Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение icon

Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение



НазваниеСодержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение
Прокудина Л.В
Дата конвертации12.01.2013
Размер116.55 Kb.
ТипРеферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа с.Малотроицкое»


«Быт, нравы, традиции нашего края»


Выполнили: Шевцова Татьяна, 9 класс

Руководитель: Прокудина Л.В.


с.Малотроицкое Чернянского района Белгородской области

2009год.

Содержание


1. Введение. Стр.1

2. Культурно-бытовые традиции. Стр.

3. Жилище. Стр.

4. Одежда и обувь. Стр.

5. Пища. Стр.

6. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр.

7. Основание слободы Котельная Плота. Стр.

Строительство церкви.


1. введение.

Целью работы является знакомство учащихся с бытом, культурой и вообще жизнедеятельность людей живущих на территории нашего села в недавнем прошлом и современное время. В процессе работы приходилось встречаться с многими людьми, в основном старшего поколения, с целью получения различной информации в основном касающейся быта жителей села. При работе не приходилось сталкиваться с безразличием, все к кому обращались с просьбой с удовольствием уделяли нам время и беседовали отвечая на вопросы, которые нас интересовали. Естество вся информация была оформлена в данной работе. Много интересного и познавательного было взято из материалов музея, который располагается в нашем селе. Экспонаты которые хранятся в музее, позволяют воссоздать определенную картину жизни населения . и в определенной степени определяют значение природы в жизни людей.

Велика Россия. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Природа села Малотроицкое очень живописна. Простираются разнотравные луга. Среди трав встречаются лекарственные растения. Благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства. В недрах земли содержатся огромные запасы железных руд. Бесценным же богатством являются самые плодородные черноземы.

Чтобы понять и по - настоящему оценить эту природу, нужно ее знать. Это необходимо каждому из нас. Потому что общение с природой воспитывает любовь к родному краю, благородство и понимание прекрасного, развивает любознательность и стремление к познанию нового.

Каждый из нас живущий на этой прекрасной земле, знающий все и всех вокруг не может быть равнодушным к истории своего края, своего села, человек просто обязан знать, хранить и передавать следующим поколениям знания о возникновении и развитии жизни в селе. О всех переменах происходящих на территории нашего села. Среди живущих людей в нашем поселении встречается не мало талантов. Людей несущих и передающих культурное начало села.

Безусловно, причиной по которой проводилась данная работа можно сказать очень существенная. Ведь просто жить, этого для любого человека должно не достаточно. Полной можно считать, жизнь если на всем жизненном пути стремиться восполнять в своем познаний все факты связывающие ныне живущего человека с его прошлым .А говоря о перспективах человека в будущем необходимо не однократно возвращаться к прошлому, когда человек своей деятельностью не настолько смог изменить природу , как современная человеческая цивилизация. Все больше появляется необходимость в том, чтобы человека поместить в определенные рамки в общении с природой. Если в прошлом взаимосвязь человека с природой не приводила к катастрофическим изменениям, поскольку человек брал от природы действительно самое необходимое. То теперешнее отношение не идет не в какое сравнение с прошлым понимаем природы. И если в проделанной работе мы четко видели как неотделимы были люди от природы, что могли даже по особым приметам устанавливать связь между естественными изменениями в природе и своей собственной хозяйственной деятельностью в прошлом. То теперешний человек просто напросто уже не может точно устанавливать связывающие закономерности между природой и собой. Мы , изучая материалы полученные в результате работы бывшего заведующего музеем Шевцова С.Г. и других жителей села брали во внимание для рассмотрения традиционную материальную культуру – одежда, утварь, быт населения, продукты питания и многое другое.

Работа была проведена и оформлена. Работа по оформлению проводилась в МОУ «СОШ с.Малотроицкое».


2. Культурно – бытовые традиции.
^

Методика работы:


Этническая культура складывалась исторически на основе достижений и опыта многих поколений населения. Занятия, орудия труда, жилище, верования, народная художественная культура имеет давнюю историю. Изучение традиционной культуры требует обращения к истокам его формирования, выяснения общих закономерностей складывания целостной этнографической зоны и её специфики.

Унаследовали от своих далеких предков древнюю земледельческую культура. Были выработаны и соответствующие пахотные орудия – от легкого однозубого орала, до двузубой сохи до плугов. Постепенно у населения сложились хозяйственные комплексы, сочетавшие в себе земледелие и скотоводство сдругими отраслями хозяйства . почвенные и климатические условия сделали земледелие, базировавшееся на разных видов перелогов, когда распахивались участки целинных и залежных земель, основным занаятием. Несколько лет такие поля давали хороший урожай, потом их надолго забрасывали превращая в залежь для восстановления плодородия. Землю обрабатывали тяжелыми плугами и более легкими орудиями – оралами. Для заделки семян в землю служили бороны. Орудия уборки урожая были однообразны: жали серпом, косили разными типами кос. Наиболее распространенными земледельческими культурами были рожь, овес, ячмень, пшеница, гречиха, репа, бобовые. Позднее появились кукуруза, подсолнечник и картофель. С земледелием тесно было связано скот оводство. Преобладало пастбищно-стойловое содержание скота, позволявшее сочетать умения и навыки кочевого и оседлого населения. Крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, домашняя птица были обязательной принадлежностью обычного крестьянского хозяйства. Скот использовали как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти и кожи. Помещики не только продавали зерно, но и перерабатывали его на муку, крупу и как следствие появлений мельницы на селе. Муку простую, ситную или крупчатку получали из ржи и пшеницы. Высококачественная мука изготовлялась только из пшеницы, путем неоднократной просушки и толчения. Более трудоемкими были работы по выделыванию круп, получаемые при толчении овса и проса.

Целесообразное использование земель первыми крестьянами позволяет судить о наличии основным познаний в правильности использования природных богатств, в частности правильное обращение с пахотными землями. Необходимости смены пахотных земель, очередность их использования необходимое условие для восстановления плодородия. Значит, естество уже в то время были первые земледельцы прекрасно представляли себе каким образом возможно восстановить в обрабатываемых ими почвами плодородие. Ведь естественные биологические процессы протекающие в природе способствуют восстановлению гумусового горизонта. Еще в древности на территории края, знали охоту и рыболовство.

Определенным подспорьем для крестьян было собирательство. Собирали не только ягоды, орехи, грибы, но и многие виды трав, которые шли в пищу. Таким образом население пользовалось многообразием занятий для обеспечения себя всем необходимым.

Наряду с пашенным земледелием население издавна занималось огородничеством, садоводством, пчеловодством. Однако у крестьян имелись небольшие сады при домах для личного потребления плодов. Но в помещичьих имениях имелись и крупные сады. Необходимо отметить, что до ближайшего леса было не мене трех километров. И может быть это и послужило первой причиной того что человек насаживал искусственные малые природные комплексы, такие как сады. Конечно же в этом была не просто необходимость в тесном общении с природой, а и без условно возможность расширения пищевого рациона населения. Но однако в любом случае именно это свидетельствует о необходимости человека ближе находится к природе.

Подчеркивается, что практически все крестьяне, однодворщики, кроме работы в поле занимались различными ремеслами. Одни занимались сапожным делом, другие портным, кузнецким, плотницким, столярным ремеслом. Женщине сверх полевых работ управлялись с рукоделием, пряли лен, посконь и шерсть, ткали холсты, ковры, простые полотна и сукна для своего потребления и на продажу.

3. Жилище

Все жилище и вспомогательные помещение в основном были деревянными. Крайне редкими были кирпичные строения, за исключением немногих церквей, отдельных административных зданий, складов,, торговых рядов, которые стали появляться во второй половине 17 века. Основным строительным материалом было дерево, в строительной технологии господствовал сруб. Стены жилых домов при этой технике ставились из плетня с глиняной обмазкой. Плетень мог быть одинарным или двойной, а в жидкий глиняный раствор добавляя рубленную солому и навоз. Каркасные или каркасно-срубовые строения также оштукатуривали глиняным раствором, а затем покрывали меловой побелкой. При строительстве хозяйственных построек, подсобных помещений, оград использовалась заплетая техника. Столбы с пазами вертикально вкапывались в землю, на определенное расстояние, в пазы горизонтально вкладывались бревна. Отдельно закапывались в плотную у поставленных стен на определенном расстоянии столбы, в верхней части которых делалась обшивка их из дерева-кругляка, на которую укреплялись стропила для крыши. Она была двух скатная или четырех скатная. Кровля осуществлялась тесом применяя луб, а в качестве водостойкой прослойки применяли бересту, которую варили до тех пор пока она не становилась прочной и эластичной. Чуть позже начала появляться соломенная крыша, при сооружении которой добавляли глину как связующий и изолирующий материал. Выполнение этих работ требовало большого мастерства. Соломенная крыша обходилась дорого, так как озимая и яровая солома использовались для скармливания домашнему скоту. Поэтому, поскольку поселение располагалось по берегам пусть не большой реки, но реки, то чаще стали использовать камышовое покрытие.

Даже из описания строения домов хорошо видно, что человек целиком и полностью зависел от природы. Безусловно воздействуя на ней свей деятельностью, но эта необходимость без которой человек не мог обеспечить себя самым необходимым ,как жилье. Как видно из описания все строения целиком и полностью состояли из дерева. Хотя нельзя сказать что люди использовали местное сырье (древесина), поскольку оно меньше всего было пригодным для построек. И связи с этим более обеспеченное население использовало привозной природный материал для строительства домов. Поэтому этот факт еще раз напоминает о полной зависимости человека от природы и его вмешательство в нее было неизбежным.

Полы были земляными, иногда с глиняной подмазкой, по большим праздникам их мыли, в летнее время застилали свежескошенной травой, а в остальные дни застилали соломой. Жилые дома помещиков обычно были оштукатурены, отделывались под камень с колоннами, часто двух этажные, с многочисленными перегородками для отдельных комнат и залов. Преобладала трехкамерная поземная постройка – это белая изба, черная изба и сени. Вход через крыльцо в сени, в которой часто строилась кладовка для сельскохозяйственных нужд, из сеней вход в светлицу с одной стороны и в черную с другой, где в углу, ближе к двери располагалась печь, которая ставилась с дымником. Черная изба также имела возле двери русскую духовую печь, которую часто топили по черному, здесь готовили пищу, мужчины занимались ремеслом, женщины ткали пряжу, шерсть, холсты; в зимние месяца здесь держали скотину-молодняк. К концу столетия зажиточное сословие закупал строительный лес, из отесанных бревен и собирали на месте хату-пятистенку., размечали и доставляли, и вновь собирали.. чтобы жилье было теплым, между бревен укладывали мох. Ворота с притвором и калиткой, деревянная тыновая или плетеная «огорожа». Во дворе размешались хозяйственные постройки. К двору примыкали огороды и сады. Мебель большей частью была неподвижная – вдольстен устанавливались широкие лавки, стол под образами в красном углу, для посуды малые полки.

^ 4. Одежда и обувь.

Мужчины в праздничные дни надевали льняные, с цветными вставками и с вышивкой рубашки; в будни носили восковые белые рубашки, которые подпоясывали кушаком – подпояскою или ремешком из сыромятной- кожи. Верхняя одежда была представлена сермяжным зипуном (белое,с ерое, бурое, черное крестьянское некрашеное сукно), нагольные или крытые сукном тупулы. На ногах сапоги, а в будни лапти. Для подавляющего большинства женского население в ходу была традиционная женская одежда. Верхнюю одежду составляли сарафан и длинная рубашка, а в конце столетия появились кофта и юбка, душегрея, женский прямой длинный кафтан, полушубок. Из обуви преобладали лыковые лапти с онучами и черевички. Обязательной добавкой к головному убору женщин находящихся вне дома, был платок. Головные уборы у девушек по-прежнему отличались от женских тем, что не полностью закрывали волосы, вершина оставалась открытой. Они были в виде перевязки из материи, обшиты разноцветной тканью.

5 . Пища.

пища разнообразна, особенно в урожайные годы. Хлеб в доме «всему голова». В основном хлеб из ржаной муки , в зависимости от ее качества он был сытный. По большим годовым или престольным праздникам на столах появлялся белый крупчатый хлеб из пшеничной муки. В неурожайные годы хлеба не хватало и пекли его с добавками ячменя, овса, трав, желудей. Любили блины, особенно на масленицу и к храмовым праздникам. Их пекли из пресного теста, гречневой муки, а к столу подавали с маслом, творогом, сметаной. Пекли пироги с разнообразной начинкой.

Летом у поселян основным продуктом были щи из свежей капусты и свеклы. Часто на столе были тюря 9самая простая еда: хлеб или сухари, корки покрошенные в воде с солью), кулеш, уха, каша с молоком. В скромные дни, в зависимости от достатка были и мясные продукты.

Зимой основным продуктом были кислая капуста, отварной горох, щи с квашенной капустой, соленые огурцы, квас, хрен, лук, редька, каши . к праздникам готовили пиво, брагу, медовуху, квас, изготовляли вино.

Посуда преобладала деревянная и керамическая , в употреблении были также металлические и стеклянные. Зажиточное сословие приобретало фарфоровые чайные и столовые сервизы, серебряные приборы. У крестьян посуда и утварь в основном были деревянные: бочки, кадки, короба, сундуки, ковши, корыта, ведра, миски, ложки. Много в обиходе керамической посуды: горшки, чашки, кружки, миски. Преобладали в основном железные сковородки, ополовники, ковши, миски, тарелки.

^ 6. Семья, быт, нравы и народные традиции.

Быт и нравы дают картину устойчивой сферы своебразия. Сложившиеся порядки повседневной жизни соблюдались строго и , передаваемые из поколения в поколение, сохраняли многие традиции, обряды и пережитки. Неограниченной властью среди домочадцев пользовался глава семьи. Получали свое развитие родственные связи, вытекающие из самой семьи, а так же дружеские связи. Общие интересы, взаимопомощь между соседями способствовали росту духовного общения, совместному проведению праздников, обмену информацией, дальнейшему развитию народных традиций.

Время года. Сельскохозяйственные работы, церковно-христианские праздники способствовали проведению ритуалов, празднеств, обычаев, обрядов, вобравших в себя быт, нравы и опыт многих поколений с переплетением давних народных традиций далеких предков.

Предновогодние и новогодние праздники – сочельник, рождество, новый год, крещение – были особо почитаемы. В этот период устраивались гадания, колядки, массовые гуляния. Наиболее яркими из весенних праздников были масленица, пасха, Троицын день.

В русском народе из далеких времен идет обычай, когда на Иванов день собирались все на берегах водоема на веселые игрища. В этот день собирают травы и коренья. При этом существуют строгие правила когда и какие травы собирать. И еще огромное количество православных праздников, как в прошлом , так и сейчас неразрывно связывают человека с природой. Даже на время сенокоса можно было по особым приметам предугадать изменения в природе, а именно климатические особенности касающиеся выпадения осадков. И практически все сельскохоз. Работы проводимые на селе.

^ 7. Основание слободы Котельная Плота.

Первыми поселенцами слободы Котельная Плота были беглые крестьяне из под Московья, со своими фамилиями, своим московским диалектом: Крючковы, Ларины, Тихоновы, Соколовы, Решетовы, Блохины и др. они образовали центр слободы Котельна Плота. Западнее вдоль реки поселились украинские семьи. Фамилии семей были: Лаптевы, Романенко, Андрющенко, Черноусовы, Шевцовы, Овчаровы, Барашиковы, Ковалевы . эти люди были вольнолюбивы, мужественны. Кроме беглых крестьян и купленных крепостных завезенных в слободу были и ссыльные императрицей Екатериной 2.

^ Строительство Церкви Святой Троицы.

С возрождением слободы Котельная Плота начали возрождаться культурно-бытовые традиции, отмечались религиозные праздники. Троица стала отмечаться в связи с возникновением церкви Св.Троицы. на престольный праздник собирались в центре слободы на церковной площади ярмарки, устанавливались качели, водили хороводы, играли в игры, пели народные песни. Музыкальная культура была на высоком уровне. Пели русские и украинские песни. Женщины пели песни не только в праздники, но и когда работали в поле и когда уставшие шли с поля домой. Крестьяне несли на ярмарку свои изделия которые они изготавливали зимой.

Женщины вязали носки, рукавицы, скатерти вязанные крючком, вышитые скатерти, вышитые рушники, набожники, подузорники, выстроченные занавески. В зимнее время люди собирались в условных местах. На каждой улице был дом где собирались на поседелки. С возникновением церкви (1825г.) в слободе возникает церковно-приходская школа, которая в последствии преобразуется в земскую (1907г.). в этой школе обучались в основном дети богатых жителей. Обучались истории и грамоте . это и был самый первый очаг культуры.

Основным памятником культуры в слободе была церковь. На церкви было два купола, колокольня и основное здание где шла служба, земская школа. По территории села было много красивых срубчатых колодцев. И ветряная мельница. Осталось только сообщить, как слободу троицкую назвали малотроицкое. В состав Новооскольского уезда входило две слободы Троицкое. Это приводило к путанице и в результате пришли к соглашению для устранения недоразумений одну из них назвали Большая Троиа, а другую Малая Троица. Слободой наше село называлось до 1919 года. До ВОВ название села писалось через тире Мало – Троицкое. А после войны название из двух слов объединили в одно слово.



Похожие:

Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconИнструкция Обновление Титульный Стр 1-3 Стр 4-6 Стр 7-9 Стр 10-12 Стр 13 Стр 14 Комментарии Проверка

Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconИнструкция Обновление Титульный Стр 1-3 Стр 4-6 Стр 7-9 Стр 10-12 Стр 13 Стр 14 Комментарии Проверка

Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconИнструкция Обновление Титульный Стр 1-3 Стр 4-6 Стр 7-9 Стр 10-12 Стр 13 Стр 14 Комментарии Проверка

Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconИнструкция Обновление Титульный Стр 1-3 Стр 4-6 Стр 7-9 Стр 10-12 Стр 13 Стр 14 Комментарии Проверка

Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconСодержание Введение 3стр. Понятие и назначение сроков 5 стр. Виды сроков, особенности 9 стр. Заключение 20 стр. Список литературы 21 стр. Введение
Одной из задач гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел (ст. 2...
Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconОглавление Задача №1 стр Задача №2 стр Задача №3 стр Задача №4 стр Задача №5 стр
Даны действительные числа X, y. Определить, принадлежит ли точка с координатами (X, y) заштрихованной области
Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение icon§ Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре. § Хранение информации
РТ: № б стр. 57, №10 стр. 61, №11 стр. 62, №8* только 2-ю и 3-ю колонки стр. 58-59
Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconРасшифровка показат движение капитала корректировки чистые активы отчет о движении расшифровка прилож стр. 1-3 прилож стр. 4-6 прилож стр. 7-9 прилож стр. 10-12 прилож стр. 13 прилож стр. 14 отчет о целевом использ
Приложение к Приказу Минфина РФ от 02. 07. 2010 №66н (в ред. Приказа Минфина РФ от 05. 10. 2011 n 124н)
Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconУчебно-тематический план по годам занятий стр. 6 III. Содержание подпрограммы «Подсолнушек» стр. 7-10
Предполагаемая система оценки результативности обучения детей стр. 35
Содержание Введение. Стр. 1 Культурно-бытовые традиции. Стр. Жилище. Стр. Одежда и обувь. Стр. Пища. Стр. Семья, быт, нравы, народные традиции. Стр. Основание слободы Котельная Плота. Стр. Строительство церкви введение iconМетодическое пособие для работы с родителями 2010 Содержание Введение. 3 стр. Глава Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? 6 стр
Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы. 10 стр
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы