Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей icon

Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей



НазваниеПримерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей
Дата конвертации19.04.2013
Размер215.29 Kb.
ТипДокументы

Примерный перечень вопросов

для контроля знаний на кандидатском экзамене

по философии и методологии науки для аспирантов

и соискателей гуманитарных специальностей


1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

Осн. смысл: Общая характеристика философии как социокультурного феномена.

План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука). Соотношение философия-мифология, философия-религия, философия-наука. Предназначение философии в культуре. Природа философских проблем

^ 2. Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России.

Осн. смысл: Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической философии и философской мысли Беларуси.

План: Проблема национального самосознания в транзитивных обществах. Экспликация проблемы в русской классической философии. Особенности философской мысли Беларуси.

^ 3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

Осн. смысл: Структурирование массива развивающегося философского знания.

План: Многомерность рассмотрения проблемы: диахронный и синхронный срез. Классика и постклассика: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Основные принципы структурирования на основных этапах эволюции философского знания. Развертка стратегий в рамках выделенных этапов.

^ 4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире.

Осн. смысл: Репрезентация социального статуса и основных функций такого многомерного социокультурного феномена, как философия.

План: Определения философии. Различные подходы к констатации многомерности феномена философии. Диахронный срез: классика и постклассика. Синхронный срез: тематика, методы, функции. Социальный статус философии в современных условиях и основные функции.

^ 5. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.

Осн. смысл: Развертка онтологической проблематики в классической и постклассической философии.

План: Определение философии. Историческая развертка процесса: формирование и эволюция онтологии. Античность: натурфилософия, онтология Платона и метафизика Аристотеля. Основные смыслы метафизики в истории философии. Натурфилософия Возрождения. Натурфилософия Шеллинга. Философия природы в оценке позитивизма и марксизма. Онтологическая проблематика в ХХ веке. Фундаментальная онтология Хайдеггера. Постмодернистский подход к онтологической проблематике. Основные формы бытия и проблема виртуальной реальности.

^ 6. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

Осн. смысл: Характеристика современной научной картины мира и ее фрагмента, в котором сосредоточена информация о системно-структурной организации Универсума.

^ План: Определени НКМ, ее основные составляющие и функции. Блок системно-структурной организации. Система, структура, элемент. Основные уровни структурной организации Универсума. Виды материи.

^ 7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

Осн. смысл: Образ природы в современной культуре, создаваемый усилиями науки и философии.

План: Определение природы. Типы отношения к природе в истории общества. Идея коэволюции человека и природы, ее генезис и эвристика. Экологические приоритеты современной цивилизации и формирование экологического сознания.

^ 8. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

Осн. смысл: Принцип глобального эволюционизма как основание современной НКМ.

План: Определение НКМ. Современная НКМ: предистория (основные противоречии генезиса). Принцип глобального эволюционизма: основное содержание и роль в современном научном познании.

^ 9. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.

Осн. смысл: Диалектика как репрезентация динамической организации бытия, ее эволюция в качестве теории развития.

План: Изменчивость бытия и подходы к ее философскому осмыслению. Движение, взаимодействие, развитие. Основные исторические форма диалектики. Идеи диалектики в ХХ веке.

^ 10. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

Осн. смысл: Разные версии репрезентации процесса развития в концепциях диалектики и синергетики. Соотношение диалектики как философской теории развития и синергетической парадигмы в современном научном познании.

План: Диалектика как исторически первая теоретическая модель развития в философии. Основные формы диалектики (перечисление). Моделирование процессов развития в специальном научном знании. Становление синергетики, ее концептуальный аппарат. Синергетический подход в современной науке. Соотношение диалектики и синергетики.

^ 11. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.

Осн. смысл: Многообразие подходов к проблеме человека в классической и постклассической философии.

План: Актуальность обращения к проблеме человека. Образы человека в истории философии. Специфика подходов к проблеме в классической и постклассической философии. Сущность и существование человека. Субъективистская (экзистенциально-феноменологическая) стратегия исследования человека. Объективистский подход: научный материализм, бихевиоризм, социобиология. Попытка синтетического подхода в философии марксизма.

^ 12. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.

Осн. смысл: Основные подходы к проблеме происхождения человека.

План: Актуальность проблемы. Проблема происхождения человека в современном научном познании. Основные философские концепции происхождения человека: трудовая, психоаналитическая, игровая, семантическая (знаково-символическая).

^ 13. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество.

Осн. смысл: Коммуникативный срез проблемы взаимоотношения человека и общества.

План: Коммуникация как параметр человеческого бытия. Определение коммуникации, типология ее основных видов (межличностная, публичнвая, массовая, автокоммуникация, аудиовизуальная, и др.) Доминирующий тип коммуникации в современном обществе, и особенности личности, рождающиеся в процессе такой коммуникации.

^ 14. Массовая культура и дегуманизация социальных отношений в современных обществах.

Осн. смысл: Роль массовой культуры в формировании личности и социальных отношений на современном этапе общественного развития.

План: Определение культуры, основы типологии культуры. Отличительные особенности массовой культуры и ее роль в жизни современного общества. Тип личности, формируемый массовой культурой. Дегуманизация социальных отношений в современных обществах.

^ 15. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

Осн. смысл: Репрезентация бытия человека в философии ХХ века.

План: Проблема человека в философии ХХ века. Основы экзистенциального подхода к ее анализу. Основные параметры человеческого бытия в различных версиях экзистенциальной философии.

^ 16. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

Осн. смысл: Основные подходы к исследованию такого сложного и полифункционального феномена как сознание человека.

План: Определение сознания. Различия в понимании сознания в классической и постклассической философии. Субстанциональный, натуралистически-функциональный и социокультурный подходы в классике. Психоаналитическая, экзистенциально-феноменологическая традиция в постклассической философии ХХ века. Основные подходы к структурированию сознания. Основные функции сознания.

^ 17. Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта.

Осн. смысл: Репрезентация сознания как социокультурного феномена. Современное состояние разработки проблемы искусственного интеллекта.

План: Определение сознания, Основные подходы к рассмотрению проблемы социокультурной размерности сознания: генетическая схема, функциональная схема, творчески-программирующая схема, коммуникативная схема. Сознание и язык. Сознание и мозг. Генезис и основные направления разработки проблемы искусственного интеллекта в эпоху информационно-компьюторной революции.

^ 18. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.

Осн. смысл: Характеристика социальной философии как области философского исследования в соотношении с системой социально-гуманитарного знания. Экспликация отличительных черт социальной реальности.

План: Предмет социальной философии, ее генезис и структура. Место социальной философии в системе социально-гуманитарного знания. Особенности социальной реальности. Различные смыслы понятия социальной реальности.

^ 19. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

Осн. смысл: Репрезентация общества как сложной структурированной целостности.

План: Определение общества. Определение социальной структуры. Основание для типологии социальных структур, примеры различных типов социальных структур. Социально-классовая структура общества и тенденции ее эволюции. Теория социальной стратификации.

^ 20. Предмет, структура и становление философии истории.

Осн. смысл: Репрезентация философии истории как составной части философского знания.

План: Определение общества. Понятие исторической реальности. Становление и основные этапы развития философии истории. Проблемное поле субстанциональной и рефлексивной философии истории.

^ 21. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.

Осн. смысл: Сложность и многообразие исторического процесса, отражение его в различных моделях социодинамики.

План: Определение общества. Проблема направленности исторического процесса. Основные версии ее решения в различных версиях интерпретации истории. Линейные и нелинейные интерпретации истории: история и современность.

^ 22. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Осн. смысл: Общество как сложное образование, для описания которого имеются различные теоретико-методологические подходы.

План: Определение общества. Формационный подход к репрезентации социодинамики. Цивилизационный подход: генезис и основные версии. Соотношение формационного и цивилизационного подходов.

^ 23. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.

Осн. смысл: Рассмотрение проблемы источника социодинамики, различных подходов к констатации и способам разрешения социальных противоречий.

План: Определение общества. Основные проблемы социодинамики (краткая характеристика). Проблема источника исторического развития общества, основные варианты ее философского анализа. Соотношение эволюции и революции в развитии общества: история и современность.

^ 24. Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.

Осн. смысл: Репрезентация различных ответов на вопрос: «Кто является творцом истории?»

План: Проблема субъекта и движущих сил истории как одна из центральных проблем социодинамики. Смысл понятий «субъект истории», «движущие силы истории». Историческая развертка подходов к анализу обозначенной проблемы: в философии Просвещения 18 века; в философии марксизма; в концепции элитаризма.

^ 25. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.

Осн. смысл: Анализ единства и многообразия исторического процесса сквозь призму цивилизационного подхода.

План: Многообразие подходов к рассмотрению общества в их историческом развитии. Основные смыслы понятия «цивилизация». Краткая характеристика цивилизационно-стадиальной, цивилизационно-региональной и цивилизационно-локальной версий вышеобозначенного подхода. Основные черты Западной, Восточной, Восточнославянской цивилизации (в качестве иллюстрации, не более). Характер взаимодействия цивилизаций в современных условиях: основные версии его возможной реализации.

^ 26. Идеология технократизма в социальном познании и концепции индустриального общества.

Осн. смысл: Идеология технократизма как основа формирования концепций индустриального общества в социальном познании ХХ века.

План: Индустриальное общество в контексте цивилизационно-стадиального подхода к социодинамике. Методологическая установка технологического детерминизма, ее воплощение на основных этапах развития концепций индустриального общества. Основные направления критики идеологии технократизма и концепций индустриального общества.

^ 27. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.

Осн. смысл: Общая характеристика техногенной цивилизации, амбивалентный характер результатов ее развития.

План: Техногенная цивилизация как стадия в развитии общества. Базисные ценности техногенной цивилизации, ее особенности в социально-экономической, социально-политической, культурной сфере. Инновационный тип развития техногенной цивилизации. Достижения техногенной цивилизации и те проблемы, с которыми она сталкивается на современном этапе развития общества.

^ 28. Концепция постиндустриализма в современной социальной философии.

Осн. смысл: Общая характеристика концепции постиндустриализма в ракурсе цивилизационного подхода к развитию общества.

План: Суть концепции постиндустриализма, ее методологические основания. Характеристика либерального и радикального варианта концепции. Основные черты постиндустриального общества, эксплицированные в различных версиях концепции постиндустрализма. Основные направления критики постиндустриализма в современной социальной философии.

^ 29. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Основные факторы и предпосылки консолидации восточнославянских народов.

Осн. смысл: Место и роль восточнославянской цивилизации в контексте современных цивилизационных подходов.

План: Определение цивилизации. Отличительные особенности восточнославянской цивилизации. Иерархия духовных ценностей и традиций славянства: общеславянские ценности; ценности восточного славянства; духовные ценности национального славянства. Основные факторы и предпосылки консолидации восточнославянских народов. Восточнославянская цивилизация в глобализирующемся мире.

^ 30. Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития.

Осн. смысл: Основные положения идеологии белорусского государства. Характеристика белорусской модели социально-экономического развития.

План: Определение идеологии. Различные представления о роли идеологии в жизни общества (в том числе современного). Идеология как неотъемлемый элемент развития и функционирования общества. Особенности условий формирования идеология современного белорусского общества, ее основные положения. Суть белорусской модели социально-экономического развития, ее основные концептуальные положения. Достижения и трудности, возникающие в процесс ее реализации.

^ 31. Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры.

Осн. смысл: Характеристика культуры как сложного, многомерного феномена в жизни общества.

План: Основные смысловые проекции понятия культуры. Характеристика философско-методологических подходов к исследованию культуры: аксиологического, системно-деятельного, структурно-семиотического, психоаналитического, экзистенциально-герменевтического, игрового. Структурное разнообразие культуры и ее основные функции.

^ 32. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

Осн. смысл: Экспликация механизма развития культуры.

План: Определение культуры. Основные тенденции в динамике культуры. Культурная традиция и ее роль в жизни общества. Новация как фактор динамики культурной жизни. Проблема единства и многообразия культуры глобализирующегося мира.

^ 33. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры.

Осн. смысл: Культура как особое измерение человеческого бытия.

План: Определение культуры. Духовность как особая способность человеческой души. Характеристика форм духовной культуры: морали, искусства, религии.

^ 34. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в обществознании.

Осн. смысл: Отражение специфики социогуманитарного познания в исследовательских программах обществознания.

План: Определение общества. Специфика социогуманитарного познания в сопоставлении с естественнонаучным. Роль исследовательских программ в формировании и развитии научного социогуманитарного знания. Характеристика основных исследовательских программ в обществознании: натуралистической, социологической, психологической, социопсихологической, культурно-исторической.

^ 35. Проблема истины и специфика её проявления в социогуманитарном познании.

Осн. смысл: Отражение специфики научного социогуманитарного познания в решении проблемы истины.

План: Определение общества. Специфика социогуманитарного познания в сопоставлении с естественнонаучным. Проблема истины в обществознании. Познание и ценность. Истина и правда.

^ 36. Государство и гражданское общество: проблема взаимодействия.

Осн. смысл: Характеристика государства и гражданского общества как разных форм социального бытия.

План: Характеристика государства как важнейшего социального института. Предпосылки появления гражданского общества. Характеристика гражданского общества, его структуры и функций. Современное понимание взаимодействия развитого гражданского общества и правового государства.

^ 37. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.

Осн. смысл: Общая характеристика познавательного отношения человека к миру и его результата – знания.

План: Определение познания. Основные особенности познавательного отношения человека к миру и предпосылки его возникновения. Определение знания. Отличительные особенности знания. Типология знания. Закономерности функционирования знания в современной культуре.

^ 38. Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.

Осн. смысл: Характеристика познания как многомерного феномена в жизни человека и общества.

План: Определение познания. Основания для структурирования познания в диахронном и синхронном срезах. Диахронный срез рассмотрения познания: духовно-практическая и духовно-теоретическая формы познавательной деятельности. Синхронный подход к структурированию познания. Сравнительная характеристика выделенных форм познания.

^ 39. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.

Осн. смысл: Общая характеристика науки как социокультурного феномена.

План: Определение науки. Характеристика основных особенностей науки, зафиксированных в ее определении. Рассмотрение науки как опережающего отражения действительности и анализ вытекающих из этого обстоятельства специфических характеристик науки. Основные подходы к структурированию науки. Основные функции науки в современном обществе.

^ 40. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.

Осн. смысл: Специфика дисциплинарного, междисциплинарного и философского подходов к исследованию науки.

План: Определение науки. Основание для выделения основных стратегий исследования науки. Анализ дисциплинарных и междисциплинарных стратегий. Специфика философского исследования науки. Основные проблемы философии науки.

^ 41. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.

Осн. смысл: Специфика научной рациональности как ценности культуры.

План: Актуальность проблемы на современном этапе развития общества. Рациональность как способ освоения человеком мира, ее отличие от других способов вхождения человека в мир. Отличительные особенности научной рациональности. Основные типы научной рациональности (в синхронном и диахронном срезах). Паранаучное знание и паранаучная культура. Структура паранаучного знания.

^ 42. Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания.

Осн. смысл: Характеристика структуры научного знания.

План: Определение науки. Хронология становления естественнонаучного знания, технознания, научного социогуманитарного знания. Проблема классификации наук. Основные этапы институализации наук об обществе и человеке. Специфика социогуманитарного познания. Познание и ценность. Истина и правда. Комплексный характер современных социогуманитарных исследований. Междисциплинарные методологии в социогуманитаном познании.

^ 43. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

Осн. смысл: Репрезентация науки как феномена техногенной цивилизации.

План: Основные исторические подходы к решению проблемы генезиса науки, их оценка. Предпосылки возникновения науки на различных этапах развития европейского общества. Становление математизированного экспериментального естествознания в культуре Нового времени. Основные этапы социализации науки. Основные особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

^ 44. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

Осн. смысл: Динамика функций науки с развитием техногенного общества. Особенности функционирования науки в постиндустриальном обществе.

План: Констатация функций науки как таковой. Особая значимость социальной функции науки в современном обществе. Предпосылки возникновения основных сегментов науки: академической, университетской, промышленной науки. Государственный сектор науки. Малая и большая наука. Формы организации научной деятельности на современном этапе развития индустриального и постиндустриального общества.

^ 45. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

Осн. смысл: Характеристика научного познания как системного образования.

План: Определение науки. Основные подходы к структурированию науки. Сравнение эмпирического и теоретического уровней по основным параметрам (характер фиксируемых связей, задачи исследования, методы их решения, формы научного познания). Характеристика диалектического противоречия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания как источника динамики науки.

^ 46. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.

Осн. смысл: Особенности эмпирического исследования, структура эмпирического базиса науки.

^ План: Определение науки. Характеристика эмпирического уровня научного исследования с учетом ряда параметров (характер фиксируемых связей, задачи исследования, методы их решения, формы научного познания). Проблема экспликации эмпирического базиса науки, варианты ее решения в философии науки. Структура эмпирического базиса науки: протоколы наблюдения, научные факты, эмпирические закономерности. Природа научного факта. Специфические особенности эмпирической закономерности. Эмпирический базис современной науки,

^ 47. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.

Осн. смысл: Основные характеристики теоретического знания в науке как непреложной ценности постиндустриального общества.

План: Определение науки. Теоретический уровень научного исследования, его описание: характер рассматриваемых связей, решаемые задачи, методы и результаты исследования. Особенности языка теоретического исследования. Структура теоретического уровня: частные и фундаментальные теоретические схемы. Научная теория как репрезентант теоретического исследования. Основные характеристики научной теории, ее структура и функции. Проблема выбора теории в философии науки ХХ века.

^ 48. Метатеоретические основания науки.

Осн. смысл: Характеристика вненаучных оснований научного исследования.

План: Определение науки. Структура научного знания в представлении философии науки последней трети ХХ венка. Различные версии модельной репрезентации метатеоретических оснований науки (концепции Т. Куна, И. Лакатоса и др.). Основные элементы метатеоретических оснований науки, по Степину. Сравнение моделей Т. Куна и В.С. Степина.

^ 49. Динамика науки и системная природа научного прогресса.

Осн. смысл: Характеристика процесса развития науки, критерии и сущность научного прогресса.

План: Определение науки. Кумулятивистские и антикумулятивистские трактовки развития научного познания: основные модельные представления. Критерии прогресса как такового и научного прогресса в частности. Постмодернистское видение динамики науки.

^ 50. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

Осн. смысл: Характеристика развития науки как сложного диалектического процесса.

План: История постановки проблемы, ее актуальность. Определение научной революции, ее предпосылки и механизм осуществления. Различные версии типологии научных революций. Глобальные научные революции и их характеристика (по Степину).

^ 51. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.

Осн. смысл: Общая характеристика методологического знания.

План: Определение метода. Генезис методов научного исследования. Определение методологии. Принципы структурирования методологического знания. Основные уровни методологического знания.

^ 52. Методы эмпирического и теоретического исследования.

Осн. смысл: Анализ методологического инструментария современной науки.

План: Определение научного метода. Многообразие методов, типология методов науки. Характеристика методов эмпирического и теоретического исследования.

^ 53. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.

Осн. смысл: Рассмотрение универсальных приемов научного исследования.

План: Определение научного метода характеристика общелогических методов научного исследования: анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и обобщения, аналогии и моделирования,

^ 54. Место и роль системного подхода в современном научном познании.

Осн. смысл: Системный подход как основа одной из важнейших исследовательских стратегий современной науки.

План: Понятие исследовательской стратегии в развитии научного знания. Примеры исследовательских стратегий. Предпосылки и основания для утверждения системного подхода в современном научном познании. Понятие элемента, структуры, системы. Суть системного подхода, его эвристический потенциал в развитии современного научного знания.

^ 55. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.

Осн. смысл: Характеристика науки, рассмотренной в социологическом ракурсе.

План: Определение науки. Понятие социального института. Наука как социальный институт. Последовательное изменение организационных форм науки, научной коммуникации, норм научного этоса. Становление социологии науки в ХХ веке. Основные темы социологического исследования науки в настоящее время.

^ 56. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.

Осн. смысл: Аксиологическое измерение современной науки.

План: Определение науки. Влияние социальных ценностей на процесс формирования и развития науки. Экспликация норм научного этоса, предпосылки их развития в контексте постнеклассической науки Проблема социальной ответственности ученого и перспективы ее решения в настоящее время.

^ 57. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.

Осн. смысл: Особенности развития классической и постклассической философии, социальный статус философии в современном мире.

План: Определение философии как формообразования культуры. Проблема «конца философии» в трактовке классической философии. Основополагающие предпосылки и суть постмодернистского видения «конца философии» в конце ХХ века. Социальный статус философии на рубеже тысячелетий.

^ 58. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.

Осн. смысл: Философский анализ феномена глобализации.

План: Определение философии как формообразования культуры. Социально-критическая функция философии. Глобализация как объект философского исследования: предпосылки процесса глобализации, его хронологические параметры. Суть процесса глобализации. Политическая, экономическая и социокультурная составляющие процесса глобализации. Основные концептуальные модели глобализации в современной философии.

^ 59. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры.

Осн. смысл: Проблема культурного развития современного белорусского общества в контексте процесса глобализации.

План: Глобализация как важнейшая тенденция современной социодинамики: суть процесса и основные формы его реализации. Влияние глобализации на культурные процессы в мировом масштабе. Особенности развития культуры белорусского общества, их историческая обусловленность. Проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры в контексте процесса глобализации.

^ 60.Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.

Осн. смысл: Роль и значение философии в анализе глобальной экологической проблемы.

План: Глобальные проблемы в развитии техногенной цивили зации. Суть экологической проблемы и необходимость ее философского анализа. Экологические императивы современной цивилизации, их философское обоснование. Основные идеи концепции устойчивого развития, механизмы ее реализации. Проблемы и перспективы решения глобальной экологической проблемы в современном мире.





Похожие:

Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей icon10. Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей
Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей icon10. Примерный перечень вопросов
Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей iconПримерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по курсу «Отечественной истории»
Сущность, формы и функции исторического сознания. Роль исторической науки в его формировании
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей iconПримерный перечень вопросов для подготовки к квалификационному испытанию с целью установления соответствия занимаемой должности для педагогических работников оу
Какие приоритетные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования заявлены на официальном...
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей iconМинистерство образования и науки российской федера ции (Минобрнауки России) Департамент общего образования
Минобрнауки России направляет для использования в работе примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения...
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей iconПримерный перечень вопросов к
Предмет изучения региональной экономики. Цели и задачи региональной науки, методы, межпредметные связи с другими научными
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей iconПримерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений (Минобрнауки России)
Минобрнауки России направляет для использования в работе Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения...
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей iconПримерный перечень вопросов к экзамену по предмету оросо для студентов 3 курса дневной формы обучения
Взаимодействие органов социального обеспечения населения с профсоюзными организациями
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей iconПримерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по предмету: «Право социального обеспечения»
«Право социального обеспечения» для студентов 2 курса социально-правового отделения
Примерный перечень вопросов для контроля знаний на кандидатском экзамене по философии и методологии науки для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей iconПримерный перечень вопросов для проведения письменного квалификационного испытания (теста). «Государственная политика в сфере образования»
Основные направления развития, определенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов