Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения icon

Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения



НазваниеМетодические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения
страница1/9
Дата конвертации04.01.2013
Размер1.2 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. /документация по ОБЖ/Планиов. меропри защ. от ЧС и пож безоп.doc
2. /документация по ОБЖ/Приложение ь 1.doc
3. /документация по ОБЖ/Приложение ь 10.doc
4. /документация по ОБЖ/Приложение ь 12.doc
5. /документация по ОБЖ/Приложение ь 13.doc
6. /документация по ОБЖ/Приложение ь 2.doc
7. /документация по ОБЖ/Приложение ь 3.doc
8. /документация по ОБЖ/Приложение ь 4.doc
9. /документация по ОБЖ/Приложение ь 5.doc
10. /документация по ОБЖ/Приложение ь 6.RTF
11. /документация по ОБЖ/Приложение ь 7.DOC
12. /документация по ОБЖ/Приложение ь 8.doc
13. /документация по ОБЖ/Приложение ь 9.doc
14. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Ваш адвокат.doc
15. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Должностная инструкция.Вариант 1.doc
16. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Должностная инструкция.Вариант.doc
17. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Комментарий к статье 333 трудового кодекса.doc
18. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Нормативы по ОБЖ.doc
19. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/О создании опорных образовательных учреждений по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД.doc
20. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/ПОРТАЛЫ И САЙТЫ.doc
21. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/ПРИКАЗ. Определение уровня квалификации.doc
22. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Педагогическая деятельность преподавателя-организатора ОБЖ.doc
23. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Письмо МО РФ от 12 января 1993 г. N 10_32-Т .doc
24. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Письмо МО и ПФ МО по вопросам аттестации 2000 г.doc
25. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Письмо Минобр_я РФ от 8 июля 1991 г. N 21-М.rtf
26. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Положение об аттестации обучающихся.doc
27. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Приказ Минобр_я РФ N 66, ГКЧС РФ N 85 от 16.03.1993.rtf
28. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Окружающий мир.doc
29. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Примерная программа основного общего образования.doc
30. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Примерная программа среднего полного образования. Профиль.doc
31. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Примерная программа среднего полного образования.doc
32. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Примерные программы начального общего образования.doc
33. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Разграничение инвариантной и вариативной.doc
34. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Совместительство, совмещение ....doc
35. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/0 формах и процедурах аттестации в РК.doc
36. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос. ст. нач.общего обр_я. Требования к оснащению .doc
37. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос. ст. общ. обр_я. Методическое письмо Основное общее обр_е.doc
38. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос.ст. общ. обр_я. Методическое письмо Окружающий мир.doc
39. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос.ст. общего обр_я ОБЖ.Профиль.doc
40. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос.ст.нач.общего обр_я. Примерная программа Окружающий мир.doc
41. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос.ст.общ.обр_я. Примерная программа среднего (полного) обр_я..doc
42. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Требования к оснащению образовательного процесса.doc
43. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Исполнители проекта Гос_го стандарта образования.doc
44. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Методические рекомендации. О поэтапном введении РБУП 2006 РК.doc
45. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Методическое письмо МО РФ О преподавании предмета ОБЖ.doc
46. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Обеспечение курса ОБЖ. Методические рекомендации.doc
47. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Ответы на вопросы.doc
48. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/РБУП2006.doc
49. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Рекомендации ИПКРО по курсу ОБЖ.doc
50. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Учебники/Об утверждении перечня учебников РФ.doc
51. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Учебники/Перечень учебников 2006-2007.Приложение.doc
52. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Учитель, учись считать свои деньги.doc
53. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/ФЗ Об образовании.doc
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей
Рабочая программа обучения сотрудников в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
= согласовано = Начальник управления по делам го и чс = = " " 200 года = утверждаю =
Инструкция заместителя директора по безопасности
Расшифровка подписи) Дата Муниципальное образовательное учреждение (полное наименование школы)
Приказ № о подготовке сотрудников школы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 200 году и задачах на 200 год
Журнал персонального учета обучения должностных лиц и специалистов го и рсчс школы в образовательных учреждениях мчс россии и ведомственных учреждениях повышения квалификации
«Б» – Болен; «О» Освобожден от занятий
Перспективный план
Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза ссср, ппб-с-1983, утвержденные Минвузом СССР 30 июля 1982 г
Образовательного учреждения
Инструкция о порядке действий работников моу в случае возникновения пожара
Инструкция по мерам безопасности жизни и здоровья учащихся моу
«Учительская газета» 2005-12-06
Инструкция преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности
Инструкция преподавателя-организатора обж
Комментарий к статье 333 трудового кодекса
Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Размер файла: 43kb Федеральный конституционный закон
О создании опорных образовательных учреждений по курсу обж и дисциплине бжд
Порталы и сайты ссылки
Приказываем
Педагогическая деятельность преподавателя – организатора обж
Министерство образования российской федерации письмо от 12 января 1993 г. N 10/32-Т
Письмо Министерства образования и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2000 г. №297/19-10/117 «О некоторых вопросах
Министерство образования рсфср
Положение об аттестации обучающихся
Министерство образования российской федерации
Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Профильный уровень Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Пояснительная записка Характеристика первой ступени школьного образования
Разграничение инвариантной и вариативной (по усмотрению региона и школы) составляющих в федеральном базисном учебном плане
Совместительство, совмещение профессий (должностей), исполнение обязанностей временно отсутствующих работников, временное заместительство
Приказ №884 о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия
Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования Методические письма Основное общее образование методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования
Окружающий мир пояснительная записка
Государственный стандарт общего образования
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Государственный стандарт общего образования Список исполнителей проекта «Развитие содержания общего образования»
Методические рекомендации «О поэтапном введении Федерального компонента содержания общего образования и реализации Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений»
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения
На основе каких нормативных документов вводится новый рбуп
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44); закон
Основы безопасности жизнедеятельности Цели
Приказ №302 в соответствии с пунктом 5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. №280
Методическое пособие для учителя (Чуракова Н. А.), программа 2 Чуракова Н. А. и др. Русский язык. Ч. 1, 2, 2 кл
Учитель, учись считать свои деньги
Закон Российской Федерации об образовании


Методические рекомендации

по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»


I. Общие положения.

«Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебно-материальной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – методические рекомендации) разработаны с целью приведения ее (базы) к рекомендуемому образцу, обеспечивающему эффективность проведения занятий, направленных на повышение уровня знаний учащихся, отработку практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

Методические рекомендации разработаны на основе требований законов РФ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», постановлений Правительства РФ от 2.11.2000 года №841 «Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны», от 4.09.2003 года № 547 «О подготовке населения», Закона Самарской области «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пропаганде знаний в этой области», Организационных указаний по обучению населения Самарской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, приказов и указаний МЧС России и Министерства образования РФ.

В Методических рекомендациях даны: перечень элементов учебно-материальной базы общеобразовательного учреждения, необходимой для подготовки учащихся по Программе общеобразовательных учреждений курсу ОБЖ, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ.


II. Учебная база для занятий по ОБЖ


Качество подготовки учащихся в общеобразовательных учебных заведениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) во многом зависит от наличия и состояния в них учебно-материальной базы.

Для отработки вопросов программы курса ОБЖ в каждом учебном учреждении необходимо иметь:

1. Кабинет ОБЖ с лаборантской комнатой.

2. Уголок гражданской обороны.

3. Помещение, оборудованное под убежище (ПРУ).

4. Стрелковый тир.

5. Спортивный городок для занятий прикладной физической подготовкой.

6. Единую полосу препятствий.

Для проведения мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, каждому учебному заведению рекомендуется оборудовать музей или комнату (уголок) боевой и трудовой славы.


1.Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности»

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения теоретических и практических занятий с учащимися по программе курса ОБЖ, а также для проведения кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.

Кабинет ОБЖ оборудуется в просторном светлом помещении. Он оснащается следующим имуществом:

-мебелью (ученические двухместные столы, стулья из расчета на каждого ученика, стол для преподавателя - организатора курса ОБЖ, классная доска);

-макетами для отработки практических вопросов учебных занятий (изготавливаются учащимися в школьных кружках);

-стендами (несут основную информационную нагрузку в соответствии с программой курса ОБЖ);

-техническими средствами обучения (могут быть самыми разнообразными);

-витриной (позволяет наглядно ознакомить учащихся с образцами средств индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационной и химической разведки и т.д.);

-учебно-методической литературой.

План оборудования кабинета ОБЖ мебелью как вариант показан в приложении №1 к данным методическим рекомендациям.

Макеты.

Использование при проведении занятий макетов позволит практически отработать многие учебные вопросы. В первую очередь вопросы безопасного поведения на улице и дома, действий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера. Позволит наглядно изучать правила обращения с приборами электро- и газообеспечения, водо- и теплоснабжения, проводить разбор некоторых аварийных ситуаций и порядок поведения в них.

Для повышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ необходимо иметь следующие макеты:

«Макет местности». Он должен воспроизводить месторасположение общеобразовательного учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую очередь - использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (АХОВ).

«Макет современного жилища». Он должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами жизнеобеспечения.

Для изучения раздела «Основы военной службы» должны иметься муляжи автомата Калашникова, пистолета Макарова, ручных гранат, а также модели танков, вертолетов и самолетов, макеты укрытий и убежищ.

Стенды.

Стенды несут основную информационную нагрузку. Они должны быть лаконичными, и в то же время выразительными и содержательными. Над классной доской целесообразно разместить планшет следующего содержания: «Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности». Слева и справа помещаются стенды с изложением требований государственного образовательного стандарта для общеобразовательных учебных заведений. Вариант оборудования лицевой стороны кабинета ОБЖ приведен в приложении №2 к данным методическим рекомендациям.

При разработке эскизов стендов кабинета ОБЖ необходимо придерживаться следующего перечня и содержания:

1.Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

На данном стенде (стендах) рекомендуется разместить: материалы, рисунки (фотографии), краткие и доходчивые тексты по оказанию помощи пострадавшему при ранениях, травмах и несчастных случаях, ожогах, обморожениях, поражениях электрическим током, при несчастных случаях на воде, при вывихах, переломах и т.д. Кроме этого, обязательна информация об инфекционных болезнях и их профилактике.

2.Основы здорового образа жизни человека и его безопасности.

Этот стенд должен содержать советы по режиму учебы и отдыха подростка (профилактике переутомления), правилам рационального питания. Здесь же размещены предостережения от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков), обязательные правила личной гигиены и советы по закаливанию.

3.Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения).

На данном стенде (стендах) рекомендуется разместить информацию (сведения):

- о зонах повышенной опасности в данном населенном пункте (правила поведения в них);

-о конструктивных особенностях современного жилища, об узлах и системах жизнеобеспечения, источниках и видах опасных факторов современных жилищ (средства бытовой химии, возможные опасности при нарушении правил их использования, оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах);

-о чрезвычайных (криминальных) ситуациях в жилищах, на транспорте, на улице. Правила поведения в транспорте при возникновении экстремальной ситуации;

-о стрессовом состоянии человека, способах его преодоления;

-о лекарственных растениях и их использовании.

4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

На данном стенде (стендах) рекомендуется разместить информацию (сведения):

-о видах стихийных бедствий (дать характеристику основным видам), рекомендации по поведению при их возникновении;

-об АХОВ и использовании их в производстве, о правилах поведения при выбросе АХОВ;

-об очаге и факторах поражения при аварии на АЭС, основных нормах и правилах поведения населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности;

-о правилах поведения на воде, оказанию само- и взаимопомощи провалившемуся под лед;

-о правила поведения при пожаре.

5. Гражданская оборона.

На данном стенде (стендах) необходимо разместить информацию (сведения):

-о системе гражданской обороны;

-о сигналах гражданской обороны и порядке действия по ним;

-о защитных сооружениях;

-об эвакуации (обязанностях и правилах поведения населения при эвакуации);

-о приборах радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля;

-о ядерном, химическом и бактериологическом оружии, обычных средствах поражения;

-о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

-о санитарной обработке людей.

6. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

На данном стенде (стендах) необходимо разместить информацию: об основных средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; об устройстве противогаза, правилах его подготовки и проверки на герметичность шлем-маски;
о средствах коллективной защиты (убежищах); о средствах медицинской защиты и профилактики.

7. Терроризм - угроза обществу.

Стенд с таким названием рассказывает о предупредительно-защитных мерах, о действиях населения при угрозе террористического ак та и поведении пострадавших при нем.

8. Школа безопасности.

Стенд, озаглавленный, как и Всероссийское детско-юношеское движение, содержит информацию: о его целях и задачах, организационной структуре и мероприятиях, о проведении слетов – соревнований учащихся «Школа безопасности», информацию о проведении полевого лагеря «Юный спасатель» и соревнований «Юный пожарный».

9. Основы обороны государства. Воинская обязанность.

На данном стенде (стендах) размещаются выдержки из Конституции и законов РФ о воинской обязанности граждан, текст Военной Присяги, обязанности граждан, связанные с призывом на военную службу, сведения о структуре Вооруженных Сил РФ. Краткая информация: о воинских уставах, о порядке воинского учета; военной форме одежды; о воинских званиях, о статусе военнослужащего, о порядке и правилах поступления в военные академии и университеты.


10. Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах.

На данном стенде (стендах) необходимо разместить информацию:

- об основных правилах поведения на улице и дорогах; порядке движения по ним;

-о детском дорожно-транспортном травматизме;

-о дорожных знаках, разметке улиц и дорог, светофорах и регулировщиках движения;

-о правилах безопасности при пользовании общественным транспортом.

При оформлении таких стендов могут быть использованы материалы, брошюры и плакаты, разработанные и изданные Департаментом Гражданской защиты МЧС России, Обществом Красного Креста, редакцией журналов «Военные знания» и «Гражданская защита».

Стенды могут быть электрифицированы.

Кроме вышеназванных стендов необходимо установить стенд-экран, предназначенный для размещения интересной информации из периодической печати по проблемам ОБЖ, фотогазет и планов проводимых мероприятий («День защиты детей», «Урок безопасности», слетов-соревнований «Школа безопасности»). На стенде-экране необходимо отражать информацию об итогах проведенных мероприятий школьного, городского, районного и областного уровня (смотр-конкурс учебно-материальной базы кабинетов ОБЖ, конкурс рефератов по курсу ОБЖ, олимпиад по ОБЖ).


Технические средства обучения.

Технические средства обучения (далее – ТСО) могут быть разнообразными, но оптимальный набор их состоит из персонального компьютера, телевизора, видеомагнитофона, универсального видеопроектора, диапроектора с экраном, принтера, лазерной указки и тренажеров типа «Гоша».

ТСО позволяют эффективно пользоваться видеотекой по темам курса ОБЖ. Персональный компьютер с набором программ позволяет осуществлять контроль знаний и тестирование учащихся по курсу ОБЖ.

Витрины.

Витрины в кабинете ОБЖ позволяют знакомить учащихся со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборами радиационной, химической разведки и средствами пожаротушения.

Размещение витрин целесообразно вдоль стен тыльной и боковой сторон класса. Витрины необходимо делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями.

Оптимальный набор экспонатов в витринах кабинета ОБЖ:

-приборы радиационной и химической разведки (ДП-5В, ДП-24, ВПХР и др.);

-средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (защитный костюм Л-1 и ОЗК);

-средства медицинской защиты и профилактики (аптечка индивидуальная
АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, противопылевые тканевые маски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.);

-средства пожаротушения;

-предметы спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и «карабины», образцы вязки узлов, компасы и т.д.);

-гербарий ядовитых и полезных (лечебных) растений;

-предметы военной атрибутики (погоны, знаки различия и т.д.).

Учебно-методическая литература.

Учебно-методическая литература в кабинете ОБЖ накапливается из года в год.

Подшивки журналов и газет («Военные знания», «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.) рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся
(на журнальном столике или книжной полке в кабинете ОБЖ). Здесь же должны быть брошюры и пособия по тематике курса ОБЖ.

Учебников и пособий по курсу ОБЖ необходимо иметь из расчета по 1 экземпляру на 2 учащихся в классе. Кроме цветных плакатов, издаваемых редакцией «Военные знания», преподавателям-организаторам ОБЖ необходимо разрабатывать собственные иллюстративные материалы, которые должны изготавливаться самими учащимися в школьных кружках.


Лаборантская комната предназначена для хранения учебного имущества, наглядных пособий, технических средств обучения и литературы, необходимых для проведения учебных занятий по курсу ОБЖ, а также для хранения некоторых планирующих и отчетно-учетных документов.

В лаборантской комнате хранятся дорожные знаки, таблицы по Правилам дорожного движения, громоздкие учебные экспонаты (огнетушители, спасательные средства и т.д.). Учебники, наглядные пособия, видеофильмы, диафильмы и слайды должны быть систематизированы (создана картотека с формулярами).

Лаборантская комната обычно территориально размещается вместе
с кабинетом ОБЖ, но может находиться и отдельно от него. Оборудование лаборантской комнаты, необходимое для хранения учебного имущества приведено
на рисунках в приложении №3.

2. Уголок гражданской обороны


Уголок гражданской обороны (далее – уголок ГО) представляет собой информационно-справочный стенд (группу стендов), помогающий лучше понять систему защитных мероприятий, усвоить порядок действий при любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени на конкретном объекте.

Уголок ГО должен находится в легко доступном для учащихся, преподавательского, технического состава и посетителей учебного учреждения месте, и позволять своевременно получать необходимые сведения, пополнять свои знания и делать практические выводы.

Уголок ГО целесообразно создать из семи разделов.

Раздел 1 «Кто и как оповестит».

В данном разделе находится информация: о сигналах оповещения и порядке их доведения до населения, действиях населения по сигналам оповещения, порядок информирования по средствам массовой информации и т.д.

Раздел 2 «Если стихийное бедствие…».

В данном разделе рассказывается о тех событиях, которые наиболее характерны (типичны) и чаще всего происходят в данном населенном пункте (это могут быть наводнения, землетрясения, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, оползни и т.д.). Напоминается, чем опасно каждое из них, к каким неприятным последствиям может привести. Главное внимание сосредотачивается на способах защиты, правилах поведения и последовательности действий. Все рекомендации должны быть краткими, четкими и понятными. Разъясняются не принципы, а конкретные действия.

Раздел 3 «Это может случиться»

Здесь рассматриваются аварийные ситуации, возможные на близлежащих объектах. Например, с выбросом АХОВ: чем опасно вещество, каковы его физико-химические характеристики и поражающие свойства. Детально рассказывается о действиях: где укрываться, какими маршрутами двигаться к защитным сооружениям и куда выходить и т.д.

Раздел 4 «Как поступить»

В данном разделе освещаются ситуации, которые могут возникнуть конкретно в здании учреждения. Это своего рода постоянно действующая инструкция. В отдельных случаях могут указываться фамилии людей, отвечающих за определенные действия, например, по предотвращению распространения огня, перекрытию кранов и задвижек и т.д.

Раздел 5 «Помощь пострадавшим»

Здесь коротко и доступно рассказывается о наиболее частых поражениях (травмах), о том, как действовать при ранениях, ссадинах, порезах.

Порядок оказания помощи при повреждении связок, в случае ожогов, сильных кровотечениях, при поражении АХОВ.

Раздел 6 «Защита»

Состоит из трех частей, сообщающих сведения:

Инженерная защита

Где находятся убежища, противорадиационные укрытия, пути движения к ним, кто укрывается. Какие прочные сооружения можно использовать дополнительно. Для наглядности лучше это сделать на плане местности.

Средства индивидуальной защиты

Где расположены пункты выдачи противогазов и респираторов. Кто, когда и в какой очередности выдает их. Ответственные. Порядок изготовления и применения ватно-марлевых повязок.

Эвакуация

Порядок эвакуации. Как действовать при экстренной эвакуации в случае возникновения ЧС. Место сбора. Маршрут следования, время на проведение эвакуации.

Раздел 7 «Наша гражданская оборона»

В данном разделе находится информация (сведения):

-о структуре гражданской обороны учреждения;

-кто является начальником гражданской обороны, начальником штаба;

-какие формирования ГО создаются, их состав;

-кто назначен командирами формирований ГО;

-какой техникой, приборами оснащены формирования ГО.


3. Помещение, оборудованное под убежище (ПРУ)


Для практической отработки учащимися действий по сигналам гражданской обороны в общеобразовательном учебном заведении рекомендуется иметь отдельное помещение, оборудованное под убежище (ПРУ). Данное помещение используется при проведении общешкольных тренировок и оборудуется всеми элементами, которые должны иметься в убежище (ПРУ).


4. Стрелковый тир


Стрелковый тир предназначен для проведения занятий и соревнований по стрельбе из малокалиберных и пневматических винтовок. Обычно стрелковый тир оборудуется в подвальном помещении. Он должен быть построен так, чтобы обеспечить полную безопасность для окружающих и исключить возможность проникновения людей в зону стрельбы. Соблюдение этих условий достигается специальной планировкой, устройством защитных стенок, козырьков, пулеуловителей и перехватов на дистанции стрельбы. Стрелковый тир должен иметь зону ведения огня и помещение для подготовки стрелков.

В зоне ведения огня исходное положение и рубеж открытия огня обозначаются хорошо видимыми линиями и указками (табличками), с соответствующими надписями. На рубеже открытия огня должны быть подстилки для стрелков и упоры для стрельбы лежа с упора. Вариант оборудования школьного тира приведен
в приложении № 4.


4. Спортивный городок для занятий прикладной физической подготовкой


Спортивный городок предназначен для проведения с учащимися занятий по физической подготовке. Цель данных занятий - развитие и постоянное совершенствование учащимися выносливости, силы, быстроты и ловкости.

Спортивный городок оборудуется:

-деревянным помостом (2х3 м) для занятий со штангами и гирями;

-предметами для упражнений с тяжестями (патронные ящики, траки и т.д.);

-многопролетные параллельные брусья (высота 1,7 м, ширина между жердями
45-50см);

-многопролетные перекладины из труб (высота 1,5 – 2 ,4 м, расстояние между столбами 2,3 – 2,5 м);

-заглубленная площадка (5х8 м) для занятий рукопашным боем;

-гимнастическая скамейка (высота 35 см) с упором для ног;

-площадка для отработки прыжков через коня (козла).

Вариант оборудования спортивного городка приведен в приложении №5.


5. Единая полоса препятствий

Единая полоса препятствия состоит из следующих элементов:

-линия начала полосы (стартовая линия);

-участок для скоростного бега (20 м);

- лабиринт длиной 6 м, шириной 2 м, высотой 1,1 м (количество проходов -10, ширина проходов -0,5);

-ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м;

-забор высотой 2 м, толщиной 0,25 м с наклонной доской длиной 3,2 м, шириной
0,25-0,3 м;

- разрушенный мост высотой 2 м, состоящий из трех отрезков прямоугольных балок (0,2 х 0,3 м): первый- длиной 2м, второй- 3,8 м с изгибом в 135 º (длина от начала до изгиба – 1 м), третий – 3,8 м с изгибом в 135 º (длина от начала до изгиба -2,8 м); разрывы между отрезками балок- 1 м, в начале второго и третьего отрезков балки и в конце препятствия – вертикальная лестница с тремя ступеньками;

-разрушенная лестница шириной 2 м (высота ступеней – 0,8, 1,2, 1,5 и 1,8 м, расстояние между ними 1,2 м, у высокой ступени наклонная лестница длиной 2,3 м с четырьмя ступенями);

-стенка высотой 1,1 м, шириной 2,6 м и толщиной 0,4 м с двумя проломами (нижний - размером 1х0,4 м, расположен на уровне земли , верхний - размером 0,5х0,6 м – на высоте
0,35 м от земли) и с прилегающей к ней площадкой 1х2,6 м;

-колодец и ход сообщения (глубина колодца- 1,5 м, площадь сечения по верху –
1х1 м); в задней стенке колодца – щель размером 1х0.5 м, соединяющая колодец с перекрытым ходом сообщения глубиной 1,5 м, длиной 8 м, с одним изгибом; расстояние от колодца до траншеи по прямой – 6 м);

-траншея глубиной 1,5 м;

-беговая дорожка шириной 2 м.

Порядок и последовательность размещения элементов полосы препятствий приведены в приложении № 6.



Приложение № 1

Кабинет ОБЖ с лаборантской комнатой























4








































4








































4





































4





















































































































































































































 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
















 




























































































































 



















 

 

 

 
















 




























7




































































































 




 

 

















8
 



















































































































5






















3




 




 

 
















 













3













3













3













3













3






































































 




 

 
















 

























































































































 






















 

 

 2

 















  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс 1 час в неделю
Рабочая программа предназначена для проведения уроков и занятий по обж в 6
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические...
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconМетодические рекомендации по созданию моделей учебных занятий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе
Ю. К. Бабанским (Оптимизация процесса обучения. М., 1977), рекомендации Зверевой Н. М (Практическая дидактика для учителя: Учебное...
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconРекомендации об оборудованию обязательных элементов учебно-материальной базы курса "Основы безопасности жизнедеятельности"
Музей, (комната,уголок) Боевой славы, героико(военно) патриотического воспитания
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconПрограмма по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов,...
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconМетодические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов

Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения iconМетодические рекомендации по организации учебных занятий и методические разработки, дидактический материал, наглядные пособия, средства контроля
Учебно-методический комплект, включающий в себя: примерные и рабочие программы по предметам, календарно-тематические и поурочные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы