|
Что будут изучать ваши дети?Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела. Два первых раздела школьники изучают в последней четверти 4 класса:
Третий и четвёртый разделы отнесены к первой четверти 5 класса:
Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики». Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. Изучение второго раздела «Основы религиозных культур и светской этики» будет продолжаться до конца учебного года. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля. Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры. На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий — Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел, а вместе с ним и 4 класс завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. Первая четверть 5 класса начинается с изучения третьего раздела «Основы религиозных культур и светской этики». Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: «Как христианство пришло на Русь», «История ислама в России», «Иудаизм в России», «История религий в России», «Буддизм в России», «Нравственный поступок» и др. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте. Второй и третий разделы изучаются учащимися одного класса раздельно, согласно избранным модулям. В то же время в педагогическом плане модули не отделены друг от друга непроницаемой стеной — их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учебный курс. Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвящённым Дню народного единства, о чём было сказано выше. Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. |
![]() | Что будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | ![]() | Почему в одной семье такие разные дети? На этот вопрос, нередко звучащий на встречах с родителями, приходится отвечать другим вопросом: "Да, вы живете в той же семье. Но... |
![]() | Порядок заполнения и ведения «Личной книжки волонтера» Личная книжка волонтера это уникальный документ. Она является аналогом трудовой книжки, куда могут вноситься все ваши достижения... | ![]() | Программа для создания рекламы. Для выполнения заданий учащиеся подбирают текстовый материал, таблицы, картинки, при необходимости проводят опрос На изучение этой темы я отвожу 10 часов. Начиная изучать тему, я делю ребят на группы по 2-3 человека и сообщаю, что они будут защищать... |
![]() | Текст: Дмитрий Медведев И пригласить всех, кому есть что сказать, к участию в дискуссии по этим темам. Ваши оценки, замечания и предложения будут учтены... | ![]() | Ваш ребенок едет в лагерь Ваши дети отправляются в детские оздоровительные лагеря на летний отдых. Чтобы лето прошло хорошо и дети вернулись домой отдохнувшими... |
![]() | Ваш ребенок лучший в мире, то есть такой же, как все остальные дети в мире. Осознайте это! Не ругайте детей при детях, и тогда ваши дети вырастут незлобными, добрыми и обходительными | ![]() | Тема: «Все работы хороши, все профессии важны» Ведущий: Ребята! Сегодня мы с вами проведем праздник, посвященный людям труда и их профессиям. Будут проведены конкурсы, в которых... |
![]() | Первоклассники будут обучаться по новому федеральному образовательному стандарту, все учащиеся первых классов края будут Предполагалось, что бесплатными учебниками будут обеспечены, в первую очередь, льготные категории школьников. Однако Губернатором... | ![]() | Разговор с детьми по теме «Кто мы такие? Чего мы хотим? Что с нами будет?» Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Ваши имена я вижу, но все же, мне будет приятно, если вы назовете свои имена.... |