Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 icon

Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2



НазваниеУправление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2
страница1/12
Дата конвертации15.04.2013
Размер2.81 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа № 2

Утверждаю Принята

Директор: Л.В. Шереметьева расширенным педагогическим

Приказ от «14» марта 2011 № 31 советом МБОУ УСОШ № 2

«14» марта 2011г. Протокол № 6

Приказ «О внесении изменений

в ООП НОО МБОУ УСОШ № 2»

от «11» февраля 2012г. № 7

^ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)


Авторы-разработчики: директор – Л.В. Шереметьева

заместитель директора по УВР - Г.А. Сироткина

^ Внешняя экспертиза программы

проведена ЭМС РУО

Протокол от 23 марта 2011 г. № 4

Протокол от 16 февраля 2012 № 3

Урень, 2011 год

Оглавление


Введение стр.2

Ӏ Целевой раздел

  1. Пояснительная записка стр.4

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования стр.13

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования стр.49

ӀӀ Содержательный раздел

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования стр.69

  1. Программы учебных предметов, курсов ступени начального общего образования

стр.84

  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования стр.114

  1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования стр.132

ӀӀӀ Организационный раздел

  1. Базисный учебный план начального общего образования стр.142

  2. План внеурочной деятельности стр.147

  3. Система условий реализации основной образовательной программы стр.149

Глоссарий стр.165





Введение

По словам президента Российской Федерации Д.
Медведева «…в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности». Задача современного образования заключается в «…раскрытии способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…»

В связи с поставленной задачей 4 февраля 2010 года Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Основными направлениями развития общего образования определены:

Развитие системы поддержки талантливых детей


Изменение школьной инфраструктуры



  •  5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

         


  6. Расширение самостоятельности школ

Сохранение и укрепление здоровья школьников



  •   ^ 6. Расширение самостоятельности школ



Расширение самостоятельности школ

Переход на новые образовательные стандарты

Совершенствование учительского корпуса


Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения образовательных стандартов.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Уренская средняя общеобразовательная школа № 2 раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со стандартом второго поколения. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (наряду с традиционной программой обучения школа работает по системе учебников «Начальная школа XXI века», программой академика Л.В. Занкова) в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.


Основная образовательная программа МБОУ УСОШ № 2 – документ, в котором определяется структура и содержание образовательного процесса.

Ӏ Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования .

ӀӀ Содержательный раздел

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования

  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

  2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

  1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования

  2. Программа коррекционной работы

ӀӀӀ Организационный раздел

  1. Учебный план

  2. План внеурочной деятельности

  3. Система условий реализации основной образовательной программы



Ӏ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

        1. Пояснительная записка

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение таких целей образования, которые будут учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Нижегородская область занимает одну из ведущих позиций по уровню развития среди регионов, также является одним из ведущих в России образовательных центров. Значительные изменения претерпевают общественные отношения, обусловленные стремительными социально- экономическими изменениями, в основе которых интеллектуализация производственной сферы, внедрение наукоемких и информационных технологий, а также проблемы конкурентоспособности производственных структур, которые давно перешагнули национальные границы и сегодня должны соответствовать международным стандартам и требованиям.

МБОУ Уренская СОШ № 2 имеет комфортные условия для образовательной деятельности. Год постройки здания - 1993, фактическая мощность 418 обучающихся.

Учредителем является администрация Уренского муниципального района.

Регистрационное свидетельство № 123 от 17 мая 2010 года. Лицензия на образовательную деятельность № 348163 от 17 мая 2010 года, срок действия лицензии – до 17 мая 2016 года.

В школе создана хорошая материально-техническая база: 2 спортзала (270м2; 150м2), актовый зал (1-180 мест), столовая (1-160 мест), учебных кабинетов – 30, мастерские – 4, тренажерный зал – 1, ИЗО - студия, компьютерные классы – 3, интерактивный аппаратный комплекс, 1-й компьютерный класс – 12 ПК, заключенных в локальную сеть, 2-й компьютерный класс – 11 ноутбуков « Toshiba» в локальной сети, 3-й класс – 6 ПК, заключенных в локальную сеть. Всего в школе 30 учебных кабинетов, в 9-и кабинетах установлены мультимедийные проекторы с компьютерами. Дополнительное оборудование в учебных кабинетах: модем – 2, принтер – 10, телевизор – 2, факс-модем – 1, сканер – 2, видеокамера – 2, музыкальный центр – 1, проекционные системы – 9.

^ В школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив

№ п/п

Год

Всего пед. работников

Уровень образования

высшее образование

среднее специальное образование

1

2009

38

29

8

2

2010

37

29

8

3

2011

38

30

8




Год

до 3-х лет

от 3 до 10

от 10 до 20

свыше 20

Пенсионеры

2009

2

6

13

17

-

2010

2

5

13

17

-

2011

2

5

14

17

-

^ Педагогический стаж педагогических работников школы

За 5 лет 53% педагогических работников прошли курсовую подготовку продолжительностью 72 часа, 77% педагогических работников прошли курсовую подготовку свыше 100 часов, 97% педагогических работников прошли профессиональную аттестацию. Из 38 учителей имеют высшую категорию – 15 чел., первую категорию – 15.

^ На базе МБОУ УСОШ № 2 действуют районные экспериментальные площадки

«Развитие личности уч-ся через использование информационных технологий на уроках естественного цикла»

«Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования»

«Развитие одаренности в младшем школьном возрасте».


7-ой год в школе успешно работает Научное общество учащихся, которое является одной из организационных форм, способствующих развитию исследовательских, творческих способностей учащихся.

С 1994 г школа сотрудничает с Нижегородской государственной сельскохозяйственной Академией, в течение 8 лет школа поддерживает тесную связь с ГОУ Нижегородским колледжем экономики, статистики и права, Нижегородским институтом менеджмента и бизнеса.

Традиционные ежегодные мероприятия: «Путешествие в страну знаний», «День учителя», «Осенний лабиринт», новогоднее представление, «День Святого Валентина», Дни здоровья, Неделя Науки, Неделя правовых знаний, праздники последнего звонка и выпускные вечера благоустройство и озеленение парка Победы, «Мальчишник», «Школа безопасности - Зарница», «Мужество и отвага» и др.

За последние 3-и года возросло количество уч-ся дипломантов, победителей районных, областных, всероссийских конкурсов, олимпиад, спартакиад на 30%.

Необходимость разработки образовательной программы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Начальная школа - это фундамент образования каждого человека. Этот период, по словам психологов, особый период в жизни ребёнка. Он связан с изменением ведущей деятельности, освоением ребёнком новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

Анализ работы позволил выделить следующие проблемы в начальной школе:

  1. Система образования в школе не обладает эффективными технологиями, позволяющими раскрыть творческий потенциал.

  2. Развитие индивидуальности участников образовательного процесса, формирование информационно – коммуникационных умений, информатизация образовательного процесса в школе.

  3. Проблема внедрения здоровьесберегающих технологий с целью здоровье сбережения учащихся, высокая заболеваемость детей. Необходимость психического и физического здоровья детей.

  4. Проблема духовно – нравственного воспитания детей.

  5. Проблема реорганизации управления школой, включения органов педагогического и ученического соуправления.

  6. Проблема выявления и максимальной реализации интеллектуальных возможностей учащихся, совершенствование системы работы с одаренными детьми.

  7. Проблема формирования навыков и умений самостоятельного рационального учебного труда (умение работать в автономном режиме – формирование ключевых компетентностей учащихся).

  8. Проблема повышения организационной культуры, внутренней культуры, пересмотра установившихся правил и традиций, дополнение их новыми, более современными.

Цели образования, поставленные данным образовательным учреждением, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?». Цель по обеспечению возможностей для получения качественного начального общего образования реализуется двумя путями:

  1. дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей

деятельности учителя.

  1. организацией внеклассной деятельности с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Приоритетная цель начальной школы - развитие личности школьника. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

  • сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

  • умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;

  • осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

  • изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

  • сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.


Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Нижегородская сторона», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программ внеклассной деятельности школьников «Истоки», «Экология для младшего школьника», «Что такое этика».

Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; уроки двигательной активности, проходящие на улице; организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, работа за конторками, физминутка); релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении. В рамках внеклассной деятельности предусмотрен спортивный кружок «Подвижные игры».

Формирование учебной деятельности школьника. Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается использованием средств обучения, специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в МБОУ УСОШ № 2 подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального

психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Особое место в новых стандартах отведено «универсальным учебным действиям» (УУД). Суть их заключается в умении учиться, т.е. способности ребенка к саморазвитию и совершенствования путем сознательного и активного присвоения нового опыта. УУД носят надпредметный характер, они лежат в основе организации деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания и обеспечивают усвоение учебного содержания.

Программа формирования УУД

- личностные

- познавательные

- регулятивные

- коммуникативные.

Личностные:

  • Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самообразование)

  • Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания, незнания)

  • Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем)

Познавательные:

  • Работа с информацией

  • Работа с учебными моделями

  • Использование знако-символических средств, общих схем решения

  • Выполнение логических операций

      • - сравнение

      • - анализ

      • - обобщение

      • - классификация

      • - установление аналогий

      • - подведение под понятия

Регулятивные:

  • Управление своей деятельностью

  • Инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:

  • Речевая деятельность

  • Навыки сотрудничества

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

-  овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Внеучебная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся на различные формы ее организации. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВН, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования.

Требования к условиям освоения основных образовательных программ.

  • Кадровым (повышение квалификации, аттестация и т.д.)

  • Финансовым

  • Материально-техническим

  • Информационному и методическому обеспечению

Содержание Основной образовательной программы начального общего образования определяется:

1. Конвенцией ООН о правах ребенка.

2. Законом Российской Федерации «Об образовании»

3. Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. № 751).

4. Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;

5. Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ).

6. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ).

7. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 01.12. 2007г. № 309-ФЗ)

8. Приказом Министерства образования и науки «Об утверждении и введении в действие ФГОС» (от 06.10.2009 г. № 373)

  1. СанПиНом 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»



Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2 адресована:

обучающимся и родителям (законным представителям)



  • для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности МБОУ СОШ № 2 по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

  • для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для их взаимодействия;

педагогам:

  • для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;

администрации МОУ СОШ № 2:

  • для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися ООП;

  • для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей), администрации МБОУ СОШ № 2);

учредителю и органам управления образованием:

  • для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;

  • для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности МБОУ СОШ № 2.


В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

сфера личностных УУД

сфере познавательных УУД

сфера коммуникативных УУД

сфера регулятивных УУД

сфере познавательных УУД


В сфере личностных универсальных учебных действий - внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий - владение учебными действиями, направленными на организацию работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - приобретение умения учитывать позицию собеседника организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.


^ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования учитывает характерные особенности младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;

  • существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей.

    • Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности напрямую зависит от активной профессиональной позиции учителя, а также от оптимального построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих особенности первой ступени общего образования.

    • В качестве результатов успешного освоения обучающимися ООП определяются:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к учению и познанию;

  • ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

  • сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты:

  • освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Предметные результаты:

  • освоенный опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

  • система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

    • Достижение планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается за счет:




  • выявления и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • организации эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • активного включения обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.


^ 2.1.1.Содержание универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

  • ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

^ Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

^ Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

^ 2.2. Содержание результатов

2.2.1. Чтение: работа с информацией

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.

Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно- следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 icon1. Наименование муниципальной услуги, по которой устанавливается задание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 Уренского муниципального района...
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconПубличный доклад мбоу уренской средней общеобразовательной школы за 2010/2011 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 Уренского муниципального района...
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconПубличный доклад мбоу уренской средней общеобразовательной школы №2 за 2011/2012 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 Уренского муниципального района...
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconПубличный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения Карповской средней общеобразовательной школы Уренского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Карповская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской...
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconУправление образования администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области Муниципальное казённое образовательное учреждение Глуховская средняя общеобразовательная школа
Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconУправление образования администрации вачского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Арефинская средняя общеобразовательная школа
«Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения основного общего образования»
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconУправление образования администрации вачского района с. Арефино Нижегородской области Муниципальное образовательное учреждение Арефинская средняя общеобразовательная школа
Муниципального образовательного учреждения арефинской средней общеобразовательной школы
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconУправление образования администрации вачского района с. Арефино Нижегородской области Муниципальное образовательное учреждение Арефинская средняя общеобразовательная школа
Муниципального образовательного учреждения арефинской средней общеобразовательной школы
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство образования Московской области Управление образования Администрации Мытищинского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» функционирует с 2011 года. Здание расположено...
Управление образования администрации уренского муниципального района нижегородской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 iconУправление образования и молодежной политики администрации краснобаковского района нижегородской области муниципальное образовательное учреждение Зубилихинская основная общеобразовательная школа
Управление образования и молодежной политики администрации краснобаковского района нижегородской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов