Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение icon

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение



НазваниеПредметно-развивающая среда и социокультурное окружение
Дата конвертации07.05.2013
Размер36.97 Kb.
ТипДокументы

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение

А. Л. Венгер утверждает, что предметно-развивающая среда и социокультурное окружение — мощный фактор, обогащающий (или тормозящий) детское развитие. Требования к предметно-развивающей среде и социокультурному окружению ребенка вытекают из системного подхода к развивающему обучению и воспитанию детей и опираются на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего возраста. Позитивная предметно-развивающая среда учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи воспитательно-обучающего воздействия.

Важнейшим механизмом полноценного развития личности с раннего детства являются разнообразные виды деятельности ребенка: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных возрастных этапах те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми, в период раннего детства — предметная деятельность, в дошкольном детстве — игровая. Предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты — это всегда поле детской деятельности, ее объекты, условия и средства достижения цели. Предметно-развивающая среда детства — это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Это природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда и др.. Гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам, касаются материала, из которого они изготовлены, а также формы, веса, размеров, окраски и отделки. Игрушки должны по весу соответствовать силе ребенка и способствовать развитию его мускулатуры и органов чувств (осязание, зрение), а форма и отделка – исключать всякую опасность травмы, т.е. не иметь трещин, щелей, острых царапающих элементов.

Игрушки занимают большое место в жизни ребенка, имеют воспитательное значение и должны отвечать как гигиеническим, так и педагогическим требованиям.

Особые требования предъявляются к игрушкам для детей раннего возраста, потому что они берут их в рот, бросают на пол и т.д. Игрушки должны быть хорошо отполированы, а наиболее мелкие элементы составных игрушек (пирамиды, наборы колец или шариков на стрежне и т.д.) во избежание заглатывания должны иметь диаметр не менее 30 мм.

Относительно дошкольных учреждений, к игрушкам также предъявляются требования групповой изоляции. Для каждой группы выделяются определенные игрушки для игр, как в помещении, так и на улице.


Определение базового содержания компонентов предметно-развивающей среды современного дошкольного учреждения опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание этих компонентов должно обеспечивать потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его индивидуальных способностей. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обусловлено общей системой требований к предметно-развивающей среде, учитывающей специфику образовательного направления дошкольного учреждения.

В зависимости от своеобразия семейного окружения, культурных традиций семьи, от типа детского учреждения и коррекционной направленности содержания воспитания предметно-развивающая среда может приобретать особый колорит. При этом она предполагает вариативность, которая выражается в содержательно-педагогическом наполнении и проективно-дизайнерском исполнении.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности, — она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития;

  • содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;

  • быть для ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;

  • соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;

  • быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.

Основными принципами использования предметно-развивающей среды в педагогическом процессе являются:

  • учет возрастных особенностей развития ребенка;

  • учет уровня сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности;

  • учет индивидуальных особенностей, склонностей и предпочтений ребенка;

  • создание условий, учитывающих особенности недоразвития познавательной деятельности и личности ребенка и способствующих сглаживанию их проявлений;

  • создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребенка;

  • использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде;

  • исследовательская позиция взрослого в процессе взаимодействия с ребенком и организации его функционирования.




Похожие:

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconРоль предметно-развивающей среды в преодолении речевых нарушений воспитатель – Куприянова н е
Это подтверждается исследованиями психологов: на развивающийся организм ребенка большое влияние оказывает не только социальная, но...
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconПредметно развивающая среда логопедического кабинета в 2011 – 2012 учебном году

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconПредметно-развивающая среда основная часть развивающей среды дошкольного детства

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconПредметно развивающая среда
Ознакомление с художественной литературой, художественно-прикладным, изобразительным творчеством
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconРазвивающая среда в мдоу «Ласточка» (кабинеты, зоны, центры, студии и др.) по направлениям

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconПравила поведения на улице и в транспорте Сигналы светофора Развивающая среда
Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconСеминар для педагогов «Развивающая среда по пдд» в доу
Оформление информационных уголков и информационных стендов для детей и родителей по пропаганде пдд
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconДата: 20. 03. 2012г Воспитатель: Кудрявцева Людмила Ивановна Образовательная область «Познание»
Развивающая среда: воздушный шар, письмо, карточки с цифрами, 2 мольберта, 2 наборных полотна, запись музыкальных фрагментов, костюм...
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconПрограмма: по целевому обеспечению авторская; по образовательному обеспечению адаптационно развивающая; по уровню усвоения развивающая;
В процессе обучения детей в кружковом объединении «Хочу всё знать» решаются проблемы дополнительного образования детей
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение iconТема: Среда как объект проектирования. Композиция и цвет в проектировании архитектурной среды. Среда
Угой стороны – искусственная среда, созданная самим человеком. Формирование полноценной среды обитания, отвечающей требованиям безопасности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов