Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» icon

Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка»



НазваниеУроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка»
Дата конвертации20.09.2012
Размер150.15 Kb.
ТипУрок

Сценарии уроков.


Начальная школа


Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка».


Оформление урока: на доске крупно написаны названия документов – «Декларация прав ребенка», принята 20 ноября 1959 года, «конвенция о правах ребенка» принята 20 ноября 1989 года.


Вводное слово учителя: В первом классе вы узнали о самом важном документе в области прав человека – Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной


Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека. Провозглашенные во Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т.е. относятся ко всем людям независимо их возраста, как к взрослым, так и к детям.


Всеобщая декларация прав человека дала всем странам и народам образец справедливого отношения к человеку и призвала государства мира признать, обеспечить эти права своим гражданам.


В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях ,признавать и защищать их права.


Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.


Вопрос к учащимся:


В чем различие документов Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка? (после ответов учащихся учитель прикрепляет на доске тексты: Декларация – образец-призыв, Конвенция = договор, обязательный для выполнения.


После принятия Декларации прав ребенка (1959 г.) потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный документ. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира.


Они побывали в африканских парках, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем, в странах Азии представители ООН видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить.


Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о состоянии образования в разных странах мира. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.


Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, - детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все полученные сведения о положении детей в мире были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка.



В 1989 году созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором значительно подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира.


После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 года началось ее подписание представителями разных стран мира.


Уже в первый день (26 ноября) Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны.


Наша страна, подписав Конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательство обеспечить детям России все названные в ней права.


Поэтому каждому ребенку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше.


Вопрос к учащимся: обсудите в парах, кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?


Завершение урока. Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает учащимся необходимую информацию:


в Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.


Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное.


В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.


В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура.


Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в волнующих школьников проблемах, например, если он считает, что с ним поступают несправедливо, сможет помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.


Урок 2. Урок-практикум на тему «О ребенке – особая забота!»


На доске тексты из Конвенции о правах ребенка:


«для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».


Введение в тему. Учащиеся размещают на доске подготовленные ими листки с эскизами плакатов на тему «Забота о детях – общее дело» и представляют их. Каждое выступление одобряется аплодисментами.


Основная часть урока – мини-дискуссия на тему «почему ребенок нуждается в собой заботе?»


Первый этап. Слово учителя:


«Мировая Конституция прав ребенка» - так называют Конвенцию.


Принятие Конвенции о правах ребенка означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию.


Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все Организация Объединенных наций?


Учитель предлагает учащимся разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте) подготовить ответ на этот вопрос. При этом каждая группа получает образцы суждений.


«Ребенок нуждается в особой заботе, потому что он маленький и беспомощный».


«Потому что он еще мало знает о жизни».


«Он мало что умеет делать»


. «Потому что он не может делать многое, что делают взрослые».


«Если не заботиться о детях, их могут обидеть».


«Ребенок еще не умеет себя защитить».


«Потому что его могут обидеть»


«Он маленький и не может сам себя защитить».


«Он нуждается в заботе, потому что он может попасть в неосторожное положение».


«Потому что его могут обидеть или украсть» и т.п.


Задача учащихся, работающих в группе:


1. Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее им близкие.


2. Дополнить ответы учащихся своими обоснованиями.


Второй этап. Выступления учащихся от каждой группы и обобщение учителя.


Учитель читает строчки из Декларации прав ребенка и комментирует их:


«…ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе…»


Обращение учителя к учащимся:


Как вы видите, ответы девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они подчеркивают слабость ребенка, недостаток жизненного опыта, невозможность защитить себя.


Продолжим разговор о необходимости особой заботы о детях.


Так как ребенок постепенно развивается физически растет, он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, особая медицинская помощь.


Растущий организм ребенка нуждается в хорошем питании. Но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Ребенок не может еще зарабатывать себе деньги для жизни, а одежда, игрушки, книги и многое другое


В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».


Заключительная часть урока. Игра «Встретимся с друзьями!»


Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открытки. по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки». побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники соберут открытки – найдут друзей.


Задание на дом: подумать, какими особыми правами должны (и могут!) пользоваться дети.


^ Основная школа


Урок «Права ребенка»


Цель: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.


Дидактические материалы


• Синквей к слову «Ребенок» (4-5) Это могут синквейны, составленные учащимся к ранее изученным темам или написанные к уроку как домашнее задание. Желательно чтобы они были записаны на листах бумаги или выведены на Смарт доску;


• Рисунки на тему «Права ребенка»


Методические рекомендации. При изучении материала можно использовать технологию критического мышления.


Стадия вызова: на этой стадии можно, опираясь на характерные синквейны, обсудить с ребятами следующие вопросы:


1. Кого мы считаем ребенком?


2. Чем ребенок отличается от взрослого


3. Какие существуют права у человека?


4. Должны ли быть какие-то специальные права у ребенка? Какие Вы можете выделить?


По ходу ответа на последний вопрос учитель на доске составляет кластер «права ребенка»


Стадия осмысления: учитель сообщает информацию о Конвенции о правах ребенка (дата принятия, характеристика конвенции как международного документа),а затем предлагает познакомиться с основными положениями конвенции, используя методический прием «инсерт».


Условные обозначения для маркировки текста:


1. Что уже знали ( V )


2. Что нового узнали (+ )


3. О чем думали иначе (-)


4. Не поняли, есть вопросы (?)


Стадия рефлексии: соотнесение «новой»информации со «старой». Целесообразно провести беседу по условным обозначениям, а не заполнять таблицу.


После разбора информации, можно предложить рисунки, изображающие сюжеты по теме «Права ребенка», и предложить в группах, парах (зависит от количества рисунков, времени) определить о каком праве идет речь, придумать название рисунку.


^ Старшая школа


Изучения Конвенции о правах ребенка в старшей школе возможно через тематический модуль «Права ребенка»


Основные задачи тематического модуля учебного курса:


Основные задачи модуля:


В области опыта.


• ученики получат опыт правотворческой деятельности (критический и сравнительный анализ школьных правовых, формальных и неформальных норм, участие в разработке проектов изменений норм школьного права и новых законов школы);


• ученики получат опыт правозащитной деятельности (экспертная правовая оценка конфликтной ситуации в школе, разработка предложений по правовому разрешению этого конфликта, участие в обсуждении правовой проблемы, в совместном принятии решения по ней и социальном действии в связи с этим),


• ученики получат опыт проведения исследования общественного мнения, критического анализа различных текстов, участия в обсуждении проблемы, совместном принятии решения, аргументированного доказательства справедливости правозащитной позиции, общения с представителями властных структур по поводу получения интересующей информации, оценки собственных ценностных установок, уровня своей правовой культуры.


В области знаний.


В результате участия в обсуждении, исследовании, дискуссиях, подготовки индивидуальных заданий и т.д. ученики узнают:


• о связи реальных прав в школе с естественными правами человека;


• о своих правах в школе и вне её;


• о правах других людей - взрослых и детей;


• о том, какие есть основные документы по правам человека, правам ребёнка;


• о том, какие есть школьные законы о правах, как, кем и почему они принимаются, изменяются и применяются;


• о том, что основания принятия решений должны соответствовать правам человека, относительно детей - правам ребёнка;


• какие есть примеры участия взрослых и учеников в школьном законотворчестве и правозащитных действиях в городе, крае, России и за рубежом;


• о прогрессивном значении правозащитной деятельности, о личностях, выдающихся событиях истории борьбы за права человека в мире, в России, в школах России;


• об отношении к праву у родителей, учеников, учителей, администрации школы;


• получат представление о содержании понятий и терминов: социальные нормы, правовые нормы, нормы морали, права человека, основные категории прав, обязанности и ответственность человека, ребёнка, источники права, Конституция, Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, право, норма права, правозаконность, гуманистическое право, правовая культура, правовой нигилизм, закон, правоотношения, правонарушения, правовая ответственность, правовое государство, законодательная власть, судебная власть, правоохранительные органы, назначение прокуратуры и адвокатуры, федеральные законы, региональные правовые акты, местное самоуправление, правомочия органов власти и самоуправления, общественные организации, школьное право, правотворческая и правозащитная деятельность.


В области умений и навыков.


Работая коллективно и индивидуально, ученики в рамках темы будут обучаться таким навыкам и умениям:


• устное и письменное выражение своих мыслей, включая умение дискутировать и активно слушать, задавать вопросы, оценивать и защищать своё мнение;


• обращение к различным правовым источникам за информацией о механизмах разрешения ''правовых конфликтов, сравнительный и критический анализ различных правовых источников, формулирование взвешенных и объективных собственных суждений;


• доказательное обоснование, интерпретация своих и чьих-либо действий, предрассудков с позиции прав человека, прав ребёнка, правозаконности, норм школьного права;


• ответственное участие в разработке проектов школьных законов;


• использование механизмов защиты прав ребёнка, человека на школьном уровне;


• проведение исследования общественного мнения учеников,


учителей, администрации и родителей о нормах школьного


права, анализа полученной информации, её обобщения,


проблематизации, презентации;


• понимание смысла правозаконности для школьного уклада, для российского общества, граждан, государства;


• понимания уровня своей правовой культуры


В области ценностей


При изучении «темы у учеников формируется интерес к принятию ценностей прав и свобод человека, достоинства, свободы, ответственности и правозаконности . Они начнут заботиться:


• Об уважении достоинства и соблюдении прав, которыми наделены все люди, взрослые и дети;


• О собственном участии в разработке и совершенствовании, принятии школьных законов на основании принципов прав ребёнка и прав человека, правозаконности;


• о собственном участии в соблюдении школьных законов;


• о защите норм прав человека и прав ребенка, если они нарушены.


Каждый модуль представляет собой серию из несколько уроков, посвященных одной общей теме «Права ребенка»


Вводный модуль Тематический модуль Тематический модуль Завершающий модуль


Вводный модуль


Тематическим модулям предшествует вводный модуль. Его задача – обеспечить пропедевтическое введение основных методических знаний, которые будут конкретизироваться и углубляться на протяжении курса.


В водном модуле даются общие понятия, определения темы.


В качестве вводного модуля можно провести несколько игр, тесно связанных с тематикой будущих занятий тематического модуля.


Тематический модуль


Пропедевтика


введение Обобщение Исследование Принятие решений


Рефлексия


Пропедевтика


Пропедевтика- это необязательная часть структуры урока модуля.


Первый этап предназначен, как правило, для обозначения вводных данных, формирования общих представлений, которые становятся частью учебного языка школьника


Для решения этой задачи могут использоваться игры. Учитель может ввести здесь любой материал, который необходим для эффективной работы учащихся в рамках данного модуля.


Задача разработчика модуля и ведущего класс педагога состоит в ом, чтобы на первом этапе обеспечить разумный баланс между пропедевтическим сообщением школьникам готовой информации и их последующей самостоятельной работой.


Введение.


Следующий этап модуля - специально подобранный «крючок» интеллектуальная приманка для школьника, которая вызывает удивление, создает необходимый эмоциональный фон для дальнейшей работы..


Примером такого крючка может служить газетная заметка о проблемах, с которыми может столкнуться учащийся.


Вводный этап служит «точкой удивления2, в которой школьники начинают длинный путь к рациональному осмыслению и поиску путей разрешения проблем современного общества.


Обобщение


Школьники обсуждают случай, который послужил «крючком для данного модуля, Здесь учитель обычно использует метод «сократовской беседы».


Вопросы могут носить более общий характер или быть узкими.


Исследование.


Основную часть модуля составляет исследование.


Школьники берут на себя различные роли и, работая в группах сотрудничества, изучают отдельные аспекты выделенных проблем. Обычно исследование включает подготовительную фазу (планирование) и проведение и обработку результатов опросов общественного мнения разных групп населения, контакты с исполнительской властью и т.п. Анализ исторических и экономических корней и проблемы, поиск и обсуждение имевших место прецедентов – составная часть четвертого этапа.


Исследовательская работа может включать встречи с людьми, реально вовлеченными в данную проблему, определение причин, по которым они предпринимали или предпринимают те ли иные действия.


Принятие решений


Исследование – подготовительный шаг для обоснованного решения. Класс обсуждает полученные результаты и пытается прийти к соглашению о «справедливом « решении рассматривая ситуации. Обычно это проводиться в виде «слушаний» или научно-практической конференции, где каждая группа (участник) представляет результаты своей работы, рассказывает о проведенных исследований, отвечает на возникшие вопросы.


Приобретенные таким образом знания позволяет всем школьникам компетентно обсудить различные варианты действий, который учебный коллектив, как самостоятельное гражданское сообщество, может предпринять по результатом работы. Здесь возможны различные формы действия:


Учащиеся могут написать статью в газету, оформить собственную страничку в интернат, написать открытое письмо судебной, исполнительной, законодательной власти и т.п.


Крайне важен сам факт выполнения «социального действия» Это позволяет школьникам занимать «активную гражданскую позицию», пробовать себя в деле, а не оставаться пассивным « молчаливым большинством».


Рефлексия


Школьники в группах и всем классом, обязаны проанализировать основные аспекты своей работы в ходе всех пяти этапов. Рефлексируя, они отвечают на ряд типовых вопросов:


Что нового они узнали об изучаемо ситуации?


Что из того, что они делали, помогло вопросу изучения?


Что из того, что они делали, мешало процессу изучения?


Какие аспекты работы были наиболее интересными, а какие скучными?


Что нового они узнали о взаимодействии между системой государственного управления, системой права, самодеятельными группами граждан и бизнесом?


Насколько успешно они работали вместе, как сообщество и что надо сделать для того, чтобы работать успешнее в будущем?


В процессе рефлексии пройденный материал повторяется, происходит его кристаллизация, фиксируется использование процедур и техник учебного сотрудничества, позитивной коммуникации, критического мышления. Каждая рефлексия заканчивается подготовкой рекомендаций по совершенствованию учебной работы класса в будущем.


Завершающий модуль


Он включает в себя мета-рефлексию по всему изученному материалу. Предметным материалом для него служат материалы рефлексии, проводимой по итогам изучения каждого тематического модуля. Цель завершающего модуля – проследить вместе с учениками процесс становления их собственных мыслительных навыков. Рефлексируя этот процесс, школьники начинают осознавать основные элементы процесса изучения социальных феноменов и принятия управленческих решений. Материал данного модуля можно назвать «повторением пройденного».


Однако это не просто повторение. Учащиеся занимаются мета-рефлексией, соотнося процедуры и материалы рефлексии, которую они проводили, подводя итоги каждого модуля. В результате, им становятся ясно, как они проходили к тем или иным решениям, как они пытались направлять свое учение, что из этого, и в какой мере удалось осуществить. Таким образом, они сознательно осваивают приемы критического мышления, общую схему принятия решений, выявляют набор используемых для этого мыслительных средств.


Они осознают, что во многих практических случаях единое решение отсутствует, что оценки решений, и позиции оценщиков могут меняться со временем. Они начинают понимать, в какой степени принимаемые решения могут влиять на их жизнь и заботиться о собственной гражданской ответственности




Похожие:

Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconКонвенция о правах ребенка
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconОбязанности родителей (законных представителей) «Конвенция о правах ребенка» ООН. «Родители обязаны защищать ребенка
«Родители обязаны защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного,...
Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconДокументи
1. /урок беседа/ОБЖ для дев.10_11.doc
2. /урок...

Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconУрок предъявления и изучения нового учебного материала, урок применения новых знаний, урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок. Типы уроков
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconРасписание звонков: 1урок 08. 30 09. 10 2 урок 09. 20 10. 00 3 урок 10. 10 10. 50 4 урок 11. 15 11. 55 5 урок 12. 05 12. 45 6 урок 12. 55 13. 35 7 урок 13. 45 14. 25 Продолжительность учебного года

Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconШкола экологического развития «экожизнь» программа развития на 2012 2017 гг
Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ре­бёнка»; Закон РФ «Об образовании»
Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconДокументи
1. /Конвенция о правах ребенка.doc
Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconДокументи
1. /Конвенция о правах ребенка.docx
Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconДокументи
1. /Конвенция о правах ребенка.docx
Уроков. Начальная школа Урок №1. Урок-беседа на тему «Конвенция о правах ребенка» iconУрок Мораль и культура
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов