Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» icon

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка»



НазваниеПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка»
страница1/4
Дата конвертации29.12.2012
Размер491.26 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


«ПРОГИМНАЗИЯ «БЕРЁЗКА»


НА ПЕРИОД 2009-20012 ГГ.


Принята на Совете МОУ

Протокол № 3 от 27.08.09г.


Председатель

Совета МОУ: ______/Л.И.Буланова/


ПЛАВСК 2009


ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

СПРАВКА


Статус: Муниципальное образовательное учреждение для детей

дошкольного и младшего школьного возраста

“Начальная школа - детский сад “Березка”

Учредитель: комитет образования администрации МО Плавский район

Юридический

адрес : г.Плавск Тульской области, ул.Мичурина, дом 17

^ Год открытия

учреждения: 1980

2001 год: учреждение реорганизовано в МОУ ДДД и МШВ “Начальная

школа - детский сад “Березка”


МОУ “Начальная школа - детский сад “Березка” инновационное учреждение. Создано в целях:

- обеспечения преемственности детей дошкольного и младшего школьного возраста в содержании и организации учебно-воспитательного процесса;

- сохранения здоровья детей в период интенсивной учебной и воспитательной

деятельности.

МОУ работает по пятидневной рабочей неделе.

Время работы:

- для детей дошкольного возраста с 7.00 до 19.00 час

- для детей младшего школьного возраста с 8.30 до 17.30 час

- начало учебных занятий 8.30 час

- продолжительность перемен от 10 мин. до 40 мин.

- продолжительность учебной недели - 5 дней

- внеклассная работа проводится во второй половине дня.

МОУ - отдельное стоящее здание, расположено в микрорайоне.

Ближайшее окружение – МОУ «Плавская СОШ №1 им. Б.Ф. Сафонова», детская музыкальная школа, дом детского творчества, детская районная библиотека, спортзал, бассейн, парк.

Крупных предприятий, шумных магистралей нет.

Участок МОУ озеленен, имеет спортивную площадку, площадки по правилам дорожного движения, для игр в городки и бадминтон.

МОУ имеет физкультурный и музыкальный залы, методический кабинет, логопунк, изостудию, медицинскую комнату, физиокабинет, изолятор, ряд служебных помещений.

В МОУ функционируют два отделения:

- дошкольное (7 групп для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет)

- начальное (с 1 по 4 класс).

Образовательное учреждение полностью укомплектовано детьми дошкольного младшего школьного возраста.



^ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ.





В МОУ работают кадровые педагоги.


Уровень профессионализма педагогов МОУ.


Образование



Стаж работы

Возраст педагогов



График роста педагогического мастерства.




Молодые специалисты – 2 чел, обучаются в высших учебных заведениях – 3 чел.


Программа развития МОУ является общественным документом, результатом соглашения всех участников образовательного процесса МОУ.

Программа принята к реализации решением Совета МОУ в августе 2009 года.


^ Цель Программы: создание в МОУ здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное разностороннее развитие каждого ребёнка, формирование у него универсальных способностей до уровня, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям, требованиям социального заказа государства и семьи.


^ Аналитическая справка о результативности реализации программы развития МОУ

за период

с сентября 2007 по декабрь 2008 гг.


1. Анализ качества реализации образовательной программы МОУ.

Процесс организации воспитательно-образовательной деятельности в нашем образовательном учреждении носит комплексный, плановый характер. Разрабатывается образовательная программа, представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие во взаимосвязи. Образовательная программа МОУ охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и учитывает основные (инвариантные) и дополнительные (вариативные) образовательные нагрузки.

На 2007-2008 учебный год педагогический коллектив МОУ определил следующие задачи образовательной программы:

  • Продолжение гармоничного развития личности ребенка через учебно-воспитательный процесс и систему дополнительного образования.

  • Осуществление учебно-воспитательного процесса путем обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования.

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка.

Используем интегрированные курсы: изо и музыка.

^ Результаты диагностики усвоения детьми

(высокий и средний уровни усвоения)






Развитие

речи

ФЭМП

Музы-

кальное развитие

Изобрази-

тельная деятель-

ность

Физичес-

кое

воспита-

ние

Общий

результат

2007-2008


77%


80 %


94 %


86 %


77 %


89 %
В сравнении с 2006-2007 учебным годом, результативность усвоения дошкольниками возросла на 6 %.

По данным диагностики готовности выпускников подготовительных групп к обучению к школе, проведенной в мае 2007 года, высокий и средний уровни готовности имеет 80 % детей, что является достаточно хорошим показателем.

Выпускники МОУ достаточно благополучно прошли адаптацию к школе, успешно осваивают школьную программу, уровень их подготовки в целом соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам.

В связи с этим по решению педагогического совета МОУ перешло полностью с программы М.А. Васильевой на более современную базисную программу «Из детства – в отрочество» Т.Н.Дороновой, особенной ценностью которой является то, что вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции ребенка, относиться к ребенку как к равному, проявить искреннюю заинтересованность в действиях малыша. Кроме того, совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства и в начальной школе позволит повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. В ее основе лежат задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям – «Здоровье» и «Развитие».

Для полноценного перехода к реализации комплексной программы «Из детства – в отрочество» за анализируемый период проведена достаточно большая работа в части ее кадрового и программно-методического обеспечения. В течение трех лет – с 2005 по 2008 годы - в МОУ прошли 3 этапа проектирования единого образовательного пространства по реализации комплексной программы Т.Н.Дороновой «Из детства – в отрочество».

Кроме того, в сентябре 2007 года методической службой МОУ организован и проведен семинар для педагогов «Формирование целостного представления о программе «Из детства – в отрочество», « Основные подходы к планированию»; создана творческая группа по разработке системы мониторинга по отслеживанию освоения программы; в настоящее время готовится Педагогический Совет по теме «Воспитатель как творческая личность и компетентный педагог в переходный период организации работы по программе «Из детства – в отрочество». Для каждой группы дошкольного возраста приобретена программа «Из детства – в отрочество»» учебно-методическая литература.

Исходя из того, что по результатам 2007-2008 учебного года мы имели снижение показателей овладения детьми 5-7 лет основными видами движений, а также моторной плотности физкультурных занятий, в образовательной программе на 2008-2009 учебный год была поставлена задача совершенствования средств, методов и форм физического воспитания детей.


^ Показатели овладения детьми 5-7 лет основными видами движений

(в соответствии с базовой программой)




^ Старшие группы

Подготовительные группы

2006-2007

63 %

94 %

2007-2008

87 %

100 %



Моторная плотность физкультурных занятий

(оценка времени двигательной активности методом хронометража)





2006-2007

уч.год

2007-2008 уч.год

декабрь

2008 г.

Старшие группы

(5-6 лет)

70 %

71 %

88 %

Подготовительные группы (6-7 лет)

84 %

87 %

88 %



Данные результаты были достигнуты за счет того, что:

  • для более эффективного овладения ОВД упор делался на тренировочную форму занятий;

  • общеразвивающие упражнения подбирались с учётом равномерности распределения нагрузки на все группы мышц (мышцы плечевого пояса, мышцы спины и живота, и т. д.);

  • для закрепления основных видов движений, изученных на занятиях, в структуру физкультурных занятий включались различные подвижные игры (соревновательного, несоревновательного характера, командные игры, сюжетные, с элементами спортивных игр и др.), которые дублировали ОВД, что позволяло дополнительно закреплять изученный материал.

Приобщение детей к спорту осуществлялось также через организацию и проведение массовых спортивных мероприятий:

    • совместных детско-родительских спортивных праздников на параллели старших и подготовительных групп «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зов джунглей»;

    • «Веселых стартов» между командами подготовительных и старших групп МОУ.



Программа «Детский сад 2100»: раздел – развитие речи и подготовка к обучению грамоте реализовывалась в старших и подготовительной к школе группах с 2007года.

^ Результаты речевого развития дошкольников

Годы

Кол-во

детей с реч.

нарушен.

Выпущено в конце года

С хорошей

речью

Со значительным

улучшением

Без

улучшения

2006-2007 уч.г.

24

17

7

-

2007-2008 уч.г.

27

16

10

1



^ Результаты речевого развития младших школьников

Годы

Кол-во

детей с реч.

нарушен.

Выпущено в конце года

С хорошей

речью

Со значительным

улучшением

Без

улучшения

2006-2007 уч.г.

8

3

5

-

2007-2008 уч.г.

11

8

3

-



В целом, результаты данной логопедической работы можно считать хорошими, т.к. без улучшений речи детей только 1 ребенок. Снижение количества детей с хорошей речью обусловлено тем, что в логопедических группах ежегодно увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, что подтверждают следующие количественные данные:


дошкольники



^ Логопедическое заключение

2006/07 уч.г.

2007/08 уч.г.

ФН

8

8

ФФН

8

9

ФФН с дизартрическим компонентом

1

2

Минимальные дизартрические расстройства

2

2

ОНР

3

5

ОНР с дизартрическим компонентом

-

1

Алалия

2

-



школьники



^ Логопедическое заключение

2006/07 уч.г.

2007/08 уч.г.

ФН

3

1

Акустическая дисграфия

-

1

Минимальные дизартрические расстройства

4

4

^ НВОНР, ОНР (III)

1

2

ОНР с дизартрическим компонентом

-

1








Алалия, ОНР с дизартрическим компонентом связаны с общей тенденцией в стране: анализ публикаций в средствах массовой информации о состоянии здоровья дошкольников, а также коррекционно-педагогическая литература показывает, что число детей с речевыми расстройствами растет.

Все эти дети относятся к группе, имеющей фактор риска в речевом развитии, причем речевые расстройства принимают все более сложные формы, которые нуждаются в более длительной коррекции.

В 2007-2008 учебном году в учебный план педагога-логопеда введена дополнительно логоритмика периодичностью 1 раз в неделю.

В течение года:

разработаны:

  • договор с родителями о посещении занятий педагога-логопеда;

  • учебный план в соответствии с программой МОУ;

  • расписание занятий;

  • перспективно-тематическое планирование работы логопеда;

  • проведены семинары «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»; « Предупреждение нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста»; «Домашняя игротека по формированию у дошкольников с ОНР грамматического строя речи»; « Тренируем дикцию. Развиваем речевое дыхание и силу голоса»; «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»;

  • проведены тренинги с родителями «Эффективность детско-родительского взаимодействия», «Учимся играть с ребенком».


2. Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями


С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику работу МОУ внедрили дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

* сюжетные утренняя гимнастика и физкультурные занятия;

* оздоровительный бег;

* пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

* гимнастика после дневного сна;

* точечный массаж;

* индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке;

* логоритмическая гимнастика для детей с незначительным нарушением в развитии речи;

* музыкотерапия;

* гимнастика для глаз по методике Э.Аветисова;

* зрительно-двигательная методика В.Базарного;

* прогулки-походы.

Основной формой обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности остается учебное занятие. Для активизации малоподвижных детей, третье физкультурное занятие заменили на «спортивный час» на воздухе с физическими упражнениями, облеченными в игровую форму (за 30 минут до ухода с прогулки), способствующие не только физическому развитию детей, но и поднятию жизненного тонуса и создающими бодрое настроение.

Наличие городского бассейна дает возможность проводить занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы (один раз в неделю во второй половине дня, подгруппами по 10-12 человек).


Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями наших воспитанников привел к необходимости создания под руководством директора творческой группы педагогов по разработке методических рекомендаций по развитию физической культуры взрослых и детей 6 лет и разработки перспективного планирования совместных физкультурных занятий родителей и детей 5-6 лет.

Все формы организации физического воспитания в МОУ взаимосвязаны: физкультурные занятия с инструктором по физвоспитанию и родителями, совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, повседневная работа по физическому воспитанию. На сегодняшний день инструктор по физвоспитанию на занятиях и спортивных часах применяет элементы совместной игровой работы детей с родителями. Дети учатся умениям работать в коллективе, совместно обсуждать поставленные задачи, принимать общее решение, оценивать результаты своей деятельности, контролировать свое поведение, употреблять в речи слова благодарности, разрешать спорные вопросы без помощи взрослого, договариваться между собой, помогать друг другу.

При организации систематических занятий с родителями сначала возникали определенные трудности. Одной из них являлась разделение обязанностей при совместной работе инструктора физкультуры и родителя. В своей работе мы используем следующее распределение обязанностей:

  1. инструктор занимается с ослабленными детьми (3 группа здоровья); воспитатель – с детьми 2 группы; родитель – с детьми 1 группы здоровья;

  2. инструктор занимается с отстающими по физической подготовленности детьми; воспитатель и родитель – с остальными;

  3. инструктор берет по одному ребенку для индивидуального обучения; воспитатель и родитель занимаются со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;

  4. инструктор и родитель занимаются со всей группой тогда, когда движения освоены всеми и дети показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые комбинации движений; воспитатель – проводит индивидуальную работу на закрепление определенных движений.

Эти варианты можно использовать в зависимости от ситуации, задач физкультурного занятия: оздоровительных, образовательных и воспитательных.

Инструктор по физическому воспитанию использует разработанные как традиционные, так и нетрадиционные комплексы упражнений для занятий детей совместно с родителями.

Большая значимость в МОУ, особенно в связи с переходом на реализацию программы «Из детства – в отрочество», придается объединению усилий воспитателей и родителей и обеспечение воспитанникам двойной защиты, эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни и в учреждении, и дома.

В связи с этим одной из важных задач Программы развития МОУ является задача повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных педагогических технологий.

В октябре 2008 года в МОУ был запущен мониторинг непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Для этого было осуществлено диагностирование уровня профессиональной компетентности педагогов на основе самооценки и оценки администрации, в результате чего выявлены их следующие характерные общие проблемы:

  • недостаточные умения программирования, проектирования, оценивания и коррекции образовательного процесса;

  • недостаточное владение умениями психолого-педагогической диагностики: знание нормативных показателей функционального и психического развития ребенка и владение методами их измерения;

  • недостаточное владение способами профессиональной и личностной рефлексии.

На основании данных мониторинга скорректирован план деятельности методической службы МОУ на предстоящий период, определены формы методической работы.


В 2007-2008 учебном году задача взаимодействия воспитателей с родителями и привлечение их к активному участию в жизни учреждения

решается через новую для МОУ форму – педагогическую мастерскую, в рамках которой педагоги совместно проектируют занятия с активным участием родителей, а затем осуществляют, рефлексируют и анализируют пробы педагогического действия. Данная форма работы очень нравится педагогам, содействует глубокому осмыслению принципов, методов и приемов работы.

Умения проектирования и программирования педагоги МОУ осваивают в 2007-2008 учебном году через разработку и реализацию проектов в группах по оптимизации здоровьесберегающей среды.


3.Наличие материально-технических и медико-социальных условий, обеспечивающих разностороннее развитие воспитанников.


Развитие материальной базы тесным образом связано с бюджетным финансированием и развитием системы внебюджетного финансирования, помимо родительской платы, через благотворительность в июне-августе 2007 года в МОУ был проведен плановый капитальный ремонт системы отопления. В результате во всех помещениях МОУ установилась стабильная температура, соответствующая нормам СанПин. Также в этот период осуществлялся косметический ремонт в учреждении: коридора, лестничных площадок, пищеблока, прачечной, медкабинета, музыкального и спортивного залов, бассейна, всех групповых помещений.

Предметно-развивающая среда спортивного зала пополнилась сухим бассейном.

В настоящее время в работе МОУ используется три компьютера, которые используются в кабинетах делопроизводства (1), директора (1), методическом кабинете (1) и обеспечивают формирование и хранение информации по направлениям - «кадры», «аттестация», «портфолио педагогических работников», «методическая работа».

Большое внимание в 2007 году было уделено оснащению спортивного и музыкального залов, что является одним из значимых условий оптимизации деятельности МОУ по сохранению и укреплению здоровья детей, повышению уровня их двигательной активности на физкультурных занятиях, спортивных досугах и праздниках. В связи с этим творческая группа педагогов МОУ «Совершенствование здоровьесберегающей среды в МОУ» разрабатывает проект «Взаимодействие субъектов педагогического процесса по созданию единого оздоровительно-воспитательного процесса», который будет содействовать эффективному взаимодействию педагогов и родителей по физическому воспитанию.

Тем не менее, задача оснащения спортивного зала еще не решена в полной мере: для полноценного обеспечения двигательной активности детей необходимо также приобрести спортивные комплексы, батуты, спортивные тренажеры и др.

Предметно-развивающая среда групп в течение 2006-2007 учебного года

за счет родительских средств пополнилась новым игровым и спортивным оборудованием: в группах созданы мини-стадионы, пополнились спортивным инвентарем физкультурные уголки, оборудованы уголки здоровья.

Размещение пособий, игрушек в доступном месте, в соответствии с ростом детей, пополнение среды каждой группы новым материалом позволяет добиваться хорошего уровня освоения её детьми.

С целью обогащения предметно-развивающей среды для реализации программы «Из детства – в отрочество» нам еще необходимо приобрести учебные пособия, тематические картины и игрушки, дидактические игры и др.

Для обеспечения условий безопасности и охраны здоровья воспитанников в МОУ выполняются мероприятия в соответствии с программой производственного контроля.

В физиокабинете исправно функционирует оборудование для оздоровления детей.

Для сбережения здоровья детей, посещающих МОУ, учебный план составлен с учетом максимально допустимого объема образовательной нагрузки.

Случаев травматизма воспитанников и сотрудников МОУ за анализируемый период не было.


4. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления.

В основе управления МОУ лежит взаимодействие всех структур по принципу демократического управления и самоуправления.

Управление МОУ осуществляется коллегиальными органами, представленными Общим собранием трудового коллектива, Педагогическим советом, Советом МОУ, конференцией, а также административно-управленческим аппаратом.

Необходимо для более продуктивной организации системы самоуправления в МОУ расширить коллегиальные, демократические формы управления, которые должны определить приоритетные задачи для всех участников органов самоуправления, распределить полномочия по решению, предоставлению отчета и информации для всех.

Был подготовлен и рассмотрен на Управляющем Совете ДОУ проект Положения о высшем органе самоуправления – конференции, и ее исполнительном органе – Совете ДОУ.

В течение декабря месяца проведена работа на родительских собраниях по изучению проекта Положения и в феврале 2010 г., планируется организация работы высшего органа самоуправления – конференции, и ее исполнительного органа – Совета МОУ.


Система управления МОУ

в результате преобразований:

  1   2   3   4




Похожие:

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconПубличный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тип – образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вид – прогимназия
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconПоложение о попечительском совете
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста муниципального образования...
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия «Берёзка» на 2010-2015 г г. Принята
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в моу. Сведения о квалификации педагогических кадров....
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconОт 06. 06. 2012 г. №54 положение о порядке приема граждан в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста муниципального образования Плавский район Прогимназия «Берёзка»
Настоящее Положение о порядке приема воспитанников и учащихся начальных классов в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconПриказ №66 «Об утверждении основной общеобразовательной программы начального общего образования»
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Берёзка»
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconГ. Плавск 201 г
О предоставлении начального общего образования муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего...
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconДоклад Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconМуниципальное задание муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста муниципального образования Плавский район Прогимназия "Березка"
...
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconО премировании, доплатах, надбавках и других видах стимулирования работников Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста муниципального образования Плавский район Прогимназия
О учреждения, стимулирования их заинтересованности в улучшении качества воспитательно-образовательного процесса, развития творчества...
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка» iconПрограмма для детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Сказочные гости»
Культурно-развлекательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов