Консультация логопеда icon

Консультация логопеда



НазваниеКонсультация логопеда
Дата конвертации27.04.2013
Размер132.68 Kb.
ТипДокументы

Консультация логопеда


РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ.

ЧТО ДЕЛАТЬ?


Учитель-логопед; Сорокина С.И.


Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встает проблема детского чтения.

«Садимся читать, строчку прочтет с горем пополам, а потом говорит: «Не хочу, у меня не получается, почитай ты»,— расстроено рассказывает мама шестилетнего Пети. Вижу, что ему трудно, даже жалко становится, но ведь должен же он сам когда-нибудь начать читать. Школа «на носу». «Нет, говорю, сам читай». Так что вы думаете, быстро отговорку нашел: мне не интересно. У нас так много дома книг, а он возьмет книгу с полки, полистает, картинки посмотрит и обратно ставит. Раньше с книгой ко мне сразу мчался: почитай! А сейчас, кажется, весь интерес к книгам пропал. Я так беспокоюсь!»

Подобные ситуации с небольшими вариациями довольно часто происходят с детьми старшего дошкольного возраста. Однако причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознает ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает, зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех детей в группе, чтобы получить, наконец, обещанный родителями велосипед или все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания. Иногда родители требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами ранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания.

Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят у телевизора. Видит небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению (например, как подставка под кастрюли). Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, их корешки сияют позолотой, но, к сожалению, это только часть интерьера, роскошное дополнение к хрустальной люстре, дорогой мебели.

Родители здесь тоже могут много говорить о пользе чтения, ценности книг. Постепенно и ребенок привыкает «ценить» домашние книги как изящную дорогую вазу или антикварные безделушки, которыми можно любоваться, восхищаться, но лучше не трогать.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о значении книг просто не нужны: ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги. Вернемся к нашему примеру. Допустим, Петя растет именно в такой семье.
Родители действительно стремятся заинтересовать его чтением и обеспокоены тем, что у него пропало желание читать.

Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Хорошо, что мама Пети это понимает и относится к сыну с сочувствием.

Как все просто до этого представлялось ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно. И какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается! А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама! Ведь он не знает, что и взрослым в свое время было так же трудно. К сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать первые попытки самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. И взрослые начинают сердиться: «Присоединяй быстрее — сх-ва-тил, что ты на двух буквах застрял? Слово прочесть не можешь! Дальше… Что получилось? А перед этим какое слово читал? Уже не помнит…» А на языке «вертится» сравнение с соседским Сашей, который уже давно книги сам читает. А в конце раздражение окончательно берет верх, и мама заключает: «Так ты никогда не научишься читать».

Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда я не научусь читать. Это слишком трудно». А кому хочется неудач? Появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу. Родители сетуют: «Просто уже не знаю, что делать, не хочет, и все. Придется заставлять, раз по-хорошему не понимает». И заставляют, и ругают. А тайна книги исчезла для ребенка, остались только противные буквы, слова…

Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения. «Лучше сами ему почитаем, а воспитатели, учителя научат, когда время придет». Но, отодвигая проблему, они ее не решают, а это значит, что, скорее всего, через некоторое время она снова возникнет, да еще и усугубится: желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка, ведь в любом случае можно попросить родителей, и они не откажут, так зачем самому учиться?

Раньше об обучении дошкольников чтению не было и речи. Буквы изучали в первом классе, постепенно учились читать. Но время изменилось, многие школы берут усложненные программы обучения. На собеседованиях при поступлении в школу будущих первоклассников просят продемонстрировать умение читать и дают при этом не отдельные слоги и слова, а чаще всего текст. В некоторых спецшколах, гимназиях, лицеях в первый класс записывают только тех, кто умеет читать.

Несомненно, остается опасение, что родители, не зная, как правильно формировать навык чтения, начнут обучать ребенка неверно (например, чтению по буквам). В связи с этим в прежнее время учителя настойчиво требовали не учить ребенка читать до школы, чтобы в школе не пришлось переучивать. Этой позиции и сегодня придерживаются некоторые педагоги. Существуют программы начального школьного обучения, рассчитанные именно на детей с несформированным навыком самостоятельного чтения.

Школы разные, программы обучения тоже не должны быть одинаковы. И все же наблюдается тенденция к переносу проблемы обучения чтению в область дошкольной педагогики.

Задача дошкольного обучения и воспитания — подготовить ребенка к школе. Воспитатели, педагоги детского сада заранее не могут точно знать, в какую школу родители захотят записать ребенка, но, учитывая стойкое стремление к выбору хороших школ (чаще всего со специальными, экспериментальными программами, ориентированными на индивидуально-личностное развитие детей), знакомятся с программой первого класса и в своей работе частично используют методики начальной школы, в частности, по обучению чтению.

В некоторых детских садах (особенно в тех, которые имеют укрепившуюся связь со школой) стало традицией приглашать учителей начальной школы на собрания родителей подготовительной к школе группы. Иногда учителя проводят отдельные занятия в подготовительной группе, устраивают консультации для родителей. Кроме того, многие школы открывают подготовительные курсы для будущих первоклассников. Занятия проводят, как правило, учителя, предполагающие в следующем году набрать первый класс. Все это направлено на то, чтобы облегчить ребенку в дальнейшем процесс адаптации к школе, обеспечить успешное продвижение в усвоении школьной программы. Однако, как показывает опыт, усилий одних педагогов недостаточно. Требуется помощь родителей в закреплении тех навыков, которые осваивает ребенок. Это относится и к самостоятельному чтению. И тут часто возникают сложности. Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?

Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя (к тому же еще и критика, ведь вы же следите за текстом и исправляете). Как показывает опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше — родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь его к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролями — то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, предоставьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги. Одна мама рассказывала, как она начинала читать с сыном книгу и, дойдя до интересного места, вдруг «вспоминала», что срочно нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить и т. п.

Следует серьезно подумать, как сделать чтение для ребенка увлекательным и интересным. Встает вопрос правильного выбора книги. То, что это должна быть детская книга, надеюсь, не требует обоснования. На что еще стоит обратить внимание родителям?

Для освоения читательского умения предпочтительнее книги с крупным, ясно напечатанным шрифтом. Ребенок и так напрягается при чтении, а дополнительная нагрузка на глаза может вызвать отрицательные переживания.

Хорошо, если книга красочно оформлена, тогда еще до чтения она заинтересует ребенка. Но в то же время она не должна состоять преимущественно из иллюстраций, тогда ребенку смысл будет в основном понятен после ее просматривания, и желание читать отпадет.

Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из законченных небольших рассказов. Повествование, занимающее несколько страниц, психологически как бы «давит», ребенок понимает, что прочесть сразу все не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий. Например, если он прочитал целый рассказ (даже если рассказ занимает всего несколько строк) или законченный по смыслу отрывок, ребенок почувствует, что налицо результат не только количественный, но и качественный: он понял, о чем речь, и может рассказать о прочитанном.

Конечно, не так просто найти книги, отвечающие этим требованиям. Но они есть. Может быть, помогут при выборе серии книг типа «Мои первые книжки» или «Моя первая библиотека». Иногда родители берут учебные пособия «Букварь\", «Азбука» для первого класса, но, к сожалению, эти книги редко вызывают ожидаемый интерес у детей, хотя, несомненно, полезны при формировании навыка чтения.

Некоторые родители предлагают для самостоятельного чтения детям книги, которые читали им раньше. Далеко не всегда такой выбор оказывается удачным. При чтении ребенок некоторые места проговаривает наизусть, встречая трудные слова, сбивается на пересказ. Поэтому фактор новизны книги обычно оказывает большее стимулирующее действие на читающего.

Часто родители жалуются, что книги с простенькими стишками и короткими рассказиками легки и доступны для самостоятельного чтения дошкольника, но ему они не интересны, а то, что вызывает большой интерес, длинные повествования, вызывают трудности при чтении. Как же быть? Следует признать, что иногда дети начинают самостоятельно читать именно с большой книги. Интерес такой сильный, что он побеждает все трудности. Для некоторых ребят первой прочитанной книгой были «Приключения Незнайки» Н. Носова или «Три толстяка» Ю. Олеши. Однако для большинства детей эти книги трудны при начальном самостоятельном чтении, но вполне подойдут для правильно организованного совместного с родителями чтения.

Взрослым обязательно следует помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Независимо от того, большой текст прочитан ребенком или маленький, простой по содержанию или сложный, обязательно поговорите с ребенком о прочитанном. Пусть малыш почувствует ваш интерес (но не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями относительно самого чтения). Похвалите, даже если не очень получалось. А свои замечания (например, если ребенок торопится и проглатывает слова) лучше высказать с уверенностью, что в следующий раз сын (или дочь) будет более внимательным, старательным и все получится еще лучше.

Помните, что важно не только выработать навык чтения, но и воспитать культуру чтения. Ребенок должен усвоить, что если начал читать книгу, то следует дочитать ее до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно постараться все понять в прочитанном, а если что-то осталось неясным, возвратиться и перечитать или спросить у взрослых. Поощряйте вдумчивое чтение. Обратите внимание на выразительность письменной речи писателя, на то, каким ярким образным языком написана книга.

Не забывайте, что первое чтение — это обязательно чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что читает. Это не только обеспечивает эффективное освоение чтения, способствует развитию устной речи, но и позволяет выявить, что малыш неправильно прочитал, не понял. Иногда родители забывают об этом, а потом сетуют, что ребенок плохо читает вслух, бубнит себе под нос; к тому же выясняется, что его беглое чтение «про себя» часто оказывается довольно поверхностным и частично осознанным.

Взрослым не стоит сразу прекращать читать ребенку вслух, как только он сам научится читать. Их выразительное чтение остается хорошим примером и стимулом для совершенствования его чтения. Полезно будет обратить внимание ребенка на чтение мастеров художественного слова. В некоторых семьях сохраняется традиция семейного чтения, и, когда ребенок подрастает и овладевает чтением, ему чаще других предоставляется право выбора книги и роль читателя на семейных встречах. К сожалению, в наше время, по разным обстоятельствам, трудно бывает собраться всей семье и послушать чтение ребенка, но даже если, например, бабушка или мама, начиная гладить или вязать, попросят ребенка почитать им интересную для него книгу, это тоже будет иметь развивающий эффект.

И еще о выборе книг. Сейчас много появилось детских книг на прилавках. Но все их не купишь. Кроме того, специалисты считают, что даже при наличии в семье хорошей библиотеки и множества книг в детском саду сформировать полноценный круг чтения ребенка можно только при активном посещении библиотеки. На примере многих ребят видно, как библиотека помогла преодолеть нежелание (или боязнь неумения?) читать. Здесь большой выбор книг, при этом действительно соответствующих детской тематике, возрастным особенностям. Можно выбрать на любой вкус, познакомиться с лучшими изданиями детской литературы. Родителям тоже будет интересно. В библиотеке есть специальные издания, справочники, помогающие правильно подобрать книги для ребенка, знакомящие с правилами чтения. Можно обратиться за консультацией к библиотекарю.

У ребенка появляется новая роль, теперь он — читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. Но если выбрал, то обязан прочитать в указанный срок и вернуть в хорошем состоянии. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге.

Мне могут возразить, что совет посещать библиотеку устарел, кто, мол, сейчас ходит в библиотеку, если все дети увлечены компьютером, видео-, игровыми приставками, а из книг наиболее популярны комиксы, которые на любом книжном лотке можно купить. «Новое время — новая реальность»,— твердит реклама.

Однако, по моему мнению, у книг не может быть конкурентов. В книгах заключены знания человечества, накопленные в течение веков. Действительно, детские книжки просты по содержанию. Но они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают ребенку любовь к жизни, дарят радость познания. Книги приходят к малышу в раннем детстве, чтобы стать его друзьями, помощниками на всю жизнь. В них он потом будет находить отклик своим переживаниям, размышлениям, искать ответы на вопросы и проблемы. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. Мир книг огромен и многообразен. Да, сегодня может быть популярна одна игра, завтра — другая. Но книги вне моды, они были и всегда останутся, пожалуй, наилучшим творением человечества. Действительно, ребенка увлекают новые игры и занятия, и им нужно отводить определенное время, так же как и мультфильмам и детским фильмам, но не в ущерб здоровью и развитию. Кроме того, необходимо знать и отличать истинно развивающие игры, например компьютерные игры для дошкольников, стимулирующие развитие воображения, интеллектуальных навыков, памяти, внимания. И вместе с тем есть довольно однообразные, содержательно бедные видеоигры. Еще и изобилующие жестокостями игры (как по-иному оценить постоянные схватки с врагами, которых, в соответствии с правилами игры, нужно убить, уничтожить).

Подчас мы не замечаем, что красочные, динамичные мультики тоже отличаются отрицательно насыщенным эмоциональным фоном. Все это воздействует на ребенка незаметно, так как в большей степени затрагивает его подсознание. Именно там поселяются страхи, комплексы, которые так трудно будет победить в дальнейшем.

Несмотря на усиленную рекламу компьютерных игр, интерес детей к книгам сохраняется, это подтверждается результатами проведенного небольшого опроса. В опросе участвовало 75 детей в возрасте от пяти до семи лет, посещающих детские сады № 1511, 915 Москвы. Здесь работают замечательные педагоги, много внимания уделяющие воспитанию любви к книге. Но нас интересовало домашнее чтение детей. Дети отвечали на два вопроса: «Какую книгу ты сам или со взрослым читаешь сейчас дома или только что прочел? Какая твоя любимая книга?»

Все дети назвали книгу, которую читают или только что прочли дома, при этом, как правило, говорили, как читают: самостоятельно или с помощью мамы, бабушки, папы, старшего брата, сестры, тети. Некоторые дети признавались, что еще не умеют читать сами и им читают взрослые или старшие дети. Что касается любимых книг, то некоторым детям было трудно выбрать одну, они называли от двух до пяти книг. Поэтому всего было названо 115 любимых книг. У 29,3 % детей отмечено совпадение любимой книги и той, которую они сейчас читают.

Сказки читает большинство, и любимая книга у подавляющего большинства детей — сказки. Назывались самые разные сказки — от общеизвестных русских народных до итальянской «Приключения Пиноккио» К. Коллоди (а ведь всего несколько лет назад мало кто знал, что у нашего Буратино есть старший брат). Всего дети назвали 33 разные сказки. Среди них народные сказки, сказки отечественных писателей (А. Пушкин, С. Аксаков, П. Ершов, А. Толстой, Н. Носов, А. Волков, Э. Успенский и др.), зарубежных (Г.-Х. Андерсен, А. Линдгрен, А. Милн, III. Перро, Дж. Родари и др.). Следует отметить популярность у детей сказок в картинках, чаще всего это недавно показанные по телевизору многосерийные мультфильмы — «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя», «Русалочка» и др.,— напечатанные в виде комиксов. Их читают 17,3% детей, а 21,3% назвали любимыми. Это дает повод для размышлений. С одной стороны, вполне понятна радость от встречи с понравившимися героями, но, с другой стороны, тот факт, что комикс становится любимой книгой, свидетельствует о недостаточно внимательном отношении в семье к чтению ребенка. Иногда родители идут на поводу у ребенка, покупая ему новые и новые комиксы, не задумываясь при этом о развивающем значении книг.

Результаты опроса показали, что научно-познавательная литература, к сожалению, занимает довольно скромное место среди читаемых книг (9,2 % детей назвали ее) и только у 14,7% детей любимая книга относится к этому жанру. А ведь именно дошкольники выделяются своей любознательностью. Остается надеяться, что выпускаемые в последнее время разными издательствами энциклопедические серии, например «Что есть что», «Юный исследователь» и др., значительно пополнят этот список.

Включение учебных пособий («Букварь», «Азбука», «Родная речь») в число читаемых книг свидетельствует о том, что дети учатся читать и родители проявляют к этому внимание. Читают подобные книги 16,0% детей, в основном посещающих подготовительную группу детского сада, а вот любимой книгой не считают, исключение — один ребенок. Налицо проблема сочетания учебных и познавательных интересов. Сейчас появляется много новых экспериментальных учебников. Может быть, с их помощью разрешится эта проблема?

Приключенческая литература более интересна, и здесь сочетание обратное: у 6,7% детей эти книги любимые, но их труднее самостоятельно читать. Дети, которые самостоятельно прочли «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, хорошо овладели навыком самостоятельного чтения, обладают неординарными способностями.

С сожалением можно отметить, что поэзия, которой так много внимания уделяют педагоги в детском саду, из домашнего чтения детей практически выпадает. Может быть, сказывается надежда родителей на педагогов? Многие дошкольники знают сказки в стихотворной форме (А. Пушкина, К. Чуковского и др.), изучение их, как правило; входит в программу детского сада. И дома дети тянутся к этим книгам.

Начинающему читателю очень полезно выписывать детский журнал. В нашей стране выпускается несколько таких журналов, и почти каждый год появляются новые издания. Конечно, цены растут и на детскую периодику, не любая семья может позволить себе подписку. И все же, уважаемые взрослые, выбирая подарок для ребенка, вспомните про детские журналы. Когда вы увидите, как ребенок каждый месяц с нетерпением ждет свой журнал, как радуется, получая его, горя желанием поскорее посмотреть и почитать, все сомнения отпадут. Может быть, и проблема с нежеланием читать быстрее разрешится.

В заключение приводим список книг, которые помогут родителям ответить на возникающие у них вопросы относительно детского чтения.


Список литературы:

1. Бугрименко В. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М., 1987.

2. Губанова М. И. Твоя домашняя библиотека. М., 1973.

3. Житомирова Н. Н. Детское чтение в семье. Л., 1963.

4. Михайлова И. Родителям о детском чтении. М., 1960.

5. Пинт А. О. Это вам, родители. М., 1971.

6.Тимофеева И. Н. 100 книг вашему ребенку. М.,1987.

7. Эльконин Д. Е. Как учить детей читать. М., 1976.




Похожие:

Консультация логопеда iconКонсультация логопеда
Предлагаю вам ряд игр, которые помогут вам развить у вашего ребёнка фонематическое восприятие
Консультация логопеда iconВзаимодействие логопеда и родителей
Желательно, чтобы родители в ходе выполнения ребенком заданий логопеда стимулировали его волю и активность, побуждали объяснять свои...
Консультация логопеда iconРечевая азбука для родителей и дошкольников
К советам логопеда всегда следует прислушиваться, так как советы логопеда (особенно хорошего) смогут помочь и Вам, и Вашему ребенку....
Консультация логопеда iconКонсультация для родителей «коррекционно-воспитательная деятельность педагогов» мбс(К)оу №71 «Аист» Воспитатель Кривцова Л. Н
Нельзя забывать, что успех продолжительной и напряженной коррекционной деятельности логопеда и воспитателей может быть зачеркнут...
Консультация логопеда iconКонсультация логопеда специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
М. М. Безруких, 1996). Оно возможно в функционировании всех парных органов. Ученые выделяют моторную асимметрию (руки и ноги) и сенсорную...
Консультация логопеда iconКонсультация логопеда
Такие явления преходящи. Они составляют естественный этап в формировании речи, в отличие от патологических нарушений, которые характеризуются...
Консультация логопеда iconКонсультация логопеда это удивительное слово "скороговорка"
Учителю несложно подобрать необходимые тексты: их в методической литературе достаточно. А вот история скороговорки почти не освещена...
Консультация логопеда icon1 место – работа учителя-логопеда Козеевой С. Ю
Моу прогимназия «Центр детства» был проведен смотр-конкурс лучших мультимедийных инсталляций «Творческая мастерская логопеда»
Консультация логопеда iconКонсультация логопеда для родителей. «Методы и приёмы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для...
Консультация логопеда iconСтраничка логопеда
Основные задачи логопеда в детском саду это выявление детей с нарушениями в развитии речи, коррекция этих нарушений и профилактика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов