Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя icon

Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя



НазваниеУчебник для учащихся Методическое пособие для учителя
Дата конвертации11.05.2013
Размер166.68 Kb.
ТипУчебник

«Утверждено» «Утверждено» «Утверждаю»

на заседании МО на заседании МС директор школы

Протокол № ____________________

Протокол № от « » 2012 г. Радченко Н.Н.

от « » 2012 г.

Руководитель МО Руководитель МС

___________________________ ____________________


Календарно-тематическое планирование

учебного материала


по Брянскому краю.

в 11 классе

на 2012-2013 учебный год
учителя ШАШКОВА ЛЕОНИДА ГЕННАДЬЕВИЧА


Учебная программа


Авторская – Шашков Л.Г. учитель истории и технологии МБОУ СОШ № 30 г. Брянска

Базовый учебник для учащихся

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Методическое пособие для учителя


* Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие / Голованова В.И., Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. – Брянск: «Курсив», 2012г.


* Портфолио ученика. Строим своё будущее. Учебно-методическое пособие/ Лупоядова Л.Ю., Савин А.В., Якимович И.Г. – Брянск: Изд. «Курсив», 2012г.


Количество часов в неделю - 1 час

Общее количество часов за год - 34 часа


Из них отведено I II Год

Всего часов 16 18 34

На теоретические занятия 13 11 24

На практические занятия 3 7 10

На лабораторные опыты - - -

На уроки контроля знаний - - -

Резервное время - - -

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Региональный базисный учебный план (Приказ Департамента Общего и Профессионального образования Брянской области №552 от 23 марта 2012 года) для среднего (полного) общего образования отводит 69 часов для изучения учебного предмета «Брянский край».

На ступени среднего (полного) общего образования курс «Брянский край» (в 10, 11 классах по 1 часу в неделю) вводится в целях продолжения изучения краеведческого материала, гражданско-патриотического воспитания учащихся.

^ К данному курсу рекомендуются книги для учител «Проектная и исследовательская деятельность» и «Портфолио ученика. Строим своё будущее», подготовленные коллективом авторов кафедры педагогики БГУ имени акад. И.Г.Петровского. В этих книгах представлены учебные модули с программами и учебно-тематическим планированием как по учебной деятельности учащихся, так и для организации внеурочной работы по соответст-вующим направлениям.


При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встаёт задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся, независимо от той предметной области, в которой она выполняется, в качестве основы берётся модель и методология научного исследования, характеризующаяся наличием следующие этапов: постановки проблемы; изучения теории, посвященной данной проблематике; подбора методик исследования и практического овладения ими; сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий; собственные выводы.

^ В числе важных психолого-педагогических условий, отвечающие цели развития у школьников умений исследовательской деятельности выступают следующие:


  • целенаправленность и систематичность (необходимо постоянно использовать исследовательский подход в преподавании, работать по развитию исследовательских умений у школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности);

  • мотивированность (следует помогать учащимся осознать смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в ней возможность реализации своих способностей);

  • творческая среда (учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учеников к исследовательской работе);

  • психологический комфорт (необходимо поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску, важно дать возможность каждому ученику ощутить свои силы и поверить в себя);

  • компетентность педагога (развивать у школьников исследовательские способности может только творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий исследовательской направленности);

  • учёт возрастных особенностей школьников (обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само- исследование быть посильным, интересным и полезным).

^ Проектирование (проектная деятельность) - это практическая учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Проект (в пер. с лат. бросание вперёд) - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия.

^ Учебный проект - самостоятельно разработанные и изготовленные изделия (услуги) от идеи до её воплощения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя.

^ Учебное проектирование - с одной стороны является методом обучения, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.


Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретёнными ЗУН для решения познавательных и практических задач;

  • приобретаю коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора инфор- мации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.



Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения при подготовке к итоговой аттестации.


^ Учащиеся совместно с учителем определяют состав внешних экспертов по разрабатываемой проблеме. Ими могут быть (в зависимости от темы проекта):

  • одноклассники, которые уже работали в учебных или социальных проектах или более глубоко, нежели проектировщики, освоили содержание проблемы;

  • учащиеся других классов (чаще - старшеклассники);

  • учитель-предметник или группа педагогов (в практике образовательных учреждений в роли внешних экспертов выступают те педагоги, к чьим консультационным услугам приходилось прибегать в ходе работы над проектом);

  • представители администрации школы, родители, представители общественности, государственных институтов и т. д., как правило, люди уважаемые и сведущие в тех или иных вопросах, связанных с содержанием работ в проекте.

Прибегая к помощи внешней экспертизы, проектировщики должны понимать, что знакомство с содержанием проекта, особенно длительного (рассчитанного на несколько месяцев или год), у экспертов должно состояться не одномоментное, а поэтапное. То есть желательно приглашать экспертов на разных этапах проектной деятельности, знакомить их с промежуточным продуктом.


^ В оценке результата проекта (исследования) учитывается:

  • Участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности.

  • Выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели.

  • Корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов.

  • Эстетика оформления проекта (исследования).



Задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  Принципы:

    • интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

    • непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

    • межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.



Основное направление  проектной и исследовательской деятельности в 11 классе:


«История личности, семьи, рода, организации и учреждения, дома и малой Родины»:



  • «История личности»

  • «История семьи»

  • «История рода»

  • «История организации и учреждения»

  • «История дома»

  • «История малой Родины»


предполагающее историко-краеведческие исследования.


Тематический план:

  Раздел I. Введение. - 5 часов

Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

Раздел II. Организация исследовательской деятельности. - 16 часов

Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Определение целей и задач перед каждым членом. Актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Гипотеза исследования. Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Основные методы исследования, их классификация. Понятие «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация.

Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.

Этапы исследовательского процесса. Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.


Раздел III. Основы библиотечно-библиографической грамотности – 3 часа

Библиографическая характеристика источника. Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.

Методы работы в научной библиотеке. Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические). Технология работы с ними.

^ Специфика работы исследователя с периодической печатью. Систематизация научной информации.

Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование.

Основные приемы сохранения информации. Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.

Раздел IV. Компьютерный практикум – 4 часа

Компьютерный практикум. Программа Microsoft Word. Программа Microsoft PowerPoint.

Раздел V. Защита проектных работ - 4 часа

Подготовка к выступлению на конференции. Заслушивание полученных результатов. Представление результатов исследовательской деятельности. Отработка выступления. Участие в школьной или городской конференции проектных работ.

Раздел VI. Анализ работ – 2 часа

Различный стиль изложения материала на примере работ – победителей. Формы представления результатов исследовательской работы. Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ – победителей. Образцы и структуры работ – победителей. Методы исследования, их классификация по материалу исследовательских работ – победителей. Знакомство с анализом литературы работ – победителей. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.





п/п

урока


Сроки

«Брянский край» - 11 кл. (34 часов)

«Проектная и исследовательская деятельность»

Наименование темы урока:

К-во

час.


Коррекция



Урок 1



1 нед. – сент.



I ч е т в е р т ь (9 часов)


Раздел I. Введение. - 5 часов

Что такое исследовательская деятельность.



1




Урок 2

2 нед. – сент.

^ Цели и задачи научного общества.

1




Урок 3

3 нед. – сент.

Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся.

1




Урок 4

4 нед. – сент.

^ Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся.

1





Урок 5


1 нед. – окт.

^ Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.


1




Урок 6

2 нед. – окт.

Раздел II. Организация исследовательской деятельности. - 16 часов

^ Тема и проблема исследования.

1




Урок 7

3 нед. – окт.

Поиск и подбор информации по выбранным темам.

1




Урок 8

4 нед. – окт.

^ Определение целей и задач перед каждым членом.

1





Урок 9

5 нед. – окт.

^ Актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

1







Урок 10



2 нед. – нояб.



II ч е т в е р т ь (7 часов)


Поиск и формулировка проблемы. Практическое занятие.



1





Урок 11


3 нед. – нояб.

^ Гипотеза исследования. Объект исследования. Цели и задачи исследования.

1






Урок 12


4 нед. – нояб.

^ Понятие о гипотезе. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Практическое занятие.

1





Урок 13

1 нед. – дек.

^ Основные методы исследования, их классификация.


1





Урок 14


2 нед. – дек.

^ Понятие «методы исследования».


1





Урок 15


3 нед. – дек.

^ Эмпирические методы.


1





Урок 16


4 нед. – дек.

Эмпирические методы. Практическое занятие.


1






Урок 17



2 нед. – янв.



III ч е т в е р т ь (10 часов)


Применение методов на различных этапах исследования. Практическое занятие.



1




Урок 18

3 нед. – янв.

^ Основные этапы исследовательского процесса.

1





Урок 19


4 нед. – янв.


^ Цели и задачи каждого из этапов.



1





Урок 20


1 нед. – фев.

^ Планирование процесса исследования.

1





Урок 21


2 нед. – фев.

^ Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

Практическое занятие.


1






Урок 22



3 нед. – фев.

Раздел III. Основы библиотечно-библиографической грамотности – 3 часа


^ Библиографическая характеристика источника.



1





Урок 23


4 нед. – фев.

^ Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации.


1





Урок 24


1 нед. марта

^ Технология работы над рефератом, виды рефератов.

1






Урок 25



2 нед. марта

Раздел IV. Компьютерный практикум – 4 часа

^ Использование компьютера для хранения информации.



1




Урок 26

3 нед. марта

^ Компьютерный практикум.

1






Урок 27



1 нед. – апр.



IV ч е т в е р т ь (8 часов)


Программа Microsoft Word. Программа Microsoft Power Point.



1





Урок 28


2 нед. – апр.

^ Компьютерный практикум. Практическое занятие.

1






Урок 29



3 нед. – апр.

Раздел V. Защита проектных работ - 4 часа

^ Представление результатов исследовательской деятельности. Отработка выступления.



1





Урок 30


4 нед. – апр.

^ Подготовка к выступлению на защите проектных работ. Практическое занятие.

1





Урок 31


1 нед. мая

^ Защита проектных работ. Практическое занятие.


1





Урок 32


2 нед. мая

^ Защита проектных работ. Практическое занятие.


1






Урок 33



3 нед. мая

Раздел VI. Анализ работ - 2 часа


^ Анализ работ. Различный стиль изложения материала.



1




Урок 34

4 нед. мая

^ Анализ результатов собственной деятельности, самооценка. Практическое занятие.

1










Всего 34 часа.









^ Поляков Г.П., к.и.н., доцент

кафедры ОИДиС БГУ


Примерная тематика проектов и исследовательской работы

учащихся по истории г. Брянска


  1. Охотники на мамонтов на современной территории г. Брянска и его ближайших окрестностей. Стоянки «Карачиж», «Тимоновка I и II», «Супонево».

  2. Охотники-лучники с мезолитических стоянок «Лысая Гора» и «Бордовичи».

  3. Рыбная ловля у обитателей неолитической стоянки «Черененьки».

  4. Оружие эпохи ранней бронзы со стоянок и могильников территории современного г. Брянска.

  5. Городища раннего железного века «Торфоель», «Бежичи», «Свенский монастырь».

  6. Древний Дебрянск (в урочище «Чашин курган»).

  7. Археолог-краевед Ф.М. Заверняев и его исследования на территории г. Брянска.

  8. Раннехристианские реликвии (древние кресты и т.п.) Дебрянска.

  9. Роман Михайлович Старый – великий князь Черниговский и Брянский.

  10. Чернигово-Брянская епархия РПЦ во второй половине XII – XV вв.

  11. Святой благоверный князь Олег Брянский.

  12. Чудотворная икона Богоматери Печерской Свенской.

  13. Брянцы – участники Куликовской битвы.

  14. Денежное обращение в г. Брянске в XIV – XVII вв.

  15. Брянская крепость в XVI – XVII вв.

  16. Брянские пушкари в XVI – нач. XVIII в.

  17. Осада Брянска Лжедмитрием II.

  18. Свенский Успенский Печерский монастырь в XVII в.

  19. Свенская ярмарка в XVII – XVIII вв.

  20. Брянский период службы капитана гвардии В.Д. Корчмина – сподвижника Петра I.

  21. Брянские уездные воеводы XVII – XVIII вв.

  22. Монастыри г. Брянска и его ближайших окрестностей в XVI – XVIII вв.

  23. Брянское Адмиралтейство и флотилия.

  24. Брянский Арсенал в 1783 – 1811 гг.

  25. «Брянская смута» 1747 – 1752 гг.

  26. Брянское духовное училище в XVIII в.

  27. Архитектурные памятники Брянска в XVIII в.

  28. Герб г. Брянска.

  29. Полиция г. Брянска в XVIII – нач. XX вв.

  30. Брянский Арсенал в Отечественной войне 1812 г.

  31. Промышленность, торговля и ремесла в Брянске в первой половине XIX в.

  32. Культура и быт горожан в XIX в.

  33. Участие уроженцев Брянска в войнах России в XIX – нач. XX вв.

  34. Брянский завод в Бежице (ОАО БМЗ) в XIX – нач. XXI вв.

  35. Брянск как железнодорожный узел в 1868 – 2012 гг.

  36. Город в годы Первой Мировой и Гражданской войн.

  37. Культура и быт населения Брянска в 30-е гг. XX в.

  38. Брянск – столица Брянской губернии.

  39. Брянск и брянцы на начальном этапе ВОВ (до 6 октября 1941 г.).

  40. Оккупационный режим в Брянске (6.10.1941 – 16.09.1943).

  41. Освобождение Брянска и Бежицы Советской армией.

  42. Восстановление городской промышленности.

  43. Восстановление инфраструктуры города.

  44. Экономика Брянска во второй половине 40-х – 80-е гг. XX в.

  45. Общественно-политическая жизнь горожан в конце 40-х – 80-е гг. XX в.

  46. Культура населения Брянска во второй половине 40-х – 80-е гг. XX в.

  47. Быт горожан во второй половине 40-х – 80-е гг. XX в.

  48. Экономика города в 90-х гг. XX – 10-х гг. XXI вв.

  49. Общественно-политические перемены в городе в постсоветский период.

  50. Культура и быт горожан в постсоветский период.

  51. Брянские приходы и монастыри в XVI – конце 80-х гг. XX вв. Возрождение и деятельность Брянской епархии на территории областного центра.

  52. Брянский князь Роман Брянский.

  53. Наш край в период образования Русского централизованного государства.

  54. Брянский край в период смутного времени.

  55. Брянский край в XVII веке.

  56. Крестьянская война под предводительством Степана Разина и Брянский край.

  57. Участие брянцев в войне 1812 года.

  58. Культура нашего края во второй половине XVIII века.

  59. Культура Брянского края в первой половине XIX века.

  60. Культура Брянского края во второй половине ХIХ века.

  61. Знаменитые брянцы.

  62. Брянск, который мы потеряли.



Похожие:

Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconУчебник для учащихся Методическое пособие для учителя
Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие / Голованова В. И., Карбанович О. В., Лупоядова Л. Ю., Якимович...
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconМетодическое пособие для учителя. М. Академкнига/Учебник. К к д д в библиотечный фонд должны поступить комплекты учебников по программе
Захарова О. А., Юдина Е. П. Математика: тетради для самостоятельной работы №1, № – М. Академкнига/Учебник
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconМетодическое пособие для учащихся при защите реферата по данной теме, а также учителями на уроках в 9 классах
Презентация может быть использована как методическое пособие для учащихся при защите
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconУчебник для 6 класса оу. 23-е изд. М. Просвещение, 2001. Методическое пособие
Учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык: Учебник для 6 класса оу. – 23-е изд. – М. Просвещение,...
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconМетодическое пособие для учителя 5-7 кл., 2009г. Задачник
Программа курса информатики и икт технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconМетодическое пособие для школьников, абитуриентов / нгту, Н. Новгород, 2005 Малиновский А. Г. Методическое пособие по математике для поступающих в Нижегородский строительный техникум. Нижний Новгород, 2007
Образование Горьковский сельхозинститут (1988г), 5 курсов Кировского педагогического университета (1997г)
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика»
Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconМетодическое пособие для проведения занятий с учащимися образовательных учреждений по основам безопасной жизнедеятельности
Методическое пособие одобрено на заседании педагогического совета гу уц фпс по Ростовской области
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconУчебник для 5 кл общеобразоват учреждений/ М. Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 2002. Методическое пособие
Учебник: Русский язык: Учебник для 5 кл общеобразоват учреждений/ М. Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2002
Учебник для учащихся Методическое пособие для учителя iconУчебно-методическое пособие для студентов-филологов Специальность: 032900 «Русский язык и литература»
Русское устное народное творчество: Учебно-методическое пособие для студентов-филологов / А. В. Максимов. – Смоленск: Изд-во СмолГУ,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы