Рабочая программа по курсу «Биология» icon

Рабочая программа по курсу «Биология»



НазваниеРабочая программа по курсу «Биология»
Дата конвертации17.04.2013
Размер215.98 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Биология» 6 класс составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования, согласно которому на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента для изучения флоры местного края. Программа разработана на основе программы «Растения, бактерии, грибы» под руководством В.В. Пасечника М: «Дрофа», 2009г (35 часов) и 33 часов школьного компонента. Т.е. отводится 2 часа в неделю, 68 часов в течение года.


В современной концепции образования все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен.

Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях. На изучение биологии в 6 классе выделено 35 часов (1 час в неделю). В связи с этим число часов, отведенных на изучение некоторых тем сокращено, а в процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейшего курса биологии, а также при сдаче ЭГЕ, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций, потому некоторые темы вынесены в краеведческий материал изучаются на примере организмов родного края. Краеведческое содержание курса (34часа) регионального компонента составлено с использованием материала «Биологическое краеведение», соответствует данной программе и ориентируется на учебник Биология 6 класс М.: Дрофа, 2008. Рабочая программа предусматривает следующие изменения в количестве часов по отдельным темам.

Изучаемые темы

По программе

По планированию

Введение

2

2

Клеточное строение организмов

4

5

Царство грибов и бактерий

4

7

Царство растений

5

8

Строение и многообразие покрытосеменных

8

16

Жизнь растений

7

15

  • Систематика растений

-

8

Природные сообщества

3

5

Развитие растительного мира

-

2

Итого

33+ 2

68



ЦЕЛЬ: сформировать представления о строении и жизнедеятельности растений, грибов, бактерий, познакомить с многообразием растительного мира родного края.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизнедеятельности растений, грибов, бактерий;

Воспитательные: формирование у школьников отношения к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности, создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся;

Развивающие: формирование умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления. Развивать интеллектуальные, творческие возможности каждого ученика, учитывать его индивидуальные особенности, желание самостоятельно приобретать знания;

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Для приобретения практических умений и навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.

Система уроков ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и поиску информации.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-практической деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью В ( -М: Дрофа, 2010).

При реализации программы используются практически все методы организации учебно- познавательной деятельности: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый, словесные, наглядные, практические. Формы контроля: поурочный, тематический промежуточный и итоговый, который осуществляю в устной, письменной форме

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Введение (2часа)

Биология – наука о живой природе. Связь организмов со средой обитания. Экскурсия многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений, животных, встречаемых в пос. Назарьево.

1.Клеточное строение организмов (5 часов):

В связи с тем, что в 5 классе изучалось устройство увеличительных приборов, целесообразно эту тему не повторять;

  1. Клетка и ее строение

  2. Жизнедеятельность клетки

  3. Понятие ткань, ткани растений

  4. Лабораторная работа 1- рассматривание препарата кожицы лука

  5. Лабораторная работа 2 Рассматривание кожицы листа, плодов растений, выращенных в Назарьево

2. Царство бактерий и грибов(7 часов)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Разнообразие бактерий.

Лишайники , встречаемые в Назарьево.

Грибы, строение и жизнедеятельность. Разнообразие грибов, грибы-паразиты. Правила сбора. Общая характеристика шляпочных грибов местных видов. Лаб.р-та строение тел грибов. Разведение грибов в хозяйствах района, грибовская станция, лаб.р-та рассматривание плесневых грибов.

3. Царство растений(8часов)

Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменных), общая характеристика, строение, жизнедеятельность. Из регионального компонента ( 3 часа) отводится на изучение строение мхов местных видов, папоротника, шишек и хвои голосеменных, разнообразие покрытосеменных.

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов ):

Строение семян однодольных, двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. При изучении этой темы для лучшего усвоения одной из главной темы отводится 9 лабораторных работ вместо 3, а именно:

Строение семян однодольных растений местных видов (р.к)

Строение семян двудольных растений местных видов (р.к.)

Строение корней, виды корней местных видов (р.к)

Строение вегетативной и генеративной почки (р.к.)

Строение устьиц(р.к)

Внутреннее строение листа (р,к)

Изучение видоизмененных побегов (р.к)

Строение цветка, знакомство с различными видами соцветий

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Форма контроля урок проект.

5. Жизнь растений 15 часов

Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды, рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. При изучении данной темы предусмотрена лаб.работа химический состав растений местных видов(р.к) практические работы 1- Определение всхожести семян растений(р.к) выращиваемых в Назарьево, 2- вегетативное размножение растений

  1. Классификация растений 8 часов

Эта тема изучается за счет школьного компонента так как в материалах ЕГЭ встречаются вопросы из этого раздела. Введение в систематику, семейства крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных, лилейных и злаков. Форма контроля – урок проект.

  1. Природные сообщества 5 часов.

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Форма контроля урок проект.

  1. Развитие растительного мира 2 часа

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.


Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. К таким ключевым компетентностям относятся:

-      общекультурные - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности;

     образовательные

  • совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами - это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся решатьсложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе, в 6 классе основная роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе.

  • На практических и лабораторных работах, при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.

Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.

Познавательные

  • На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах.

На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;

Информационно-коммуникативные-       

  • Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.

  • С первого урока и на каждом занятии вводятся новые биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов, при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, т.д.)
    и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять

  • Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.

Общекультурные компетенции

  • На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Социально-трудовые компетенции

  • Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

  • Таким образом, формирование т.н. универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса.



Для развития ключевых компетентностей нужно использовать такие педагогические технологии, которые предполагают поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существенную урочную систему.

^ Игровые технологии.


Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению Г.К. Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов. Примерами таких игр могут служить: упражнения - викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказываний великих людей, загадки.

Игры - путешествия, служат для углубления, осмысления и закрепления знаний. Например,
в 6 классе «Путешествие в грибное царство», ребята заранее делятся на группы. Каждая группа отвечает за определенный привал: «Поэтический», «Биологический», «Исторический», «Медицинский», «Экологический». Ребята самостоятельно собирают информацию, подбирают рисунки, оформляют место станции. В ходе путешествия получают информацию: какие грибы являются съедобными и несъедобными, как правильно собирать грибы, оказывать первую медицинскую помощь.

При изучении темы «Цветок», можно предложить игру «Светофор»

Учитель зачитывает вопрос и три ответа. А учащиеся должны поднять кружок соответствующего цвета: красный- ответ неверный, желтый- неполный, зеленый- правильный.

1Цветковые растения размножаются:

-только семенами

- только вегетативно

- и семенами. И вегетативно

2 Венчик цветка прежде всего

- защищает главные части цветка

- украшает цветок

-привлекает насекомых

3 Двудмными называют

- растения. Цветки у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи

- растения, у которых цветки собраны в соцветия

-растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях

4 В семенах растений органических веществ:

-больше. Чем минеральных;

- меньше чем минеральных;

- равное количество

5 Наибольшее количество белка содержится в семени:

- подсолнечника;

- пшеницы;

- Фасоли;


Несомненно, игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни.

^ Проблемное обучение.

«Знания - дети удивления и любопытства» (Луи де Бройль).

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока.

Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся. Например, почему любка двулистная – редкое растение подлежит охране. Белые цветки начинают издавать сильный аромат только с наступления вечера. Почему?

Почему в еловом лесу преобладают белые цветы?.

При изучении темы «Бактерии» в 6 классе на этапе закрепления ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению».
В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

При изучении темы»лист» можно предложить такие вопросы: Почему лист считается «зеленой химической лабораторией?»,

почему устьице можно назвать форточкой зеленого листа?. Почему у у кактуса листья- колючки, у гороха- усики. У росянки листья выделяют клейкую жидкость?

При ознакомлении с делением и ростом клеток целесообразно начать с постановки проблемы: как происходит рост растений?, какие при этом наступают изменения в клетках органов растения?

Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.

^ Проектная деятельность.

«Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы
к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци).

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность.

В жизни очень важно уметь реально оценивать себя, свои возможности, осознавать трудности, выбирать наилучший путь достижения цели. Эти умения связаны с развитием рефлексивных качеств личности. Здесь можно обратиться к словам Т. Бильрота: «Кто чувствует в себе силу сделать лучше,
тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».

Рефлексия - это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании. Обретя самопознание, человек приобретает свободу располагать собой - конструировать свой внутренний мир, продолжая себя.

На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты. Иногда это короткая беседа в конце урока:

-      Чему мы сегодня научились?

-      Что у нас получилось хорошо?

Или другой момент, когда обучающимся предлагается закончить записанные на доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для него.

-      А я и не знал…

-      На будущее мне надо иметь в виду…

-      Самым сложным для меня сегодня было…

-      Что дает этот вид деятельности?

Во-первых, дети приучаются анализировать собственную деятельность и объективно ее оценивать.

Во-вторых, происходит процесс обратной связи, и учитель видит, как происходит процесс усвоения программного материала, появляется возможность оперативного решения возникающих проблем
и корректировки дальнейшей деятельности.

В-третьих, материал закрепляется путем многократного повторения.

Для того чтобы увидеть свои уроки глазами учеников, в конце каждого учебного года можно предложить закончить ряд предложений.

-      Мое настроение после урока биологии…

-      Больше всего на уроке биологии я люблю…

-      Если бы я был учителем биологии …

Никакие педагогические усилия не гарантируют позитивных результатов адаптации, если ребенок не принял обращенное к нему отношение. Высшая задача педагога состоит в том, чтобы дать детскому «Я» возможность проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации.

-


^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Количество часов: 68 часов

2 часа в неделю





ТЕМА

Кол-во часов

Лаб. Р-та

практические

Контр.р-та

Экскур.

1

Введение

2







1

2

Клеточное строение организмов

5

2

1




3

Бактерии и грибы

7

2

1




4

Царство растений

8

2

1




5

Строение и многообразие покрытосем.

16

9

1




6

Жизнь растений

15

1 2

1



7

Классификация растений

8










8

Природные сообщества

5

1 1

1

1

9

Развитие растительного мира

2









ИТОГО:

66

16 3

6

2




^

Царство растений 8


15

Общая характеристика мхов. Кукушкин лен, сфагнум

1




1

16 Рк

Строение мха, лаб р-та5 строение мха местных видов

1







17 Р к

Общая характеристика папоротников

Строение спороносящего папоротника леса Назарьево

1








18

Общая характеристика хвощей и плаунов

1




1

19

Голосеменные, характеристика, разнообразие

1




1

20 Рк

Л.Рта 6Строение хвои и шишек голосеменных местных видов

1







21Рк

Покрытосеменные растения. Местные представители цветковых растений и их роль в жизнедеятельности человека

1







22

Контрольная работа Отделы растений










^ Строение покрытосеменных растений 16

23

Строение семян, многообразие семян

1




1

24 Рк

Строение семян двудольных растений, л р-та 7строение семян двудольных растений местных видов

1







25 Рк

Строение семян однодольных растений, л р-та 8строение семян однодольных растений местных видов

1







26

Виды корней, типы корневых систем

1







27 Рк

Внешнее и внутреннее строение корней, Л. р-та 9 внешнее и внутреннее строение корней местных видов растений

1







28

Видоизменения корней

1




1

29

Побеги. Почки, их виды, расположение на побеге,

1







30

Л. р-та 10 строение вегетативной и генеративной почки

1







31

Лист, функции листа. Листорасположение, их виды. Строение кожицы листа, л р-та 11 Строение устьиц

1




1

32

Внутреннее строение листа. Л р-та 12 Строение листа

1







33

Видоизменения листьев

1







34

Стебель, функции. Виды

1




1

35

Видоизменения стеблей, л.р-та 13 Изучение видоизмененных побегов

1







36

Цветок, соцветия

1




2

37

Плоды, распространение семян, л.р-та 14Ознакомление с сухими и сочными семенами










38

Контрольная работа Строение цветковых растений

1







Жизнь растений 15

39

Химический состав растений

1




1

40 Рк

Л. р-та 15 хим. состав растений местных видов растений

1







41

Дыхание растений

1







42

Фотосинтез растений

1







43

Минеральное питание растений.

1




1

44 Рк

Минеральные удобрения. Внесение удобрений для местных культур в Назарьевском АПК

1







45

Испарение растений, факторы влияющие на процесс испарения

1







46

Листопад

1




1

47 Рк

Прорастание семян. Практическая р-та1 Определение всхожести семян растений, выращиваемых в Назарьево

1







48

Способы размножения растений нисших споровых растений

1




1

49

Размножение высших споровых растений

1




1

50 Рк

Размножение голосеменных, местных видов

1







51 Рк

Вегетативное размножение покрытосеменных, практическая р-та 2 Вегетативное размножение комнатных растений

1







52

Половое размножение покрытосеменных растений

1







53

Контрольная работа Жизнь растений

1







Классификация растений 8

54 Рк

Классификация растений. Семейство крестоцветных местных видов

1







55 Р.к

Семейство розоцветных местных видов

1







56 Рк

Семейство пасленовых местных видов

1







57 Р.к

Семейство бобовых местных видов

1







58 Р.к

Семейство сложноцветных местных видов

1







59 Р.к

Семейство лилейных местных видов

1







60 Р.к

Семейство злаков местных видов

1







61 Р.к

Урок- проект

1







Природные сообщества 5

62

Экологические факторы, характеристика основных экогрупп

1







63 Р.к

Практическая работа. Знакомство с экогруппами пос. Назарьево

1










Растительные сообщества. Общая характеристика сообществ

1




1

65

Экскурсия. Природные сообщества Назарьево

1







66

Урок- проект Растительные сообщества в Назарьево

1







Развитие растительного мира 1

67

Развитие растительного мира

1







68

Итоговая контрольная работа

1








УМК учителя:

Ф. Вент В мире растений М.:- Мир, 1972,

Энциклопедия Биология М.:- Аванта плюс, 1995.

Энциклопедия Жизнь растений-М.: Просвещене-1974

Э.Ф.Илларионов растения, бактерии, грибы, лишайники.

Р.А. Петросова Программированные заданияМ: «Илекса», 1999

М.А. Гуленкова Тестовые задания по ботанике М: «Сфера», 2002


УМК учащихся:

учебник Биология В.В. Пасечник М.:- Дрофа, 2008.

рабочая тетрадь В.В.Пасечник М.: Дрофа, 2008.



Похожие:

Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по учебному курсу «География. Природа России» 8 класс Базовый уровень рабочая программа для основного общего образования
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по природоведению 2 ступень, базовый уровень, 5 класс Рабочая программа составлена на основе программы
«Биология 5-11 классы» Программы для общеобразовательных учреждений, созданных под руководством В. В. Пасечника
Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс 1 час в неделю
Рабочая программа предназначена для проведения уроков и занятий по обж в 6
Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по учебному курсу «История средних веков» для 6 класса
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу
Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по элективному курсу «Стереометрия» Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики
Рабочая программа элективного курса «Стереометрия» составлена на основе учебного пособия «Стереометрия» для учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по учебному курсу «География». 6 класс Базовый уровень Учитель географии Князева М. Г
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по биологии 9 класс, вторая ступень, базовый уровень на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для образовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. Дрофа, 2010 год
Рабочая программа по курсу «Биология» iconДокументи
1. /Рабочая программа Биология (Пасечник)/Пояснительная записка.txt
2. /Рабочая...

Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Рабочая программа по курсу «Биология» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы