.7 Раскадровка и монтаж

Раскадровка, монтаж, монтажный план

Сформировать представление об основах и принципах монтажа в кинематографе, подходах к созданию раскадровки. Сформировать умения рисовать раскадровку сообразно задуманному монтажу (лекция, упражнение).

16

2.8 Монтаж собственного фильма

Монтаж, приемы монтажа.

Сформировать умения монтировать собственный фильм в свободном программном обеспечении.

12

2.9 Art session







Проанализировать ошибки и успехи в работе над фильмом.

2

^ Творческий продукт – создание учениками индивидуальных фильмов-ассоциаций длительностью до трех минут на основе собственных режиссерских замыслов под руководством преподавателя.

^ Модуль 3 – Углубление в режиссуру и практику.
Подготовка к дипломному проекту


3.1 Обобщение пройденного материала

Тема, идея, сюжет, ситуация, архитектура сюжета, образ персонажа, дисциплина кинокадра, композиция, цвет, свет, звук, ритм, график изображения и звука, акценты, литературный сценарий, режиссерский сценарий, раскадровка, монтаж, монтажный план.

Обобщить и закрепить пройденный материал в предыдущем семестре (лекция-беседа).




2

3.2 Позиции в анимации

Режиссер, сценарист, аниматор, оператор, художник-постановщик, художник, монтажер.

Сформировать представление о позициях, занимаемых людьми в процессе производства анимационного фильма, умения относиться к собственному опыту и анализировать его, самоопределение учеников по предпочтительным позициям

Индивидуальная практика по каждому направлению работы: мастер-классы специалистов-художников, монтажеров, операторов, режиссеров. Цель – организовать углубленное изучение каждой позиции.

10

3.3 Появление и разработка замыслов дипломных анимационных фильмов – в рамках тематик ближайших анимационных фестивалей

Анимационный фестиваль, дипломная работа.

Сформировать знания о работе над режиссерским замыслом в контексте определенных тем.

Практикум по технологиям: создание анимационных этюдов. Цель – сформировать умения работы над режиссерским замыслом в контексте определенных тем; организовать повторный опыт работы в разных анимационных технологиях для дальнейшего выбора технологии в которой будет осуществляться дипломная работа.

30

3.4 Стратегия создания художественного образа фильма

Художественный образ, исследование исторических и культурных контекстов.

Сформировать умения анализировать свой замысел и планировать исследование исторических и культурных контекстов, на которые можно опираться в процессе разработки художественного образа фильма (занятие смешанного типа).

Проработка художественной составляющей фильма. Цель – организовать практику основательной работы над художественным образом фильма через просмотры картин, поиск иллюстраций, фотографий и материалов для работы.

16

3.5 Литературный сценарий и режиссерский сценарий дипломных работ

Литературный сценарий, режиссерский сценарий.

Сформировать умения писать литературный и режиссерский сценарии на собственные замыслы, учитывая знания о ритме, звуке, композиции, монтаже (занятие смешанного типа).

18

3.6 Производственный план работы над дипломными проектами анимационных фильмов

Производственный план

Сформировать знания и умения планировать время и ресурсы для работы над анимационным фильмом (занятие смешанного типа).

Демо-версия дипломного анимационного фильма. Цель – организовать процесс черновой пробы, зафиксировать моменты сопротивления материала.

12

3.7 Art session







Проанализировать ошибки и успехи в работе над будущим фильмом.

2

^ Творческий продукт – создание демо-версий дипломных анимационных работ на выбранные и самостоятельно разработанные учениками сюжеты.

Модуль 4 Работа над дипломным проектом.

4.1 Обобщение пройденного материала

Позиции в анимации, анимационный фестиваль, дипломная работа, исследование исторических и культурных контекстов, производственный план.

Обобщить и закрепить пройденный материал в предыдущем семестре (лекция-беседа).




2

4.2 Работа над дипломными анимационными фильмами

Дипломная работа, анимация

Работа над дипломным проектом. Цель – обобщить и закрепить на практике все полученные в течение курса знания и умения.

98

4.3 Art session







Проанализировать ошибки и успехи в работе над дипломными фильмами.

2

^ Творческий продукт – создание дипломных анимационных работ на выбранные и

самостоятельно разработанные учениками сюжеты.



Методическое обеспечение


Структура курса и рекомендации по его проведению

Занятия по курсу «Основы предметной анимации» делятся на групповые и проектные.

Групповые занятия направлены на формирование представления об основах анимации, режиссуре в анимации, позициях в анимации, умений работать в группе, обсуждать и анализировать анимационные работы. Они проходят в форме лекций, лекций-бесед, лекций с просмотрами, практических упражнений.

Часы индивидуального проектирования (проектные занятия), в свою очередь, направлены на получение учениками опыта работы над анимационными фильмами и опыта других практик, связанных с анимацией (организация и проведение анимационных площадок для детей). Они проходят в форме практических занятий по созданию персонажей, съемке, монтажу – в работе над конкретным проектным фильмом, мастер-классов у узких специалистов. Ввиду трудоемкости технологии анимации и ее специфики, в периоды съемки анимационного фильма предполагается высокая плотность практических занятий.

Часы индивидуального проектирования необходимы для более полного практического и творческого освоения программы, поскольку анимация – очень трудоемкий процесс во временном отношении (качество анимационного фильма прямо пропорционально временным затратам на него).

Программа состоит из четырех модулей. Модули первого года направлены на введение в основы предметной анимации, модули второго года – на углубленное изучение c выходом на дипломный проект.

В первом модуле «Основы анимации» во внегрупповое время предлагаются следующие виды работ: съемка мультибус (каждый слушатель курса имеет возможность на основе минимальных знаний об анимации создать свой кусочек общего мультфильма; в результате – первая проба, становящаяся предметом рефлексии); участие в анимационной площадке «Джаз-компот» на КрЯККе (слушатель курса является стажером-консультантом при работе с детьми; а также он получает возможность обобщить уже полученные знания и применить их в сфере детской анимации); индивидуальная работа по созданию миниатюры и групповая – по созданию общего мультфильма-экранизации (здесь практические часы необходимы как дополнительные в процессе подготовки, съемки и монтажа фильмов).

Во втором модуле «Основы режиссуры в анимации» практические часы используются в основном для практической работы над творческим продуктом – фильмом-ассоциацией, индивидуальной режиссерской работой каждого слушателя курса.

В третьем модуле «Углубление в режиссуру и практику. Подготовка к дипломному проекту» в часы индивидуального проектирования включена не только практическая работа по подготовке к дипломному проекту, но и индивидуальная практика по каждому профессиональному направлению в сфере анимации (мастер-классы специалистов-художников, монтажеров, операторов, режиссеров), а также практикум по технологиям: создание анимационных этюдов (с целью организовать повторный опыт работы в разных анимационных технологиях для дальнейшего выбора технологии в которой будет осуществляться дипломная работа).

В четвертом модуле «Работа над дипломным проектом» все часы – и теоретические, и практические – используются для организации полноценного творческого пространства по работе над дипломными проектами, с целью максимально увеличить время для содержательной доработки и качественной практической работы над итоговой работой.

Способ аттестации по курсу – участие в семестровых Artsessions, участие в создании указанных в программе творческих продуктов, создание итоговой дипломной анимационной работы.

При изучении каждой темы используется различный наглядный материал (книжные иллюстрации, мультфильмы, картины, видео-уроки, фильмы), демонстрирующий, различные аспекты анимационного искусства – виды анимации, приемы компоновки, художественные стили, основы композиции и прочее. Ниже представлено обеспечение занятий по изучаемым темам.


Тема

Методическое обеспечение

История анимации

  • Мультфильмы Э. Рейно, В. Старевича, А. Алексеева, У. Диснея, М. Цехановского, Гарри Бардина, А. Петрова, Нормана Мак-Ларена и других.

Позиция аниматора и его функционал

  • Хитрук, Ф.С. Профессия – аниматор / Ф.С Хитрук. В 2 т. – М.: Гаятри, 2007

  • Халас, Джон, Уайтэкер, Гаральд. Тайминг в анимации / Джон Халас, Гаральд Уайтэкер. Режим доступа – http://vse-uroki.ru/design/840-tajming-v-animacii-garold-uajtyeker-i-dzhon-xalas.html

  • Видео-уроки Richard Williams – The Animator'S Survival Kit

Природа движения, движение в кинематографе

Действие и реакция

Основы композиции, законы изображения

  • Норштейн, Ю.Б. Снег на траве / в двух книгах. – М.: изд-во «Красная площадь», 2008.

  • Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М.: «Искусство», 2004.

  • Картины П. Клее, П. Пикассо, Ж. Брака, К. Хокусая, Рембрандта и др.

  • иллюстрации Г. Калиновского, братьев Трауготов и др.

Экранизация в анимации: особенности и подходы

  • Анимационные фильмы М. Муат, Ю. Норштейна, Л. Атаманова, А. Петрова и других.

Основы производства анимационного фильма

  • Хитрук, Ф.С. Профессия – аниматор / Ф.С Хитрук. В 2 т. – М.: Гаятри, 2007

  • Халас, Джон, Уайтэкер, Гаральд. Тайминг в анимации / Джон Халас, Гаральд Уайтэкер. Режим доступа – http://vse-uroki.ru/design/840-tajming-v-animacii-garold-uajtyeker-i-dzhon-xalas.html

  • Сергей Серёгин. День рождения мультфильма (DVD)

Тема и идея

  • Норштейн, Ю.Б. Снег на траве / в 2-х кн. – М.: изд-во «Красная площадь», 2008.

  • Хитрук, Ф.С. Профессия – аниматор / Ф.С Хитрук. В 2 т. – М.: Гаятри, 2007

  • Мультфильмы Ф.С. Хитрука, Г. Бардина.

Сюжет и ситуация

  • Норштейн, Ю.Б. Снег на траве / в 2-х кн. – М.: изд-во «Красная площадь», 2008.

  • Хитрук, Ф.С. Профессия – аниматор / Ф.С Хитрук. В 2 т. – М.: Гаятри, 2007

  • Мультфильмы Ю. Норштейна, Ф.С. Хитрука, Л. Атаманова и др.

Образ, изображение и композиция

Звук в анимации, ритм фильма

Литературный сценарий, режиссерский сценарий

  • Хитрук, Ф.С. Профессия – аниматор / Ф.С Хитрук. В 2 т. – М.: Гаятри, 2007.

Раскадровка и монтаж

  • Раскадровка анимационного фильма «Остров» (Ф.С. Хитрук), материал сообщества – режим доступа: http://community.livejournal.com/raskadrovki/

  • Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video / А.Г. Соколов. – M.: Издательство «625», 2001.



Глоссарий

Аниматик – анимированная раскадровка, включающая основные монтажные приемы будущего фильма: расположение объектов в кадре, движение камеры и т.п., и отснятая в хронометраже будущих сцен, с репликами.

Анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление. Слова «Мультипликация» и «Анимация» в современном русском языке нередко используются в качестве синонимов, несмотря на различное происхождение этих слов и их значений (денотатов). При этом в профессиональных кругах второе преобладает, будучи частью международного профессионального жаргона, таких понятий как аниматик и т.п.

Компоновка – ключевая фаза мультипликата, определяющая характер и направление движения.

^ Лимитированная анимация – анимация, в которой используется как можно больше повторов уже сделанных фаз и в большем объеме используется статика. Как правило, в такого рода фильмах на секунду экранного времени затрачивается не более 6 рисунков. Лимитированная анимация требует такого же мастерства от одушевителя, как и классическая (т.е. максимально детализированная), поскольку здесь приходится создавать иллюзию действия самыми экономными средствами.

Мультипликат – ключевые компановки, которые создает художник-мультипликатор (аниматор).

Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приёмы получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы объектов (морфинг) с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.

Мультстанок – специальным образом оборудованная кинокамера и съемочной стол, где последовательно монтируются и снимаются в ярусах и слоях кадры анимации.

Перекладка – технология анимации, в основе которой лежит плоская марионетка. Персонажи вырезаны из плотной бумаги, целлулоида, двигаются (анимируются) непосредственно под камерой.

Пиксилляция – собранное заново по кадрам с новым таймингом и от этого ставшее условным движение живого актера.

Раскадровка – последовательность рисунков, определяющих монтажные планы.

Статика – наиболее устойчивое положение персонажа, которое можно держать в кадре длительное время. Несет функцию точки в предложении. Рисунок, предназначенный для статики, делается обычно с большей тщательностью, чем остальные фазы.

Тайминг – английское слово «timing» не имеет аналога в русском языке. Оно может означать темпоритм, синхронизацию, хронометраж. В анимации его следует понимать как расчет движения во времени и пространстве. Это та часть одушевления, которая придает движению смысл. Основные принципы тайминга в анимации: 1. Точная мизансценировка и композиция кадра. 2. Расчет времени на подготовку зрителя к предстоящему событию, на само действие и затем на реакцию зрителя на это событие.

^ Тотальная анимация – анимация, в которой в каждом кадре перерисовываются не только персонажи, но и фон. Каждая картинка рисуется полностью.

Фаза – промежуточное положение между компоновками.

Фазовка – создание промежуточных фаз движения.

Черновой мультипликат – мультипликат до прорисовки.

^ Экспозиционный лист (Exposhure List) – табличная форма, передающая последовательность фазованных рисунков, слоистое построение сцены, синхрон со звуковыми фразами, работу камеры, служебные пометки и т.д. Один из основных подписываемых и утверждаемых документов. Определяет, какие элементы сцены подлежат сканированию и закраске, в каких кадрах они расположены и какие слои собой представляют, как должна вести себя камера и т. д. На многих американских мультстудиях пользуются листами, вмещающими 96 кадров (4 секунды). При работе для ТВ, где скорость проекции 25 кадра в секунду, применяют листы в 100 кадров. В советских и российских студиях экспозиционный лист рассчитан на 52 кадра, что равно 1 метру кинопленки.


Перечень литературы для самостоятельной работы обучающихся

  1. Лекции Ю. Б. Норштейна на радио «Культура». Режим доступа – http://www.cultradio.ru/doc.html?id=98612

  2. Норштейн, Ю. Снег на траве // Искусство кино. – №11. – 2001. – 108-128.

  3. Норштейн, Ю. Снег на траве // Искусство кино. – №9. – 2001. – С. 118-135.

  4. Норштейн, Ю.Б. Снег на траве / в двух книгах. – М.: изд-во «Красная площадь», 2008.

  5. Халатов, Н. Мы снимаем мультфильмы / Н. Халатов. – М.: Молодая гвардия, 1989.

  6. Хитрук, Ф.С. Профессия – аниматор / Федор Хитрук (в 2 тт.) – М.: Гаятри, 2007.

  7. Энциклопедия отечественной мультипликации / сост. С.В. Капков – М.: Алгоритм, 2006. – 816с.


Перечень используемой литературы



  1. Анофриков П.И. Принципы работы детской студии мультипликации / П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2008. – 17 с.

  2. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки: методическое пособие / Д.В. Велинский. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2004. – 18 с.

  3. Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста: учебник неругачих обсуждений / В. Иткин. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2006. – 21 с.

  4. «Искусство в школе»: общественно-педагогический и научно-методический журнал. №№ 5-7. – 2008.

  5. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.

  6. Курс «Увлекательная мультипликация». Режим доступа – http://www.touchscience.ru/moodle/course/view.php?id=26

  7. Лекции Ю.Б. Норштейна на радио «Культура». Режим доступа – http://www.cultradio.ru/doc.html?id=98612

  8. Норштейн Ю. Б. Снег на траве // Искусство кино. №11. – 2001. – С. 108-128.

  9. Норштейн Ю. Б. Снег на траве // Искусство кино. №9. – 2001. – С. 118-135.

  10. Норштейн Ю.Б. Снег на траве / в двух книгах. – М.: изд-во «Красная площадь», 2008.

  11. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы / Н. Халатов. – М.: Молодая гвардия, 1989.

  12. Хитрук, Ф.С. Профессия – аниматор / Ф.С Хитрук. В 2 т. – М.: Гаятри, 2007.

  13. Энциклопедия отечественной мультипликации / сост. С.В. Капков – М.: Алгоритм, 2006. – 816с.






Похожие:

Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа художественной направленности
Процесс изучения языка фотографии учит находить новое в повседневном; понимать суть процесса, его кульминацию, определять композицию...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа: «паутинка»
...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности
Поэтому занятия кинематографии – это большой спектр разнообразных по форме и содержанию работ
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа научно-технической направленности
...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconОбразовательная программа научно-технической направленности «Факультет анимации. Компьютерная анимация»
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности «Факультет анимации. Компьютерная анимация»
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа научно-технической направленности среднего (полного) общего образования
С другой стороны, вкладывая в события различные, а порой диаметрально противоположные смыслы, ученик оформляет для себя возможность...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа областная школа спортивного ориентирования
Авторская программа дополнительного образования детей физкультурно -спортивной направленности «Областная школа спортивного ориентирования...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности
Произвольное управление этими потоками становится залогом социальной адекватности и психологической сохранности. Поэтому основной...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности дошкольного общего образования
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Радиотехник»
Дополнительная образовательная программа художественной направленности iconДополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности
Медиасфера является информационно сверхнасыщенной средой, где концентрация новых идей предельно высока. Для обучения конкурентоспособных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов