Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок icon

Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок



НазваниеНаталья Анатольевна Ковалева Тема урок
Дата конвертации19.04.2013
Размер126.98 Kb.
ТипУрок

Предмет. Математика


Класс. 5


Учебник. Виленкин Н. Я. и др. «Математика, 5»

Учитель математики Наталья Анатольевна Ковалева


Тема урока. Решение уравнений, содержащих действия первой ступени


Тип урока. Урок обобщения знаний и систематизации умений с дидактической игрой «Крестики – нолики»


Цели урока:


  1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.

  2. Научить обобщать знания, осмысливать материал. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

  3. Содействовать более рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; способствовать формированию самооценки в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, формировать у них положительный мотив учения.



Оборудование:


Таблица с названиями конкурсов, листы бумаги для записи решений заданий, конверты с заданиями к конкурсу «Письмо из прошлого», черный ящик с карточками, пакеты с заданиями к конкурсу «Калейдоскоп», смайлики для каждого игрока, мультимедиапроектор, компьютерные презентации.



Структура урока:




п/п



Содержание этапа урока


Время

I

Мотивационная беседа

8 мин

II

Сообщение правил игры

2 мин

III

Игровые действия

31 мин, в том числе:




1

Это надо знать!

3 мин




2

Письмо из прошлого

3 мин




3

Калейдоскоп

5 мин




4

Сочини задачу!

3 мин




5

Угадай-ка!

3 мин




6

Реставрация

3 мин




7

Изостудия

2 мин




8

Черный ящик

7 мин




9

Составь уравнение!

2 мин

IV

Итог игры, подведение итогов урока, рефлексия

3 мин

V

Домашнее задание творческого характера

1 мин



^ Ход урока.


I. Мотивационная беседа.


  1. Наука математика держится на нескольких китах. Как называется один из них мы уже знаем. Это – число. Мы знакомы с натуральными числами, умеем их складывать и вычитать и даже знаем законы, позволяющие облегчить счет. А как называется другой кит – опора математики, хотите знать?

Для этого нам нужно вспомнить свойства сложения и вычитания и выполнить действия.



  1. ^ Устный счет (задания проецируются на экран с помощью проектора):

15 + 49 + 85 = 149

(158 + 76) – 58 = 176

129 – (66 +29) = 34

95 – 38 – 12 = 45

43 + 64 + 36 = 143

181 – 74 – 26 = 81

271 – (71 + 49) = 151

(72 + 69) + 28 =169

635 – 42 – 58 = 535


Расположите ответы в порядке возрастания и вы узнаете имя второго кита:


149

176

34

45

143

81

151

169

535

Н

И

У

Р

В

А

Е

Н

Е


Это – уравнение.


  1. Таким образом, сегодняшний урок мы снова посвятим уравнениям. (Записать тему урока в тетрадях).

А почему уравнение считают фундаментальным понятием математики? (^ Так как с помощью уравнения можно, например, решать разные практические задачи проще, чем традиционно по действиям, можно записывать формулы)

Где в жизни вам могут пригодиться умения решать уравнения?


Уравнениям мы посвятили уже несколько уроков и сегодня должны подвести итог вашим знаниям и умениям. Подумайте, какую цель мы можем сегодня перед собой поставить? (Вспомнить правила решения уравнений, выяснить, все ли научились правильно решать уравнения, составлять уравнения по условию задачи, потренироваться в решении уравнений)

А добиваться поставленных целей мы будем не совсем обычным способом. Сегодня мы с вами поиграем в игру «Крестики – нолики»


II. Сообщение правил игры.


Перед уроком класс был разделен на две группы (по 7 человек). С помощью жеребьевки выбираются названия команд: «Крестики» или «Нолики». На доске расположена таблица с названиями конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание. Если команда выиграла конкурс, то в таблице название конкурса закрывается знаком команды – крестиком или ноликом. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Игра начинается с конкурса «Это надо знать!»


^ Таблица с названиями конкурсов (названия конкурсов можно написать на бумаге и прикрепить на магнитную доску, на которой изобразить сетку таблицы):





^ Это надо знать!


Письмо из прошлого



Калейдоскоп



Сочини задачу!



Угадай-ка!



Реставрация



Изостудия



Черный ящик


^ Составь уравнение!



III. Игра «Крестики – нолики»


  1. Конкурс «Это надо знать!» (Актуализация знаний)

Каждой команде предлагается вспомнить правила и схемы нахождения неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого (правила – устно, по одному ученику каждой команды на каждое правило, схемы – на обратной стороне доски, по одному ученику от каждой команды на каждую схему, после выполнения задания обеими командами открыть написанное и сравнить результаты).


^ Правила и схемы:


  1. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.


a

x

c



+ =



  1. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.



a

c

x



=



  1. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.



c

x

a



=


Следующие конкурсы проходят в том порядке, в каком их выбирают команды.



  1. Письмо из прошлого.

Каждая команда получает конверт с сообщением из истории математики и заданием:


«Блез Паскаль или Пьер Ферма?

Кому из них, несмотря на запрет отца пользоваться математической литературой, удалось в 12 лет стать автором многих математических открытий? Число букв в фамилии ученого совпадет с корнем уравнения 25 + х – 17 =15.»


c:\documents and settings\user\local settings\temporary internet files\content.word\ферма.jpgc:\documents and settings\user\рабочий стол\паскаль.jpg


^ Блез Паскаль Пьер Ферма


Уравнение решают в тетрадях коллективно, проверка – устно.



  1. Калейдоскоп.


Каждая команда получает пакет с заданиями, записанными на карточках разного цвета в зависимости от уровня сложности: красная – 3 балла, зеленая – 2 балла, синяя – 1 балл. Каждый ученик в группе выбирает карточки по своим возможностям. Карточек можно выбирать столько, сколько успеешь выполнить заданий за отведенное на конкурс время (5 мин). Баллы за все правильно решенные задания команды суммируются.

^ Решить уравнения:


Красные


Зеленые

Синие

(12 + х) +6 = 27

(a – 65) – 96 = 200

643 – (112 + y) = 131

(24 – m) + 37 = 49

11 + (b + 23) = 44

15 + (91 – p) = 77

(z + 213) – 74 = 305

9

361

400

12

10

29

166

х + 605 = 700

409 + a = 511

y – 169 = 321

603 – m = 83

b + 186 = 300

p – 94 = 121

511 – z = 208

95

102

490

520

114

215

303

х + 6 = 16

12 + a = 19

30 – y = 27

m – 52 = 12

64 – b = 33

p – 46 = 5

96 + z = 100

10

7

3

64

31

51

4





  1. Сочини задачу! (задания проецируются на экран с помощью проектора)


Составить задачу, которая бы решалась с помощью уравнения:

а) х + 15 = 36; б) (36 + х) – 12 = 44.


Оценивается содержание, соответствие этого содержания числовым данным, оригинальность сюжета.

Выслушать на уроке по две задачи от каждой команды, выбранные ее членами как самые лучшие из предложенных, продолжить работу над этим заданием дома (сочинить и оформить условие и решение задач, представив их содержание наглядно в виде рисунка, поделки и т. д.).



  1. Угадай-ка! (Физминутка, задания проецируются на экран с помощью проектора)


Угадать корни уравнений и выполнить соответствующее действие, озвученное число раз:


х + х = 4 (2), столько раз ногами топнем!

Раз-два!

1 + х + х = 5 (2), столько раз руками хлопнем!

Раз-два!

х + х – х =3 (3), мы подпрыгнем столько раз!

Раз-два-три!

х + х + 15 = 15 (0), мы наклонимся сейчас!

х – 1 = 1 (2), мы присядем ровно столько!

Раз-два!

-Ай, да счёт! Игра и только!


  1. Реставрация.


Команды получают листы с заданиями: восстановить уравнения по их решениям. Выполняют на этих же листах и крепят на доску для проверки.





– = 5


Х = 20 + 5



х – 20 = 5







– = 5

Х = 20 – 5




20 – х = 5







+ = 18

Х = 18 – 10




х + 10 = 18


  1. Изостудия.


Нарисовать портреты слов «равенство» и «уравнение». Задание обсудить, работу выполнить дома.



  1. ^ Черный ящик.


Решить задачу с помощью уравнения. Задачи достают из черного ящика, по одной на каждую команду, решают коллективно. Решения записывают на листах, вешают на доску и объясняют решение (по два ученика от каждой команды).


Задачи:


1. В классной комнате было несколько учеников. После того, как 7 учеников вышли и 9 вошли, в комнате их стало31. Сколько учеников было в классной комнате?

Решение. (х – 7) + 9 = 31, х = 29.


2. В автоколонне было несколько машин. После того, как получили 35 новых машин и 12 машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было в автоколонне?

Решение. (х + 35) – 12 = 93, х = 70.


3. У мальчика было 16 почтовых марок. Он купил еще несколько марок, после этого подарил младшему брату 13 марок, и у него осталось 19 марок. Сколько марок купил мальчик?

Решение. (16 + х) – 13 = 19, х = 16


4.У девочки было некоторое количество денег. После того, как она достала из копилки 12 руб., а потом купила своему любимому попугаю Гоше корм на 83 руб., у нее осталось еще 45 руб. Сколько денег было у Гошиной хозяйки?

Решение. (х +12) – 83 = 45, х = 116.



  1. ^ Составь уравнение!


Каждая команда получает задание составить уравнение, корень которого равен 5 (8). Ответы записывают на доске.


IV. Итог игры, подведение итогов урока.


Подводится итог игры, определяются победители. Ребята коллективно выставляют отметки за работу каждому члену группы, учителю дается право оценить индивидуально несколько учащихся в зависимости от их активности на уроке. Дети рассказывают, что нового узнали, чему научились, достигли ли цели, понравилась ли им игра.

Каждый ученик в начале урока получил сигнальные карточки со смайликами. Оценить качество урока, поднять смайлик, соответствующий настроению на уроке.


V. Домашнее задание.


Творческие задания на дом были получены во время урока. Можно еще раз обсудить их.





Похожие:

Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconГуреева Наталья Анатольевна Предмет, класс Биология, 7 класс Дата 25. 02. 2011. Тема урок
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №262 красносельского района санкт-петербурга
Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconУрок химии в 9 классе Учитель: Колесникова Наталья Дмитриевна мбоу сош №11 09. 03 тема урока

Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconУрок математики 2 класс моу сош №11 п. Новый Ургал Учитель: Батеева Оксана Анатольевна Тема: Формирование общего алгоритма вычитания двузначных чисел
Моу сош №11 п. Новый Ургал Учитель: Батеева Оксана Анатольевна Тема: Формирование общего алгоритма вычитания двузначных чисел
Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconПубличный доклад за 2012 год Руководитель учреждения : Молостова Наталья Анатольевна. Информационная справка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новодеревенский детский сад "Колокольчик"
Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconПубличный доклад за 2011 год Руководитель учреждения : Молостова Наталья Анатольевна. Информационная справка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новодеревенский детский сад "Колокольчик"
Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconПубличный доклад за 2010 год Руководитель учреждения : Молостова Наталья Анатольевна. Информационная справка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новодеревенский детский сад "Колокольчик"
Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconУрок математики в 4 классе. Развивающая система Л. В. Занкова Учитель начальных классов моу сош №11 п. Новый Ургал Батеева Оксана Анатольевна Тема
Цель: Закрепить знания учащихся о делении на многозначное число, обобщить два способа деления
Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconУрок математики в 6-м классе
Н. С. Ковалева, учитель математики первой квалификационной категории, моу сош №32, г. Таганрог
Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconПрограмма секции №17 Профессиональное педагогическое объединение преподавателей школ искусств
Наталья Анатольевна Панина, преподаватель мбоу дод «Добрянская детская школа искусств»
Наталья Анатольевна Ковалева Тема урок iconОбщие сведения об учителе Фамилия, имя, отчество: Филипчик Наталья Анатольевна. Год рождения
Педагогический стаж работы: 11 лет (4 года –Перховичская сш, 7 лет – Почаповская д/с- сш)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов