Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» icon

Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция»



НазваниеПояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция»
страница1/4
Дата конвертации05.01.2013
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4

Пояснительная записка к программе

«Композиция»


Возраст обучающихся – 7-11 лет

Период обучения – 4 года


Значение предмета «Композиция» .


Среди предметов, входящих в курс обучения в детских художественных школах и школах с углубленным изучением области «Искусство», «Композиция» является важным звеном, так как связывает воедино знания и навыки, приобретенные учащимися на других занятиях в специализированном учебном заведении, общеобразовательной школе и в жизни, позволяет реализовать их в своей творческой деятельности. Предмет «Композиция» является наиболее творческим по сравнению с другими предметами изобразительного цикла: здесь обучающийся может использовать знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях по предметам «Рисунок» и «Живопись». Обучающийся имеет возможность использовать все многообразие известных ему техник исполнения заданий и творчески их сочетать.

^ Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Освоение основных композиционных законов и развитие навыков в построении композиции осуществляется в разных областях изобразительного искусства. Учащиеся знакомятся с законами построения композиции в станковой, декоративной, монументальной, книжной композициях, изучая специфику построения композиции в каждой из перечисленных областей искусства. Курс «Композиция» включает теоретическую и практическую части. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Композиция является важнейшим организующим компонентом художественной формы, который придает всему произведению единство и цельность, соподчиняет его элементы друг другу и придает законченность замыслу художника. Во время занятий по курсу композиция дети учатся распределять предметы и фигуры в пространстве, на практике устанавливать соотношения объемов, света и тени, цвета и т.п.

Одним из средств выявления способностей ученика и пробуждения у него интереса к работе является расширение возможностей выбора тем и инструментов их воплощения в художественный образ, что и предусмотрено данной программой. Программа нацелена на учет творческой индивидуальности и возможностей каждого ученика.

^ Основные концептуальные положения данной программы включают:

-профессионально - деятельностное становление учащихся- стремление к профессионально- трудовой самореализации, ответственное отношение к труду;

-духовно- нравственное становление - развитие общей культуры и образованности;

-усвоение профессионально- этических норм поведения; ответственности и коллективизма.


Вышеперечисленные положения объединены в процессе реализации программы общей целью и задачами.

^ Цель занятий по композиции – сделать творчество значимой частью жизни каждого учащегося независимо от его будущей профессии; научить понимать язык искусства, ориентироваться в сложных явлениях современной художественной жизни, видеть связь между внутренней сутью и внешними чертами предметов и явлений; способствовать развитию образного мышления, воображения, фантазии, росту творческого потенциала, помогают активно участвовать в совершенствовании окружающего мира.

Задачи курса обучения:

Обучающие:

1.Знакомство с художественным языком

2. Освоение основных композиционных законов

3.Развитие образного мышления

4.Знакомство с цветовой гармонизацией

5.Последовательная работа над этапами создания картины ( реальное изображение, стилизация, ассоциативность и т.д.)

6.Освоение правил построения композиции

7.Развитие навыков в построении композиции

Развивающие:

1.Формирование и развитие художественного –эстетического вкуса, чувства гармонии

2.Развитие художественных способностей

3.Развитие воображения, фантазии и эмоционального отношения к выполняемой работе

Воспитывающие:

1.Воспитание интереса к миру художественной культуры и художественной деятельности

2.Формирование культуры общения на основе отношений сотрудничества со взрослыми и сверстниками

^ Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

- вариативности форм организации образовательного процесса;

-приоритета интересов обучающихся и учета их возрастных и индивидуальных особенностей;

- единства и непрерывности обучения и воспитания;

- обеспечения учащимся комфортной эмоциональной среды;

- содействия индивидуальному обучению.

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, количество часов в неделю – 2 часа, всего за учебный год:1 группа (1 год обучения) –32 часа,

2 группа( 2 год обучения)- 72 часа,3 группа (3 год обучения) -68 часов и 4 группа (4 год обучения) – 72 часа


^ Формы занятий:

-теоретические занятия, на которых предлагается учебный материал с демонстрацией примеров, беседами по основным вопросам учебного курса;

- практические занятия, на которых учащиеся осваивают материал через поставленные педагогом задачи;

- семинарские занятия, на которых обсуждаются результаты применения полученных знаний ( просмотр творческих работ и учебных)

- массовые мероприятия, конкурсы, имеющие образовательную направленность

^ Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Специфика творческого процесса на занятиях по композиции обуславливает возможность применения различных способов контроля и оценки результатов работы. При текущей аттестации на занятиях могут оцениваться как законченные композиции, так и результаты промежуточных этапов работы ( эскизы, этюды, наброски). Промежуточная аттестация может проводиться в виде просмотров в конце полугодия.

^ По окончании обучения ученик должен :

знать:

- основные законы и приемы композиции;

уметь:

- самостоятельно разрабатывать эскизы;

- представлять и строить рисунок в окончательном варианте на большом формате, выполнять его в материале;

- применять в работе законы перспективы;

иметь навыки:

- использования разнообразных техник в соответствии с темой и замыслом композиции, грамотно вести композицию;

- использования приемов стилизации;

^ Формы подведения итогов реализации программы.

Обязательным для каждого учащегося является сдача работ по заданным педагогом темам, выполненных самостоятельно с использованием полученных на занятиях знаний и навыков. Обязательным также является участие в конкурсах и выставках детского творчества.


^ Учебно - тематическое планирование

1 год обучения

(группа 15 учеников)




п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Теория Практика Всего

1

^ Вводная беседа.

Техника безопасности при работе в кабинете. Организационная работа.

30 мин




30 мин

2

Раздел 1.Композиция как организация пятен на плоскости

1.1.Формат композиции, цельность зрительного восприятия

1.2.Главное и второстепенное в композиции

1.3.Симметрия и асимметрия

30

3


2


1

3ч 30мин

3

Раздел 2.Трехмерное пространство и его изображение на плоскости

2.1.Многоплановость

2.2.Линейная перспектива

2.3.Воздушная перспектива

2.4.Масштаб и пропорции

30

2


2

2 ч 30 мин

4

Раздел 3.Изображение движения

3.1. Статика и динамика

3.2.Ритм как способ передачи движения

30

2


2

2ч 30 мин

5

Раздел 4.Линия как средство достижения выразительности в композиции

4.1.Пластика линии, контура

4.2.Трансформация и стилизация

4.3.Силуэт

30

2


2

2 ч 30 мин

6

Раздел 5. Тон и фактура

5.1. Светотеневые отношения в композиции

5.2. Фактура как средство достижения выразительности в композиции

30



1


1

1 ч 30 мин

7

Раздел 6.Цвет в композиции

6.1. Цветовой круг

6.2.Колорит

6.3. Гамма

30

6

6

6ч 30мин

8

Раздел 7. Контраст, нюанс, тождество – инструменты создания художественного образа

7.1.Сопоставление качеств объектов композиции

7.2.Сопоставление изобразительных средств







9

Раздел 8. Художественный образ- неразрывное единство смысловых и эмоциональных элементов

8.1. Содержательные компоненты образа

8.2.Формальные компоненты образа

8.3.Выразительность образа







10

Раздел 9. Специфика композиции в разных областях изобразительного искусства

9.1.Станковая композиция

9.2.Декоративно-прикладное и монументальное искусство

9.3.Книжная графика

9.4.Промышленная графика, плакат

30

8


4

4

8ч 30мин

11

Раздел 10.Контроль за освоением программного материала по итогам года

10.1.Семинарские занятия

10.2.Отчетные просмотры




4


2

2

4


2

2




Итого:

4

28

32



Содержание учебных тем

1 год обучения


1.Вводное занятие.- 30 минут

Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе в кабинете. Проводится два раза в год. Знакомство учащихся с планом работы по программе.

^ 2.Раздел 1. Композиция как организация пятен на плоскости- 3 час30мин

Теоретическое занятие- 30мин

Значение композиции в изобразительном искусстве.

Виды композиции: станковая, декоративная, формальная; фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Общие принципы построения композиции. Последовательность выполнения, эскизный поиск.

1.1.Формат композиции, цельность, зрительное равновесие

Виды форматов: вертикальный , горизонтальный, квадратный; выбор формата в соответствии с замыслом. Способы и приемы достижения зрительного равновесия.

1.2.Главное и второстепенное в композиции

Способы выявления главного элемента в композиции: средствами формы, цвета, тона, величины, расположения.

Практическая работа- 3 часа

1.Выполнение упражнений по составлению композиции.

Задания смотреть в приложении 1.

2. Выполнение заданий по заданным темам с поставленной педагогом задачей

Задания смотреть в приложении 1.

^ 3.Раздел 2. Трехмерное пространство и его изображение- 2 час30мин

Теоретическое занятие – 30 мин

2.1. Многоплановость

Передний и задний планы. Загораживание одного предмета другим, расположенным ближе к зрителю.

2.2.Линейная перспектива

Линия горизонта, точки схода. Зрительное уменьшение расстояний и размеров с удалением объектов от наблюдателя. Использование низкого горизонта для придания монументальности и высокого – для панорамной композиции.

2.3.Воздушная перспектива

Влияние света и цвета предмета на создание перспективы.

2.4.Масштаб и пропорции-2 часа

Способы измерения размеров элементов композиции

Практическая работа- 2 часа

1.Выполнение упражнений по декоративной композиции

Задания смотреть в приложении 2.

2. Выполнение заданий по заданным темам с поставленной педагогом задачей

Задания смотреть в приложении 2.

^ 4.Раздел 3.Изображение движения- 2 час 30 мин

Теоретическое занятие- 30 мин

3.1. Статика и динамика

Передача движения линией, пятном. Статичные и динамичные фигуры и направления на плоскости.

3.2.Ритм как способ передачи движения – 2 часа

Ритм в жизни человека и в изобразительном искусстве. Ритм- нарастание изменений, динамика; метр- повторение без изменений, счтатика.

Ритмы форм, размеров, расстояний, направлений, тона нескольких параметров.

Практическая работа- 2 часов

  1. Выполнение упражнений по декоративной и формальной композиции

  2. Выполнение задания по станковой композиции

Задания и упражнения смотреть в приложении 3.

^ 5. Раздел 4.Линия как средство достижения выразительности в

Композиции- 2 час30 мин

Теоретическое занятие- 30мин

4.1.Пластика линии, контуры- 2 часа

Характерные качества линии, контура – форма, толщина, плавность, угловатость. Их влияние на зрителя.

4.2. Трансформация и стилизация

Трансформация- изменение формы элемента композиции: округление, вытягивание, увеличение, уменьшение частей, скручивание и т.д.

Стилизация- один из приемов создания художественного образа, при котором выявляются наиболее характерные черты объекта и отбрасываются или объединяются ненужные детали.

4.3. Силуэт

Создание выразительного силуэта ( очертаний объекта) как важный этап работы над произведением изобразительного искусства, одно из средств повышения его образности

Практическая работа – 2 часа

1.Выполнение упражнений в формальной композиции с использованием линий разной конфигурации

2.Выполнить стилизацию в декоративной композиции на природные мотивы

3.Выполнить силуэтную композицию по темам заданным педагогом

Задания смотреть в приложении 4.

^ 6. Раздел 5. Тон и фактура- 1 час 30 мин

Теоретическое занятие- 30мин

5.1.Световые отношения в композиции

Элементы светотени и передача объемов и пространства посредством тона. Использование эффекта освещения

5.2. Фактура как средство достижения выразительности в композиции

Передача фактуры - один из инструментов повышения убедительности художественного образа в станковой композиции.- 1 час

Создание фактуры разными средствами: карандашом, пером, кистью, техниками: граттаж ( от фр. qratter- царапать рисунок; способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью), фроттаж ( от фр. frottaqe – натирание, протирка: перевод на бумагу текстуры какой- либо грубой или шероховатой поверхности).

Повышение эмоционального воздействия декоративной композиции посредством выявления фактуры, характера материала и технологии.

Практическое занятие- 1 час.

1.Выполнить станковую композицию в выбранной технике

2.Выполнить декоративную композицию в выбранной технике

Задания по выполнению смотреть в приложении 5.

^ 7. Раздел 6. Цвет в композиции.- 6 час 30 мин

Теоретическое занятие -30мин.

6.1.Цветовой круг- 6 час

Цвета хроматические и ахроматические; пространственная система

( цветовое тело), включающая все цвета; компьютерные цветовые модели


6.2.Колорит

Колорит- цветовое воплощение художественной идеи. Эмоциональное содержание цвета ( радостный и мрачный, резкий и нежный, спокойный и напряженный).

6.3. Гамма

Гамма теплая, холодная ,нейтральная. Формальные способы гармонизации цветовых отношений и границы их использования ( прикладная сфера): выбор цветов из цветового круга по принципу рваных интервалов.

Монохромия – композиция, построенная на одном хроматическом цвете; полярная цветовая композиция- на двух дополнительных цветах; трехцветие – на трех цветах, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга; многоцветие – на четырех цветах, расположенных в круге на одинаковом расстоянии друг от друга.

Практическая работа- 6 час

1.Выполнение станковой композиции в разной гамме

2. Выполнение декоративной композиции в выбранной гамме.

Задания и упражнения по разделу смотреть в приложении 6.

^ 8. Раздел 7.Контраст, нюанс, тождество- инструменты создания художественного образа-

Теоретическое занятие-

7.1. Сопоставление качеств объектов композиции

Контраст, нюанс, тождество – категории, определяющие соотношение качеств, присущих каким-либо явлениям, в том числе объектам изобразительного искусства.

Проявление этих категорий в жизни: зима- лето, добрый- злой, детство- молодость- старость, искусство- литература- математика

7.2. Сопоставление изобразительных средств

Контраст- максимальное, нюанс- минимальное различие, тождество- повтор качества применяемых изобразительных средств: цвета, тона, пластики линий, фактура, степени сложности структуры, количества и разнообразия элементов и связей между ними.

Практическая работа –

1.Выполнение упражнений в формальной композиции

2.Выполнение станковой композиции по темам, заданным педагогом

3.Выполнение декоративной композиции с использование смешения техник

Упражнения и задания смотреть в приложении 7.

^ 9. Раздел 8. Художественный образ – неразрывное единство смысловых и эмоциональных элементов –

Теоретическое занятие –

8.1. Содержательные компоненты образа

Детали, определяющие место и время действия в станковой композиции, сценография ( костюмы, архитектура, пейзаж, техника), и их роль в создании достоверного образа.

Функция, конструкция, технология, предметно- пространственная среда- смыслообразующие моменты в декоративно- прикладной композиции, монументальном искусстве, дизайне

8.2.Формальные компоненты образа

Пластика линий, форм, контрасты, ритмы, колорит, фактура, степень сложности – средства эмоционального воздействия на зрителя.

8.3.Выразительность образа

Соответствие формальных средств композиции ее содержанию- важное условие убедительности образа.

Практическая работа-

1.Выполнить станковую композицию иллюстрацию, эскиз костюма к заданной пьесе

2.Выполнить формальную композицию и декоративную в любой технике

Задания по разделу смотреть в приложении 8.

^ 10. Раздел 9. Специфика композиции в разных областях

искусства- 8 час 30 мин

Теоретическое занятие -30 мин

9.1. Станковая композиция- 4 час

Задача- определение эмоционального воздействия на зрителя

Функция рамы- выделение изображения из окружающей среды

9.2.Декоративно-прикладное и монументальное искусство- 4 час

Задача- сопоставление предметно- пространственной среде, для которой композиция предназначена

Условность изображения, отказ от потребностей, преображение действительности, орнаментальность

9.3. Книжная графика

Задача- передача содержания книги посредством визуального образа

Согласование изображения с макетом книги, композицией страницы и разворота

9.4. Промышленная графика

Задача- быстрое восприятие зрителем.

Метафоричность, лаконичность, единство изображения и шрифта

Практическая работа- 8 часов

1.Выполнение самостоятельного проекта по станковой, декоративной композиции

2.Выполнение эскизов и макетов книжной и промышленной графики по своему выбору

Работа выполняется как итоговая .

^ 11.Раздел 10. Контроль за освоением программного материала по

итогам года – 8 часов

10.1. Семинарские занятия – 4 часа

Промежуточный просмотр работ учащихся , консультации по выполнению работ, оценка и обсуждение работ.

^ 10.2. Отчетные просмотры- 4 часа

Подготовка работ и отбор работ для просмотра и выставок. Отбор работ для участия в конкурсах и мероприятиях

Дифференциация ожидаемых результатов по основным

разделам программы




п/п

Должен знать

Должен уметь

1

Вводное занятие

Правила ТБ и правила поведения в кабинете

Уметь себя вести в кабинете, Знать технику безопасности при работе с различными материалами и технологиями.

2

Композиция как организация пятен на плоскости

Знать основные законы построения композиции

Уметь использовать различные форматы для построения композиции, уравновешенные и неуравновешенные композиции,. Уметь использовать законы построения композиции в станковой и декоративной композиции

3

Трехмерное пространство и его изображение

Знать законы построения пространственных композиций. Знать закономерности масштаба и пропорций в композиции.

Уметь использовать знания законов перспективы при создании разных композиций.

4

Изображение движения

Знать законы передачи статического и динамического состояния объектов композиции.

Уметь передавать состояния покоя и движения в станковых, декоративных композициях

5

Линия как средство достижения выразительности в композиции

Знать определения понятиям трансформации, стилизации, силуэта и влияние пластики линий на композицию

Уметь создавать стилизованные композиции, использовать трансформацию для выразительности образа, создавать силуэтные композиции.

6

Тон и фактура

Знать законы светотеневых отношений в композиции, влияние фактуры на выразительность образов.

Уметь передавать светотеневые отношения в разных композициях и уметь использовать фактуру для выразительности образа

7

Цвет в композиции

Знать законы цветоведения, основные, дополнительные цвета, теплые и холодные цвета

Уметь пользоваться законами цветоведения при создании композиций

8

Контраст, нюанс, тождество- инструменты создания художественного образа





9

Художественный образ- неразрывное единство смысловых и эмоциональных элементов





10

Специфика композиции в разных областях изобразительного искусства

Знать особенности композиционного построения в станковой и декоративной

Уметь создавать станковую и декоративную композиции.
  1   2   3   4




Похожие:

Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Курс по...
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» icon«Развитие» Возраст детей: от 8 до 12 лет Срок образования: 2 года Авторы-составители: Медведева Е. А
Программа детского объединения «Развитие» рассчитана на 2 года обучение. Возраст воспитанников 8-12 лет
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» iconРабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс Пояснительная записка
«Обязательного минимума содержания образования» 1998 года. Необходимость создания новой программы продиктована как принятием нового...
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» iconДокументи
1. /РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ/РП ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3-4 ГОДА/Пояснительная записка...
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» iconДокументи
1. /РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ/РП ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3-4 ГОДА/Пояснительная записка...
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» iconДокументи
1. /РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ/РП ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3-4 ГОДА/Пояснительная записка по...
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» iconПояснительная записка
При переходе на программу 1-4 и снижения возраста начала обучения – 6,5 лет – наиболее остро проявилась на практике необходимость...
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» iconДавыдова Татьяна Анатольевна, методист Возраст детей: 14-16 лет Срок реализации: 2 года Уровень: среднее (полное) общее образование г. Дудинка, 2008 г пояснительная записка образовательная программа
...
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» iconРабочая программа по английскому языку в 11 классе на 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
«English 10-11» общеобразовательных учреждений КузовлеваВ. П., Лапы Н. М данный учебник рекомендован Министерством образования РФ...
Пояснительная записка к программе «Композиция» Возраст обучающихся 7-11 лет Период обучения 4 года Значение предмета «Композиция» icon«Трассовый автомоделизм» Возраст воспитанников: от 11 до 18 лет Срок обучения: 3 года Авторы: Шешунов Ю. П
Появившись на свет чуть более ста лет назад, автомобиль прочно вошел в нашу жизнь, и мы не мыслим существование нашего общества без...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов