Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» icon

Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа»



НазваниеКультурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа»
Засыпкина И.И
Дата конвертации19.02.2013
Размер201.36 Kb.
ТипПрограмма

МОУ «Любимовская основная общеобразовательная школа»

Далматовского района


Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы)

Автор:

Засыпкина И.И.,

учитель физической культуры

МОУ «Любимовская основная

общеобразовательная школа»

Далматовского района


с. Любимово, 2008


Культурологический компонент к программе по физической культуре . 5-9 классы. (из опыта работы учителя физической культуры Засыпкиной И.И )/ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Любимовская основная общеобразовательная школа» Далматовского района. – Любимово, 2008 – 18 с.


Печатается по решению методического совета школы


Автор-сотавитель:

Засыпкина И.И.,

учитель физической культуры

МОУ «Любимовская основная

общеобразовательная школа»

Далматовского района, вторая квалификационная категория


В данном сборнике представлена программа с учётом культурологического компонента по физической культуре 5-9 классы «Народные игры на уроках физкультуры как средство формирования характера ребёнка» и тематическое планирование культурологического компонента к этой программе.

Материалы сборника могут быть полезны учителям физической культуры, осуществляющим работу по воспитанию нравственности школьников на основе использования русских национальных традиций.


Программа
^
с учётом культурологического компонента по физической культуре 5-9 классы
«Народные игры на уроках физкультуры
как средство формирования характера ребёнка»

^ Общая характеристика учебного предмета

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

В программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность.
Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, по истории возникновения русских народных игр, традиций, обычаев и развлечений, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что в основе предлагаемой программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряжённости двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.

Цели

^ Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

^ Практические цели:

- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

- возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни.

^ Место предмета в базисном учебном плане

.В соответствии с федеральным базисным планом и региональным компонентом учебный предмет: «физическая культура» изучается во всех классах 5,6,7,8,9. На изучение отводится 3 урока в неделю, 102 урока в год на каждый класс.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

- использование наблюдений, измерений и моделирования;

-комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения;

- исследование несложных практических ситуаций.

В информационно-коммуникативной деятельности:

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- умение составлять планы и конспекты;

- умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы и т.п.).

В рефлексивной деятельности:

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- владение умениями совместной деятельности.

^ Результаты обучения

Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:

Знать/понимать

  • роль физической культуры, спорта и народных игр в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

  • основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

  • способы закаливания организма и приемы самомассажа, основанные на традициях русского народа.

уметь

  • составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

  • выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;

  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

  • осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

  • осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

  • включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;

  • освоения норм и ценностей, составляющих содержание культурных традиций;

  • осознания духовно-нравственных ориентиров, включённых в общий контекст жизненного уклада русского народа;

  • проявления в нравах и обычаях, нормах бытового поведения в непосредственной практике межличностного общения.



^ Культурологический компонент к программе «Физическая культура», 5-9 классы

Календарно-тематическое планирование



ур

Класс, часы

Раздел программы

^ Наименование темы

Название народных игр, основная направленность


1

5 кл,

9 ч

Лёгкая атлетика

Высокий старт (повторение)


^ Русская лапта.

Развитие выносливости, быстроты движения ногами, совершенствование техники метания малого мяча с места


2




Лёгкая атлетика

Прыжки в длину с разбега

Волк во рву.

Развитие быстроты движения ногами, совершенствование техники прыжка с отталкиванием, способом «согнув ноги»


3




Лёгкая атлетика



Метание мяча на дальность


^ Охотники и утки.

Закрепление техники метания мяча, формирование внимания, ориентация на зрительный сигнал.

4




Лёгкая атлетика

Бег 1500 м.


^ Ляпка; третий лишний.

Развитие выносливости, совершенствование навыков бега.



5




Баскетбол

Ловля и передача мяча двумя руками на месте

^ Пятнашки с мячом; попади в хвост.

Формирование навыков выполнения прыжков, развитие координации движений

6




Гимнастика



Кувырок вперёд

^ Зайцы, сторож и Жучка.

Совершенствование двигательных умений и навыков, развитие гибкости и ловкости


7




Гимнастика


Акробатическое соединение

^ Борьба на коленях; змейка.

Совершенствование акробатических упражнений, развитие гибкости и быстроты движения

8




Гимнастика

Опорный прыжок через козла

Чехарда.

Формирование навыков бега, развитие координации движений в пространстве


9




Лыжная подготовка

Подъём на склон «ёлочкой», «полуёлочкой», «лесенкой»

Лесенка.

Закрепление техники передвижения на лыжах

1

6 кл,

8 ч

Лёгкая атлетика

Старт с опорой на одну руку (повторение)

^ Поймай лягушку.

Развитие быстроты движений ногами и выносливости

2




Лёгкая атлетика

Прыжки в длину с разбега

^ Зайцы в огороде.

Совершенствование техники высокого старта, формирование скоростно-силовой двигательной подготовленности


3




Волейбол

Передача мяча над собой

Горелки.

Освоение перемещений и передач мяча, ориентация на зрительный сигнал

4




Волейбол

Передача мяча через сетку

Штандер.

Формирование навыков метания мяча, совершенствование навыков ловли мяча двумя руками и передачи снизу и сверху двумя руками

5




Гимнастика

Кувырки вперёд и назад

^ На драку собаку.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

6




Гимнастика

Опорные прыжки через козла

Скакуны.

Формирование навыков ходьбы и бега, развитие координации движений в пространстве

7




Баскетбол

Передача мяча в движении парами.

Челнок.

Совершенствование навыков метания, ловли и передачи мяча

8




Баскетбол

Передача мяча со сменой мест

^ Рыбы, птицы и звери.

Формирование навыков ходьбы и бега, развитие координации движений в пространстве

9




Лыжная подготовка

Ходьба на лыжах до 1,2 км.

^ Лапта на лыжах.

Закрепление навыков ходьбы и бега на лыжах, совершенствование техники скольжения без палок

1

7 кл,

8 ч

Лёгкая атлетика

Бег 60 м с низкого старта

^ Скакалка – подсекалка

Формирование навыков выполнения прыжков развития быстроты движения ногами и выносливости

2




^ Лёгкая атлетика

Метание мяча на дальность

Охотники и утки.

Развитие меткости, формирование внимания и ловкости

3




Волейбол

Нижняя прямая подача с 4-6 м

^ Пятнашки с мячом.

Совершенствование техники ведения и передачи мяча.

4




Волейбол

Приём мяча сверху через сетку

Невод.

Совершенствование передачи мяча в парах.

5




^ Лыжная подготовка

Одноопорное скольжение без палок

День и ночь

Закрепление навыков ходьбы и бега на лыжах, совершенствование техники скольжения без палок с ритмичной работой рук и хорошей амплитудой

6




^ Лыжная подготовка

Подъём в гору скользящим шагом

Не уступлю горку.

Формирование навыков ходьбы на лыжах, закрепление техники выполнения подъёмов и спусков и развитие выносливости




7




Гимнастика

Эстафета с элементами гимнастики

^ Змейка, Золотые ворота

Развитие координации движений в пространстве, формирование внимательности, умения работать в коллективе


8




Гимнастика

Прыжки через козла

^ Пустое место

Формирование навыков ходьбы и бега, совершенствование техники упорных прыжков

1

8 кл

8 ч


Лёгкая атлетика

Низкий старт и стартовый разгон

^ Казаки – разбойники.

Формирование двигательной активности

2




Лёгкая атлетика

Бег 2000 м

Салки

Развитие ловкости и скоростной выносливости

3




Волейбол

Передача мяча во встречных колоннах

^ Лови- не лови

Развитие ловкости, совершенствование техники выполнения метания

4




Волейбол

Отбивание мяча кулаком через сетку

^ Передал – садись

Совершенствование техники передачи мяча, развитие гибкости и ловкости

5




Гимнастика

Упражнения в равновесии

^ Бой петухов

Совершенствование двигательных умений и навыков

6




Гимнастика

Коррегирующие упражнения

^ Ловкие наездники

Развитие гибкости и ловкости

7




Лыжная подготовка

Попеременный двухшажный ход

^ Кто быстрее

Совершенствование навыков ходьбы на лыжах

8




Лыжная подготовка

Лыжные гонки

^ Сороконожка на лыжах

Формирование умения работать в команде, развитие выносливости


1

9 кл

8 ч

Лёгкая атлетика

Техника передачи эстафеты сверху

^ Молодецкие забавы.

Формирование взаимовыручки, развитие двигательной активности

2




Лёгкая атлетика

Бег 2000 м

^ Русская лапта

Совершенствование техник и метания мяча, развитие быстроты движений ног

3




Лёгкая атлетика

Прыжки в длину с разбега

^ Скакуны и бегуны

Совершенствование навыков выполнения прыжков, развитие ловкости и скоростной выносливости







4




Гимнастика

Упражнения на формирование навыков правильной осанки

Кружева

Формирование правильной осанки, развитие статического и динамического равновесия


5




Гимнастика

Опорные прыжки через коня

^ Прыгуны и пятнашки

Развитие координации движений в пространстве, совершенствование навыков разновидностей ходьбы и бега

6




Лыжная подготовка

Попеременный четырёхшажный ход

Снежинки.

Формирование навыков ходьбы на лыжах, развитие выносливости

7




Волей

бол

Игра в три передачи

Всадники с мячом

Совершенствование техники ведения мяча в движении

8




Волей

бол

Передача сверху в тройках с перемещением

Горячий мяч

Развитие гибкости и ловкости, совершенствование техники передачи мяча









Похожие:

Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по физической культуре 4 класс Составитель: Хохлова Юлия Сергеевна, учитель физической культуры
Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2010г., Допущено Министерством образования и науки Российской...
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по физической культуре для 5 классов Составитель: Литвиненко Н. А., учитель физической культуры
В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2008 г. 5-е изд. Допущено Министерством образования и науки...
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по физической культуре основная школа пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлено на основании следующих нормативно –правовых документов
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconКонспект открытого урока по физической культуре для учащихся 3 класса место проведения: спортивный зал время: 40 минут. Тема урока: «Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры»
Развитие личности, способной использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconV. Программа соревнований
Главный судья соревнований: учитель физической культуры Жорник А. И.; помощники по организации: учитель физической культуры Шевцов...
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconУчредитель: Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта (удокмс)
«Любимовская основная общеобразовательная школа» является муниципальным казённым общеобразовательным учреждением (далее — Учреждение)....
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconШкольного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре
Включение тематики олимпийского и паралимпийского образования в программу работы мо учителей физической культуры
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по физической культуре 8 класс составитель: Макаров А. В. учитель физической культуры
Авторы В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2010г. 7-е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации и является частью...
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconСценарий театрализованного представления проект «Зеленые иголки»
Автор: учитель физической культуры и обж, классный руководитель 7 класса моу маломалышевская сош рузанов Юрий Петрович
Культурологический компонент к программе по физической культуре (5-9 классы) Автор: Засыпкина И. И., учитель физической культуры моу «Любимовская основная общеобразовательная школа» iconОтчет мбоу невежкинская начальная общеобразовательная школа
Уровень физической подготовленности (определяется согласно Рекомендациям в помощь учителю физической культуры, письмо гуо от 31....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов