Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 icon

Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401



НазваниеРешение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401
коммунальных услуг
Дата конвертации21.09.2012
Размер137.28 Kb.
ТипРешение


"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 2


ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг


Решение ВС РФ от 22.12.2010 N ГКПИ10-1401


В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ТСЖ названо исполнителем данных услуг. Эту норму попробовало оспорить товарищество, которое ранее суд принудил заключить договоры теплоснабжения с РСО и собственниками помещений в многоквартирном доме. По запросу такого ТСЖ Верховный Суд РФ проверил законность приведенного положения и не усмотрел нарушения каких-либо норм федерального законодательства. Иначе говоря, очередная норма Правил предоставления коммунальных услуг признана законной.

Перечислим некоторые небезынтересные выводы, сделанные судьями в рассматриваемом документе.

Во-первых, допускаемая оспариваемой нормой возможность признать ТСЖ исполнителем коммунальных услуг соответствует положениям ЖК РФ: пп. 1 п. 1 ст. 137 устанавливает право ТСЖ заключать договоры об оказании коммунальных услуг, а на основании п. п. 5 и 6 ст. 155 члены ТСЖ вносят обязательные платежи, в том числе связанные с оплатой коммунальных услуг, а не члены - плату за коммунальные услуги.

Во-вторых, из п. 1 ст. 157 ЖК РФ следует, что товарищество заключает договоры с РСО в силу обязательных правил, устанавливаемых Правительством РФ. В качестве заказчика коммунальных услуг ТСЖ выступает в том случае, если собственники помещений в доме на общем собрании выбрали соответствующий способ управления (ст. 161 ЖК РФ). Товарищество, реализуя цели своей уставной деятельности, предоставляет приобретаемые коммунальные услуги собственникам помещений.

В-третьих, неправомерно считать, что п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг противоречит понятию исполнителя, данному в преамбуле к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": товарищество собственников жилья представляет интересы собственников помещений и действует в их интересах, само товарищество не выступает в качестве потребителя коммунальных услуг и не является их перепродавцом, суммы, внесенные собственниками помещений в многоквартирном доме за потребленные ими коммунальные услуги, не являются платой товариществу за эти услуги, а предназначены для оплаты стоимости коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, предоставившим их в соответствии с заключенными договорами.

Представляется, что данные выводы подтверждают факт отсутствия реализации в действиях ТСЖ по обеспечению жильцов коммунальными услугами. А это означает, что стоимость коммунальных услуг не формирует налогооблагаемые обороты (НДС, налог на прибыль, УСНО). В бухгалтерском учете товарищества для отражения операций, связанных с предоставлением коммунальных услуг, применяются исключительно счета учета расчетов.


Обжалование решения общего собрания членов ТСЖ


Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за III квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 08.12.2010


Нормы ЖК РФ, касающиеся порядка проведения общего собрания членов ТСЖ, весьма лаконичны. В частности, ими не предусмотрен срок для обжалования решения такого собрания. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 146 ЖК РФ правомочия общего собрания членов ТСЖ устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ, которая регулирует порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В свою очередь, в силу п. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение такого собрания, принятое с нарушением требований ЖК РФ, если он не принимал участия в собрании или голосовал против принятия данного решения, а также если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление об обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Учитывая, что ТСЖ является одним из способов управления многоквартирным домом, член товарищества вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании решения общего собрания членов ТСЖ в течение шести месяцев с даты, когда он узнал или должен был узнать о принятом решении.


Расчеты с РСО в отсутствие общедомовых приборов учета:

роль индивидуальных счетчиков


Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 6530/10


В надзорной инстанции был рассмотрен спор между теплоснабжающим предприятием и ТСЖ по вопросу о взыскании с товарищества стоимости услуг по горячему водоснабжению, оказанных жильцам многоквартирного дома. По мнению теплоснабжающей компании, в период неисправности общедомового прибора учета горячей воды ее количество должно быть определено исходя из нормативов потребления и количества жильцов. В свою очередь арбитры апелляционной и кассационной инстанций рассчитали задолженность на основании показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах. Президиум ВАС РФ не согласился с коллегами и постановил следующее.

При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях товарищества на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом (ТСЖ), объем отпущенной воды рассчитывается по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у жильцов индивидуальных приборов учета воды. Применение к отношениям между предприятием и товариществом п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг (о расчете платы за коммунальные услуги исходя из показаний индивидуальных приборов учета в отсутствие общедомового счетчика) означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на предприятие ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении товарищества.

Ранее аналогичный вывод был сделан в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2009 N 5290/09 (подробнее об этом см. статью "Определяем количество коммунального ресурса в отсутствие общедомового прибора учета", N 10, 2010).


Расчеты с РСО при непосредственном управлении и отсутствии

общедомовых приборов учета


Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за III квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 08.12.2010


В данный Обзор судебной практики Верховного Суда РФ включено Определение ВС РФ от 19.06.2008 N КАС08-236, в котором суд отказал в признании недействующим абз. 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг и пришел к выводу, что собственники жилых помещений, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных услуг и договоров с ресурсоснабжающими организациями производят оплату коммунальных услуг исходя из установленных нормативов потребления. Подробно об этом было рассказано в статье "Непосредственное управление домом: коммунальные услуги" (N 11, 2009).


Один земельный участок на несколько многоквартирных домов


Письмо Минэкономразвития России от 10.12.2010 N Д23-5067


Минэкономразвития рассмотрело вопрос компании-застройщика, намеренной сформировать единый земельный участок под тремя возведенными многоквартирными домами так, чтобы это повлекло возникновение права общей долевой собственности на данный земельный участок у собственников квартир одновременно в трех многоквартирных домах. Из Письма следовало, что в настоящее время такие дома расположены на нескольких земельных участках, которые планируется объединить в один. Однако чиновники отметили, что в данной ситуации земельные участки под многоквартирными домами находятся в общей долевой собственности собственников помещений в этих многоквартирных домах. Объединение данных земельных участков возможно на основании соглашения между их сособственниками (ст. ст. 11.2, 11.6 Земельного кодекса), что, по мнению Департамента недвижимости, нереализуемо в связи с большим количеством сособственников общей долевой собственности на указанные земельные участки.

Кроме того, с точки зрения Минэкономразвития, раздел земельного участка по числу расположенных на нем домов наиболее целесообразен, если, конечно, данный участок является делимым (имеется возможность обеспечения доступа к жилым домам, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований). Вместе с тем это право, а не обязанность владельцев помещений как собственников земельного участка, поскольку совокупность многоквартирных домов, расположенных на одном земельном участке, может представлять собой жилой комплекс с самостоятельными почтовыми адресами и (или) корпусами.

Добавим, что нормы ст. 36 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ не могут выступать основанием для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположено несколько многоквартирных домов, у собственников помещений во всех этих домах хотя бы потому, что в указанных положениях отсутствует понятие имущественного комплекса и речь идет именно о многоквартирном доме (подробнее об этом см. статью "Имущество, общее для нескольких домов", N 5, 2010).


Страховые взносы для "упрощенцев" в 2011 году


Федеральный закон от 28.12.2010 N 432-ФЗ


Расширен перечень категорий организаций, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов в переходный период (ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). В частности, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых является управление недвижимым имуществом, на период 2011 - 2012 гг. тарифы страховых взносов снижены по сравнению с общеустановленной ставкой (34%). Общий размер нагрузки теперь равен 26%.


Наименование

2011 г., %

2012 г., %

ПФР

18

18

ФСС

2,9

2,9

ФФОМС

3,1

5,1

ТФОМС

2

0





Согласно ОКВЭД управление недвижимым имуществом имеет код 70.32 и включает в себя управление эксплуатацией жилого фонда (70.32.1) и нежилого фонда (70.32.2). Именно в качестве управления недвижимым имуществом следует квалифицировать деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемую управляющими организациями и ТСЖ.

В поправках конкретизируется: рассматриваемый вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. При этом сумму доходов нужно определять в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. С такой задачей без труда справятся управляющие организации, а вот у ТСЖ могут возникнуть сложности, поскольку они являются некоммерческими организациями и не учитывают поступления от собственников помещений в многоквартирном доме в составе доходов от реализации.

Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности организации должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере социального страхования. Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности не будет соответствовать заявленному основному виду, организация лишится права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала этого отчетного (расчетного) периода. Сумма страховых взносов в данной ситуации подлежит восстановлению и уплате в бюджет ПФР с взысканием соответствующих сумм пеней.


Договор управления и пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ


Письма Минфина России от 17.01.2011 N N 03-11-06/2/01 и 03-11-06/2/02


Указанные разъяснения финансистов имеют идентичные тексты, однако вопросы, которые послужили основаниями для выпуска данных рекомендаций, разные. В первом Письме управляющая организация интересовалась порядком налогообложения поступлений за содержание и ремонт общего имущества (в договоре управления выделена плата за осуществление функций управления многоквартирным домом), во втором - за коммунальные услуги (вознаграждение управляющей организации в договоре не обозначено). В обоих случаях управляющая организация применяла УСНО и спрашивала, вправе ли она применять пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ (относится ли договор управления к агентским или другим аналогичным договорам).

В ответ финансисты повторили разъяснение, данное ранее (см., например, Письма от 13.12.2010 N 03-11-06/2/188, от 23.06.2010 N 03-11-06/2/98), которое содержит лишь перечень норм налогового законодательства, а также рекомендации, на что следует обратить внимание в случае заключения управляющей организацией агентских договоров. А вот к вопросу о квалификации договора управления в качестве агентского чиновники так и не подошли. В связи с этим читателям будет небезынтересно ознакомиться с правовой позицией ВАС РФ по данному вопросу (см. статью "Содержание и ремонт: агентская схема вне закона" на с. 47).


Водный налог


Письмо Минфина России от 30.12.2010 N 03-06-05-02/17


В статье "Водоснабжение населения" (N 1, 2011) мы упоминали о том, что в законодательстве отсутствует понятие водоснабжения населения, поэтому вопрос, связанный со сферой применения пониженной налоговой ставки (70 руб. за 1000 куб. м), является спорным. ФНС России направляла финансистам Письмо от 01.11.2010 N ШС-37-3/14561, где приводила примеры из судебной практики, согласно которым пониженная налоговая ставка применяется в отношении воды, забранной не только для водоснабжения жилищного фонда, но и для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений, организаций, и интересовалась позицией ведомства.

Ответ Минфина России, данный в Письме от 30.12.2010 N 03-06-05-02/17, неутешителен для налогоплательщиков. Финансисты обратились к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Большому энциклопедическому словарю, согласно которым население - это совокупность людей, проживающих на территории мира, континента, страны или ее части, отдельного региона и населенного пункта. При этом термин "проживать" означает жить, пребывать, то есть быть где-то постоянно, всегда.

Чиновники учли положения российского законодательства о том, что для проживания граждан предназначены жилые помещения, а под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница или другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (в котором он проживает временно). Таким образом, термин "водоснабжение населения" означает водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке. Применение ставки водного налога в размере 70 руб. при заборе воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций, по мнению Минфина, неправомерно.


Подписано в печать

09.02.2011



Похожие:

Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconДокументи
1. /Олимпиада по химии.doc
Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconДокументи
1. /Решения 2010 годана сайт/РЕшение ь 25.doc
2. /Решения...

Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconРешение от 16. 05. 2011 года. №14 Пос. Новая Жизнь о внесении изменений в решение №21 от 16. 11. 2010 г. «О введении в действие налога на имущество физических лиц»
В соответствии с результатами экспертного заключения правового управления от 08. 04. 2011 г. №19-49/ 1111104П, на решение Совета...
Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconРоссийская Федерация Кемеровская область Яйский муниципальный район Судженское сельское поселение Совет народных депутатов Судженского сельского поселения решение от 30. 12. 2010г. №25
Решение №39 от 23. 12. 2009г. Совета народных депутатов Судженского сельского поселения «О бюджете Судженского сельского поселения...
Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconМуниципальное собрание сокольского муниципального района
Рассмотрев протест Сокольской межрайонной прокуратуры от 28. 09. 2010 №21-01-2010 на решение Муниципального Собрания от 22. 07. 2010...
Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconВосьмой арбитражный апелляционный суд постановление
Ап-2303/2010) общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" на решение Арбитражного суда Омской области от 11. 02. 2010 по...
Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconАнализ работы детско юношеского объединения «топ и том» моу «Школа №31» за 2009 2010 учебный год
...
Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconПостановление От 28 февраля 2011 г. N 07ап-676/11 Дело n а03-6254/2010 28. 02. 2011 г текст постановления изготовлен в полном объеме 24.
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае на решение Арбитражного...
Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconРешение от 14. 07. 2010 №16
В соответствии с законом №43-оз от 04. 05. 2010 «О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная...
Решение вс РФ от 22. 12. 2010 n гкпи10-1401 iconРешение Об исполнении бюджета Новожизненского сельского поселения за 2010 год. Совет народных депутатов Новожизненского сельского поселения реши л: Отчет об исполнении бюджета за 2010 год принять к сведению
Обнародовать настоящее решение Совета народных депутатов Новожизненского сельского поселения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы