Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей icon

Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей



НазваниеМетодическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей
страница1/2
Дата конвертации04.01.2013
Размер423.38 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2
1. /документация по ОБЖ/Планиов. меропри защ. от ЧС и пож безоп.doc
2. /документация по ОБЖ/Приложение ь 1.doc
3. /документация по ОБЖ/Приложение ь 10.doc
4. /документация по ОБЖ/Приложение ь 12.doc
5. /документация по ОБЖ/Приложение ь 13.doc
6. /документация по ОБЖ/Приложение ь 2.doc
7. /документация по ОБЖ/Приложение ь 3.doc
8. /документация по ОБЖ/Приложение ь 4.doc
9. /документация по ОБЖ/Приложение ь 5.doc
10. /документация по ОБЖ/Приложение ь 6.RTF
11. /документация по ОБЖ/Приложение ь 7.DOC
12. /документация по ОБЖ/Приложение ь 8.doc
13. /документация по ОБЖ/Приложение ь 9.doc
14. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Ваш адвокат.doc
15. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Должностная инструкция.Вариант 1.doc
16. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Должностная инструкция.Вариант.doc
17. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Комментарий к статье 333 трудового кодекса.doc
18. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Нормативы по ОБЖ.doc
19. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/О создании опорных образовательных учреждений по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД.doc
20. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/ПОРТАЛЫ И САЙТЫ.doc
21. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/ПРИКАЗ. Определение уровня квалификации.doc
22. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Педагогическая деятельность преподавателя-организатора ОБЖ.doc
23. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Письмо МО РФ от 12 января 1993 г. N 10_32-Т .doc
24. html">/документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Письмо МО и ПФ МО по вопросам аттестации 2000 г.doc
25. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Письмо Минобр_я РФ от 8 июля 1991 г. N 21-М.rtf
26. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Положение об аттестации обучающихся.doc
27. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Приказ Минобр_я РФ N 66, ГКЧС РФ N 85 от 16.03.1993.rtf
28. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Окружающий мир.doc
29. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Примерная программа основного общего образования.doc
30. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Примерная программа среднего полного образования. Профиль.doc
31. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Примерная программа среднего полного образования.doc
32. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Примерные программы начального общего образования.doc
33. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Примерные программы ОБЖ/Разграничение инвариантной и вариативной.doc
34. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Совместительство, совмещение ....doc
35. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/0 формах и процедурах аттестации в РК.doc
36. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос. ст. нач.общего обр_я. Требования к оснащению .doc
37. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос. ст. общ. обр_я. Методическое письмо Основное общее обр_е.doc
38. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос.ст. общ. обр_я. Методическое письмо Окружающий мир.doc
39. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос.ст. общего обр_я ОБЖ.Профиль.doc
40. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос.ст.нач.общего обр_я. Примерная программа Окружающий мир.doc
41. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Гос.ст.общ.обр_я. Примерная программа среднего (полного) обр_я..doc
42. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Государственный стандарт ОБЖ/Требования к оснащению образовательного процесса.doc
43. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Исполнители проекта Гос_го стандарта образования.doc
44. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Методические рекомендации. О поэтапном введении РБУП 2006 РК.doc
45. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Методическое письмо МО РФ О преподавании предмета ОБЖ.doc
46. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Обеспечение курса ОБЖ. Методические рекомендации.doc
47. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Ответы на вопросы.doc
48. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/РБУП2006.doc
49. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Стандарт ОБЖ/Рекомендации ИПКРО по курсу ОБЖ.doc
50. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Учебники/Об утверждении перечня учебников РФ.doc
51. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Учебники/Перечень учебников 2006-2007.Приложение.doc
52. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/Учитель, учись считать свои деньги.doc
53. /документация по ОБЖ/Приложениеь 11/Руководящие документы по курсу ОБЖ/ФЗ Об образовании.doc
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей
Рабочая программа обучения сотрудников в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
= согласовано = Начальник управления по делам го и чс = = " " 200 года = утверждаю =
Инструкция заместителя директора по безопасности
Расшифровка подписи) Дата Муниципальное образовательное учреждение (полное наименование школы)
Приказ № о подготовке сотрудников школы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 200 году и задачах на 200 год
Журнал персонального учета обучения должностных лиц и специалистов го и рсчс школы в образовательных учреждениях мчс россии и ведомственных учреждениях повышения квалификации
«Б» – Болен; «О» Освобожден от занятий
Перспективный план
Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза ссср, ппб-с-1983, утвержденные Минвузом СССР 30 июля 1982 г
Образовательного учреждения
Инструкция о порядке действий работников моу в случае возникновения пожара
Инструкция по мерам безопасности жизни и здоровья учащихся моу
«Учительская газета» 2005-12-06
Инструкция преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности
Инструкция преподавателя-организатора обж
Комментарий к статье 333 трудового кодекса
Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Размер файла: 43kb Федеральный конституционный закон
О создании опорных образовательных учреждений по курсу обж и дисциплине бжд
Порталы и сайты ссылки
Приказываем
Педагогическая деятельность преподавателя – организатора обж
Министерство образования российской федерации письмо от 12 января 1993 г. N 10/32-Т
Письмо Министерства образования и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2000 г. №297/19-10/117 «О некоторых вопросах
Министерство образования рсфср
Положение об аттестации обучающихся
Министерство образования российской федерации
Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Профильный уровень Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Пояснительная записка Характеристика первой ступени школьного образования
Разграничение инвариантной и вариативной (по усмотрению региона и школы) составляющих в федеральном базисном учебном плане
Совместительство, совмещение профессий (должностей), исполнение обязанностей временно отсутствующих работников, временное заместительство
Приказ №884 о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия
Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования Методические письма Основное общее образование методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования
Окружающий мир пояснительная записка
Государственный стандарт общего образования
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Государственный стандарт общего образования Список исполнителей проекта «Развитие содержания общего образования»
Методические рекомендации «О поэтапном введении Федерального компонента содержания общего образования и реализации Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений»
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях учебной базы для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» I. Общие положения
На основе каких нормативных документов вводится новый рбуп
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44); закон
Основы безопасности жизнедеятельности Цели
Приказ №302 в соответствии с пунктом 5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. №280
Методическое пособие для учителя (Чуракова Н. А.), программа 2 Чуракова Н. А. и др. Русский язык. Ч. 1, 2, 2 кл
Учитель, учись считать свои деньги
Закон Российской Федерации об образовании



Методическое пособие


по планированию и организации

мероприятий в области гражданской обороны,

защиты от чрезвычайных ситуаций,

пожарной безопасности и безопасности людей

на водных объектах


в учреждениях основного и среднего

общего образования


в помощь руководителю

общеобразовательного учреждения


2006 год


Введение.


Современные люди живут в сложном и противоречивом мире, где научно-технический прогресс, развитие мировой цивилизации, двигая человечество к новым высотам, нередко приводит к увеличению числа и масштабов аварий и катастроф. Все агрессивнее становится терроризм, неуклонно растет криминальная статистика. Никто из современных людей не застрахован от природных и техногенных катаклизмов, терактов и пожаров…

Для того чтобы сохранить собственную жизнь и обеспечить безопасность окружающим необходима психологическая готовность и знания, способствующие выработке определённых навыков действия в критических условиях. Начиная с первых шагов человек 21 века должен учиться искусству выживания, постигать азы обеспечения собственной безопасности и оказания помощи другим.

Наша общая первоочередная задача состоит не только в том, чтобы позаботиться о жизни и здоровье детей, но и воспитать поколение, для которого безопасное поведение станет внутренней потребностью, нормой жизни.

Важнейшая роль в достижении этой цели отведена общеобразовательному учреждению, являющего институтом для всестороннего развития учащегося и подготовки к самостоятельной жизни.

Эффективность наших совместных усилий зависит от качества организации всех мероприятий, направленных на обеспечение безопасности детей в школе.


Настоящее методическое пособие содержит правила, нормы, информационные материалы, рекомендуемые для планирования и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее – культуры безопасности жизнедеятельности) в общеобразовательном учреждении.


  1. Организация подготовки в области

культуры безопасности жизнедеятельности.


    1. Общие положения.


Наряду со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности - подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является важнейшим элементом и одной из приоритетных задач, поставленной перед нами государством.

Данная подготовка является обязательной и осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов: № 28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г., № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г., N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г., постановлений Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 4.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», «Организационно-методических указаний МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы».

На уровне республики также разработан ряд документов, раскрывающих вопросы подготовки населения Карелии:

- постановление Правительства Республики Карелия от 09.10.2001 № 221–П «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области пожарной безопасности»,

- распоряжения Главы Республики Карелия от 20.03.2003 г. № 147-р, от 30.03.2005 г. № 164-р «О нештатных аварийно-спасательных формированиях Республики Карелия».

Обучение населения в области культуры безопасности жизнедеятельности в зависимости от степени участия в выполнении задач ГО и РСЧС, а, следовательно, и требований к уровню знаний, умений, навыков осуществляется по следующим категориям:


  1. Должностные лица ГО и РСЧС.

  2. Специалисты ГО и РСЧС

  3. Работники организаций, входящие в состав формирований ГО (руководители и личный состав).

  4. Работники организаций, не входящие в состав формирований ГО.

  5. Учащиеся и студенты общего и профессионального образования.

  6. Население, не занятое в сферах производства и обслуживания (неработающее население).




    1. Организация подготовки в общеобразовательном учреждении.


Руководители общеобразовательных учреждений, осуществляя мероприятия по организации подготовки учащихся, нередко забывают о том, что сами сотрудники (педагогический состав, обслуживающий персонал) также относятся к категории обучаемых и подлежат обязательной подготовке в области культуры безопасности жизнедеятельности. Составление организационно - распорядительных и планирующих документов должно осуществляться с учетом данного факта, так как директор школы является лицом, несущим ответственность за подготовку сотрудников своего учреждения. В противном случае «виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность… в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» (Глава VII. Статья 28. Федерального закон а от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

К числу лиц, подлежащих обязательной подготовке в области культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении относятся:

- руководитель общеобразовательного учреждения

- помощник руководителя, специально уполномоченный на решение задач в области обеспечения безопасности (в большинстве случаев - заместитель директора по безопасности)

- преподаватели – организаторы курса ОБЖ,

- руководители занятий с сотрудниками общеобразовательного учреждения, (специально назначенные приказом директора)

- сотрудники общеобразовательного учреждения (преподавательский состав и обслуживающий персонал).

Руководители общеобразовательного учреждения, заместители руководителей по обеспечению мероприятий в области безопасности, руководители занятий с сотрудниками общеобразовательного учреждения и преподаватели – организаторы ОБЖ проходят обязательную подготовку в рамках специальных программ. Данное обучение в Республике Карелия осуществляется на базе ГОУ «УМЦ по ГО и ЧС Республики Карелия» не реже 1 раза в 5 лет, а для впервые назначенных на должность – в первый год работы.

Подготовка преподавательского состава и обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения осуществляется по месту работы руководителями занятий в рамках базового курса (14 часов) по специально разработанным рабочим программам (Приложение № 1).


1.3. Организационно - распорядительные документы, разрабатываемые в общеобразовательном учреждении по вопросам подготовки.


Помимо основного документа, разрабатываемого в общеобразовательном учреждении по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (Приложение № 10) необходимо разработать ряд других, освещающих вопросы подготовки должностных лиц учреждения и персонала в области культуры безопасности жизнедеятельности:

Одним из основных планирующих документов по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в органах местного самоуправления является «План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах муниципального образования на ___ год», в котором определяются сроки подготовки должностных лиц и специалистов РСЧС, сотрудников, а также проведения занятий с учебными группами. Планируются тематика и сроки проведения учений и тренировок, мероприятия по созданию и совершенствованию учебно-материальной базы, другие мероприятия.

На основе Плана разрабатываются и ведутся документы, непосредственно отражающие вопросы планирования и учета обучения:

- Приказ директора _______ школы «Об итогах подготовки сотрудников в области культуры безопасности жизнедеятельности в _____ году и задачах на новый учебный год», включающий создание учебных групп, назначение руководителей занятий, итоги работы в минувшем году и задачах обучения на следующий год (приложение № 2), с приложениями:

1) тематика занятий и тренировок на год;

2) перечень учебных групп и руководителей занятий на год;

3) план подготовки руководящего состава на год;

4) расписание занятий для каждой учебной группы на год;


Кроме того, разрабатываются и другие документы:


- Журнал персонального учета обучения и повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в образовательных учреждениях МЧС России и ведомственных учреждениях повышения квалификации (приложение № 3);

- Журнал учета посещаемости и успеваемости учебной группы на год (приложение №4);

- Перспективный план развития и совершенствования учебно-материальной базы по гражданской обороне, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах до _____ года, (приложение № 5).

Указанные формы планирования и учета не исключают ведения других документов, уточняющих вопросы организации обучения, дополняющих или облегчающих оперативный учет и контроль или носящих справочный характер.

Приказ директора школы «Об итогах подготовки сотрудников ______ школы в области культуры безопасности жизнедеятельности за ____ год и задачах на ____ учебный год»:

В констатирующей части приказа излагаются причины, послужившие основанием к изданию приказа, цели и задачи предписываемых действий. Раскрываются общие результаты подготовки организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также состояние подготовки руководящего состава и сотрудников, процент охвата сотрудников обучением. В приказе отмечаются результаты по учениям и тренировкам, которые проводились в течение года, отмечаются структурные подразделения, добившиеся лучших показателей в подготовке, отражается состояние учебно-материальной базы, а также делается краткий анализ недостатков и нерешенных вопросов, имевших место в течение года.

В распорядительной части приказа определяется главная задача в подготовке организации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на предстоящий учебный год, задачи по обучению руководящего состава, руководителей и личного состава нештатных АСФ, рабочих и служащих, не вошедших в формирования, и устанавливается порядок их подготовки. Определяются темы проведения комплексного (командно-штабного и тактико-специального) учения и штабных тренировок, ставятся задачи по наращиванию учебно-материальной базы и пропаганде мероприятий, устанавливаются сроки начала и окончания учебного года, дни и часы проведения занятий для каждой учебной группы.

К приказу в качестве приложений разрабатываются:

Перечень учебных групп и руководителей занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций - на учебный год;

Список руководящего состава, самостоятельно изучающего вопросы по необходимой тематике;

Перечень тем, нормативных документов для самостоятельного изучения по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (выбирается из "Рабочей программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ГОУ «51 Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Карелия" 2003 года).

Расписание занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций) разрабатывается для каждой учебной группы на учебный год. При разработке расписания занятий учитываются специфика организации и предстоящие в учебном году задачи в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В расписании для каждого занятия указываются: дата и место проведения, номер и наименование темы, количество часов, отводимое на ее изучение, руководитель занятия.

Расписание утверждается руководителем гражданской обороны организации.

Журнал персонального учета обучения должностных лиц и специалистов РСЧС в образовательных учреждениях МЧС России и ведомственных учреждениях повышения квалификации – документ, который постоянно ведется в организации. В этом журнале отражается дата и место обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) всех должностных лиц и специалистов РСЧС организации, которые в соответствии с установленной периодичностью должны проходить подготовку в учебных заведениях МЧС России (Академии гражданской защиты, УМЦ по ГОЧС) и учреждениях повышения квалификации. При заведении нового журнала данные о времени последней подготовки переносятся в новый журнал, старый журнал хранится в течение пяти лет в организации.

Журнал учета посещаемости и успеваемости ведется в каждой учебной группе. Он является основным учетным документом, отражающим выполнение учебной программы, действительность проведения учебных занятий в соответствии с расписанием занятий, посещаемость занятий, оценки по занятиям и сдачу нормативов по практическому обучению (нормативов по специальной подготовке личного состава НАСФ) каждой учебной группы и каждым обучаемым. Ответственность за ведение журнала учета посещаемости и успеваемости возлагается на руководителей учебных групп. По окончании журнал хранится в течение следующего учебного года.

Перспективный план развития и совершенствования учебно-материальной базы разрабатывается на 5 лет. В этом документе планируется работа по созданию учебно-материальной базы, ее совершенствованию, определяются сроки и исполнители. Мероприятия из данного плана с конкретизацией сроков включаются в «План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования


2. Противопожарная безопасность в общеобразовательном учреждении.


2.1. Ответственные за пожарную безопасность в образовательном учреждении.


Ответственность за пожарную безопасность школ несут их директора.


Директор школы должен руководствоваться Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89*, утверждёнными Госкомобразования СССР 10 мая 1989 года, СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания» и СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (Приложение № 6).

Директор школы обязан обеспечить выполнение Правил пожарной безопасности и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками и учащимися, принимать срочные меры по устранению недостатков. Они могут возлагать на других должностных лиц ответственность за обеспечение пожарной безопасности. Так, с 2004 года Министерством образования Республики Карелия в школах республики введена должность заместителя директора по безопасности. Это решение было принято с целью решения проблемы безопасности образовательных учреждений.

2.2. Краткая характеристика пожарной опасности общеобразовательного учреждения.

В кабинетах учебных заведений находится немало горючих материалов: мебель, шторы, учебные пособия и оборудование; немало и источников зажигания: печи, электронагре­вательные приборы, светильники и т. п.

Кроме наличия значительной сгораемой нагрузки и обилия источников зажигания, здания учебных заведений характеризуются системой коридорной планировки, что способствует быстрому за­дымлению и распространению огня при пожаре. Особенность учеб­ных учреждений в пожарном отношении составляет также наличие в них большого количества людей и сложность их эвакуации при по­жаре.

    1. Противопожарные мероприятия.

В общеобразовательном учреждении разрабатываются следующие документы, освещающие вопросы противопожарной безопасности в школе:

- Приказ директора о назначении ответственных за пожарную безопасность (Приложение № 7)

- Журнал проведения противопожарного инструктажа персонала

- План эвакуации при пожаре

- Инструкция по действиям персонала в случае возникновения пожара (Приложение № 8)

Обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных уч­реждений достигается прежде всего установлением жесткого проти­вопожарного режима и обучением обслуживающего персонала и учащихся мерам пожарной безопасности и действиям во время по­жара.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений, в соответствии с действующим законодательством возлагается на их руководителей. От­ветственных за пожарную безопасность отдельных помещений (ка­бинеты, мастерские, лаборатории), электросетей и т.п. определяет руководитель учреждения.

Территория учебных учреждений, а также участки, прилетающие к ним, должны своевременно очищаться от горючих отхо­дов, мусора, которые следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить на свалку. Иногда на школьной территории сгребают в кучи опавшие листья и сжигают. Это опасно, так как тлеющие листья ветром могут быть занесены на кровлю здания или в слуховое окно.

Важно контролировать состояние дорог, проездов, подъездов и проходов, к зданиям, следить за тем, чтобы они ничем не загромо­ждались, а в зимнее время регулярно очищались от снега и льда.

На территориях и в зданиях школьных учреждениях не разрешается курение, должен быть определен поря­док проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания учебных занятий и других мероприятий в учебном учреждении.

Школьные здания перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включа­ются работники Государственного пожарного надзора.

Требования к путям эвакуации.

  Учебные заведения относятся к объектам с массовым пребы­ванием людей, поэтому особое внимание здесь должно уделяться содержанию путей эвакуации. Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов: если один из них отре­зан огнем, для спасения учащихся используется другой. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись "Запасный выход". Категорически запрещается забивать их гвоздями наглухо. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в сто­рону выхода из помещений. При пребывании людей в помещении двери могут запираться лишь на внутренние легкооткрывающиеся запоры.

Лестницы - важнейший путь эвакуации. Вот почему нельзя под лестничными маршами устраивать кладовые. Лестничные клет­ки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естествен­ное освещение через окна в наружных стенах. Запрещается отделы­вать пути эвакуации и учебные помещения школ деревом, пластиком и др. горючими материалами. В случае пожара это чревато серьез­ными последствиями.

В зданиях учебных учреждений запрещается устраивать на путях эвакуации пороги, турникеты, раздвижные вращающиеся две­ри и другие устройства, препятствующие свободной эвакуации лю­дей. Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на ок­нах: в случае опасности окна могут стать дополнительными путями эвакуации.

На случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари, не менее одного на каждого работника дежурного персонала.

В многоэтажных зданиях школ детей старшего возраста сле­дует размещать в верхних этажах, а детей младших возрастов - в нижних.

Особенности противопожарного режима при эксплуатации

печного отопления.

  При эксплуатации приборов отопления в учебных учрежде­ниях кроме требований, приведенных в разделе "Основные причины пожаров", необходимо выполнять следующие правила:

  • перед началом отопительного сезона печи должны быть проверены и отремонтированы; неисправные печи к эксплуатации не допускаются;

  • топка печей в зданиях с круглосуточным пребыванием детей (школы-интернаты) должна прекращаться не менее чем за 2 часа до отхода детей ко сну;

  • в учреждениях с дневным пребыванием детей топка печей должна заканчиваться за 1 час до прихода детей;

  • запрещается производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;

  • зола и шлак, выгребаемые из. топок, должны быть пролиты водой и удалены в специально отведенное для них безопасное место;

  • установка металлических печей в зданиях учебных учрежде­ний не допускается.

Требования пожарной безопасности к электроустановкам.

  Электроустановки должны монтироваться и эксплуатировать­ся в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Правилами технической эксплуатации электроустановок потребите­лями (ПТЭ), Правилами техники, безопасности при эксплуатации электроустановок потребителями (ПТБ) и другими нормативными документами.

Согласно правилам в школах и других учебных заведениях обслуживание электроустановок обеспечивается путем передачи их эксплуатации по договору специализированным организациям или собственным обслуживающим персоналом, имеющим соответст­вующую квалификацию.

Все электроустановки и проводки должны иметь аппараты защиты от токов короткого замыкания и перегрузок.

По окончании занятий во всех помещениях электроприборы и сети должны быть обесточены (за исключением дежурного и ава­рийного освещения, пожарной и охранной сигнализации).

При эксплуатации электроустановок запрещается:

  • использовать электроприборы, имеющие неисправности, а также эксплуатировать провода и кабели с поврежденной или поте­рявшей защитные свойства изоляцией;

  • пользоваться поврежденными розетками - выключателями;

  • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью или другими горючими материалами;

  • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электро­чайниками и другими электронагревательными приборами без под­ставок из негорючих материалов;

  • оставлять без присмотра включенные в сеть электронагрева­тельные приборы, телевизоры, радиоаппаратуру и т. п.

  • применять нестандартные (самодельные) электронагрева­тельные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и коротко­го замыкания.

Содержание источников и сетей противопожарного водоснабжения.

  Современные пожарные автомобили имеют достаточный за­пас воды, чтобы потушить пожар, который не набрал большой силы. Но воды в автоцистерне без установки ее на водоисточник хватает на 10-15 минут работы. Поэтому за водоисточниками, расположен­ными в районе школы, должен быть постоянный уход. У пожарных гидрантов и водоемов должны быть установлены соответствующие указатели с использованием светоотражающих покрытий. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающее расстояние до водоисточника. Пожарные гидранты и водоемы должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны утепляться и очи­щаться от снега и льда. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Водоемы и резервуары необходимо своевременно пополнять водой. Если рядом со школой имеется речка, озеро, зимой их необ­ходимо приспособить для забора воды, сделав прорубь размером 1x1 метр.

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопро­вода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в 6 месяцев производить перемотку льняных рука­вов на новую складку.

В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки на­сосов. На каждой задвижке и пожарном насосеповысителе должно быть указано их назначение. Порядок включения насосов-повысителей должен определяться инструкцией.

Задвижки с электропроводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств, должны проверяться на работоспо­собность не реже двух раз в год, а пожарные насосы - ежемесячно.

Использование для хозяйственных и производственных це­лей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается.

Содержание установок пожарной сигнализации.

  Установки пожарной сигнализации должны находиться в исправном состоянии. В помещении пожарного поста должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправностях установок пожарной сигнализации.

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт установок должны выполняться специализированной органи­зацией, имеющей лицензию, по договору.

В период выполнения технического обслуживания или ре­монта, связанных с отключением установок (отдельных шлейфов), руководитель учебного заведения обязан принять необходимые ме­ры по усилению охраны зданий и сооружений.

Противопожарный режим в классах,

лабораториях, кабинетах, мастерских.

  Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, кабинеты физики и учебные мас­терские. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легкогорючие жидкости, спиртовки, электроприборы и др. оборудо­вание. В химических лабораториях пожар может возникнуть при неправильном использовании и хранении реактивов, поскольку хи­мические вещества, используемые здесь, являются в своем большин­стве пожарю- и взрывоопасными. Например, белый фосфор и его пары на воздухе самовозгораются, алюминиевая пудра, порошкооб­разный цинк легко окисляются и самовозгораются в присутствии влаги. К самовозгоранию с последующим воспламенением склонны также сернистые соединения металлов. Например, сернистые калий и кальций быстро окисляются на воздухе и загораются.

Алюминий хлорнокислый, пикриновая кислота, нитросоединения и др. обладают свойствами взрывчатых веществ. При соот­ветствующих условиях они могут взрываться не только при ударе, трении, детонации, но и при воздействии внешнего теплового или электрического источника.

Легковоспламеняющимися твердыми реактивами в порош­кообразном состоянии являются титан, кремний, фосфор красный. К жидким легковоспламеняющимся жидкостям относятся спирты, эфиры, бензин, керосин.

Щелочные и щелочноземельные металлы (натрий, калий и др.) при контакте с водой выделяют водород, который самовоспла­меняется со взрывом. Кальций и барий воспламеняются на воздухе при нагревании. Карбиды при взаимодействии с водой выделяют ацетилен или смеси углеводородов. Карбиды щелочных металлов при контакте с водой взрываются.

Азотная кислота, попадая на сгораемый материал, может вызвать его самовозгорание. Некоторые соли азотной кислоты, на­пример, калий азотнокислый, при контакте с органическими вещест­вами легко воспламеняются и интенсивно горят.

Калий марганцевокислый и. другие соли марганцевой кисло­ты очень сильные окислители, при соприкосновении с органически­ми веществами, а также с серной кислотой способны взрываться и вызвать пожар.

В целях предупреждения пожаров в учебных классах и ка­бинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, пособия и т.п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установлен­ных стойках. Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количества, установленного нормами проектиро­вания. Мебель и учебное оборудование устанавливается с таким рас­четом, чтобы не загромождать выходы из классных комнат, кабине­тов и аудиторий.

В химических лабораториях и кладовых реактивы следует хра­нить в шкафах, закрываемых на замки, ключи от которых должны находиться у преподавателей (лаборантов).

Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, бензол, эфир, ацетон, керосин, спирт и др.) разрешается хранить в общем количестве не более 3 кг в специальном металлическом ящике, уста­новленном вдали от нагревательных приборов и выходов.

Реактивы и другие вещества и материалы, совместное хранение которых может вызвать аккумуляцию тепла, образование пожаро­опасных концентраций или может стать импульсом для самовозго­рания, должны храниться раздельно в соответствующей упаковке и в несгораемых шкафах.

На банках, бутылях и другой упаковке с химическими реакти­вами и веществами должны быть четкие надписи с указанием их наиболее характерных свойств: "Огнеопасные", "Ядовитые", "Хими­чески активные" и т. п.

Концентрированные минеральные кислоты разрешается хра­нить в количестве не более З л. в стеклянных банках с притертой пробкой. Бром и хромовый ангидрид должны храниться в стеклян­ной посуде, установленной в специальные металлические или фар­форовые сосуды. Эти вещества необходимо размещать в вытяжном шкафу.

Реактивы (окислители) - бертолетова соль, перхлораторы бария и аммония, хлорноватокислый натрий, бромноватокислый калий, азотнокислые натрий, калий, кальций, барий, аммиачная се­литра, должны храниться в стеклянных банках с притертой пробкой или пластмассовой завинчивающейся крышкой. Эти реактивы уста­навливаются на отдельной (верхней) полке шкафа.

Перекиси натрия и бария разрешается хранить в стеклянных банках с притертой пробкой. Банки должны устанавливаться в ме­таллические резервуары. Размещаются они на той же полке, где хра­нятся окислители. Размещение на этой полке каких-либо других ве­ществ не допускается.

Красный фосфор можно хранить в стеклянной или металли­ческой банке с плотно закрывающейся пробкой или крышкой. Пере­кись водорода надо хранить в темной стеклянной посуде с корковой пробкой, которая устанавливается в металлический контейнер. Красный фосфор и перекись водорода можно размещать совместно с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми), вдали от по­лок с окислителями, металлическими порошками и щелочными ме­таллами.

В физических и химических лабораториях запрещается ра­бота учащихся с реактивами, электрическими и другими нагрева­тельными приборами без руководства преподавателя или лаборанта

В учебных мастерских должен соблюдаться строгий проти­вопожарный режим. Убирать мусор, отходы и промасленную ветошь из таких помещений необходимо после каждого занятия. В столяр­ных мастерских не должно быть более чем однодневного запаса ма­териалов. Заниматься и работать в мастерских учащиеся могут толь­ко в присутствии и под руководством преподавателей производст­венного обучения.

Ежедневно по окончании занятий в классах, мастерских или лабораториях преподаватели, лаборанты или лица, ответственные за пожарную безопасность, должны тщательно осмотреть закрываемые помещения, устранить обнаруженные недочеты и обесточить элек­тросети.

Меры пожарной безопасности при проведении спектаклей и вечеров.

  В школах часто проводятся вечера, дискотеки, зимой - ново­годние елки. При проведении таких мероприятий в актовых залах собирается много детей и педагогов.

Ответственным за проведение массовых мероприятий и со­блюдение правил пожарной безопасности при проведении вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, праздников новогодней елки, являются руководители учебных учреждений.

На время проведения массовых мероприятий должно быть ус­тановлено обязательное дежурство из числа преподавательского со­става или учащихся старших курсов (классов). Они обязаны следить за строгим соблюдением противопожарного режима.

Ответственные за проведение массовых мероприятий перед их началом должны тщательно осмотреть все помещения, запасные - выходы и лично убедиться в полной готовности их в пожарном от­ношении и в обеспечении помещения первичными средствами по­жаротушения.

Помещения, в которых проводятся массовые мероприятия (новогодние елки, спектакли, концерты, танцевальные вечера и т.п.), должны иметь не менее двух выходов наружу, на окнах не должно быть решеток.

В деревянных зданиях учебных заведении, а также в зданиях со сгораемыми покрытиями проведение массовых мероприятий до­пускается в помещениях, расположенных не выше второго этажа.

Количество мест в помещениях, предназначенных для прове­дения массовых мероприятий, устанавливается из расчета 0,75 м2 на одного человека. Заполнение помещений людьми сверх установлен­ной нормы не допускается.

При проведении спектаклей не разрешается устраивать свето­вые эффекты с применением химических и других веществ, могу­щих вызвать загорание.

Кинофильмы должны демонстрироваться в помещениях пер­вого этажа. Использование для этих целей помещений других эта­жей может быть разрешено только при наличии несгораемых пере­крытий под зрительным залом, и не менее двух самостоятельных выходов на лестничные клетки.

Учебные кинофильмы допускается' демонстрировать непосредственно в классе (аудитории) только на узкопленочном кино-. проекторе. Количество зрителей при этом не должно превышать числа учащихся в данном классе (группе). К демонстрации кино­фильмов допускаются лица., имеющие права киномеханика или де­монстратора узкопленочного кино и талон по пожарной безопасно­сти.

Меры пожарной безопасности при проведении новогоднего праздника.

  Елка должна устанавливаться на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка. При отсут­ствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки должны проводиться только в светлое время суток.

Нельзя украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами, оде­вать детей в костюмы из легкогорючих материалов.

Иллюминация елок должна быть смонтирована с соблюдени­ем "Правил устройства электроустановок". При использовании элек­трической осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным вклю­чением лампочек напряжением до 12В, мощность лампочек не должна превышать 25 Вт. Для иллюминации елок должны приме­няться гибкие электропровода с медными жилами, которые должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при по­мощи штепсельных соединений. При обнаружении в иллюминации нагрева проводов, мигания лампочек, искрения и т.п., она должна быть немедленно обесточена.

При проведении новогодней елки воспрещается применять дуговые прожекторы, свечи, хлопушки, бенгальские огни, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты.

3.4. Действия в случае пожара.

  Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к дей­ствиям в экстремальной ситуации. При возникновении пожара каж­дый ученик должен незамедлительно сообщить о нем учителю или в пожарную охрану. Первоочередной обязанностью каждого работни­ка учебного учреждения является спасение жизни учащихся при по­жарах. Руководитель учреждения, преподавательский и обслужи­вающий персонал в случае возникновения пожара обязаны:

  • немедленно сообщить о пожаре в близлежащую пожарную часть, дать сигнал тревоги для местной добровольной пожарной дружины;

  • принять все зависящие от них меры к эвакуации учащихся из помещений (учащиеся младших классов эвакуируются в первую очередь). Эвакуацию учащихся нужно начинать из того помещения, где возник пожар, а также из помещений, которым угрожает опас­ность распространения пожара;

  • направить учащихся в безопасное место (здание);

  • после эвакуации обязательно провести перекличку детей по списку;

  • по возможности приступить к тушению пожара своими си­лами и имеющимися в учреждении средствами пожаротушения;

  • для встречи вызванной пожарной части или дружины необ­ходимо выделить лицо из персонала учреждения, которое должно четко проинформировать начальника прибывшей пожарной части (дружины) о том, все ли люди эвакуированы из горящего или за­дымленного здания, и в каких помещениях еще остались люди.

Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуа­ции детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое по­мещение и т.л.).

Планы эвакуации.

  Для обеспечения четкого, организованного движения людей при эвакуации и исключения паники для учебных учреждений раз­рабатываются планы эвакуации людей из зданий на случай пожара.

План эвакуации состоит из графической и текстовой частей.

На графической части вычерчивают планы этажей здания. При разной поэтажной планировке планы эвакуации составляют для каждого этажа, а при одинаковой - выполняют один план с указани­ем этажей, к которым они относятся. Планы этажей можно упро­щать, изображать конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуацион­ные выходы и пути должны быть показаны. Наименования помеще­ний обозначают непосредственно на планах этажей, либо все помещения нумеруют и приводят экспликацию помещений. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить объяснительную записку к плану эвакуации.

Двери на плане эвакуации показывают в открытом виде. Если при эксплуатации отдельные выходы заперты, на плане эвакуации дверной проем изображают закрытым и отмечают место хранения ключей с надписью "Ящик с ключом от наружной двери" Если име­ется выход на наружную пожарную лестницу, на плане делают над­пись "Выход на пожарную лестницу" с разъяснением в пояснитель­ной записке, когда используется этот выход.

На план наносят стрелки, указывающие маршруты движения людей, исходя из наименьшего времени и надежности путей эвакуа­ции. Обычно в здании среди нескольких лестничных клеток, имею­щих выходы наружу или в вестибюль, некоторые более надежны, так как их постоянно эксплуатируют. Они всегда открыты, имеют противодымную защиту, а другие - менее надежны и при пожаре могут быстро заполняться дымом (например, открытая лестница) или в обычное время выходы из них заперты. Поэтому эвакуацион­ные выходы следует разделить на основные (надежные), маршруты к которым обозначают сплошными зелеными стрелками, и резервные (менее надежные), маршруты движения к которым наносят пунктир­ными стрелками.

В примечании к графической части указывают, что направ­лять людей по резервным маршрутам эвакуации не рекомендуется, если можно использовать основные маршруты.

Кроме маршрутов движения обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, телефонов и другого противопожарного оборудования.

В графической части плана эвакуации делают также надписи, например: "План эвакуации детей из здания школы". Далее обозна­чают номер этажа. Ниже графической части в левом нижнем углу привода условные обозначения и располагают пояснительную за­писку В правом верхнем углу под словом "Утверждаю" оставляют место для подписи руководителя учебного учреждения, а в правом нижнем углу располагают экспликацию помещений и подпись со­ставителя плана, Планы эвакуации на сложные по планировке объ­екты рекомендуется согласовывать с органами госпожнадзора, о чем в левом верхнем углу делается соответствующая надпись

Графическая часть плана эвакуации в рамке под стеклом вы­вешивается на видном месте, обычно у входа на этаж

Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем учебного учреждения и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, порядок и последовательность дей­ствий, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые дейст­вия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.

Первое действие - вызов пожарной части. Для того, чтобы вы­зов был четким, приводят текст вызова Например. "В школе №5 пожар Адрес ул.Ленина, дом 50. Горит подвал сообщила препода­ватель Иванова"

Второе действие - объявление об эвакуации. Указывается, кто принимает решение об эвакуации, приводится текст объявления. Известны случаи, когда крик "Пожар" вызывал панику с человече­скими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Поэтому целесообразно говорить не о пожаре, а;о технической непо­ладке в электросетях, задымлении и г. п. Указывается, каким спосо­бом делается объявление об эвакуации. Способов может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкогово­рящей системой оповещения включением трансляции по всему зда­нию заранее подготовленного текста.

Далее описываются конкретные действия по обеспечению эвакуации учащихся из здания (открывание всех эвакуационных вы­ходов, направление к ним учащихся в соответствии с графической частью). Преподаватели должны прекратить занятия, при необходи­мости одеть учащихся, объявить порядок и направление движения, место сбора в соответствии с планом эвакуации, открыть двери в направлении движения; вывести детей; закрыть двери после того, как дети выведены, с целью уменьшения скорости развития пожара по зданию; собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте; оказать в случае необходимости первую медицинскую по­мощь; вызвать скорую помощь; проверить наличие учащихся по списку и результаты доложить руководителю учебного учреждения или лицу, его замещающему. Каждый преподаватель или воспита­тель несет персональную ответственность за группу (класс), с кото­рой он занимается, поэтому в текстовой части плана эвакуации должно быть записано, кто и какую группу (класс) учащихся выво­дит. Указывается также, куда следует обращаться для оказания ско­рой помощи пострадавшим, место хранения ключей от наружных выходов и действий обслуживающего персонала в ночное время.

Далее в текстовую часть плана эвакуации включают инфор­мацию о тушении пожара до прибытия, пожарных подразделений и подробного их информирования об обстановке на пожаре, эвакуации и охране имущества и др.

Особое внимание уделяют графе таблицы, в которой указы­ваются должности и фамилии исполнителей, отвечающих за конкретные участки работы. При этом важно определить реальный объ­ем работы, которую способен выполнить человек за необходимое время эвакуации из здания (около 6 минут), и не планировать одно­му исполнителю чрезмерно большой объем работы. Учитывая, что во время пожара не все исполнители могут быть на месте работы, предусматривается дублирование (двойное, а на наиболее ответст­венных направлениях работы - тройное). Под таблицей должны быть подписи составителя плана эвакуации и лиц, знакомых с планом.

Отработку плана эвакуации осуществляют сразу же после его составления, и затем периодически, не реже двух раз в год. Инициа­тором занятий по отработке должно быть лицо, ответственное за пожар­ную безопасность объекта. Занятия должны быть практические (типа учений) по отработке каждым конкретных действий: вызов пожарных подразделений, оповещения о пожаре, открывания выходов, подачи ко­манд, распоряжений, информировании прибывшего руководителя туше­ния пожара об обстановке на пожаре и т.п. Занятия регистрируют в спе­циальном журнале с указанием даты занятий, присутствующих лиц, ру­ководителя занятии, замечаний и пожеланий по занятиям.

Для объектов с ночным пребыванием учащихся (школы-интернаты, детские дома, общежития) в плане должны предусматри­ваться два варианта действий: в дневное и ночное время.

Полный план эвакуации (графическая и текстовая части) хра­нится у дежурного персонала и лица, ответственного за пожарную безо­пасность, в специальных папках.


3. Школьный курс ОБЖ как составляющая системы подготовки

населения в области культуры безопасности жизнедеятельности.


3.1. Общие положения.


Наряду с должностными лицами и специалистами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), работающим населением, а также населением, не занятым в сфере производства и обслуживания, данную подготовку проходят учащиеся учреждений общего и профессионального образования (за исключением дошкольных заведений и учреждений дополнительного профессионального образования. *).

В учреждениях основного и среднего общего образования дети имеют возможность получить знания в области обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности на воде в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Приложение № 11). Практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, в условиях автономного существования человека в природе, а также в режиме военного времени ребята приобретают в ходе соревнований «Школа безопасности», ежегодно проводимых на муниципальном и республиканском уровнях, в рамках обучения в кадетских классах «Юный спасатель», кружках и секциях. **

Курс ОБЖ преподается во всех общеобразовательных учреждениях Республики Карелия, однако качество подготовки учащихся, как показывает опыт комплексных проверок муниципальных образований по вопросам обучения населения в области культуры безопасности жизнедеятельности, зачастую остается достаточно низким. Основными причинами этого факта являются:

- отсутствие необходимого количества квалифицированных педагогов - организаторов ОБЖ, прошедших обязательную подготовку или переподготовку в образовательных учреждениях МЧС России, в учебно – методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, учреждениях повышения квалификации Министерства образования РФ и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений;


_________________________________________


* Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 г. № 501 «О внесении изменений в Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841».


** В настоящее время в Республике Карелия созданы и успешно работают 4 кадетских класса «Юный спасатель» (в г. Петрозаводске, г. Олонец, г. Костомукша и г. Кемь). 1 сентября 2006 года открыта кадетская школа-интернат «Карельский кадетский корпус».


- слабая учебно – материальная база по курсу ОБЖ (а зачастую - отсутствие таковой);

- низкая активность руководителей образовательных учреждений и преподавательского состава в вопросах развития и совершенствования методики обучения ОБЖ, создания и организации деятельности кружков, секций и классов, специализированных на подготовке в области безопасности жизнедеятельности, использования передового опыта и новых технологий обучения.


3.2. Подготовка преподавателей – организаторов ОБЖ.


В соответствии с нормативно – правовой базой, регламентирующей вопросы обучения населения в области культуры безопасности жизнедеятельности, преподаватели – организаторы ОБЖ относятся к категории специалистов ГО и РСЧС* и должны проходить переподготовку не реже 1 раза в 5 лет, а впервые назначенные на должность - в год назначения. Данная подготовка в республике осуществляется на базе ГОУ УМЦ по ГО и ЧС Республики Карелия и проводится в объеме 36 часов.

В общеобразовательном учреждении для преподавателей ОБЖ, являющимися зачастую и заместителями директоров по безопасности разрабатываются должностные инструкции. (Приложение № 12, № 13).


3.3. Учебно – материальная база общеобразовательного учреждения.


Учебно – материальная база общеобразовательного учреждения в области безопасности жизнедеятельности (далее – УМБ) – это комплекс учебных объектов, оснащенных техническими средствами, наглядными и учебными пособиями, предназначенный для эффективного обучения сотрудников, учащейся молодежи способам надежной защиты от современных средств поражения противника, действиям при чрезвычайных ситуациях, а также вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.


УМБ включает в себя:


- учебный класс

- уголки гражданкой обороны, гражданкой защиты и пожарной безопасности

- защитные сооружения (по возможности)

- полосы препятствий (по возможности)


____________________________________________________


* Приказ МЧС от 18 июня 2001 г. № 273 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны.


Учебный класс.


Отведенный для обучения класс представляет собой специально оборудованное учебными и наглядными пособиями, приборами, техническими и иными вспомогательными средствами помещение.

В классе должно быть:

- необходимое количество мебели (трибуна для преподавателя, классная доска, чертежные принадлежности, указка, приспособления для вывешивания плакатов и схем, столы, стулья)

- учебная литература

- стенды и плакаты

- средства индивидуальной защиты

- приборы разведки и дозиметрического контроля

- опись имущества

- выписка из устава общеобразовательного учреждения по правам и обязанностям школьника (Приложение № 9)

Наглядные пособия должны быть информативно полными, соответствовать требованиям современности, аккуратными. Основная тематика пособий определяется содержанием программ обучения.


Уголки безопасности.



Наименование

элемента УМБ

Уголок

гражданской обороны

Уголок

гражданской защиты

Уголок пожарной безопасности

Понятие

Предназначен для наглядного обучения сотрудников учреждения и учащихся и содержит информацию об опасностях, возникающих при ведение военных действий или вследствие этих действий, характеристики поражающих факторов современного оружия.

Предназначен для наглядного обучения сотрудников учреждения и учащихся и содержит информацию о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и способах защиты от них.

Предназначен для наглядного обучения сотрудников учреждения и учащихся и содержит информацию правилах пожарной безопасности в здании, дома и на природе.

Тематические разделы

1. Современные средства поражения.

2. Сигналы гражданской обороны.

3. Порядок действий населения по сигналам оповещения.

4. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

5. Маршруты движения к конкретным защитным сооружениям.

6. Порядок подготовки и проведения эвакуации.

7. Наша гражданская оборона: руководители, специалисты, силы и средства ГО.

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района.

2. Действия населения при угрозе и возникновении аварий и катастроф.

3. Действия населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий.

4. Предупреждение несчастных случаев в быту и на рабочем месте.

5. Правила оказания первой медицинской помощи.

6. Правила поведения на природе, водных объектах.

1. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

2. Меры пожарной безопасности.

3. Система оповещения при пожаре (сигналы).

4. Действия персонала при возникновении пожара.

5. Эвакуации учащихся и персонала из здания.

6. Первичные средства пожаротушения.

7. Служба 01.












При отсутствии возможности приобретения готовых элементов УМБ пособия целесообразно изготовить самостоятельно, привлекая учащихся и родителей. В любом случае, требования к состоянию УМБ по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности должны выполняться в обязательном порядке. Для приобретения готовых учебных и методических пособий, оборудования для классов ОБЖ предлагаются справочные материалы.


Безопасность на воде.


Правила безопасного поведения на водных объектах


Меры по обеспечению безопасности населения на пляжах и других местах массового отдыха на водоемах.


На пляжах и в других местах массового отдыха запрещается:

  1. купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями;

  2. заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;

  3. подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавательным средствам;

  4. прыгать в воду с неприспособленных для этих целей сооружений;

  5. загрязнять и засорять водоемы и берега;

  6. купаться в состоянии алкогольного опьянения;

  7. приводить с собой собак и других животных;

  8. играть с мячом и спортивные игры в не отведенных для этих целей местах;

  9. нырять с захватом купающихся;

  1. подавать крики ложной тревоги и совершать другие действия, которые могут повлечь за собой несчастные случаи на воде;

  2. плавать на досках, бревнах, автомобильных камерах и других средствах, не гарантирующих безопасность на воде.


Правила безопасности при купании.


  1. Входите в холодную воду не спеша, чтобы дать организму привыкнуть. При резкой смене температуры известны случаи сердечных приступов.

  2. Если вы заплыли слишком далеко и почувствовали усталость, передохните. Для этого перевернитесь на спину и широко раскиньте руки.

  3. Если же у вас свело ногу, ущипните икроножную мышцу. Если это не помогает, крепко возьмитесь за большой палец ноги и резко выпрямите ее.


Спасение утопающего.


  1. Если поблизости есть спасательный круг, бросьте его утопающему.

  2. Если круга под рукой не оказалось, подплывите к тонущему человеку, чтобы он вас увидел и услышал, заговорите с ним.

  3. Если услышите адекватный ответ, смело подставляйте ему свое плечо в качестве опоры и помогите доплыть до берега.

  4. Если же утопающий находится в панике, схватил вас и тащит за собой под воду, не деликатничайте с ним. Применяйте силу. Если освободиться от захвата вам не удается, сделайте глубокий вдох и нырните под воду, увлекая за собой спасаемого. Он обязательно отпустит вас.

  5. Если утопающий находится без сознания, можно транспортировать его до берега, держа за волосы.



  1   2




Похожие:

Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconАдминистрация города Челябинска управление образования тракторозаводского района
«Месячника безопасности детей» и «Месячник гражданской защиты», в соответствии с Планом основных мероприятий города Челябинска в...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconПостановление От 12. 01. 2011 года №3 пос. Новая Жизнь Об организации обучения населения мерам пожарной безопасности
В целях выполнения Федерального закона от 06. 10. 2006 года №131 –фз в области гражданской обороны, защиты населения и территории...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconПриказ № «О проведении Дня защиты детей»
Плану основных мероприятий отдела образования в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconПлан мероприятий «Месячник гражданской защиты» Дата проведения
...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconРаспоряжение Администрации г. Челябинска №4571 от 23. 08. 2012 [1]
Планом основных мероприятий города Челябинска в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 1327-р г. Москва
Твования организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconГосударственное учреждение «Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области Методические рекомендации по созданию,
По созданию, задачам и функциям нештатных аварийно-спасательных формирований (областных, муниципальных образований и организаций)...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconПостановление От 12. 01. 2011 года №4 пос. Новая Жизнь о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждению гибели людей от пожаров
В целях выполнения Федерального закона от 06. 10. 2006 года №131 –фз в области гражданской обороны, защиты населения и территории...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconПостановление 31. 12. 2010 с. Верхний Шибряй №83
О назначении должностного лица, уполномоченного по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconАдминистрация павлодарского сельсовета уваровского района
О назначении должностного лица, уполномоченного по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,...
Методическое пособие по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей iconПостановление От 12. 01. 2011 года №8 пос. Новая Жизнь о назначении уполномоченного лица по вопросам гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Федерального закона от 21. 12. 1994 г. №68-фз “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов