К лабораторным занятиям по патологической анатомии icon

К лабораторным занятиям по патологической анатомии



НазваниеК лабораторным занятиям по патологической анатомии
страница1/16
Дата конвертации14.09.2012
Размер3.01 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ


РУКОВОДСТВО

К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ


МОСКВА 2001


УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Российского университета

дружбы народов


Настоящее учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по общему и частному курсу патологической анатомии при обучении студентов III курса медицинского факультета. Руководство включает краткий теоретический материал, аннотации макроскопических и микроскопических препаратов, тесты для самоконтроля, а также вопросы и список микропрепаратов для сдачи экзамена.

Составители: И.И.Бабиченко, А.Л.Владимирцева, Н.М.Харченко


Коллектив авторов посвящает настоящее руководство к практическим занятиям по патологической анатомии памяти заведующих кафедрой патологической анатомии медицинского факультета Российского университета дружбы народов, профессоров Ирине Константиновне Есиповой и Владимиру Николаевичу Галанкину.


ВВЕДЕНИЕ


^

Ирина Константиновна Есипова






Ирина Константиновна родилась 10 мая 1916 года в Москве в семье хирурга. В 1933 году поступила во 2-ой московский медицинский институт и в 1938 году окончила его с отличием, став аспирантом кафедры патологической анатомии, руководимой академиком И.В.Давыдовским. Летом 1941 года с началом Великой Отечественной войны, вместе с семьей была эвакуирована в поселок “Изумруды” Свердловской области, где заведовала врачебным участком, а в 1942 году была направлена в эвакогоспиталь 3120 Челябинской области. Работая гистологом, ей пришлось из-за нехватки хирургов заняться нейрохирургией, сделав более 360 операций по сшиванию и пластике нервов на конечностях. В 1943 году в Москве успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему “Взаимоотношение туберкулеза и ревматизма”. В 1944 году после возвращения в Москву работала до 1952 года ассистентом, затем доцентом на кафедре патологической анатомии, под руководством И.В.Давыдовского. Позже, в 1955 году, она стала вторым профессором этой кафедры. Более 10 лет работала под руководством гениального ученого - академика И.В.Давыдовского, восхищаясь не только его научными трудами, но и прекрасными человеческими чертами. В 1951 году прочитала курс лекций по патологической анатомии в Ярославле, а в 1952 году назначена заведующей кафедрой Крымского медицинского института.
В 1951 году Ирина Константиновна защитила докторскую диссертацию на тему “Патологическая анатомия хронических неспецифических болезней легких” и с 1955 по 1959 год была главным помощником на кафедре у академика И.В.Давыдовского. В эти же годы, работая по совместительству, Ирина Константиновна организовала морфологическую лабораторию в Институте сердечной хирургии АМН СССР, созданного академиком А.Н.Бакулевым, а в 1959 году - отдел патологии в Институте экспериментальной биологии и медицины Сибирского отделения АН СССР. В 1960 году возглавила новую лабораторию общей патологии в новообразованном Институте морфологии человека АН СССР, проработав в институте до 1968 года. Одновременно, по рекомендации академика И.В.Давыдовского Ирина Константиновна в 1963 году организовала и возглавила кафедру патологической анатомии в Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. В 1969 году Ирина Константиновна полностью перешла на кафедру УДН им. П.Лумумбы, где вместе с сотрудниками, буквально на пустом месте, бала создана богатая коллекция микро- и макропрепаратов, налажен учебный процесс. Под научным руководством И.К.Есиповой молодые сотрудники кафедры и практические врачи подготовили и защитили кандидатские диссертации. Всего ею было подготовлено более 30 кандидатов и 10 докторов медицинских наук - патологоанатомов, в том числе и в Болгарии.

В научном отношении И.К.Есипова известна как специалист по патологической анатомии легких и как пионер в области сосудистой патологии, впервые изучавшей проблему гемодинамической перестройки кровеносных сосудов. Начиная заниматься патологией легких, И.К.Есипова развила положения академика И.В.Давыдовского о единстве таких процессов, как бронхоэктазы, пневмосклероз, эмфизема легких, объединенных в понятие “неспецифической легочной чахотки”. И.К.Есипова показала, что это понятие относится лишь к хроническому нагноению, являясь хирургической проблемой. Она выделила другую терапевтическую форму, доказав, что в ее основе лежит диффузный деформирующий бронхит с обструктивным синдромом, включающим помимо бронхоэктазов, эмфиземы, пневмосклероза и гипертонию малого круга кровообращения. И.К.Есипова провела эти исследования с позиций морфофизиологии, фиксируя внимание на тонусе гладких мышц бронхов, и найдя этому состоянию морфологическое отражение в дистрофии и склерозе. Ею в частности внедрено понятие ретенционных бронхоэктазов, проведена дифференцировка с деструктивными их формами, выделен совершенно новый порок развития бронхов, повторяющий строение легких рептилий. Это стало возможным благодаря исследованиям И.К.Есиповой эмбриогенеза и филогенеза легких разных классов животных. Выявленный ею новый вид порока, так называемых врожденных бронхоэктазов, воспринят в практических работах многих пульмонологов и рентгенологов. Разработав проблему пневмосклероза, И.К.Есипова выделила две формы строения легких: ретикулярную и фиброзную, показав их различное участие в развитии склероза. Это дало возможность практическим патологоанатомам дифференцировать склерозы лимфогенного, воспалительного и ателектатического происхождения. Совершенно по-новому была поставлена проблема эмфиземы, поскольку было доказано отсутствие разрывов эластики в развитии пузырей (за исключением подплевральных) и их патогенез связан с дистрофией и склерозом гладких мышц респираторных бронхиол первого и второго порядка. Это положение вошло в учебники.

Впервые в стране Ирина Константиновна разработала патологическую анатомию разных форм гипертензии малого круга кровообращения, выделив дифференциальные признаки прекапиллярных и посткапиллярных форм. Ею и ее учениками, также впервые в стране, разработано структурное отражение вено-артериальной реакции, направленной на уменьшение притока крови при затруднении оттока. Доказано, что эта реакция существует повсеместно, но выражена различно в большом и малом круге кровообращения. Исследование (совместно с физиологами и хирургами) структурной перестройки стенок кровеносных сосудов в сопоставлении с некоторыми показателями гемодинамики способствовало выявлению структурных основ собственно сосудистых изменений в компенсации сердечной деятельности. Выделены три такие приспособления: шунтирование (с подробным описанием разных типов анастомозов, в том числе и гломусных), развитие вено-артериальной реакции и активное депонирование в венозной системе. Эти исследования нашли отражение в монографии под редакцией и с участием И.К.Есиповой. Другой подобной монографии не существует.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




Похожие:

К лабораторным занятиям по патологической анатомии iconРуководство к лабораторным занятиям по патологической анатомии 2-е издание, переработанное
Руководство к лабораторным занятиям по патологической анатомии. 2-е изд перераб. / Авт. И. И. Бабиченко, А. Л. Владимирцева, В. А....
К лабораторным занятиям по патологической анатомии icon1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики
Й, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития...
К лабораторным занятиям по патологической анатомии iconЭкзаменационные вопросы по курсу патологической физиологии 2011 год см саногенетические механизмы
Вызывает повреждение структур и тканей, нарушает функции органов или систем органов. Является причиной возникновения патологической...
К лабораторным занятиям по патологической анатомии iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Механика грунтов»
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Механика грунтов»/ Юж. Рос гос техн ун-т Новочеркасск: юргту, 2003. 28...
К лабораторным занятиям по патологической анатомии icon1 Предмет и методы изучения топографической анатомии. Основные понятия топографической анатомии: область и ее границы; внешние и внутренние ориентиры; проекция сосудисто-нервных образований и органов; фасции и клетчаточные пространства
Топографическая анатомия — наука, которая изучает взаимное расположение органов и тканей в той или иной области тела
К лабораторным занятиям по патологической анатомии iconСведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием

К лабораторным занятиям по патологической анатомии iconОтчет должен включать
Общие требования к оформлению отчетов по лабораторным работам физического практикума
К лабораторным занятиям по патологической анатомии iconОтветьте на вопросы
Приведите пример анатомии и физиологии человеческого организма
К лабораторным занятиям по патологической анатомии iconСведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием
Муниципального образовательного учреждения «Котовская средняя общеобразовательная школа»
К лабораторным занятиям по патологической анатомии iconПрактикум по анатомии и физиологии и человека для 8-х классов рассчитан на 68 часов, два часа в неделю
«Практикум по анатомии и физиологии и человека» для 8-х классов рассчитан на 68 часов, два часа в неделю
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов