План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения icon

План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения



НазваниеПлан урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения
Дата конвертации11.02.2013
Размер86.07 Kb.
ТипПлан урока

План урока по информатике в 6 классе.

Тема урока:

Содержание и объем понятия.

Отношения между понятиями.

Тип урока: Урок освоения обобщения и применения.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением.

Цели урока: 1. Научить учащихся применять свои знания к практическим ситуациям.

  1. Расширять кругозор учащихся на основе новых знаний.

  1. Формировать у учащихся верное представление об уровне своих
    возможностей в учебной деятельности.

Приёмы: 1. Общая характеристика.

2. Разъяснение.

Методы обучения: 1. Словесный (объяснение).

  1. Наглядный (наблюдение).

3.Практический (разнообразные упражнения).

Общедидактические методы: 1. Объяснительно-иллюстративный.
Дидактические задачи:

  1. Формирование умений и навыков.

  2. Применение знаний.

  3. Контроль.

Материальное обеспечение:


  • подготовленная доска;

  • рабочая тетрадь;

  • компьютеры;

Основные элементы урока:

  1. Сообщение темы и целей урока (2 мин.).

  2. Актуализация знаний. Разбор заданий по теме, осмысление и применение
    ранее изученного (5 мин.)

  3. Получение новых знаний(20 мин.)




  1. Применение полученных ЗУН: практическая работа учащихся на
    компьютере (практическое задание) (10 мин.).

  2. Анализ результатов обучения на уроке, проверка и оценка ЗУН (6 мин.).

  3. Подведение итогов урока (1 мин).

Ход урока

  1. Сообщение темы и целей урока.

Содержание и объем понятия.

Отношения между понятиями.

  1. Актуализация знаний.

Вопрос на повторение:

Как образуются понятия? Описать все пункты.

Проверить Д/З

  1. Получение новых знаний

Содержание и объем понятия


Если объект реальной действительности характеризу­ется формой, размером, цветом и другими признаками, то понятие характеризуется содержанием.

Содержание понятия — это все существенные призна­ки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.

Например, содержание понятия «квадрат» составля­ют два существенных признака: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны». «Круглый», «упругий», «пры­гучий», «используется в игре» • - содержание понятия « мяч ».


Объем понятия — множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия. Множество может, в частности, состоять из трех, двух, одного объекта или быть пустым (например, множество отличников в классе).

Множество может быть конечным (например, множе­ство цифр или множество букв русского алфавита). Мно­жество может быть бесконечным (например, множество натуральных чисел).

Рассмотрим одно из важнейших понятий информа­тики - «источник информации». Источник информа­ции — это такой объект реальной действительности, кото­рый дает возможность получить информацию о чем-либо. В объем понятия «источник информации» входят: все книги, все газеты и журналы, все передачи и доклады, все люди, которые что-то знают и могут рассказать, и многое другое.

Рассмотрим объем понятия «знак». Знаком может быть любой чувственно воспринимаемый объект (предмет, явление или действие), выступающий как представитель (заменитель) предмета, явления, действия, свойства или отношения. Бывают знаки дорожные, знаки математиче­ские, знаки астрономические, знаки препинания, знаки химические, знаки товарные, знаки различия военнослу­жащих и другие.











Выделяют единичные и общие понятия. За единич­ным понятием скрывается конкретный объект, тот са­мый, о котором идет речь. Примеры единичных поня­тий: «мой письменный стол», «дедушкины очки», «наша школьная доска», «папин компьютер».

За общим понятием скрывается множество однород­ных объектов, которое иначе называют классом объектов. Например, понятие «компьютер» включает в себя все компьютеры: старые и новые, хорошие и плохие, домаш­ние и школьные и так далее.

К общим понятиям информатики относятся такие понятия, как «объект», «источник информации», «прием­ник информации», «канал связи», «знак», «исполнитель», «команда» и пр.

Самое главное

Содержание понятия — это все существенные призна­ки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.

Объем понятия — множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.

Выделяют единичные и общие понятия. За единич­ным понятием скрывается конкретный объект, тот са­мый, о котором идет речь.

За общим понятием скрывается множество однород­ных объектов, которое иначе называют классом объектов.

Вопросы и задания

1. Чем обычно характеризуются объекты реальной дей­ствительности? Приведите пример.

2. Чем характеризуются понятия?

3. Что такое содержание понятия?

4. Раскройте содержание (перечислите основные призна­ки) понятий «клавиатура», «редактирование текста», «операционная система».

5. Что такое объем понятия?

6. Приведите примеры понятий, объемы которых явля­ются:

а) пустым множеством;

б) множеством, состоящим из 1 элемента;

в) множеством из 10 элементов;

г) бесконечным множеством.

7. В чем различие между единичными и общими поняти­ями? Приведите пример.

8. Коля рассказывает Пете: «Я вчера смотрел кино­фильм. Кинофильм мне понравился.» Объясните, об­щим или единичным в данной ситуации является по­нятие «кинофильм».


^ Отношения между понятиями


При сравнении реальных объектов мы сравниваем их размеры, цвет, форму и прочее. Отношения между реаль­но существующими объектами описываются словами: бо­льше - - меньше; длиннее - - короче; ближе - - дальше; выше — ниже; брат — сестра и так далее.

Понятия тоже можно сравнивать между собой. Но, в отличие от объектов реальной действительности, понятия не имеют ни цвета, ни запаха, ни размера. Понятия — это наши представления, наши мысли об объектах. При срав­нении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

Рассмотрим два понятия — «квадрат» и «прямоуголь­ник».

Как видно из таблицы, содержания понятий отлича­ются одним признаком: у квадрата длины всех сторон равны, а у прямоугольника длины противоположных сторон попарно равны.

Объем понятия «прямоугольник» больше объема поня­тия «квадрат», так как все квадраты — тоже прямоуголь­ники.

Отношения между понятиями удобно представлять кругами.

Объем понятия А — «прямоугольник»



Объем понятия В — «квадрат»

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимы­ми (например, «компьютер» и «молоко», «карандаш» и «ледник»); остальные понятия называются сравнимыми.

Рассмотрим некоторые отношения между сравнимы­ми понятиями.


Отношение «тождество»


Если объемы понятий совпадают, другими словами, объем одного понятия равен объему другого, то отноше­ние между этими понятиями называют тождеством.

Например, понятия «столица России» (А) и «город Москва» (Б) — это тождественные понятия. Графическое представление отношения между ними будет выглядеть так:




Отношение «пересечение»

Пересечением называют отношение между понятия­ми, объемы которых совпадают частично, то есть содержат общие элементы. Пусть понятие А - - «электронное письмо», В -- «письмо на русском языке». Тогда:



В пересечение двух кругов попадают все электронные письма на русском языке.




Отношение «подчинение»


Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем дру­гого понятия, но не исчерпывает его. Пусть понятие А — «клавиатура», понятие В — «устройство ввода». Тогда:




Отношение «соподчинение»


Соподчинением называется отношение между несколь­кими понятиями, объемы которых не пересекаются, но ко­торые принадлежат некоторому более общему (родовому) понятию. Это виды одного и того же рода. Пусть понятие А — «береста», В — «папирус», С — «глиняная дощечка», D — «бумага», Е — «магнитный диск», F — «носитель ин­формации». Здесь A, 5, С, D и Е соподчинены F:




Отношение «противоположность»


Слова, выражающие противоположные понятия, на­зываются антонимами. Пусть понятие А — «компьютер с маленькой памятью», понятие В - - «компьютер с боль­шой памятью». Тогда:

Объемы этих двух понятий разделены объемом неко­торого третьего понятия, например, понятия «компьютер со средней памятью».


^ Отношение «противоречие»


Пусть понятие А — «новый компьютер». Тогда другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т. е. «неновый компьютер»). Круг, выражающий это отношение, делится на две части: третьего понятия между ними нет:




Самое главное

Реальные объекты сравнивают по размеру, цвету, фор­ме и так далее.

При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

Далекие друг от друга по своему содержанию поня­тия, не имеющие общих признаков, называются несрав­нимыми.

Сравнимые понятия могут находиться в отношениях тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, про­тивоположности и противречия.







Вопросы и задания

1. На основании каких признаков мы сравниваем реаль­ные объекты?

2. Какими словами выражаются отношения между объ­ектами реальной действительности?

3. С помощью чего удобно представлять отношения меж­ду понятиями?

4. Какие понятия считаются несравнимыми? Приведите пример.

5. Приведите примеры понятий:

а) тождественных;

б) пересекающихся;

в) подчиняющих и подчиненных;

г) соподчиненных.

6. Приведите примеры понятий:

а) противоположных;

б) противоречащих. Используйте рисунок.

7. В одном множестве 40 элементов, а в другом — 30. Ка­кое максимальное количество элементов может быть в их:

а) пересечении; б)объединении?

8. В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит пи­рожное или мороженое. Половина детей любит пирож­ное, а 20 человек — пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое?

9. Внимательно рассмотрите примеры отношений:


Отношение

Пример

Целое — часть

Окунь — плавник

Вид — род

Ландыш — цветок

Вид — вид

Ромашка — василек

Последовательность

Понедельник — вторник

Причина — следствие

Жара — жажда

Для каждого отношения придумайте 2-3 собственных примера.




Похожие:

План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Передача информации Тема урока: Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Действия с информацией Хранение информации Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Обработка информации Практическая работа №5. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Основная позиция пальцев на клавиатуре Практическая работа №2 Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconПлан урока по информатике в 5 классе. Тема урока: Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconПлан урока по информатике в 8 классе. Тема урока: Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода информации. Тип урока: Урок освоения и обобщения
Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с их комплексным практическим применением
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса. Тип урока: комбинированный. Вид урока: по баскетболу. Тема урока
Тема урока: «Физические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств баскетболиста»
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Понятие о деепричастии Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи. Задачи урока: Образовательные
Формы урока: эвристическая беседа с применением системы мультимедиа, дидактическая игра, самостоятельная работа
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconУрок n 9 Тема урока: "Программы архивации. Инструкции по применению различных архиваторов"
Цель урока: Ознакомление учащихся с основными понятиями и технологией применения некоторых важнейших архиваторов
План урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Тип урока: Урок освоения обобщения и применения iconРазработка урока по географии в 6-м классе. Тема: озёра. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. Задачи урока
Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов