Предмет политологии. Политология icon

Предмет политологии. Политология



НазваниеПредмет политологии. Политология
страница1/5
Дата конвертации27.12.2012
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

  1. Предмет политологии.

Политология-это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово).

Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Объектом политологии является политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы. Но существует более десятка гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику, например философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, который подлежит всестороннему исследованию.
В отечественной политологии сложились две позиции относительно предмета политологии.
1)политология - это целостная и интегративная наука о политике, включающая в себя весь комплекс частных политических знаний.

2)политология - это общая теория политики, которая не стремится охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет исследования: закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властеотношений и взаимодействий между властвующими и подвластными, управляемыми и управляющими.


  1. Функции политологии.


Основ­ными функциями политологии являются:

-методологическая-она раскрывает общие зако­номерности политики, политических отношений, вы­рабатывает приёмы и способы анализа политических процессов и явлений;

-теоретико-познавательная-позволяет вскрыть объективные законы социально-политического разви­тия, трудности, противоречия, реально оценивать об­становку, сложившуюся на различных стадиях и эта­пах политического развития общества;

-мировоззренческая-помогает правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, на­циональных, групповых и личных интересов и верно определить своё место в политической жизни общества и свою роль в политических процессах;

-воспитательная-способствует формированию и развитию политической культуры общества и граж­дан, патриотизма, политического сознания, муже­ства, верности своему Отечеству, готовности к его защите;

-регулятивная-обеспечивает воздействие людей и организаций на политические процессы и участие их в политических процессах и акциях, чтобы достичь же­лаемого политического результата;

-аналитическая-это анализ и оценка результа­тов деятельности партий, политических лидеров и дру­гих элементов политической организации общества;

-прогностическая-на основе обобщения опыта и анализа событий позволяет прогнозировать развитие политических процессов и вероятность событий, опре­делять направления их развития и, исходя из этого, сво­евременно корректировать политику;

-идеологическая-это выработка, обоснование, защита определённого политического, духовного идеала и обеспечение устойчивого развития той или иной политической системы, консолидации её поли­тической силы.


  1. Методы политологии.

-диалектический метод- позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их станов­лении и развитии, взаимосвязи друг с другом;

-социологический-представляет собой со­вокупность приёмов, методов и принципов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни и фор­мулирование соответствующих конкретных выводов, что имеет прикладное значение для органов власти, политических партий, государственных органов и др;

-системный-позволяет дать объективную оценку происхо­дящим в обществе политическим событиям и процессам;

-сравнительный-состоит в сопоставлении двух или нескольких политических объектов, имеющих общие черты. Этот метод позволяет путём сопоставле­ния определить общее и особенное в многообразии по­литических явлений различных политических систем и выявить главные тенденции развития политических процессов и отношений;

-бихевиористский- заключается в анализе полити­ческого поведения и поступков отдельных людей, групп и личностей.


  1. Понятие политики.

Возникновение политики тесно связано с возникновением государства и политических отношений.

Полити­ка-сложное, многогранное понятие, в ней находят отражение экономические, социальные, культурно-иде­ологические, духовные интересы социальных групп, слоев, политических партий и движений.

Обычно политика рассматривается в узком и широ­ком смыслах. В узком смысле политика охватывает про­блемы, связанные с деятельностью политических партий, движений и организаций внутри государства. Политика в широком смысле-это отношения между нациями, социальными слоями и группами по поводу власти, а также отношения между государствами на международной арене. В широком смысле политика отражает объективное состояние общественной жизни, она охватывает социальные явления и процессы, про­исходящие в различных сферах жизни общества-по­литической, экономической и культурной.



  1. Политика и мораль.




  1. Место политологии в системе наук.

Политология, являясь самостоятельной наукой, вза­имосвязана с другими общественными науками, преж­де всего с философией, теорией экономики, теорией государства и права, социологией, социальной психо­логией, политической историей и др. Иными слова­ми, политология находится на стыке всех обществен­ных наук.

Например, философия рассматривает общие вопро­сы политики. Философское обоснование политики ис­пользуется политологией для определения методологии анализа политических явлений и процессов.

Теория экономики занимается экономическим обо­снованием политических процессов, что позволяет ви­деть в политических процессах борьбу за реализацию экономических интересов. Политология же даёт науч­ное обоснование принципов выработки экономической политики, государственного регулирования экономи­ческих процессов.

Политическая история исследует процессы развития политической жизни общества, государственных инсти­тутов, партий и движений. Соотношение политологии и политической истории определяется тем, что, с од­ной стороны, политология помогает создавать теоре­тическую базу анализа эволюции политических процес­сов, событий, с другой-обобщает, анализирует и де­лает выводы.

Теория государства изучает основные закономер­ности возникновения и развития государства, его сущ­ность и назначение. Политология и теория государства совпадают в области исследования роли государства как общественного института, основного структурно­го элемента политической системы общества. Однако политология рассматривает государство как субъект политики, определяет его роль и функции в обществе.

Социология и политология наиболее тесно связаны друг с другом, однако имеют; принципиальные разли­чия в предметах исследования. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся опреде­лённым закономерностям. Социология изучает поли­тику, политический процесс не сам по себе, а его «чело­веческое измерение». Её интересует, как политика вли­яет на развитие людей. Одним словом, если у полито­логии в центре внимания политика, её ход, значение и эффективность, то в центре внимания социологии — человек в политике, взаимосвязь политических и соци­альных отношений.


  1. Субъекты политики.

^ Субъекты политики подразделяются на две основные группы.

Первая-на­ции, народности, социальные, религиозные, професси­ональные, иные группы и, наконец, индивиды. Каждый из этих социальных субъектов, в зависимости от своих специфических интересов, в той или иной степени уча­ствует в политике.

Вторая-состоит из поли­тических институтов: органов государства, политичес­ких партий, общественных организаций, парламента и движений. Они создаются для выражения политичес­ких интересов различных социальных групп, наций, народов, и через них социальные силы оказывают вли­яние на государство.

Естественно, не все социальные субъекты политики равны в качестве политической силы, не все в равной степени могут участвовать в политической жизни об­щества. Например, ни один индивид не может играть в политике такую весомую роль, как политическая партия или движение. Поэтому в качестве основных субъектов политики можно считать социальные группы, нации и народы.


  1. Объекты политики.

Основным объектом политики является существующая система социально-политического устройства общества. Субъекты поли­тики в ходе своих действий стремятся преобразовать, видоизменить, сохранить или укрепить существующую социально-политическую структуру общества.

В политическом процессе между объектом и субъек­том политики происходят сложные взаимодействия. Возьмём, к примеру, проблему доверия объекта к субъекту.

Доверие объекта к субъекту-это мощный стимул для успешного осуществления субъектом своей поли­тической деятельности. Чем шире социальная база субъекта политики, тем эффектнее и результативнее его политическая деятельность. Принимая от объекта ман­дат доверия, субъект политики принимает на себя от­ветственность за реализацию его целей и идеалов. В обратном случае субъект лишается возможности полу­чить поддержку и доверие со стороны объекта, и тогда политика субъекта терпит неудачу. Если объект испы­тывает внутреннее недоверие в отношении субъекта, то социальные и иные преобразования в обществе затруд­няются.


  1. Возникновение политологии как науки.

Политология-это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike-государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа

-первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;

-второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;

-третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии формируются принципиально новые методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению разнообразных школ и направлений, сыгравших значительную роль в становлении современной политологической науки.

  1. Политические воззрения Древней Греции.

Демократические процедуры предусматривали участие свободного мужского населения в работе народного собрания и принятии решений, равенство граждан перед законом, право на занятие выборной общественной должности. Практика функционирования демократии оказала влияние на представления древнейших мыслителей Эллады о желательной форме государства. Многие из них сделали свой выбор не в пользу демократии. Среди тех, кто разделял аристократические взгляды на правление, были Пифагор, Гераклит, Сократ.
Править, по их мнению, должен не весь народ, а только лучшие люди, добродетелью которых является мудрость. Сторонником "умеренной" демократии был Демокрит.
     Сократ. Он утверждал, что править должны знающие люди - философы, а само правление представляет собой искусство, к которому предрасположены лишь отдельные "лучшие" люди, благодаря своему рождению, воспитанию и обучению. Его критика демократии имела под собой реальное основание: иррациональность принимаемых афинскими гражданами решений часто приводила к нестабильности политической жизни. Он разделил законы на божественные, независимые от воли людей, и человеческие. И те, и другие законы требуют повиновения, так как законное и справедливое - одно и то же. Сократ собственной смертью показал пример законопослушности. Приговоренный к смерти афинским народом, он отказался от предложенного ему плана побега, ссылаясь на то, что общество может погибнуть, если судебные решения не будут иметь никакой силы.

Аристотель (вопрос №12). Платон (вопрос №13).



  1. Политические воззрения Древнего Рима.

См. вопрос № 14.


  1. Политические воззрения Аристотеля.

Его можно назвать "отцом" использования сравнительного метода в политологии. Вместе с учениками он проанализировал 158 конкретных видов государственного устройства и создал классификацию государственных форм, которая в течение последующих веков считалась классической. Он использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на то, сколько властвуют: один, немногие, большинство. Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, базирующиеся на этих принципах, Аристотель признал правильными и соответственно те из них, где правители нарушают законы и заботятся только о собственных интересах, - неправильными.

Хорошая власть одного-это монархия.

Власть немногих- аристократия- "правительство, сформированное из самых лучших людей". Ее искажением является олигархия-власть, основанная на богатстве и устранении от власти большинства населения.

Третьей правильной формой Аристотель признает конституцию-правление большинства, признающего закон. Ей противопоставляется демократия, где во власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Аристотель дифференцированно подходил к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически властвуют демагоги. В то же время его трактовка политии как правления большинства на основе закона в определенной степени соответствует современному представлению о демократии.

Многие идеи Аристотеля противоположны позиции его знаменитого учителя Платона. В Ватикане хранится известная картина Рафаэля "Афинская школа". Великий художник отразил на этом полотне спор древнегреческих мыслителей. Платон указывает вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь видимость действительности, представляющая собой отражение идей. Оба мира, согласно мыслителю, соединяются с помощью мировой души. Аристотель, напротив, указывает вниз. Он считал, что земную жизнь можно рационально осознать и усовершенствовать. Это относится и к политической жизни. Учитель и ученик разошлись и по вопросу о наилучшем социально-экономическом строе полиса.


  1. Политические воззрения Платона.

Впервые политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы". Ещё одна проблема, которую затронул Платон-смена государственных форм. По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив его телу или душе человека .

  • Трем частям души человека - разумной, яростной и вожделеющей - должны соответствовать три сословия:

    • правители, достоинством которых является мудрость;

    • воины, которых от других отличает храбрость;

    • производители (ремесленники, торговцы, земледельцы, актеры), для которых характерно желание насытить свой желудок и эмоции.

Идеальное государство Платона иерархично. Высшим сословием являются правители, так как они, обладая мудростью, способны обеспечить общее благо. Низшее положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о примешивании богом к каждому сословию определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, производителям - меди и железа. Другая черта идеального государства - аристократическое правление, при котором правят только разумные люди. Способность постичь мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присуща философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в упразднении какой-либо собственности и семьи для сословий правителей и воинов. Государство остается идеальным до тех пор, пока каждое сословие занимается своим делом, в чем и выражается, по мысли Платона, справедливость. В то же время в проекте идеального государства Платона прослеживаются контуры тоталитаризма: приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизни по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало положительных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии женщин, считая, что достойнейшие из них могут стать правителями.

  1. Политические воззрения Цицерона.

В 509 г. до н.э. в Риме утверждается республиканская форма правления. Виднейшим представителем политической мысли этого периода и защитником республиканского правления был знаменитый римский оратор и политик - Марк Туллий Цицерон. Он определял республику как "дело", "достояние народа", подчеркивая, что сам народ есть объединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Обращаясь к проблеме правильно устроенного государства, он отдает предпочтение смешанной государственной форме, сочетающей в себе одновременно царский (монархический), аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, он видел аналог подобного правления в Римской республике, в частности в распределении властных полномочий между магистрами и, прежде всего, консулами, отвечающими за общую политику и командующими армией (царское начало), сенатом (аристократическое начало), народным собранием и народными трибунами (демократическое начало). В идеях Цицерона о правовом объединении граждан республики и правовой регламентации государственной деятельности, о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства".

  1. Политическая мысль Средневековья.

^ Августин Блаженный. Европейская средневековая политическая мысль находилась под влиянием христианской религии и Римско-католической церкви.
     Фома Аквинский. Хотя любая государственная власть имеет божественное предопределение, не исключено, что ее конкретные формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповедях Христа, справедливости и общем благе. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.
Учения Августина и Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смещать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светской и церковной властями.
     ^ Николо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Сменившая его эпоха Возрождения дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Николо Макиавелли. Отвергнув философско-этическую и религиозную традиции предшествующих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что моральные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребованным в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства либо другими высшими целями. В политическом же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на пренебрежении нормами морали, на интригах и на насилии.

Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы достигнуть справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Государь".

  • Среди советов, которые он дает политикам, следующие:

    • уметь играть человеческими страстями;

    • полагаться на силу или закон;

    • использовать страх и любовь, но предпочитать воздействие на подданных силой страха;

    • прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.

Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия-это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность и политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа государя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и предательствами.
     Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин "государство" (stato).


  1. Политическая мысль Нового времени.

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, которая интеллектуально подготовила буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характеру его взаимоотношений с государством.
     ^ Томас Гоббс. Естественное состояние людей представляет собой постоянный конфликт, войну всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред, так и есть следствие своеобразного равенства людей, предполагающего права делать все, что угодно, и против кого угодно. Инстинкт самосохранения подталкивает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны суверена - государства.
     Джон Локк. Естественное состояние и отношение людей с государственной властью после заключения договора. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права.

^ Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное состояние, своеобразный "золотой век", он считал, что гражданское состояние должно гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорно установленных свобод. Все законы создаются общей волей народа.
      ^ Иммануил Кант. Он заложил философскую основу теории правового государства. По Канту, государство - это объединение множества людей, подчиняющихся праву. Но и сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвол и тиранию. Идея всеобязательности права в учении Канта соединяется с идеей народного суверенитета, что выразилось в следующей формуле: "Чего народ не может решить относительно самого себя, того и правитель не может решить относительно народа". В правовом государстве сами граждане в своих действиях руководствуются велениями разума и моральными нормами, т.е. требованиями категорического императива.

Гегель. Оппозицию либерализму и идее народного суверенитета составила политико-правовая теория Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Восторженное отношение к Французской революции и Наполеону к концу жизни сменилось на критику демократии и защиту прусского полицейского государства, которое казалось ему реализацией политической разумности. Он поставил государство выше общества и личности.
     ^ Представители коммунистической теории. Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, оказавшего значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего столетия - марксизма.

Марксистский анализ политики включает в себя ряд положений:

    • обусловленность политики экономической сферой и признание за ней относительной самостоятельности, способности воздействовать на экономику;

    • идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ;

    • классовая борьба и революции как движущая сила общественных изменений;

    • трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим;

    • борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов;

    • классовое видение процесса происхождения и сущности государства;

    • необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому обществу;

    • идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое повлечет за собой отмирание государства.

Отношение к марксизму со стороны политической науки противоречиво. Многие современные концепции появились либо в споре с марксизмом, либо как углубление его отдельных теоретических положений. Но в целом, современная политология рассматривает марксизм как один из подходов к исследованию сущности политической жизни. В конце XIX в. начинается процесс выделения политической науки в самостоятельную научную дисциплину, со своим предметом, объектом и методами исследования.

  1. Политические воззрения французских просветителей.

     ^ Шарль Луи де Монтескье. Классический вариант теории разделения властей был создан французским просветителем Шарлем Луи де Монтескье. Он восхищался Римской республикой и конституционной монархией Англии, видя в них воплощение смешанного правления. Сторонник уравновешенных конституций и разделения властей, он идеализировал форму правления Англии, считая, что в ней сочетаются лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. В подобном разделении полномочий он увидел гарантии против произвола. Монтескье сформулировал базовые положения доктрины разделения властей. Каждая ветвь власти отвечает за выполнение определенных функций:

    • законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;

    • исполнительная власть ответственна за практическое воплощение законов;

    • судебная власть обеспечивает безопасность граждан и разрешает споры частных лиц.

Взаимоконтроль ветвей власти, что позволяет достичь баланса сил. Сторонник народовластия, он понимал, что сам народ в силу организационных сложностей не сможет постоянно выполнять функцию контроля над властью, поэтому предположил, что более эффективным будет взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали. Монтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина избирать своих представителей в органы власти. Собрание представителей, обладая законодательной властью, выражает народную (общую) волю.
     ^ Бенжамен Констан. После французской революции традиция либерализма была продолжена в трудах французского мыслителя Бенжамена Констана. Он увидел главный парадокс великой революции в том, что народ-суверен оказался отчужденным от власти. Тирания нового типа (якобинский террор, бонапартизм) возникла как выражение общей воли. Не отвергая идею народного суверенитета, он, в противоположность идеям Руссо, утверждает, что общая воля не должна обладать неограниченным авторитетом по отношению к индивидуальной воле. Свобода, в толковании Констана, - это "мирное пользование своей независимостью". Гражданская свобода раскрывается в правах индивида как свобода вероисповедания и слова, свобода собраний, неприкосновенность личности и собственности.

^ Эдмунд Бёрк и Жозеф де Местр. На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление общественной мысли - консерватизм. Консерватизм стал своеобразной реакцией на идеологию Просвещения и Французскую революцию. Выступая против революционных изменений, идеологи консерватизма подчеркивали, что в основе органической целостности общества лежит традиция, что разрушение традиционных начал ведет к гибели общества. Если просветители верили в возможность переустройства мира на основе разума, то консерваторы, защищая порядок и традицию, делали ставку на религиозные чувства и веру.
     ^ Алексис де Токвиль. Соотечественник Констана и его младший современник Алексис де Токвиль также был обеспокоен проблемой защиты индивидуальной свободы от "тирании большинства". Собственно он и ввел понятие "тирания большинства". Он был сторонником демократии и считал, что падение правления аристократии и демократические преобразования есть универсальный процесс, вызванный утверждением социального равенства. Спор о предпочтительности демократии или аристократии решен в пользу первой, но возможны разные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой либо равенство без свободы. Опасность для индивидуальной свободы кроется в том, что демократия может обладать трудноразличимым видом деспотизма - власть общественного мнения, которая подавляет любое несогласие.

Жан-Жак Руссо (вопрос №16).


  1. Политическая мысль ХХ века.

  2. Развитие политической мысли в Центральной Азии.

  3. Вопросы политологии в трудах И.А.Каримова.

  4. Сущность политического процесса.

  5. Классификация политических процессов.

  6. Открытые политические процессы.

  7. Скрытые (теневые) политические процессы.

  8. Политические процессы в современном Узбекистане.




  1. Понятие политической системы.

Политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система — это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

В современной политической науке понятие “политическая система” разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Понятие “политическая система”-это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие “политическая система” обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.

Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа-определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

  1. Классификация политической системы.

Традиционные политические системы присущи обществам на доиндустриальной ступени исторического развития: примитивно традиционным, находящимся на этапе традиционной цивилизации, и переходным. По данным западных политологов, в 60-х гг. нынешнего века из 137 стран мира таковых насчитывалось 53.

Традиционные системы разнообразны: от монархий до военно-бюрократических режимов, появлявшихся за послевоенные годы на политической арене ряда слаборазвитых и развивающихся стран. Основа этих систем — высокая степень социального неравенства в обществе.

Политическая система индустриальных обществ. Сюда могут быть отнесены (конечно, с учетом качественных различий) системы стран капиталистической и социалистической ориентации. Общие черты систем данного типа: большее или меньшее расчленение государства и, гражданского общества как социальной основы политической системы; четко выраженный классовый характер политических структур и институтов и господство соответствующих идеологических ценностей; утверждающиеся демократии различных видов; возрастающий уровень институализации; рационально-бюрократический характер государственного управления. Политические системы данного типа охватывают широкое многообразие форм организации государственной власти и управления и все известные политической истории нового и новейшего времени виды режимов. Это в равной мере относится как к странам капиталистическим, так и социалистической направленности.

Политические системы постиндустриальных обществ — еще только становящиеся ныне в наиболее развитых странах образования, вырастающие на основе синтеза (если угодно, конвергенции) европейских неолиберальных и социалистических ценностей. Социальная база этих систем — общество массового изобилия, многомерная социальная структура не с двухполюсным классовым антагонизмом, а с множеством “взаимопересекающихся разделительных граней”, посредническая роль государства по отношению к сферам гражданского общества и взаимодействия личности и общества; демократия — подчиненное благо (И. Шапиро), структурирующая деятельность людей и являющаяся условием свободного самостоятельного выбора ими своих базовых ценностей; отношения господства ограничиваются отношениями взаимовлияния и сотрудничества субъектов и объектов власти. Политическая система постиндустриального общества — это система информационного социума и формирующейся единой мировой цивилизации.


  1. Модели функционирования политической системы.




  1. Государство - основной институт политической системы.

Отправной пункт политологического анализа государства — определение его основным элементом, сердцевиной политической системы. Это означает, что государство в основном несет в себе все признаки и функции системы. Тем не менее государство — особый политический институт, качественно отличающийся от всех прочих социальных институтов. Его особенности выявляются в сопоставлении с другими институтами и главным образом — с гражданским обществом.

Государство как политический институт, в отличие от других институтов, характеризуется:

а) наличием особой группы людей, осуществляющий верховную власть, делегированную ей определенным классом или большинством общества, и выполняющей функции управления общими делами;

б) монополией на принуждение в отношении членов общества в интересах господствующего меньшинства или большинства населения данной страны;

в) правом от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

г) исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах данной территории, а также правом взимания налогов для собственного содержания и других общественных нужд.

Современное государство немыслимо без институтов, обеспечивающих общие права человека и систему главнейших социально-политических и правовых ценностей, а также единого языка (или общих несколько языков) как средства общения. Наконец, любое государство существует не в социальном вакууме, а в рамках мирового сообщества, что определяет его признаки в качестве субъекта этого сообщества.

Являясь формой организации совместной жизни людей, государство, однако, не тождественно обществу в целом, а всегда лишь часть его.

Живой процесс функционирования и развития государства может быть понят лишь в том случае, если анализ схватывает и его институциональные и социально-политические признаки. Подход к рассмотрению государства исключительно в рамках институциональных элементов неизбежно заводит в тупик схоластических манипуляций понятиями. Трудно представить себе современное государство, абстрагируясь от человеческих общностей, объединяемых им, от единого экономического пространства, от общей культурной или информационной среды. Каждое государство формирует свои правящие элиты, создает свою систему социального управления. Вот почему нельзя согласиться с теми авторами, кто ограничивает сумму элементов, составляющих государство, тремя: территорией, населением и властью. Не меньше аргументов за включение в число элементов государства его правовой и экономической основ. Достаточно сказать, что без соответствующих нормативного порядка и экономического комплекса не бывает и самостоятельного суверенного государства. И, конечно же, в структуру государства, как уже говорилось, должен быть включен институт государственной администрации (аппарат управления, что не полностью совпадает с аппаратом публичной власти), а также часть системы коммуникаций, непосредственно используемой в органах власти и управления. Любое государство нуждается в органах охраны общественного порядка, государственной безопасности, в вооруженных силах.


  1. Происхождение государства.

Так, еще в антич­ности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т.е. государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких се­мей возникает селение или род, наконец, объединение нес­кольких селений составляет государство-высшую фор­му человеческого общения. Цель создания государства-общение между семьями и родами ради благой жизни.

Широкое распространение среди политических мыс­лителей Нового времени получила договорная концепция, разработанная Т.Гоббсом, Д.Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Ра­дищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан.

Авторы теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф.Оппен-геймер, К.Каутский) считали, что первые государства воз­никли под воздействием внешних факторов — насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства по­бедителей над побежденными.

Следует особо выделить социально-экономическую концепцию происхождения государства. Первым филосо­фом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда, (каждый занимается своим делом: филосо­фы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон.

Более завершенный вид эта концепция приобрела в ра­ботах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Надо сказать, что роли насилия в возникновении государства они не от­рицали, но отводили ему вторичную роль. На первый же план они ставили разделение труда в обществе, возникно­вение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонисти­ческие классы. Поэтому марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров.

Существуют теории, объясняющие происхождение го­сударства и другими факторами, например необходимос­тью совместного строительства оросительных сооруже­ний, влиянием других государств и т.д.


  1. Содержание государства.




  1. Функции государства.


К основным внутренним функциям от­носятся:

    • регулирование социальной жизни; разрешение кон­фликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

    • охрана общественного порядка;

    • создание законодательной базы для функциониро­вания общественной системы;

    • выработка стратегии экономического развития;

    • защита прав и свобод граждан;

    • обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

    • обеспечение развития науки, культуры, образования;

    • деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции:

    • обеспечение безопас­ности, целостности и суверенитета государства;

    • защиту на­циональных интересов на международной арене;

    • развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами;

    • решение глобальных проблем человеческой цивилизации;

    • осуществление внешней торговли;

    • реализация принципов коллективной безопасности.




  1. Республика Узбекистан как правовое государство.




  1. Партии в Узбекистане.

^ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «АДОЛАТ (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)».
Создана в феврале 1995 г. Девиз партии: «Сила - в справедливости. Интересы человека – высшая ценность».Сформирована по инициативе депутатов, прошедших в парламент по списку представительных органов власти, и это указывает на стиль партийного строительства в стране. Утверждают, что на организацию этой партии потребовался один день; в тот же день появилась и парламентская фракция «Адолат»…
  1   2   3   4   5




Похожие:

Предмет политологии. Политология iconДокументи
1. /Политология/Вопросы к зачёту по дисциплине.doc
2. /Политология/Конспект/ПОЛИТИКА...

Предмет политологии. Политология iconУчебник по социологии политологии любого автора не ранее 2000 года. Словарь по социолгоии или политологии любого
Каждый понедельник с 18. 00 – 21. 00 республики 171, ассоциация трезвых Тюменцев (анонимность гарантирует)
Предмет политологии. Политология iconВопросы для подготовки к зачету по дисциплине «политология» (Ковыляев К. Н.)
Политология, как наука о политике. Значение политического анализа современных проблем общественного развития
Предмет политологии. Политология iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «политология» Для студентов всех специальностей
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «Политология»...
Предмет политологии. Политология iconДокументи
1. /! Пугачев В.П._Соловьев А.И._Введение в политологию.doc
2. /1...

Предмет политологии. Политология iconПрограмма учебной дисциплины «политология» для студентов всех специальностей
...
Предмет политологии. Политология iconЛекции Семинары М2-10
Место политической науки в современном знании. Категориальный аппарат политологии
Предмет политологии. Политология iconПолитология абсолютизм
Автократия — форма правления; бесконтрольное полновластие одного лица в государстве
Предмет политологии. Политология iconДокументи
1. /Политология. Код 0092.doc
Предмет политологии. Политология iconДокументи
1. /Политология. Словарь-справочник. Код 0063.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов