Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред icon

Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред



НазваниеУчитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред
Дата конвертации16.09.2012
Размер36.1 Kb.
ТипДокументы


Учитель начальных классов ГРКТГАМЭУП Дымова И.В.

Материал для выступления на педагогическом совете.

Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред.


Специалистами регионального социопсихологического центра в 2006 году были проведены исследования по изучению интеллектуального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах. Данное исследование было предпринято для того, чтобы установить критерии оценки образовательной компетенции в младшем школьном возрасте. В качестве испытуемых были взяты выпускники начальных классов общеобразовательных школ большого, малого города, районного центра, села 5-ти различных территорий РФ (Московской, Самарской, Екатеринбургской, Смоленской, Нижегородской областей). Всего было обследовано 2070 учащихся, обучающихся по традиционной программе, учебно методическому комплекту «Начальная школа ХХ1 век» (Под. ред. Н.Ф.Виноградовой)», дидактической системе развития младших школьников Л.В. Занкова. Был выбран групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Данный тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Он предназначен для диагностики умственного развития детей 10–12 лет – учащихся 5–6-х классов. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены в 1993 г. кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой.

Выявлены следующие устойчивые тенденции в интеллектуальном развитии выпускников начальной школы. Общее интеллектуальное развитие выпускников начальной школы, обучающихся по традиционной программе , соответствует нижней границе возрастной норме. Успешность выполнения заданий методики ГИТ младшими школьниками, занимающимися по учебно методическому комплекту «Начальная школа ХХ1 век» (Под. ред. Н.Ф.Виноградовой)», дидактической системе развития младших школьников Л.В. Занкова. – соответствует возрастной норме, т.е. социально психологическому нормативу.

Качественный анализ результатов исследования выявил существенные отличия в интеллектуальном развитии тех детей, которые в начальной школе занимались по учебно методическому комплекту «Начальная школа ХХ1 век» (Под. ред. Н.Ф.Виноградовой)», дидактической системе развития младших школьников Л.В. Занкова и традиционной программе. Наименее успешно (на уровне нижней границы возрастной нормы) выпускники начальной школы, обучающиеся по традиционной программе, выполняют задания на понимание смысла прочитанного, выявление логических связей и отношений, связанных с установлением противоположностей. Дети показали также низкую успешность при выполнении заданий на абстрактные понятия. Вызывают тревогу то, что практически во всех школах учащиеся не справились с заданиями на составление предложение со второстепенными членами предложения, сложными грамматическими конструкциями.
Это свидетельствует о том, что у детей не сформирована речемыслительная деятельность, составляющая основу в развитии коммуникативных компетенций, умений работать с информацией. Дети, занимающиеся по учебно методическому комплекту «Начальная школа ХХ1 век» (Под. ред. Н.Ф.Виноградовой)» и дидактической системе развития младших школьников Л.В. Занкова в большей степени ориентируются на существенные признаки предметов и явлений, умеют производить логические операции с конкретными и абстрактными понятиями, у них прослеживается более высокий уровень сформированности учебных навыков, умения устанавливать логико-функциональные связи с ориентировкой на существенные признаки предмета, для них характерна гибкость мышления, способность находить новые алгоритмы решения задач. Дети показали высокий уровень словарного запаса, умение улавливать смысл предложения и навыки построения сложных грамматических конструкций.

Выявлена взаимосвязь между уровнем сформированности интеллектуальных действий и операций и тем учебным материалом, который содержится в вышеобозначенных УМК (анализ проводился на основе таксономии учебных целей и задач Д. Толлингеровой) Так, например, в учебнике математики для 4 класса начальной школы (М.И. Моро и др.) преобладают задания репродуктивного типа. Они составляют - 82,3%. В учебнике математики для 4-го класса начальной школы (авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева: учебно методический комплект «Начальная школа ХХ1 век») наблюдается равномерное распределение заданий различных категорий сложности и значительно выше процент заданий, способствующих развитию продуктивного, творческого мышления: репродуктивных – 58, 7%, продуктивных – 41,3%). Аналогичный анализ учебников русского языка, для 4 класса начальной школы (под ред. В.Г. Горецкого – традиционная программа) ,и для 4 класса (С.В.Иванов - УМК – Начальная школа. XXI век) , показал, что в учебнике под ред. В.Г. Горецкого - 91 % от общего количества заданий составляют задания репродуктивного типа, а в учебнике С.В. Иванова доля таких заданий составляет 59,4%. На долю задач, способствующих развитию продуктивного мышления, таким образом, приходится 41,6%.

На основании , вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. Данные, полученные в нашем исследовании, показали, что интеллект может явиться одним из основных показателей сформированности образовательной компетенции.

  2. Данные, полученные в нашем исследовании, показали также, что психодидактический компонент образовательной среды, в более узком понимании учебная задача, является определяющим в формировании образовательной компетенции младших школьников.

3. Из всех проанализированных нами учебно методических комплектов наиболее

благоприятным с позиций компетентностного образования является УМК

«Начальная школа ХХ1 век» (Под. ред. Н.Ф.Виноградовой)».





Похожие:

Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconУчитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на методическом совете
Особенности формирования вычислительных навыков в рамках программы «Школа 21 века»
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconЯланжи Кристины Антоновны Стаж работы : 6 лет Тема: Формирование ключевых компетенций на урок
Я работаю учителем начальных классов в малокомплектной сельской школе 7 год. За данный период мною накоплен материал, направленный...
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconПлан работы ммо учителей начальных классов на 2011 2012 учебный год
Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconДымова Инга Валерьевна Учитель начальных классов грктгамэуп
В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на...
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconМоделирование учебной информации как способ формирования ключевых компетенций школьников
Место работы и должность: учитель химии, заместитель директора по увр моу «Памятинская средняя общеобразовательная школа»
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Валерьевна- учитель начальных классов, Емельянова Татьяна Викторовна- учитель начальных классов, Алимова Елена Леонидовна- учитель...
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconАвтор опыта учитель начальных классов
Формирование этнокультурной компетентности младших школьников в процессе обучения родному языку
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconВозможности интерактивных и мультимедийных средств обучения для оптимизации и мотивации обучения младших школьников серикова Ольга Сергеевна, учитель начальных
Ого Интернета, а также постоянно пополняющаяся школьная медиатека позволяет учителю начальных классов активно применять в процессе...
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconФормирование ключевых компетенции учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться
Учитель начальных классов грктгамэуп дымова И. В. Материал для выступления на педагогическом совете. Особенности формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях разных образовательных сред iconУтвержден: Согласовано
Театрализованные мероприятия для младших школьников, игротека для младших школьников, программы для учащихся 5-7 классов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов