Урок окружающего мира в 3 «Б»классе icon

Урок окружающего мира в 3 «Б»классе



НазваниеУрок окружающего мира в 3 «Б»классе
Дата конвертации01.05.2013
Размер118.67 Kb.
ТипУрок

МОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Ф.Энгельса»


Урок окружающего мира

В 3 «Б»классе

«Животный мир Земли. Животные – часть природы».


Подготовила: учитель начальных классов Андреенко В.А.


2010г.


Цель: сформировать у учащихся базовые понятия о многообразии животного мира; продолжить работу по расширению представлений об окружающей среде; развивать мышление, память, внимание; умение работать с информацией, интерес к предмету, к познанию окружающего мира; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эстетические чувства. Осуществлять экологическое воспитание учащихся, воспитывать любовь к родному краю.


Оборудование:

1. Стенд «Как прекрасен этот мир»

2. Выставка книг.

3. Красная книга

4. Правила поведения в природе.

5 Тесты

6. Загадки о насекомых.

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой.

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно».

- Открываем глаза.

-Ребята, готовы к уроку?

-Сегодня у нас очень интересная тема, какая, узнаете чуть позже.

^ 2.Проверка домашнего задания.

- Скажите, а какие необходимые условия для появления жизни на земле существуют только на нашей планете? (вода, воздух).

- Мы закончили с вами большую тему «Растительный мир Земли» . Давайте проверим, что вы знаете из пройденного материала. Тест по теме «Растительный мир».

^ 1. Назовите самый ядовитый гриб.

ж) бледная поганка

б) мухомор

т) ложный опёнок

2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?

а) картофель

и) огурцы

к) смородина


^ 3. Сложный лист у

а)клёна

б)дуба

в)акации


4. В каком ответе перечислены только травянистые растения.

а) сосна, дуб, клён

о) подорожник, репейник, крапива

и) ель, орешник, одуванчик


5. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:

ц) подберезовик

т) белый гриб

в) подосиновик

с) маслёнок


^ 6. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая?

м) полынь

н) липа

В)лебеда


7. Однолетнее растение:

у) малина

ы)огурец

о) пион


8. Многолетнее растение.

е)дуб

у)тыква

а)мак


- Какое слово у вас получилось? (животные).

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

^ 3. Работа над новым материалом. (учебник стр.60)

1.Введение в тему.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием животного мира.

- О чём вы узнаете в этом разделе?

- На какие вопросы ответите?

- Почему животные относятся к живым телам природы? Что они делают, как живые существа? (рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают).

- На какие две большие группы мы можем разделить животных? (дикие, домашние)

-Чем дикие животные отличаются от домашних? (живут в лесах, водоёмах, сами добывают себе пищу, сами строят себе жильё, сами о себе заботятся).

- В древние времена все животные были дикими. Но со временем человек приручил некоторых из них.

^ 2. Коллективная работа. Деление животных на группы.(птицы, звери, рыбы ,насекомые, пресмыкающиеся )


Млекопитающие (звери) вскармливают детенышей молоком и обычно имеют волосяной покров тела. Наиболее высокоразвитая группа — животные.


^ Птиц отличают перья и крылья; это теплокровные животные. Большинство ведут наземно-воздушный образ жизни, только некоторые виды утратили способность к полету.


Для пресмыкающихся (рептилий) характерен особый способ передвижения по земле; ящерицы, крокодилы, черепахи, змеи имеют защитный панцирь из чешуи или роговых пластин; это хладнокровные животные. Размножаются только на суше, откладывают яйца.


Рыбы — водные животные, приспособлены к жизни в пресных водоемах и морской воде. Дышат жабрами, получая кислород из воды. Регулируя объем плавательного пузыря, рыбы держатся на определенной глубине в воде.


^ Насекомые — шестиногие членистоногие, имеют насечки на туловище. Низшая в системе приведенной классификации групп и наиболее многочисленная группа животных.


^ 3.Сообщения детей об одном представителе из каждой группы.


Лиса

Рыжая лисица, некрупный дверь с вытянутой мордой, большими ушами,

длинным пушистым хвостом. Питается лиса лягушками, ящерицами,

крупными насекомыми, дождевыми червями, плодами, ягодами, фруктами,

разоряя гнезда чаек, поедает их яйца и птенцов. Но главная ее еда – полевки и

мыши. Их она уничтожает по несколько тысяч в год, тем самым принося пользу.

Замечательное зрелище, представляет лисица, занимающаяся зимой мышкованием –

охотой на полевок, на заснеженном поле. Вошедшая в азарт, она то прислушивается к писку грызунов под снегом, то делает грациозный прыжок, то начинает быстро рыться, разбрасывая вокруг снежную пыль, стремясь настигнуть и схватить добычу.

Лисы часто роют норы под корнями деревьев или в склонах холмов. Лисята рождаются весной или в начале лета. Их бывает от четырех до тринадцати. Такое семейство прокормить не легко, и оба родителя «работают» неустанно.

Знаете ли вы, что на лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые помогают ей ориентироваться в пространстве и находить нужное направление.

Лисий хвост меняет свой внешний вид в зависимости от времени года, но особенно он красив зимой. Лиса не пережевывает пищу, а только разрывает мясо на мелкие куски и проглатывает их. Лиса очень любопытна. Рыжую лису знают все с детства из сказок, песен и пословиц. В них она умная, хитрая, проворная.

Поговорки : Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

Лиса и во сне кур считает.

Лиса семерых волков проведет. Лиса сытее волка живет.

4. Физминутка

Мы осанку исправляем

Спины дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

(Сафонова С., Грищенко М., Синченко Ж. Морозов А.) Дети задают вопросы по своим сообщениям.

(Загадки о насекомых)


Те, с кем рядом я жужжала, Помнят - у меня есть жало. И на брюшке полоса, Потому что я ... (оса)


Если пил ты чай с медком, С ней ты хорошо знаком. Много меду собрала Работящая ... (пчела)


Он из веточек, из хвои Настоящий дом построит Без пилы и без гвоздей. Кто строитель? ... (муравей).


Телпым днем, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский ... (жук)


Вы на домик мой взгляните - Он сплетен из тонких нитей. Цокотухе я не друг, Потому что я ... (паук)


Как жужжу я жарким днем, Слышало любое ухо. Я влетаю в каждый дом, Знают все меня! Я - ... (муха)


Вдруг зажегся на травинке Настоящий огонек. Это с лампочкой на спинке Сел на травку ... (светлячок)

^ 5.Игра «Угадай животное по описанию»

А) Этот зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри всё жилище хозяйка выстилает мхом, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником.

- Подсказка. Зимой этот зверёк серый, летом - рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)

Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».

- Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса.(Волки)

В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное. Зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Ёж).

Г) У этого зверька два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко, так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

- Подсказка. Его считают большим трусишкой. (Заяц)

Д) Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.

- Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)

Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

- Подсказка. Его считают неуклюжей сладкоежкой. (Медведь)

^ 6.Составление цепей питания. Работа в парах.

- Все мы - люди, птицы ,звери, растения – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить. За миллионы лет все животные и растения приспособились друг к другу.

. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепь питания начинается с растения. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные. У вас на партах карточки, на которых написаны названия растений и животных. Разложите их чтобы получилась цепь питания.

растения - овца - человек;

растения - насекомые - ящерицы - хищные птицы;

растения - кузнечики - лягушки - змеи - орел.

ромашка → бабочка→стрекоза

Растение→гусеница→кукушка→ястреб.

Растение→гусеница→стрекоза→жаба→уж→еж

7^ . Игра “Паутинка.


Дети становятся в круг, ведущий держит клубок ниток, и начинает: “Я – береза, моими листьями любит лакомиться…гусеница”. Держит конец нитки, а клубок бросает товарищу. “Гусеница” продолжает: “Мной питается синичка”. Клубок продолжает свой путь до тех пор, пока все не будут связаны, некоторые по несколько раз. Что у нас получилось? Паутинка. Подергать ниточки (все связаны между собой крепко, как паутинка).

– А теперь представьте – пришел лесоруб и срубил березу. Что произойдет? А если будет вырублен весь лес? Когда дерево падает, оно тащит за собой все веревочки, которыми оно связано с другими, и всех, кто чувствует, как дерево потянуло веревочку за собой, тем или иным образом затрагивает смерть дерева. Теперь все, кто почувствовал рывок в связи с падением дерева, тоже сделают рывок.

^ 8.Знакомство с Красной книгой.

- Животные играют огромную роль в природе. Но люди порой жестоко истребляют их ради меха и мяса, а иногда и ради развлечения. Одни животные навсегда исчезают, а многие стали редкие. Виды этих животных внесены в Красную книгу.

- Почему эту книгу называют Красной?

^ 9. Будь природе другом.

Ребята, помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Охрана животных – проблема государственная. А мы с вами можем помочь природе и стать её другом?

- Давайте вспомним экологические правила.

^ Не разоряй птичьи гнёзда

Не уничтожай насекомых

Не сори в местах отдыха

Не бери лесных жителей домой

Не шуми в лесу

Не рви цветы

Не разводи костры

Не разоряй муравейники

10. Итог урока.

А теперь я предлагаю вам тест. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов. Выбранный ответ записывайте буквой в таблицу.

1

2

3

4















  1. Почему нельзя загрязнять воду?

  • Потому что в ней погибают организмы. (Д)

  • Потому что будет некрасивый цвет воды. (М)

  1. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

  • Да, например, комар. Он больно кусается. (Б)

  • Нет. В природе нет ничего бесполезного , ненужного. (Р)

  1. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

  • Потому что их осталось мало и они могут совсем исчезнуть. (У)

  • Потому что их можно будет потом взять домой. (Я)

  1. Какие животные и растения занесены в красную книгу?

  • Которым грозит полное исчезновение с лица Земли. (Г)

  • Красивым. (П)

- Давайте проверим, что у нас получилось.

Дети: «Слово «ДРУГ».

- А это значит, человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет мало, а животных станет больше.

И закончить наш урок я хочу стихотворением:

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

^ 11. Домашнее задание: подготовить сообщение о животном, занесённом в красную книгу.


Самоанализ урока по теме «Животный мир Земли ».


Данный урок является 1 уроком в блоке «Животный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащимися несложно, т.к. восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся: самостоятельная работа, работа в парах. Материал дается не полностью в готовом виде, а прорабатывается учениками в большей части самостоятельно. Я помогаю им в этом.

При планировании были учтены индивидуальные психологические особенности детей. Тип урока – комбинированный. На предыдущих занятиях учащиеся получили знания, которые они использовали на этом уроке.

Урок построен в соответствии с программными требованиями. Несомненно, материал данного урока будет использован в дальнейшем для обобщения этого блока и в жизни в целом. Для решения поставленных задач к уроку я, опираясь на знания учащихся, рассказываю о некоторых особенностях животных. Содержание беседы позволяет учащимся узнать как можно больше о животных, о месте их нахождения, о красоте, об охране.

Урок строю так, чтобы ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, конструктором, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы.

Ученик чувствует поддержку учителя, товарищей по классу, но в то же время старается выполнить работу самостоятельно.

К уроку поставлены следующие задачи:

сформировать у учащихся базовые понятия о многообразии животного мира; продолжить работу по расширению представлений об окружающей среде; развивать мышление, память, внимание; умение работать с информацией, интерес к предмету, к познанию окружающего мира; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эстетические чувства. Осуществлять экологическое воспитание учащихся, воспитывать любовь к родному краю.


Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, т.к. моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия , осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд такие условия были созданы.

^ Отображенное содержание урока; оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьника, самостоятельная работа, умение оценивать себя, применение словесно – визуальных методов, работа с иллюстративным материалом, дополнительный материал, подготовленный и рассказанный учащимися;, творческие работы учащихся.


Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов по новой теме, иллюстрации с изображением животных, которые сопровождались сообщением учащихся.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков.

Специфика предмета определяет структуру урока окружающего мира, которая наиболее полно реализует требования программы, поэтому очень важно в начале урока создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация.

Применение различных форм организации познавательной деятельности ( индивидуальная, групповая), различных приемов работы способствовало переключению внимания и как следствие – меньшему утомлению учащихся.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший.

На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для познавательной дальнейшей деятельности учеников.

Для эмоционального восприятия материала использовала стихи, загадки, познавательный дополнительный материал

Особый аспект на уроке имел здоровье сберегающий эффект: я старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказаться. На уроке предусмотрены виды деятельности, которые позволяют двигательную активность каждого ребенка.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель – ученик» и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Считаю, что мне удалось достичь поставленных целей и задач.


Для реализации программы учитель использует следующие педагогические технологии:

- интегрированное обучение;

- информационно – коммуникативные технологии;

- объяснительно- иллюстративное обучение;

- игровая;

- проблемная поисковая;

- личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая.

Методы и формы работы:

- словесные (рассказ, беседа, доклад);

- наглядный;

- практические (упражнения, практические работы);

- контроль (устный и письменный)

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников –

Злых и свирепых.


Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.


Если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!


А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!


Все-все,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!



Похожие:

Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок окружающего мира во 2 классе Тема: Формы земной поверхности. Урок окружающего мира во 2 классе Тема : Формы земной поверхности
Дать понятие основных форм земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор
Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок окружающего мира в 4 классе

Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок Кислякова В. В. Урок окружающего мира в 4 классе Тема: " Жизнь леса "
Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему...
Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок в 4 классе математика с элементами окружающего мира
Тема: Письменные и устные алгоритмы вычисления. Решение и составление задач. Путешествие в историю государства Российского
Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок окружающего мира в 1 классе учителя начальных классов моу «сош №41» г. Брянска Недозор Ларисы Петровны Как ты узнаешь мир. Урок 18
...
Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок окружающего мира во 2 классе по теме «Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов»
Формировать экологическую грамотность; обучать безопасному поведению в природе, различать ядовитые грибы
Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок окружающего мира в 1 классе. Тема: «Что мы знаем о глазах». Цели урока:- формирование представления о внешнем строении глаза. Развивать умение учащихся заботится о зрении
Сегодня мы отправимся в путешествие. Поговорим об очень важном органе чувств. Догадайтесь о каком
Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconТематическое планирование и таблица формирования ууд на уроках окружающего мира в 1 классе

Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок окружающего мира по системе Занкова 4 класс учитель начальных классов

Урок окружающего мира в 3 «Б»классе iconУрок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси
Оборудование: фотографии старинных храмов, икон, видеозапись (о расселении славянских племен), словарь Ожегова, библия
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы