Протокол № от 2012 г. «Согласовано» icon

Протокол № от 2012 г. «Согласовано»



НазваниеПротокол № от 2012 г. «Согласовано»
Дата конвертации07.01.2013
Размер439.61 Kb.
ТипПротокол


«Согласовано»

Руководитель ШМО

МОУ Гремяченская СОШ

______

Протокол № ___ от

«___»_________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР Юдина О,Ю.

_______

«____»____________2012 г.


«Утверждено»

Директор МОУ

«СОШ с.Гремячка»

_______

Приказ № ___ от

«____»____________2012 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Гремячка

Новобурасского района Саратовской области»


Рабочая программа

учителя Наумовой Светланы Геннадьевны

по внеурочной деятельности

«Мир творчества»

1класс


2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

Класс – 1

Количество занятий в неделю – 1

Количество часов в год - 33

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлече­ний, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное простран­ство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмо­ционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных облас­тях спорта, искусства, науки, техники.

Цель предлагаемой программой состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искус­ство, музыка, хореография, театр и т. д.).

Задачи:

• развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в том или ином виде искусства;

• научить приёмам исполнительского мастерства;

• научить правильно, использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.


Программа «Смотрю на мир глазами художника» рас­считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб­разительным искусством и художественно-творческой дея­тельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспита­тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности; творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения изобразительно­го искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и воспринимать проявления художест­венной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архи­тектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсужде­нии содержания и выразительных средств произведений ис­кусства;

- активном использовании языка изобразительного искус­ства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружа­ющего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержа­нием;

- умении организовывать самостоятельную художествен­но-творческую деятельность, выбирать средства для реализа­ции художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-твор­ческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного ис­кусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях ис­кусства; умение различать основные виды и жанры пластичес­ких искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художествен­ных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере - умение различать и пе­редавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, чело­веку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, вы­раженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоцио­нально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суж­дения о художественных особенностях произведений, изобра­жающих природу и человека в различных эмоциональных со­стояниях; умение обсуждать коллективные результаты художе­стве нно – творческой деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные ма­териалы и средства художественной выразительности для пе­редачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации извест­ных.


^ Содержание курса


  1. Живопись.

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио­нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче­ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, вырази­тельных объектов природы, цветов, камней, сказочных пер­сонажей.


  1. Графика

Продолжение освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо­вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.


  1. Скульптура

Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавли­вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображе­ние листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.


  1. Аппликация

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет-> ся работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх ' цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитек­турных сооружений, овощей, фруктов.


  1. ^ Бумажная пластика

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании худо­жественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объек­тов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.


  1. ^ Работа с природными материалами

Второй год обучения. Разнообразие природных материа­лов расширяется введением в работу .скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы­бору детей).


  1. ^ Организация и обсуждение выставки детских работ

При организации выставки педа­гог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроиз­вести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.


Календарно - тематическое планирование




п/п

Наименование

раздела и тем

^ Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Дата проведения



1-2


3-4


5-6


7


8


9


10


11


12


13.14


15.16


17.18


19.20


21.22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33



I четверть


Живопись -11часов


Создание выразительных объектов в природы «Золотая осень»


Цвет – основа языка живописи. Основные и составные цвета.

Тема: «Радуга и праздник красок».


Теплые и хо­лодные цвета

Тема: «Цветы и бабочки», «Подводный мир».


Выполнение упражнений с изменением цвета путем насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной краской).

Контрастные цвета. Тема: «Мы – строили. Домики» (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур.).


"Пейзаж. Состояние природы" (мазок в живописи). Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением.


II четверть


"Цветовушка". Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение.

"Живая капля". Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и придумать название.

^ Графика -11часов


Линия – основа языка рисунка

освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, проведение пластичных, свободных линий.


Контраст толстой и тонкой линии.

Тема: Изображение животных, птиц.


Тоновые пятна.

Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта.


Приемы работы цветными карандашами

Изображение природы.


Выполнение упражнений на ритм.


III четверть


Контраст темных и светлых пятен в графическом образе. Портрет человека.


^ Скульптура -3часа


Основные приемы работы (защипление, заминание, вдавливание) со скульптурным материалом – пластилином. Лепка листьев.


Приемы передачи в объемной форме фактуры. Лепка ваз.


Лепка сказочных персонажей. (на плоскости).


^ Аппликация -4часа


Техника обрывной аппликации


Работа с ножницами и получения симметричных форм.


IV четверть


Создание орнаментов и узоров из различной бумаги. (овощи и фрукты.)


Выполнить композицию из цветов.


^ Бумажная пластика -2часа


Силуэтное вырезание формы.


Изображение отдельных фигурок.


Изображение деревьев и кустарников (скручивание, склеивание, сминание бумаги)


^ Работа с природным материалом -2часа


Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу» (шишки, листья деревьев, ветки, пластилин, клей, ножницы, бумага, салфетки).


Изображение уголков природы





2 часа


2 часа


2 часа


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


2 часа


2 часа


2 часа


2 часа


2 часа


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час


1 час










^ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;

  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;

  • учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;

  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  • обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

  • обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

  • приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

  • приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.



\


Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Гремячка

Новобурасского района Саратовской области»



«Согласовано»

Руководитель ШМО

МОУ « СОШ с. Гремячка»

______

Протокол № ___ от

«___»_________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР Юдина О.Ю.

_______

«____»____________2011 г.


«Утверждено»

Директор МОУ«СОШ с. Гремячка

_______

Приказ № ___ от

«____»____________2011 г.



Рабочая программа

учителя Наумовой Светланы Геннадьевны

по учебному курсу «Основы православной культуры»

4 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к результатам освоения младшими школьниками основ православной культуры, программа автора А.Я.Данилюка «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обо­значенными в «Примерном содержании образования по учеб­ному предмету „Православная культура", программой опре­деляются следующие общие задачи обучения и воспитания:

преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной карти­ны мира на основе традиционных для России православ­ных культурных ценностей;

воспитание школьников как благочестивых граждан, об­ладающих добродетелями в православном понимании, осо­знающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;

передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духов­но-нравственного и эстетического развития личности.

В соответствии со спецификой предмета, имеющего мно­гокомпонентную структуру содержания, конкретизируют­ся:

1) духовно-нравственные задачи воспитания детей:

  • развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца;

  • развитие нравственного чувства сопереживания;

  • развитие чувства ответственности за другого человека;

  • развитие чувства благодарения;

  • развитие умения взаимодействовать с окружающим ми­ром людей и природы в соответствии с нормами христи­анской морали;

2) задачи эстетического воспитания:

развитие эстетического восприятия;

развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

развитие эстетических суждений и вкусов в области объ­ектов православной культуры;

развитие навыков художественной деятельности и эс­тетических потребностей на основе образцов православ­ного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культу­рой.

Изменения в авторскую программу не внесены. Типовой программой в 4 классе предусмотрено 34 часа (1 ч. в неделю). Система учебных занятий выстроена с учётом системы и модели класса. Предпочтительная форма организации учебного процесса – урок. Формой контроля УУД и аттестации учащихся является зачёт.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения её, а также смысла символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяющим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений друг с другом разных стран и народов.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение история культуры приобретает сегодня для творчески одарённых школьников, а также верующих.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на успешную социализацию их в российской культуре.

Курс «Основы православной культуры» духовно-нравственного направления построен с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах.

Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю, всего 34 часа в 4 классе.

Цель курса :

– расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания;

- знакомство учащихся со Священной историей сотворения мира и существования на Земле;

- знакомство с «золотым правилом жизни»;

- на примере жизни святых показать суть жизни, её ценности, моральные и духовные;

-учить быть добрыми, терпеливыми, выносливыми, мужественными;

-развивать мышление, речь, память;

-развивать у учащихся интерес к истории;

-развивать эстетический вкус учащихся;

-воспитывать положительные качества личности;

-воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества;

-воспитывать трудолюбие, терпение.

^ Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:

— изучение православной религиозной традиции;

изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с основными видами православного богослужения;

— формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

— формирование культуры общения;

— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

-воспитание патриотизма;

-формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

-духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

-приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

-расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

-возрождение православных основ семьи;

-пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

-творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

-воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.


Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса.

По окончании изучения курса «Основы православной культуры» предполагается получение школьниками знаний о православных видах богослужения, православной этике, устройстве и назначении храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать некоторые сюжеты Ветхого Завета, значение и традиции православных праздников. Кроме приобретения перечисленных знаний ,учащиеся в результате освоения курса должны уметь обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.


^ Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путем устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также контролировать ведение тетради, выполнение творческих работ.

В начальной школе необходимы словесные поощрения.


Содержание программы


^ «КРАСОТА В МИРЕ» – 3 ч

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

^ «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила. Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

Человек – хранитель культуры. Зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуре России.

^ «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

^ «НАША РОДИНА» – 10 ч

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России – о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как постоянной их борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.

^ «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

^ «СЕМЬЯ» – 6 ч

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.


^ Тематическое планирование



п/п

Тема занятия

1.

Мир – наш дом. Мир рукотворный и нерукотворный.

2.

Изменение внешнего мира и его познание. Бог в природе. Отношение человека к природе.

3.

Внутренний мир человека. Человек – существо разумное. Человек – созидатель культуры.

4.

Музей – хранилище предметов культуры.

5.

Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

6.

Государственный Русский музей. Эрмитаж.

7.

Библиотеки – хранилища культуры.

8.

Человек – хранитель культуры.

9.

Евангелие.

10.

Иконы.

11.

Храмы.

12.

Особенности внешнего устроения храма.

13.

Внутреннее устроение храма. Поведение в храме.

14.

Православное богослужение.

15.

Россия – наша Родина.

16.

Древнейшие города России.

17.

Москва – столица России.

18.

Народ и культура.

19.

Служение Родине – священный долг православных граждан.

20.

Традиции – ценные явления культуры.

21.

Традиции – ценные явления жизни.

22.

Влияние православной веры на культуру.

23.

Влияние православной веры на культуру.

24.

Христос Спаситель.

25.

Богочеловек. Рождество Христово.

26.

Иисус Христос как Спаситель мира.

27.

Понятие о вечной жизни.

28.

Семейные православные традиции в русской культуре.

29.

Семейные православные традиции в русской культуре.

30.

Отношение к иконе в православных семьях.

31.

Знакомство с иконами Божией Матери.

32.

Обобщение знаний о Спасителе и православии.

33.

^ Внеклассное занятие. Посещение местного храма. Встреча со священником.



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Гремячка Новобурасского района Саратовской области»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________Наумова С.Г.

______

Протокол № ___ от

«___»_________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_______

«____»____________2012 г.


«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ с. Гремячка»

_______

Приказ № ___ от

«____»____________2012 г.
Рабочая программа

учителя Наумовой Светланы Геннадьевны

по учебному курсу «Основы православной культуры»


^ 1 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к результатам освоения младшими школьниками основ православной культуры, программа автора А.Я.Данилюка «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обо­значенными в «Примерном содержании образования по учеб­ному предмету „Православная культура", программой опре­деляются следующие общие задачи обучения и воспитания:

преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной карти­ны мира на основе традиционных для России православ­ных культурных ценностей;

воспитание школьников как благочестивых граждан, об­ладающих добродетелями в православном понимании, осо­знающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;

передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духов­но-нравственного и эстетического развития личности.

В соответствии со спецификой предмета, имеющего мно­гокомпонентную структуру содержания, конкретизируют­ся:

1) духовно-нравственные задачи воспитания детей:

  • развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца;

  • развитие нравственного чувства сопереживания;

  • развитие чувства ответственности за другого человека;

  • развитие чувства благодарения;

  • развитие умения взаимодействовать с окружающим ми­ром людей и природы в соответствии с нормами христи­анской морали;

2) задачи эстетического воспитания:

развитие эстетического восприятия;

развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

развитие эстетических суждений и вкусов в области объ­ектов православной культуры;

развитие навыков художественной деятельности и эс­тетических потребностей на основе образцов православ­ного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культу­рой.

Изменения в авторскую программу не внесены. Типовой программой в 1классе предусмотрено 33 часа (1 ч. в неделю). Система учебных занятий выстроена с учётом системы и модели класса. Предпочтительная форма организации учебного процесса – урок. Формой контроля УУД и аттестации учащихся является зачёт.


^ Содержание программы


Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем. (7 ч.)


В ожидании Рождества - самого красивого события зимы. (8 ч.)


Чему мы радуемся зимой? (10 ч.)


Пасха: цвета и звуки весны. ( 8 ч.)


Учебно – тематический план ( 1 кл )


№ урока

Дата

Название разделов, количество часов

Тема урока

Содержание урока

(основные понятия)

Компетенции учащихся (предметные)

Виды контроля за уровнем усвоенного

План

Факт

1







Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем. (8 ч.)

Красота в звуках, красках, формах окружающего мира.




Развитие умения эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

Текущий

2










Поиски красивого вокруг себя.




Привлечение внимания детей к разнообразию (цветовому, звуковому) окружающего мира.

Текущий

3










Красота рукотворная и нерукотворная.

Храм.

Текущий

4










Бог – Творец красивого мира.

Бог, любовь, доброта, красота, Библия.

Овладение умением видеть взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Текущий

5










Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие.

Адам, Ева.

Овладение знанием библейской истории о том, как Бог создал Адама и Еву.

Текущий

6










Правила жизни, данные Богом в раю.

Молитва, Отче наш, послушание.

Ознакомление с правилами, данными Богом первым людям.

Текущий

7










Как изобразить доброго и красивого человека?

Добро, зло.

Формирование умения видеть связь между нравственными и эстетическими понятиями «красивое – доброе – послушание».

Текущий

8










Повторение. Экскурсия в парк.




Овладение умением воспроизвести историю сотворения мира.

Тематический

9







В ожидании Рождества- самого красивого события зимы. (8 ч.)

Как Адам и Ева ушли из рая.

Прощение, злоба, гордость, непослушание.

Демонстрирование знания истории Адама и Евы.

Текущий

10










Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Грусть.

Формирование умения устанавливать взаимосвязь этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».

Текущий

11










Добрые и злые люди.

Благочестие, печаль, смерть, покаяние.

Формирование умения распознавать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех».

Текущий

12










За что Бог наказал людей.

Грех.

Овладение нравственными нормами поведения христиан.

Текущий



13










Как Бог простил людей.

Богородица, Архангел Гавриил, Благовещение.

Познакомить с детством Пресвятой Богородицы и введении Её в храм.

Текущий

14










В ожидании Рождества. Дева Мария.




Формирование умения воспроизводить рассказ о Рождестве Христовом.

Текущий

15










Повторение. Рождество.







Тематический

16










Экскурсия в школьный музей.







Текущий

17







Чему мы радуемся зимой? ( 10 ч.)

Чему мы радуемся зимой?

Рождество, Иисус Христос, стыд, слава Богу, неблагодарность.




Текущий

18










Рождество Христово.







Текущий

19










Зимние радости. Святки.

Мир, благоволение, лень.

Формирование умения видеть взаимосвязь между этическими и эстетическими понятиями: любовь=благоволение=

мир=красота=

благодарение.

Текущий

20










Праздник Крещения.

Крестный ход, святая вода

Формирование умения интерпритировать рассказ о Крещении Христа.

Текущий

21










Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела.

Ангел.

Овладение умением рассказать истории о помощи святых.

Текущий

22










День защитника Отечества.

Православие, Отечество, защитник, герой

Овладение духовно-нравственными понятиями: герой, защитник, слава, православие.

Текущий

23










Масленица. Прощёное воскресенье.

Прощение.

Формирование представления о праздниках (Масленица и Прощёное воскресенье) и их обычаях.

Текущий

24










Как люди предали Христа. Покаяние.

Иуда, Тайная Вечерня, Распятие, Великий Пост

Формирование умения высказывать суждение о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа, о Великом Посте.

Текущий

25










Покаяние.







Текущий

26










Масленица







Текущий

27







Пасха: цвета и звуки весны. ( 8 ч.)

Праздник Благовещения.

Благовещенье.

Формирование умения описывать праздники «Благовещения», традиционные праздничные обычаи.

Текущий

28










Как мы готовимся к празднованию Пасхи.

Крест, Плащаница, Евангелие.

Формирование представления о Страстной и Светлой седмицах.

Текущий

29










Какого цвета Пасха?

Воскресение Христово.

Овладение умением описывать традиции празднования главного православного праздника – Пасхи.

Текущий

30










Праздник Дня Победы.

Память, герои, радоница.

Формирование умения сопоставить радости – радуги и радоницы – памяти о предках.

Текущий

31










Родословие моей семьи.

Семья, родословное дерево, предки

Формирование понятия христианской семьи, рождения семьи.

Текущий

32-33










Мои обязанности. Итоговый урок.

Обязанность, ответственность

Формирование понятия обязанностей человека, христианина.

Итоговый




Похожие:

Протокол № от 2012 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель шмо маслова И. Д. Протокол № от 2012 г. «Согласовано»
Заместитель директора по увр мбоу «сош №13 с уиоп» города Губкина Белгородской области
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Председатель профкома Шумская Т. И. «31» августа 2012 г. «Утверждаю»
Воронеж, решений общего собрания коллектива муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №10 от 31. 08. 2012г.,...
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» iconПротокол №1 От 09. 2012. Согласовано председатель Совета школы Снопова Г. В. Протокол №1 От 09. 2012 г. Утверждаю директор мкоу бсош №7 Штельцер И. Е приказ №94 от 09. 2012 г
Постановлением Правительства РФ от 24. 02. 2009 г n 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных...
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012 2013 уч год
Согласовано. Рассмотрено Утверждаю. Зам директора на заседании мо директор моу сош №6 по увр протокол №1 /Купина И. В. 27. 08. 2012....
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» iconВведено Согласовано Согласовано в действие приказом с профсоюзным комитетом с Управляющим советом от «31» августа 2012 от 2012 2012 Директор Председатель Милосердова Г.
Положение о системе внутришкольной оценки качества образования с учетом индивидуальных достижений обучающихся
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» iconПротокол № от Приказ № от согласовано согласовано
Положение о порядке распределения средств инновационного фонда между педагогическими работниками муниципального бюджетного общеобразовательного...
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано»
Заместитель директора школы по увр моу сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкин
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» iconПротокол от 10. 09. 2011г. №2 Согласовано Протокол заседания управляющего совета протокол№8 от 10. 06. 2011г
Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» iconВведено Согласовано Согласовано в действие приказом с профсоюзным комитетом с Управляющим советом от «31» августа 2012 от 2012 2012 Директор Председатель Милосердова Г. В. Новодворский А. В. Михаленкова Т. А. Положение
Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности групп продленного дня в гбоу сош №198
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо протокол № от 2010 г. «Согласовано»
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов....
Протокол № от 2012 г. «Согласовано» iconВведено Согласовано Согласовано в действие приказом с профсоюзным комитетом с Управляющим советом от «31» августа 2012 от 2012 2012 Директор Председатель Милосердова Г.
«Электронное портфолио» ученика (далее «Портфолио») – комплект электронных документов и материалов, представляющий совокупность сертифицированных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов