План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения icon

План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения



НазваниеПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Дата конвертации11.02.2013
Размер110.93 Kb.
ТипПлан урока

План урока по информатике в 5 классе.

Тема урока:

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

Тип урока: Урок освоения и обобщения.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением.

Цели урока: 1. Научить учащихся применять свои знания к практическим ситуациям.

  1. Расширять кругозор учащихся на основе новых знаний.

  1. Формировать у учащихся верное представление об уровне своих
    возможностей в учебной деятельности.

Приёмы: 1. Общая характеристика.

2. Разъяснение.

Методы обучения: 1. Словесный (объяснение).

  1. Наглядный (наблюдение).

3.Практический (разнообразные упражнения). Общедидактические методы: 1. Объяснительно-иллюстративный.
Дидактические задачи:

  1. Формирование умений и навыков.

  2. Применение знаний.

  3. Контроль.

Материальное обеспечение:


  • подготовленная доска;

  • рабочая тетрадь;

  • компьютеры.

Основные элементы урока:

  1. Сообщение темы и целей урока (2 мин.).

  2. Актуализация знаний. Разбор заданий по теме, осмысление и применение
    ранее изученного (5 мин.):

  3. Получение новых знаний(20 мин.)




  1. Применение полученных ЗУН: практическая работа учащихся на компьютере (клавиатурный тренажер) (10 мин.).

  2. Анализ результатов обучения на уроке, проверка и оценка ЗУН (7 мин.).

  3. Подведение итогов урока (1 мин).


Ход урока


  1. Сообщение темы и целей урока.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

.

  1. Актуализация знаний. Учащимся предлагается вспомнить предыдущие навыки работы с клавиатурой. Рассмотреть правильность расположения пальцев рук на клавиатуре

  2. Получение новых знаний

Понятие файла

Одним из объектов системной среды Windows является файл. Чтобы понять, что такое файл, сделаем небольшое отступление от темы.

...Каждый из нас хоть раз бывал на вокзале. Поезда, перроны, но­сильщики с багажом, волнующиеся люди, громкие объявления по радио. Но среди этой суеты есть одно место, где тихо и спокойно. Это камера хранения. Здесь стоят стеллажи с ячейками, в которых можно оставить на время разные предметы: чемоданы, сумки, книги, картины. Они складываются в ячейки. Каждая ячейка имеет опре­деленное место в стеллаже и номер.
Если все вещи владельца не




помещаются в одну ячейку, их можно разместить в нескольких, причем не обязательно находя­щихся рядом. Работник камеры хранения должен записать в ре­гистрационном журнале фамилию пассажира, номера занятых им ячеек и время сдачи вещей на хра­нение — этого достаточно, чтобы потом найти все нужные вещи и вернуть их владельцу.

В компьютере материальными носителями для длительного хра­нения информации являются магнитные диски и ленты, лазерные диски. Данные, подобно вещам в камере хранения, могут быть рас­пределены по свободным областям носителя. Роль «кладовщика»

берет на себя операционная система. Проводя аналогию, можно ска­зать, что файл — это совокупность данных, хранящихся на внешнем

носителе. Файлу обязательно должно быть присвоено имя, по кото­рому эти данные можно найти. Информация в файле хранится в за­кодированном виде. Это может быть текст, рисунок, программа, ви­деоизображение и т. д. Таким образом, файл можно считать компьютерным объектом.

Файл — объект в виде совокупности данных, хранящихся во внеш­ней памяти компьютера.

Параметры файла

Любой объект обладает именем и характеризуется определенными

параметрами.

Так, если в качестве объекта рассмотреть ребенка, то его характе­ристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т. д. Полное имя ребенка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребенка не придумывают, она передается от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто по фа­милии можно судить о национальности человека. Иными словами, фамилия несет в себе дополнительную, часто очень важную инфор­мацию о человеке.

Файл, как и любой другой объект, тоже надо как-то назвать. Пол­ное имя файла, по аналогии с приведенным выше примером, состоит

из имени и типа.

^ Имя файла придумывает тот, кто его создает. В современных раз­новидностях операционной системы Windows нет строгих правил за­дания имени файла. Оно может быть длинным или коротким, со смыслом или без, состоять из английских или русских букв. Можно назвать файл: «Proba», «Lesson_JL», «Мой любимый файл», «Иванов, 7«а» класс, отчет». Лишь несколько символов запрещено использо­вать в именах файлов. К ним относятся знаки:

При записи типа действуют те же правила, что и при назначении имени. Отличие состоит только в том, что к перечисленным выше за­прещенным символам добавляется точка.

Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа применять в том или ином случае. Это позволяет легко ориентироваться среди разнообразия файлов. Некоторые наи­более распространенные типы файлов перечислены в таблице 1.

Таблица 1. Назначение некоторых типов файлов



Тип

Значение

DOC

Файл содержит текстовую информацию

BMP

Файл содержит графическую информацию

AVI

Файл содержит видеоизображение

WAV

Файл содержит звуковую информацию

ВАК

Файл-дубль (резервная копия), устаревшая версия файла, сохраненного после внесения исправлений

EXE или COM

Исполняемый файл, позволяющий после запуска войти в определенную среду — например в игру, в среду создания рисунков или текстов

Полное имя файла состоит из имени и типа (расширения), между которыми ставится точка.

Так, ЮБИЛЕЙ.DOC — это текстовый файл с кратким именем ЮБИЛЕЙ, ДОМИК.ВМР -- графический файл с именем ДОМИК, LEMMING.EXE — исполняемый файл с именем LEMMING. Файлы УРОК.ТХТ и УРОК.ВМР — это разные файлы, несмотря на одина­ковое краткое имя, один содержит текст, другой рисунок, каждому выделяется своя область во внешней памяти.

Кроме имени и типа параметрами файла также являются: размер файла, дата и время создания, значок.

^ Размер файла. Размер свидетельствует о том, сколько информа­ции содержит файл и, соответственно, сколько места он занимает на диске. Размер файла выражается в единицах измерения объема информации: байт, Кбайт, Мбайт.

^ Дата и время создания файла. Эти параметры тоже характеризу­ют файл и записываются по определенным правилам. Например, за­пись 05.03.97 15:30 означает, что файл был создан 5 марта 1997 года

а время его создания — 15 часов 30 минут. Дата и время регистри­руются автоматически операционной системой.

Значок — элементарный графический объект. По значку можно узнать, в какой среде создан файл или какого он типа.

В таблице 14.2 приведены примеры файлов и их параметров. Вы видите, что самым большим из предложенных файлов является гра­фический файл FOREST.BMP. Исполняемый файл Pole.EXE создан раньше остальных и имеет наименьший размер.


^ Действия над файлами

Файл, как и любой объект, характеризуется не только параметрами,

но и действиями.

Над файлом можно выполнить набор стандартных действий. Такие действия, как «создать», «сохранить», «закрыть», можно выполнить только в прикладных программах. Действия «открыть», «переиме­новать», «переместить», «копировать», «удалить» можно выполнить в системной среде и в некоторых прикладных программах.

Рассмотрим действия над файлом, которые можно выполнить только в прикладной программе.

Создать. Проведем аналогию. Пусть вы взяли чистый лист бумаги, чтобы нарисовать на нем пейзаж. Для создания рисунка вам понадо­билась определенная среда — чистый лист бумаги и инструменты -

карандаши или кисть.

Создание файла тоже должно происходить в определенной среде. Например, в графическом или текстовом процессоре файлы создают­ся с помощью специальных инструментов

Сохранить. Понравившийся рисунок можно сохранить на память, положив его в папку с вашими работами, и подписать его — напри­мер «Осень».

Только что созданный или отредактированный файл тоже можно сохранить и даже положить в папку (о папках, в которых хранятся файлы, мы расскажем чуть позже). При сохранении файла вы обя­зательно должны дать ему уникальное имя, которым он будет отли­чаться от других файлов. Тип и значок файлу автоматически присва­иваются прикладной средой, в которой этот файл был создан.

Закрыть. Вы закончили работу над одним рисунком, отложили его в сторону, но не убираете инструменты, так как собираетесь еще порисовать.

Файл, с которым вы работали в определенной среде, можно за­крыть, оставив среду активной, чтобы продолжить работу над другим файлом.

Рассмотрим действия, которые можно выполнить как в приклад­ной, так и в системной среде Windows.

Открыть. Откройте папку и достаньте из нее созданный ранее пей­заж, чтобы полюбоваться им или внести в него изменения.

Ранее созданный файл тоже можно открыть для просмотра или ре­дактирования. Открыть файл можно в прикладной среде, в которой он был создан, или в системной среде. В последнем случае автомати­чески запускается прикладная среда и в ней открывается файл.

Переименовать. Имя, данное когда-то рисунку, показалось вам неудачным, и вы решили заменить его новым, - - например, имя «Осень» изменить на «Осень в Летнем саду». Переименование рисун­ка не коснется его содержания.

Аналогичное действие можно произвести и с файлом, при этом его содержание также не изменится.

Переместить. Вы повесили рисунок на стену, чтобы он украшал вашу комнату. Через некоторое время у вас возникло желание пере­весить (переместить) рисунок или положить его в ящик стола. Это не представляет труда.

Файл тоже можно переместить с одного места на другое.

Копировать. Если рисунок удался, то хочется одновременно и подарить его другу, и оставить себе. Для этого можно перевести его

на чистый лист через копировальную бумагу. Получив точную копию рисунка на новом листе, вы тем самым его скопируете.

Так и файл можно скопировать в другое место на внешнем носи­теле.

Удалить. Неудачный рисунок можно стереть (удалить) с листа бу­маги, оставив лист для других работ.

Файл тоже можно удалить. При этом на диске освободится место для новых файлов.

Чтобы выполнить любое из перечисленных действий над файлом, следует указать операционной системе, над каким файлом и какое действие вы хотите совершить. Поэтому для выполнения действий над файлами следует придерживаться общего правила Windows при работе с объектами: сначала выберите объект, а затем выполните не­обходимые действия,

Запомните правило работы с объектами Windows: «Выдели объект и выполни над ним действие»!

^ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАПКЕ

Назначение папки

Каждая мама бережно относится к фотографиям своих детей, их пер­вым работам. Она складывает рисунки в одну папку, а школьные со­чинения — в другую, фотографии из детского сада помещает в один альбом, а фотографии, сделанные во время путешествий, — в другой. Мама организует хранение так, чтобы памятные вещи содержались в порядке и чтобы можно было легко найти нужную.

В компьютере, на диске, где хранится множество файлов, тоже должен быть порядок. Для этого создаются папки. Однако, в отличие от обычных, папки в системной среде Windows существуют только в виде значка на экране. В папках можно объединять файлы по лю­бому признаку, например:

  • по тематике (папка с играми, папка с обучающими программами
    и т. д.);

  • по имени ее владельца (папка Скворцова, папка Мамонтова

по времени создания (папка с файлами, созданными до 1 янва­ря 1999 года, папка с файлами, созданными в период с 1 марта по 1 апреля 2000 года, и т. д.).

Папка кроме файлов может содержать другие папки.

Папка ~ - объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других попок в группы.

Параметры папки

^ Имя папки является одним из параметров папки. Имена папкам да­ются по тем же правилам, что и файлам, однако тип (расширение) папки указывать не принято. Лучше давать папкам имена, имеющие какой-либо смысл, например:


^ Размер папки определяется суммарным объемом всех файлов и папок, находящихся в ней.

Дата и время создания папки автоматически регистрируется опе­рационной системой в момент созда­ния папки.

Закрытая

Открытая

Значок говорит о том, от­крыта папка или закрыта. Заметьте, что, в отличие от файла, значок ис­пользуется для обозначения состоя­ния папки

^ Действия над папками

Над папками, как и над другими объектами Windows, можно выпол­нять стандартные действия. Набор этих действий во многом похож на тот, что применялся к файлам: создать, удалить, переименовать, скопировать, переместить, открыть, закрыть.

Создать. Рисунок «Осень в Летнем саду» не единственный из ва­ших рисунков, посвященных Петербургу. Для их хранения вы купи­те папку и подпишете ее, например, «Мой город».

С аналогичной целью создаются папки и в системной среде Win­dows. Папка обязательно должна иметь имя.

Переименовать. Имя папки «Мой город» вам показалось не со­всем точным, ведь вы рисуете в основном пейзажи. Можете стереть старое название папки и заменить его новым: «Городские пейзажи». Тем самым вы переименуете папку с рисунками.

В Windows папку с файлами тоже можно переименовать, то есть присвоить ей новое имя.

Открыть. Для того чтобы просмотреть содержимое вашей папки «Городские пейзажи», достать из нее рисунок или положить в нее новый, вы открываете папку.

Папки в Windows также можно открывать для работы с файлами и другими папками, хранящимися в них. Открыв папку, вы увидите, что в ней находится. На экране открытая папка изображается спе­циальным значком (рис. 14.2, справа).

Закрыть. Закончив работу с папкой, вы ее закрываете. Перед вами на столе остается лежать закрытая папка с подписанным названием.

Открытую папку в Windows тоже можно закрыть.

Переместить. Если папка загромождает стол, ее можно убрать на полку, в книжный шкаф или в ящик стола, то есть переместить.

Папку в Windows можно переместить так же, как и обычную. По окончании перемещения значок папки появляется на новом месте.

Копировать. Вы решили сделать полную копию папки «Городские пейзажи» и отправить ее в художественный журнал. Это может ока­заться нелегкой задачей — придется не только купить новую папку, но и сделать копии всех рисунков.

Windows без труда создает копии своих папок, дублируя при этом все содержащиеся в них файлы и вложенные папки.

  1. Практическая работа учащихся на компьютере

Учащиеся занимают место за компьютером и приступают к выполнению упражнений.

Учитель помогает тем учащимся, у которых возникают затруднения при выполнении работы.

  1. Анализ результатов обучения на уроке, проверка и оценка ЗУН.

Готовые работы учащихся проверяются.

Учащимся выставляются оценки.

  1. Подведение итогов урока.




Похожие:

План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Передача информации Тема урока: Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Обработка информации Практическая работа №5. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Действия с информацией Хранение информации Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Основная позиция пальцев на клавиатуре Практическая работа №2 Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconПлан урока по информатике в 8 классе. Тема урока: Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода информации. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconПлан урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconПрограммы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры Цели урока
Объясните, для чего предназначены клавиши.(Учитель поочерёдно правильно называет и показывает на предварительно подготовленных табличках...
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconТематическое планирование по курсу «Информатика. 6 класс» Номер урока Тема урока Дата
Компьютер универсальное устройство для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер...
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса. Тип урока: комбинированный. Вид урока: по баскетболу. Тема урока
Тема урока: «Физические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств баскетболиста»
План урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения iconТема урока Основные понятия
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов