Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс icon

Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс



НазваниеПушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс
Дата конвертации09.01.2013
Размер92.89 Kb.
ТипКонкурс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с.Чернолесского Новоселицкого района


«Культурологический аспект преподавания русского языка и литературы как фактор развития культурного опыта обучающихся»


Текст защиты опыта

учителя русского языка

и литературы МОУ СОШ № 2

Пушкиной Аллы Николаевны


2010 -2011 уч.год

Слайд 1. Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурса, все присутствующие!

Слайд 2. Разрешите представиться: 31 год работаю учителем русского языка и литературы в МОУ СОШ №2 села Чернолесского. Не могу оставаться равнодушной по отношению к вопросу об обновлении содержания гуманитарного образования, в частности, когда коренная трансформация наблюдается в области языкознания и литературы, когда современный этап преподавания данных учебных предметов характеризуется новыми подходами к определению целей образования.

Слайд 3. Принципиальными положениями, повлиявшими на выбор темы «Культурологический аспект преподавания русского языка и литературы как фактор развития культурного опыта обучающихся» являются основные направления модернизации образования, одним из важнейших компонентов которых является усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества

Слайд 4. Изменение цели образования повлекло за собой изменение цели литературного образования. В «Стандарте основного общего образования по литературе» (2004 г.) цель литературного образования определяется как «формирование культуры художественного восприятия»: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно полноценной личности.

Слайд 5. Через создание диалогического поля при последовательной и поступательной системе погружения в культуру литературного произведения мои ученики входят на уровень диалога с его создателем, с современниками писателя, с литературными героями, критиками, а также с читателями разных поколений и эпох.  

Слайд 6. Утверждение культуроведческого аспекта в современной школе обусловлено рядом причин:

  • отход общего среднего образования от «знаниецентризма» к школе культуросообразной, где ценности духовной и материальной культуры представлены наиболее целостно; усиливается значимость литературы и русского языка в формировании национального, личностного самосознания, духовной культуры русского народа;

  • культуроведческий аспект обучения – аспект реализации одного из компонентов содержания образования – национально-регионального;

  • все большее признание получает принцип коммуникативности, поиска путей определения текстового материала, на основе которого возможно и развитие литературной речи учащихся; широкое включение сведений о культуре русского народа является хорошей основой для формирования коммуникативной культуры личности.

Слайд 7.     Проблема ценностного отношения к культуре русского народа и его традициям через ценностное отношение к языку как носителю культуры стала для меня особенно значимой и актуальной.

    По моему убеждению, именно русский язык как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий  призван не только формировать систему взглядов на природу и общество, но и воспитывать личность как субъект национальной культуры, как гражданина и патриота.

Считаю, что культурологический подход в преподавании русского языка и литературы способствует становлению духовно-нравственной личности, дает возможность учащемуся   оценить богатство культурного наследия русского народа,    осознать свою причастность к культурным ценностям соотечественников, понять,  что русский «язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое, живое целое» (К.Д.Ушинский),    приобрести опыт духовно-творческой личности, способной научиться ориентироваться в современном культурном пространстве.

   По моему мнению, все это и является основой формирования культурологической компетенции, позволяющей осознать язык как форму выражения национальной культуры, понять взаимосвязь языка и истории народа, увидеть национально-культурную специфику русского языка, овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Таким образом, целью моей работы по данной проблеме является воспитание гражданственности и патриотизма, сознательное отношение к языку как духовной ценности русской национальной культуры.

     Слайд 8.     В результате поисков определила для себя разнообразные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы. Покажу некоторые из них на примере заданий, используемых на уроках русского языка в 9 классе:


      1. Так, например, работая над выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений русского языка при изучении темы «Запятая в простом и сложном предложении», даю задание учащимся записать предложение, расставить знаки препинания в нем: «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В. Короленко). После объяснения постановки знаков препинания, предлагаю ребятам следующие задания:


      – Какие лексические и синтаксические средства выразительности языка использованы автором для передачи мощного, страшного по своей силе движения водной стихии? (Лексические: глаголы – ходил, колыхался, гремел – высшая точка подъема! – градация – и уходил создают впечатление надвигающейся и откатывающейся океанской волны; сверкал, светился – синонимы; угасал – антоним – тоже впечатление движения волн; существительное – бесконечность подчеркивает необъятность водной стихии; синтаксические: использование повторяющегося союза (многосоюзие), с помощью которого создается эффект замедления движения величественного, грозного водяного вала).

– Используя подобные средства выразительности, придумайте предложение о метели (снежном буране, дожде, падающих листьях и пр.)
     

2. Провожу работу с отдельно взятым словом. Например, запись в тетрадях с объяснением постановки знаков препинания, выделения грамматических основ цитаты А. Югова: «Словарь народа – это и мышление народа, и его история, и, естественно, его быт и труд, ибо мысль неотрывна от слова. Слово человеческое все в мире объясняет, объемлет, отражает. Слово – великий зодчий всей культуры, всей цивилизации», а затем работаю со словом «зодчий»: что оно обозначает (его лексическое значение)? Спрашиваю ребят, для какого стиля речи характерно употребление этого слова, предлагаю подобрать к нему синонимы и т. п.
   

  Слайд 9.    

3. Весь иллюстративный материал, который используется на уроке, подбираю таким образом, чтобы он был связан с тем литературным произведением, которое изучается школьниками на уроках литературы. Например, расставить знаки препинания в предложении: «Слово о полку Игореве» – уникальное художественное произведение о воинских подвигах русичей в защиту родной земли». Переделать предложение так, чтобы оно стало сложноподчиненным. Записать, подчеркнуть грамматические основы. Или домашнее задание: выписать из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 3-4 афоризма с придаточным местоименно-определительным.


Слайд 10.    

      4. Помня о том, что слово учит прежде всего Любви, а самое близкое детям – это любовь к своей малой Родине, учащимся предлагаю ряд заданий творческого характера, связанных с краеведческим материалом, в качестве иллюстративного материала часто использую стихи ставропольских поэтов.

 Слайд 11

Уроки развития речи считаю связующим звеном в системе формирования ценностного отношения к  языку как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. На этих уроках использую анимированные презентации, которые помогают в доступной для учащихся форме подготовить их к работе.

 Слайд 12    

   На уроках русского языка использую для анализа тексты из учебников литературы, даю в качестве домашнего задания найти в  художественной литературе примеры самобытности, выразительности, эмоциональности русской речи. Например, изучая пословицы и поговорки, в 7 классе провожу интегрированный урок русского языка и литературы. На нём не только знакомлю ребят с богатством народной мудрости, но и работаю над языковой меткостью, экспрессивностью русской речи, учу вводить пословицы и поговорки в речь, помогая тем самым сохранять традицию русского народа выражать мудрость в пословицах, поговорках, загадках.

 Слайд 13    

Исследуя фольклорные эпитеты в былинах, помогаю детям не только увидеть их как важнейший элемент стилистики народнопоэтического текста, но и как яркое средство отражения мира, раскрытия образа, как ценностную характеристику былинных героев. Богатыри:  сильные, могучие, русские, славные, святорусские, чудные, дивные; молодцы:  добрые, удалые, дородные. Все вместе эти эпитеты передают значение «сильный удалой», «защитник отечества», « милый народу».

Слайд 14   

             Проблема интереса к изучению языка и литературы в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у детей – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата. Я поддерживаю идею уроков – путешествий, уроков-семинаров, уроков-зачетов, интегрированных уроков и т.д., которые стараюсь проводить как можно чаще.

Слайд 15    

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства, а также с историческими фактами данной эпохи или с подобным персонажем другой исторической эпохи.

Так, например, я считаю, существуют факты и явления, без которых невозможно изучить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», – это история Пугачевского восстания, при знакомстве с философской лирикой Тютчева – это представление о натурфилософии Шеллинга. Также существуют факты и события, которые поясняют и иллюстрируют материал. Например, знакомясь с классицизмом, обращаюсь к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры и т. д., использую приемы, методы и навыки работы, сформированные на уроках по другим предметам.

Слайд 16

Для наилучшего уяснения понятия «художественный образ» предлагаю учащимся сравнить научное описание:

  • Бородинской битвы с художественным описанием из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;

  • научное описание человека, с которым ребята знакомятся на уроках биологии (Давид Ламберт «Доисторический человек»), и художественное из поэмы М. Горького «Человек».

Слайд 17

Удачный подбор видеосюжетов по той или иной теме и умелое их использование позволяет   мне в полной мере реализовать обучающие, воспитательные и эстетические цели урока. Видеофрагменты:

  1. Используюкак иллюстрация к произведению

  2. Для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций

  3. Провожу сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента

  4. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним

  5. Иногда предваряю просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.

Например, при изучении повести А. С. Пушкина использую различные фрагменты художественного фильма (гиперссылка)

Слайд 18

Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.


Учу ребят читать книжки не только «глазами», но и вслушиваться в них, помогаю им почувствовать, что, не будь музыки, живописи, не было бы очень многого и в литературе. Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников и композиторов к одному и тому же произведению.

Использую фонохрестоматию, но не в традиционном смысле, а в исполнении мастеров художественного слова. Гораздо интереснее , когда словесный ряд, звуковой дополнен зрительным. Представляю вашему вниманию в качестве примера один из видеороликов С. Есенин "Шагане" (в исполнении С. Никоненко).

Слайд 19

Умения и навыки, сформированные на таких уроках, дают возможность учащимся применить свои знания в определённых жизненных ситуациях, и, как следствие, нет состояния непонимания: зачем нам это всё? Такие уроки дают им возможность думать свободно, говорить и писать свободно, непринуждённо, эмоционально, анализировать тексты, создавать собственные, формируя при этом свой стиль.

Слайд 20

Результативность участия детей в конкурсах




Слайд 21

Оценка работы учителя (текст к слайду)

Слайд 22

Бежит неутомимо время,

Проходит жизнь, как тень от облаков.

Дороже всех наград и премий

Слова любви моих учеников.

Они идут у них от сердца,

О чистом чувстве говоря…

Они со мной - и сразу верится,

Что жизнь -то прожита не зря!



Похожие:

Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconДобрый день, уважаемое жюри и участники конференции! Нами представляется исследовательская работа «Сонеты Шекспира в переводах на русский язык»
Великий английский писатель Вильям Шекспир известен многим русским читателям. Вряд ли в России можно найти человека, который не знает...
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconСлайд 1 Добрый день, уважаемые зрители, участники, члены жюри. Меня зовут Татьяна Вячеславовна Волкова. По условиям конкурса в течение 5 минут я должна рассказать Вам о себе.
Вам о себе. Я глубоко убеждена, что такой, какая есть сейчас, я во многом стала благодаря тем людям, которые окружали и окружают...
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconТекст к презентации добрый день. (Слайд 1)
Слайд 2 Разрешите представиться, меня зовут Воробьёва Ольга, учусь в 9 классе Чекашевской средней школы, Вятскополянского района...
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconКонкурс по 5-бальной системе. Задания попрошу получить у меня. На подготовку командам дается 3 минуты
Дорогие зрители и болельщики, уважаемое жюри! Мы начинаем наш познавательно – развлекательный марафон «Информатика наш друг»
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconПобедители и участники муниципальных конкурсов 2010-2011 учебный год
Муниципальный конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Небесный Покров»
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconСлайд 1) Добрый день! Мы учащиеся Чекашевской средней школы Зверев Антон и Ахметов Ринат представляем вашему вниманию (слайд 2)
Мы учащиеся Чекашевской средней школы Зверев Антон и Ахметов Ринат представляем вашему вниманию (слайд 2) социальный проект «Добро...
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconПрограмма «В бой идут одни знатоки!»
За ходом соревнований внимательно будет следить и объективно оценивать наше уважаемое жюри в составе
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconДень защитников Отечества
Добрый день, дорогие ребята! Добрый день уважаемые родители! Праздник 23 февраля уже давно стал для россиян праздником мужчин. Чествуя...
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс icon1 слайд. Добрый день. Меня зовут Колесникова Эльвира, я учусь в 4 классе ставропольской средней школы №7. 2 слайд
О края, в станице Ставропольской, где христианская вера была основой духовной жизни казаков с самого основания станицы. Поэтому моя...
Пушкиной Аллы Николаевны 2010 -2011 уч год Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники конкурс iconПобедители и участники муниципальных конкурсов 2011-2012 учебный год
Муниципальный конкурс «Цветы любимому учителю», приуроченный к празднованию Дня учителя пр. №1004-а от 16. 09. 11
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы