I. Вступление Важное значение слова в жизни человека icon

I. Вступление Важное значение слова в жизни человека



НазваниеI. Вступление Важное значение слова в жизни человека
Дата конвертации30.12.2012
Размер254.46 Kb.
ТипДокументы

Содержание


I. Вступление…………………………………………………….2

  1. Важное значение слова в жизни человека.

1. Значение слова в Библии…………………………………..4

2. Влияние слова на душу и поведение человека………......9

3. Слово в литературе…………………………………….....14

4. Слово в фольклоре………………………………………..19

III. Заключение…………………………………………………..24

  1. Список использованной литературы………………………26




  1. Вступление

« В начале было Слово»…Известное изречение, которым начинается Евангелие от Иоанна, наполнено очень глубоким содержанием. «Слово было у Бога, и Слово было Бог», - говорится далее, и при этом «Слово» пишется с заглавной буквы. О том, что словом был создан мир, говорится и в первой книге Моисея «Бытие».

Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Слово поднимает нас над окружающей природой как первый признак сознательной, разумной жизни. Слово - способ выражения наших мыслей и чувств. Слово даёт нам возможность понять окружающих и быть понятыми.

Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формируются языком. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Слово хранит все, что создано человеком на протяжении всей истории развития человечества.

Почтение к слову проявляется с древних времен. Вера в могущество слова отражена в фольклоре: достаточно вспомнить о существовании заговоров, заклинаний. Важность и ценность слова запечатлели пословицы и поговорки, в которых отшлифована народная вековая мудрость. Вот лишь некоторые из них: "живым словом победишь", "за худые слова слетит и голова".

В слове сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то можно говорить о том, что характер русского народа противоречив.

Именно слово, как жанр, определило замечательные памятники древней письменной культуры: "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона. Наконец, молитва есть обращённое к Богу слово.

Поэтому в своей работе, я попытаюсь доказать важность слова в жизни человека. Эту тему я считаю актуальной, так как в последнее время слову не уделяется должного внимания ни в средствах массовой информации, ни в государственных учреждениях, ни в общении простых людей. «Обращаться с языком кое-как, – писал А. Н.
Толстой, - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Это высказывание заставляет задуматься о смысле языка в целом, о слове говорящего, о роли слова в обществе.

Конечно, печально осознавать, что сегодня русский язык, русское слово переживает не самые лучшие времена. Мы стали забывать язык Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, Бунина. А ведь вместе с потерей слова утрачиваются духовные и нравственные ценности, заложенные в нем. Это страшно! Если сейчас люди не отдают отчета в опасности такого явления, то через несколько десятилетий, возможно, уже нечего будет спасать, язык «деградирует», слово потеряет свою ценность. Мне бы очень хотелось данной работой привлечь внимания к этой проблеме.

Для достижения цели данной работы – доказать важность слова в жизни человека – поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть значения слова в Библии, главном источнике духовности и нравственных ценностей христиан;

2. исследовать влияние слова на душу и поведение человека;

3. проиллюстрировать важность слова на примерах отрывков произведений русской литературы и фольклора.



  1. Важное значение слова в жизни человека

    1. Значение слова в Библии.

Все духовно – нравственные законы человеческого общения берут свои истоки в Библии. Библия, состоящая из 66 книг, оказала самое большое влияние на человеческую историю. Действительно, под её воздействием создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она заметно повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко оценили её.

Известный русский литературный критик В. Г. Белинский сказал о ней так: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги» («Избранное», т. 1, стр. 408).

Великому поэту нашей земли А.С. Пушкину принадлежат следующие замечательные слова: «Есть книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира... Книга сия называется Евангелием — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению... Библия всемирная... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть».

На протяжении многих веков Библия изменяла жизнь людей независимо от их социального статуса. Во многих читателях она побудила удивительную преданность. Некоторые даже рисковали жизнью ради того, чтобы только прочитать её.

В то же время существует и скептическое отношение к этой книге. Есть люди, у которых о Священном Писании сложилось определенное мнение, хотя сами они его никогда не читали. Они зачастую, признавая литературную и историческую ценность Библии, задаются вопросом: актуальна ли эта книга для современного мира, ведь она написана тысячи лет назад? Мы живём в век информации и прогресса. В нашем распоряжении самые свежие сведения о текущих событиях и достижениях в науке и технике. Мы можем получить квалифицированный совет практически по всем проблемам современной жизни. Может ли в Библии содержаться информация, действительно полезная сегодня?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо самому изучить Писание и убедиться, что это действительно необычная книга! Сколько раз её пытались уничтожить! Сколько восставало критиков, направлявших свои усилия против этой Книги. Но она продолжает жить, и интерес к ней всё возрастает. Списки самых читаемых в мире книг год за годом, десятилетие за десятилетием возглавляет Библия. Короли, королевы, президенты — все присягают на Святом Слове. Но что же стоит за очевидной силой Библии?

Священное Писание живо потому, что через него действует в сердцах людей Животворящая Сила Духа Божия — Божественного Автора Этой Книги: «Всё Писание Богодухновенно» (2Тим.3:16). Поэтому слова Библии не остаются бездейственными: «Слово Моё, которое исходит из уст Моих, не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его», — говорит Господь. (Ис.55:11).

Это же верно и в отношении Библии. Внешне она похожа на всякую другую книгу, но лишь в ней одной сокрыта необъяснимо дивная и могучая сила, вызывающая в жизни людей благотворнейшие последствия. Никакое другое литературное произведение в мире, как бы правдиво и гениально оно ни было написано, ничего подобного не совершает. Библия же, куда бы она ни попадала, всюду несёт с собой животворную силу, способную изменить, преобразовать человеческие характеры, давать силы слабым, мужество — угнетенным и надежду — умирающим; делает пьяницу трезвенником и любящим отцом, освобождает наркомана от страшной зависимости.

Содержание этой замечательной Книги доступно и понятно представителям всех слоев общества. Малому ребенку Библия говорит: «Таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14).

К молодым людям во цвете лет она обращается с мудрым назиданием: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл.12:1).

А в преклонном возрасте она приносит радость словами ободрения: «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис.46:4).

Обремененным жизненной суетой, она советует: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся (заботится) о вас» (1Пет.5:7).

Людей уставших, разочарованных жизнью, она призывает: «Придите ко Мне... и Я успокою вас» (Матф.11:28).

Мы видим, как Слово Библии успокаивает страдающих, даёт надежду нуждающимся, радует верующих.

Рассмотрим на примерах, чему нас учит Библия и её Благое Слово.

В Ветхом Завете в 20 главе книги «Исход» даются человечеству заповеди, основа духовности людей. Их всего десять, но как они важны для воспитания нравственной личности! Как много значат эти Слова, оберегающие людей от ошибок – грехов!

«Не сотвори себе кумира», «почитай отца своего и матерь свою»,

«не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «не желай дома ближнего твоего», «не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»; «я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов», «не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно», «соблюдай день субботний».

Некоторые заповеди поймет только христианин, который знает, что соблюдать их нужно, чтобы приблизиться к Богу, обрести вечную жизнь. Но даже человек, исповедующий не христианство, согласится с тем, что соблюдение большинства заповедей необходимо для мирной, счастливой жизни.

Словами, воспитывающими в людях духовность и нравственность, являются так называемые 3аповеди Блаженства, слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди:

1. Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть(т.е дано им будет) Царство Небесное.

Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божьей ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные.

2. Блаженны плачущие ( о грехах своих), потому что они утешатся.

Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он даст им еще здесь, на земле, утешение, а на небе - вечную радость.

3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды), потому что насытятся.

Алчущие и жаждущие правды – люди, которые усердно желают правды, как голодные(алчущие) – хлеба и жаждущие – воды, просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно(желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

5. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

Милостивые – люди, имеющие доброе сердце – милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Бога.

6. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

Чистые сердцем – люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т.е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

7. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божьими.

Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божьему, который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божьим. Такие люди будут названы сыновьями, т.е. детьми Божьими, и будут близки к Богу.

8. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ничем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

Эти слова важны, так как они воспитывают душу, делают людей духовно здоровыми, полноценными.


2. Влияние слова на душу и поведение человека.


Психологи давно сказали, что слова, которые мы произносим, влияют на наш образ жизни и мировоззрение. И оттого, что мы говорим, зависит наше духовное и, следовательно, физическое здоровье. Злобная реакция на окружающее, выраженная грубым словом, превращает человека в нравственно слабое создание, обедняет его жизнь, а духовная немощь впоследствии становится физической. Приветливость же и вежливость делают человека здоровым и красивым во всех отношениях.

Умелое владение богатствами русского языка позволяет человеку увидеть мир во всем его многообразии, насладиться оттенками эмоций и чувств. А использование сквернословий, вульгаризмов приводит не только к обеднению речи, но и к душевной черствости.

В исключительном влиянии слов на психику человека сомневаться не приходится. Человек общается словами, мыслит словами. Мысль порождает эмоции и образы, которые сами непосредственно воздействуют на наше поведение.

Влиянию слов на человека посвящена серьезная часть исследований в психологии. Некоторые психотехнологии, например, аутотренинг, полностью построены на работе со словом.

Многие известные люди, сами того не сознавая, использовали словесное программирование, чтобы достичь какой-либо цели. Арнольд Шварцнегер в одном из интервью рассказал, что в молодости он с утра до ночи повторял себе: «Я стану актером». Это помогло ему стать тем, кем он хотел, несмотря на то, что большинство окружавших его людей относились к его мечте скептически.

В чем заключается механизм словесного программирования? Частое повторение какой-либо словесной формулы со временем приводит к ее прочному закреплению не только в сознании, но и в подсознании. Постепенно она занимает доминантное положение. Шварцнегер все время напоминал себе о своей мечте. Постепенно он поверил в свои актерские способности, что позволило ему мобилизовать все свои силы для освоения этой совершенно новой для него профессии. Представьте, что великий актёр повторял бы себе: «У меня ничего не получится». Скорее всего, у него ничего бы и не получилось.

О влиянии слова на здоровье человека говорят не только психологи, это доказывают учёные. В документальном фильме «Как слово наше отзовется», который я недавно смотрела по центральному каналу, зерна пшеницы прорастали значительно лучше в воде, над которой произносили молитвы. Совсем другой результат получился с образцами пшеницы, на которую ругались матом. В контрольной партии(необработанная вода) всхожесть семян составила 93%, «обработанная» ненормативной лексикой вода снизила всхожесть до 15-30%, молитва увеличила до 96%.

Какой вывод сделали учёные?

Дело в том, что каждая молекула воды – это своеобразный биокомпьютер, на который можно записать огромное количество информации. Вода способна передавать информацию и реагировать на неё. Отсюда становится понятным результат опыта с пшеницей. Но если злаки так реагируют на плохие и хорошие слова, то что говорить о человеческом организме?! Человек состоит из воды на 80% и способен изменять ее структуру своим состоянием, своим отношением к миру.

Ещё один пример. Японский ученый Ямото Мосара приклеивал кусочки бумаги, с написанными на них различными словами к сосудам с дистиллированной водой, которую затем замораживал. Негативные слова нарушали геометрию кристаллов льда и сообщали им эффект «скомканности», а положительные «создавали» идеальные геометрические формы снежинок.

Грачев Михаил Александрович – заведующий кафедрой русской филологии и общего языкознания нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, доктор филологических наук, профессор, заведующий Лабораторией социопсихолингвистических исследований говорил:

« Речь человека – это отражение его мыслей и чувств, в то же время слова влияют на формирование этих мыслей и эмоций, а следовательно, и на поведенческую сторону человека. Блатной жаргон влияет на психику тех, кто им пользуется». В свое время писатель К. Чуковский утверждал: «Попробуйте хотя бы неделю поговорить на блатном языке, и у вас появятся соответствующие мысли». «От них - полшага до плохого поступка, а то и до преступления. Мне известно, что воры в законе в 70-х годах XXв. при рекрутировании молодежи в свои ряды использовали воровские лексемы, приучали подростков сначала к речевому поведению, а потом через жаргон к криминальным действиям. Кроме того, арго прививает человеконенавистническую мораль уголовника, опошляет высокие чувства. В то же время воровские словечки засоряют нашу речь, делают ее малопонятной», - объяснял свой взгляд на проблему М.А.Грачёв.

В институте квантовой генетики ученые П.П.Горячев и Т.Г. Тертышный в результате исследований установили: ДНК воспринимает речь и ее смысл. При этом не имеет значения, является собеседник живым человеком или телевизионным героем, произносятся слова вслух или мысленно. Но самое главное - ДНК небезразличны к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают их, другие – травмируют.

Эксперимент с обучением бранными словами много лет проводился на семенах растения арбидопсис. Почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетически уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству. Через несколько поколений потомство полностью выродилось. Проведен был и прямо противоположный эксперимент. Ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивными облучением в десять тысяч рентген. И вот, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена оживали.

Результаты изучения влияния слов на человека были аналогичными. Выяснилось, что когда человек часто ругается, сквернословит, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате молекулы ДНК начинают вырабатывать противоестественные программы самоликвидации, которые передаются по наследству. Сквернословие обладает качеством блокирования созидательных процессов в организме. Таким образом, постепенно может происходить вырождение рода, и даже целой нации, от, казалось бы, «безобидных» бранных слов. Ученые пришли к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. Его волновые «уши» прямо-таки приспособлены к улавливанию звуковых колебаний. Причем замечено, что влияние слов не зависит от их силы. Слова могли произносить или громко, или шепотом, или даже мысленно – эффект оставался одинаковым. Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов». Наш современник разве что улыбнется этому наказу гения, а зря. Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоровляет наследственность, а другой ее травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Из христианской литературы мы знаем, как нередко благодаря молитвам святых исцелились безнадежно больные и воскресли мертвые. Причем благословение праведников распространялись не только на конкретного человека, но и на его потомков. Так, нашему генетическому аппарату совсем небезразлично, о чем мы думаем, говорим, какие смотрим телепередачи и какие читаем книги. Все впечатывается в волновую генетическую программу, оказывающую непосредственное влияние на наше здоровье и нашу жизнь. Таким образом, нравственные поучения древних получают современное научное обоснование.

Закончить данную часть работы хочется выдержкой из статьи Н.К.Рериха «Жестокосердие»: «Очень легко вводятся в обиход грубые, непристойные слова. Называются они нелитературными. Иначе говоря, такими, которые недопустимы в очищенном языке. В противовес очищенному языку, очевидно, будет какой-то грязный язык. Если люди сами говорят, что многие выражения нелитературны, и тем самым считают их грязными, то спрашивается, зачем же они входят в их обиход? Ведь хозяйка или хозяин не выльют среди комнаты ведро помоев или отбросов. Если же это случится, то, даже в самом примитивном жилье, это будет названо гадостью. Но разве грубость не есть то же ведро помоев и отбросов?..

Привычка грубостей, сквернословия и кощунства развита до такой степени широко, что ее даже попросту не замечают. Если люди вспомнят все существующие кощунственные анекдоты, вызывающие такой потрясающий хохот, то не покажется ли странным, что сегодня эти же люди идут в храм, якобы для молитвы, а назавтра лишь ухищряют свое потрясающее сквернословие?

Никто не будет отрицать, что грубость вторгается очень незаметно. Давно сказано: «Сегодня маленький компромисс, а завтра большой подлец». Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью. Невозможно представить себе ничто более бессмысленное, нежели сквернословие.

Часто люди фарисействуют, будто бы болея о потере чистоты языка, но разве сами они не потворствуют подчас именно этим нелитературным отбросам и загромождениям?..

Разве так уж трудно не грубить, не сквернословить?..»


3. Слово в литературе


Язык великого народа! Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство - русский язык – досталось нам от прошедших веков? Ведь язык - основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.

Помните тургеневское стихотворение в прозе « Русский язык»? «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»,- начинает свое стихотворение Тургенев.

Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью. Еще во времена Киевской Руси, в X-XII веках, он уже охватывал огромные территории. «От холодных берегов северных морей до согретого жарким солнцем Черного моря, от Карпат до Волги и Оки, - пишет выдающийся русский историк Борис Греков, имея в виду Киевскую Русь,- где только ни жил русский человек, в юридических ли документах, в исторических ли повествованиях, в стихах или прозе - звучал тот же точный, гибкий, интимный и образный язык». На этом едином языке писали литературные труды и усердные монархи, лишь изредка ставившие свое имя на рукописях, и великий государь всея Руси Иван IV Грозный, и сосланный Даниил Заточник, и мятежный протопоп Аввакум; с его помощью сочиняли, как свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты XI- XV веков, свои деловые письма и записи простые жители Новгорода, Пскова, Старой Руссы, Смоленска. Дав на рубеже XIII-XV столетия два ответвления- украинское и белорусское,- русский язык навсегда сохранил свое давнее единство. Он не распался на наречия и диалекты, как это случилось в менее обширных странах Европы, не образовал несколько параллельно существующих литератур. Он выстоял в годы смут и разорений!

Ломоносов, положивший краеугольный камень в отечественную лингвистику, находил в нашем языке « великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Русский язык достоин любви и пристального изучения. А исследуя язык и его историю, по сути, изучаем историю русского народа, бережем свое национальное самосознание. Л.Н. Толстой так писал о русском языке: «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

Писатель обращает внимание на важность слова в жизни человека, говорит, что от судьбы языка зависит будущее народа.

О силе и божественном происхождении слова говорит Н.С. Гумилев в одноименном стихотворении:


В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали Словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово- это Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.


В своей гениальной поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь также размышляет о русском языке, о его богатстве, меткости:

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам- самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыпляет, а влепляет сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, - одной чертой обрисован ты с ног до головы!

Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает и выражает его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно- худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Не остаются в стороне от размышлений о силе слова современные писатели. Например, поэт-песенник Михаил Матусовский, перефразируя известную пословицу: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», создает свое стихотворение:


Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами,

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

О слове пророческом, слове поэта, которое может повести за собой тысячи, пишет А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

  Так будем же беречь это богатство- наш «..великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

4. Слово в фольклоре

Рядом с книжной, письменной литературой на Руси издавна бытовала огромная изустная литература. Велико богатство русских народных песен - хороводных, свадебных, похоронных, разбойничьих. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, грусть-тоска, раскрывается великая широта души, словно бы летящая поверх просторов земли и бушующего моря. Подобно весенним побегам, прорастают старинные русские мелодии в музыкальной классике – симфониях и операх Глинки, Мусоргского, Римского - Корсакова, Бородина, Чайковского. Русский язык, по словам Гоголя, есть сам по себе поэт. Чего стоят только чудесные народные названия трав и деревьев и образные речения, связанные с календарем! Сечень, цветень, травень, грудень, вересень, студень… Согласитесь, звучит завораживающе, как музыка…

В богатейшей сокровищнице русского устного народного творчества значительное место занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образности поговорки. Эти жанры пользовались и пользуются большой популярностью, как в древности, так и в наши дни. Россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, чудесных былин изучаются фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу сегодняшнюю речь. Они когда-то слагались в курных избах, при свете лучины, в лесной глуши. В изустной литературе отразился и ум народа, и его историческая память, и его мечты.

Пословицы и поговорки способствуют обогащению языка, они прочно вошли в нашу речь и являются неотъемлемой ее частью. С их помощью люди с давних пор приобрели необходимый навык выражать свои мысли доходчиво, учились умению лаконично и вместе с тем образно оценивать различные явления действительности. Максим Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступают прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами». Недаром говорится:

- красная речь с притчею (поговоркой)

- поговорка- цветочек, пословица – ягодка.

Из содержания большинства пословиц и поговорок можно четко выделить мысль о необходимости речи и слова для человека, т.е. необходимости функции общения вообще. Это видно из следующих пословиц:

Слово благо паче даяния много(на старославянском языке).

Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет.

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Кто не умеет говорить, тот портит разговор.

Без слова дело не делается.

Красное слово всегда в пору.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

Без языка и колокол нем.

^ Сила влияния слова на психику человека и его душевное состояние, переживания, эмоциональной настрой велика.

Слово- ключ, которым открывают сердца.

Слово горы ворочает.

Птицу кормом возьмешь, человека - словом.

Нет мук страшнее муки слова.

Ветер горы разрушает – слово народы подымает.

Слово не стрела, а к сердцу льнет.

Слово пуще стрелы разит.

Сказал, как топором отрубил.

Сказал, как узлом завязал.

Наговорились, как меду напились.

Благодаря пословицам и поговоркам мы узнаем, как необходимо для человека умение правильно говорить, какой должна быть красиво построенная, правильно оформленная речь. Одна из пословиц гласит: по речам узнают человека.

^ Итак, правильная речь должна быть:

- умной

Умную речь хорошо и слушать.

Умные речи и дурак поймет.

Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь.

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

Глупо говорить – людей смешить.

Глупые речи что пыль на ветру.

Хорошего пирожка приятно покушать, умную речь приятно послушать.

Непродуманное слово что недозрелое яблоко.

^ Во многих пословицах выражена мысль о необходимости говорить обдуманно и верно.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

Конь вырвется - догонишь, а сказанного слова не воротишь.

Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Сказанное слово в кадык не ворочается.

Сорвалось словцо - не схватишь за кольцо.

Губки да зубки - два замочка: вылетит словечко, не поймаешь.

-уместной

Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати.

Каждому слову свое место.

Речь красна слушанием.

Сам поет, сам и слушает.

Не молчи, когда нужно говорить.

- значимой

Слова не должны расходиться с делом, а должны подкрепляться ими.

Не бросай слов на ветер.

Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто попусту слов не тратит.

Говорить без дела, что на воде писать.

Где много говорят, там машины стоят.

Речи слышали, а дела не видим.

Говорит много, а дела на грош, да и тот нехорош.

Словами, что листьями сыплет, а делами, что иглами колет.

Из одних слов шубы не сошьешь.

- выразительной

Четко, кратко и доступно выражать свои мысли, высмеивать чрезмерную болтливость и пустословие.

Скажи свинье, а свинья борову, а там разойдется по всему городу.

Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

К осени погода становится дождливее, а люди к старости – болтливее.

Рот нараспашку, язык на плечо.

В многословии не без пустословия.

Говори, говори: да и молчи.

Много говорить – голова заболит.

Лишнее говорить – только делу вредить.

Язык без костей потешает гостей.

Умей сказать многое в немногих словах.

Коротко сказано, да много высказано.

Несколько хороших слов – сладко, слишком много слов – приторно.

Некоторые пословицы и поговорки повествуют о речевых нарушениях.

Артикуляция.

Говорит, словно жвачку жует.

Рассказал, как размахал.

Прожуй слово да вымолви.

Темп речи

Говорит, что горох о стену лепит.

Говорит, как спит.

^ Трудности в формировании фразы.

Замолчал, как рыба в пироге.

Замолчал, как воды в рот набрал.

Говорит, как клещами на лошадь хомут надевает.


В пословицах и поговорках можно найти и некоторые советы по исцелению речевых дефектов.

Говори смелее - будет вернее.



  1. Заключение


Русский язык - богатейшая сокровищница, доставшаяся нам в наследство от наших предков. Вобрав в себя огромнейшую информацию, русский язык способен передать сведения по любой отрасли знаний. Благодаря широким морфологическим и синтаксическим возможностям русского языка мы можем выразить самые тонкие, едва уловимые оттенки чувств и переживаний, описать увиденное и услышанное. Лексическое богатство русского языка позволило ещё в древние века запечатлеть исторические события, позволяет отразить современность и предсказывать будущее.

Наш язык, наша речь - это наш мир, отражённый в слове. Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его мировоззрении. Найти общий язык - значит уметь высказать свои мысли, передать их так, чтобы быть понятым и найти общую точку зрения, обрести единомышленника. И помогает в этом слово. Надо ли объяснять, как важно для каждого из нас жить в мире, где тебя понимают?

Лексический состав русского языка поразителен. Так, в словаре В.И. Даля более 200 тысяч слов, у С. Ожегова - 57 тысяч. По нормам XX века человек с высшим техническим образованием должен был иметь в своём словарном запасе не менее 12 тыс. слов, лексикон десятилетнего школьника - 3 тыс. 600 слов. Интересно, может ли современный школьник похвастаться таким словарным запасом?

Русский язык - это язык Пушкина и Достоевского, Чехова и Шолохова. Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несём ответственность за то, чтобы сберечь наш великий язык для грядущих поколений.

Слова, речь - это мир, в котором мы постоянно пребываем. Вслушаемся в нашу речь, в слова, которые звучат вокруг нас на улице, в транспорте, во дворе, в учреждениях. Иной раз создаётся впечатление, что русский язык целому поколению преподавала Эллочка -людоедка. Всё чаще можно услышать многозначительное "вау" - вопль, достойный существа самого низкого уровня умственного развития, испытавшего эмоции: радость, удивление, восторг, восхищение, изумление. И на всё это у него один ответ: «многозначительное» «вау!». Вместо доброго - "до встречи", "до свидания", "всего хорошего", "до завтра" и проч. - "Чао!" Зачем напрягаться, чтобы сказать "красиво", "превосходно", "замечательно", "великолепно", когда есть "куриное" - " клёво"?

Отсюда следует, что необходимо говорить и писать слова правильно! Мы же русские люди! Почему же наша речь не отвечает требованиям русского языка?! Конечно, сейчас век компьютерных технологий и о русском языке, о правильности речи задумываются реже , появляются жуткие неологизмы, но русское слово не должно терять свой первоначальный смыл , ведь, утратив язык, исковеркав его, мы забудем свою национальную принадлежность, и оборвётся связь культурная, историческая с предшествующими поколениями русичей. Давайте говорить правильно, по-русски, не будем забывать о важности слова в нашей жизни!



  1. Список использованной литературы.

  1. Библия;

  2. Синдеев Ю.Г. Словарь русских пословиц и поговорок.-М:Феникс,2002;

  3. Пушкин А.С. Стихотворения. –М: Эксмо, 2007;

  4. Гоголь Н.В. Поэма «Мёртвые души»;

  5. Гумилев Н. С. Сочинения. Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.:У-фактория,2003.









Похожие:

I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconСт. 126 Ук РФ – Похищение человека
Объект похищения человека имеет важное и многоплановое значение, прежде всего как обязательный элемент юридического основания уголовной...
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconА30. Лексическое значение слова. Лексическое значение слова
Лексическое значение слова – это его содержание, т е исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым...
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconРебенок раннего возраста. Игрушка и её значение в игровом процессе
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок...
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconУрок по теме: «Роль пресмыкающихся в экосистеме, их значение для человека. Охрана пресмыкающихся»
Ресмыкающиеся; показать разнообразие, особенности строения и процес сов жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания; рассмотреть...
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconЛексическое значение слова Цели: познакомить учащихся с понятиями «лексика», «грамматическое значение слова»
Оборудование: шкатулка, карточки, толковые словари, карта «Настроение», кораблики
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconОсновы здорового образа жизни
Здоровье – это самое важное достояние в жизни человека, и, соблюдая все его нормы, как утверждают ученые, можно прожить до 100 и...
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconПонятие, система и юридическая характеристика преступлений против жизни человека Преступления против жизни человека
Преступления против жизни человека — это предусмотренные ст. 105—110 гл. 16 Ук противоправные умышленные или неосторожные общественно...
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconПрямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова Спишите, подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Придумайте предложения, в которых эти слова имеют прямой смысл
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем…
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconЗадание: Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»
Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у...
I. Вступление Важное значение слова в жизни человека iconРабочая программа по математике 8 класса (адаптированная по программе специальных (коррекционных)
Математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин, таких, как трудовое обучение, история, география, биология....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов