Особенности планирования работы с учетом фгт icon

Особенности планирования работы с учетом фгт



НазваниеОсобенности планирования работы с учетом фгт
Дата конвертации05.01.2013
Размер70.76 Kb.
ТипДокументы

Особенности планирования работы с учетом ФГТ


Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы - отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее - ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;

  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленныхцелей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми - документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.


Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

  • комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.

Используемый до настоящего времени многими педагогами ДОУ "Рабочий журнал воспитателя детского сада" (К.Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская) требует корректировок с учетом новых требований. Так, с целью разработок современных подходов к планированию образовательного процесса и создания модели плана воспитателя дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ в течение двух месяцев на базе кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования под руководством профессора К.Ю. Белой и доцента кафедры Л.А. Кондрыкинской работала творческая группа. В ее состав вошли опытные методисты и старшие воспитатели ДОУ города Москвы (окружного методического центра ЮОУО, ГОУ "ЦРР - детский сад № 1958", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2305", ГОУ "Детский сад компенсирующего вида № 2340", ГОУ "Детский сад № 2444", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2104", ГОУ "Детский сад № 2084"). Каждый из специалистов занимался разработкой отдельных моментов организации образовательного процесса.

Остановимся подробнее на одном из вариантов модели плана работы воспитателя, ставшим результатом деятельности творческой группы. Данная модель плана состоит из четырех разделов.


^ Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года:

• "Сведения о детях и родителях";

• "Взаимодействие с семьями детей";

• "Режим дня группы на холодный период года";

• "Режим дня группы на теплый период года";

• "Листок здоровья";

• "Система закаливания в группе";

• "Двигательный режим";

• "Гимнастика";

• "Результаты обследования речи детей";

• "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи".

^ Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми" предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков.

^ Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми

Месяц и недели

События, праздники, традиции

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности

педагогов с детьми

Взаимодействие с семьей


























































Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой.

  • первый фактор - реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

  • второй фактор - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

  • третий фактор - события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?");

  • четвертый фактор- события, происходящие в жизни возрастной группы,"заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

^ Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности:

• игровая;

• двигательная;

• коммуникативная;

• трудовая;

• познавательно-исследовательская;

• продуктивная;

• музыкально-художественная;

• чтение.

Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на квартал и месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

^ Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)" представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД (организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей.

Важно отметить, что педагог вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. Предложенная модель также может использоваться воспитателями при составлении собственного плана. При этом не рекомендуется копирование готовых планов работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана воспитательно-образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.


К.Ю. Белая,

профессор кафедры педагогики

и методики дошкольного

образования МИОО,

заслуженный учитель РФ




Похожие:

Особенности планирования работы с учетом фгт iconОсобенности планирования работы доу с учетом фгт
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв приказом...
Особенности планирования работы с учетом фгт iconДокументи
1. /СХЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО фгт/ДОКЛАД ПО ПЛАНИРОВАНИЮ.doc
2. /СХЕМЫ...

Особенности планирования работы с учетом фгт iconДокументи
1. /СХЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО фгт/ДОКЛАД ПО ПЛАНИРОВАНИЮ.doc
2. /СХЕМЫ...

Особенности планирования работы с учетом фгт iconТематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт
Фгт к структуре основной общеобразовательной программы до. Фгт фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме...
Особенности планирования работы с учетом фгт iconПлан работы пилотной площадки мадоу детский сад №1 с. Кармаскалы муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан на 2011-2012уч год
Разработка и апробирование комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с фгт
Особенности планирования работы с учетом фгт iconИзучить теоретические вопросы планирования и организации работы организаций
Целью работы является раскрытие вопросов планирования деятельности фирмы на примере торгового предприятия
Особенности планирования работы с учетом фгт iconДеловая игра «фгт в работе педагогов»
Упражнять в умении планировать работу с учетом интеграции образовательных областей. Выявить возможности и затруднения педагогов в...
Особенности планирования работы с учетом фгт iconПлан работы учителя русского языка Дьячковой И. А
Корректировка планирования учебного материала с учетом графика тренировочных и диагностических работ по предмету
Особенности планирования работы с учетом фгт iconСтратегический менеджмент Формы планирования. Виды планов Основные стадии планирования Виды планирования
В менеджменте выделяют следующие виды планирования (в зависимости от временного периода осуществления)
Особенности планирования работы с учетом фгт iconОсобенности образовательной программы доу в соответствии с фгт
Изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса доу в соответствии с фгт
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов