Урок русского языка «Род имён существительных» icon

Урок русского языка «Род имён существительных»



НазваниеУрок русского языка «Род имён существительных»
Дата конвертации24.02.2013
Размер56.52 Kb.
ТипУрок



Урок русского языка


«Род имён существительных»


Подготовила учитель

начальных классов

МОУ СОШ №4

п. Темижбекский

Чуб Е.И.


УМК « Школа России»

Урок русского языка ( 3 класс).

Тема: « Род имён существительных».

Цель: обобщить знания об имени существительном;

научить распознавать род имён существительных с помощью вопросов: чей?, чья?, чьё?, слов: он, мой, она, моя, оно, моё.

Формировать осознанное написание слов на ранее изученные орфограммы, совершенствовать умения, навыки в распознавании рода имён существительных. Развивать умение работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль. Воспитывать уверенность в себе, настойчивость в добывании знаний, умение добиваться цели, слушать других.

^ Ход урока:

1. Орг. момент.

Учитель: - Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу…

- Теперь сядьте удобно, правильно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Дети ( хором): - Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Мы готовы к работе.

Работаем!


^ 2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: - А с чего мы всегда начинаем работу на уроке русского языка?

Дети: - С чистописания.

Учитель: - Но прежде я предлагаю гимнастику для пальчиков. А может она не нужна, как вы думаете?

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Учитель: - А теперь посмотрите на доску, подберите противоположные по смыслу слова и тогда узнаете какую букву будете писать.

Большой - маленький

Сухой - мокрый

Старый – молодой.

( Слова написать на листах, крепить к доске по очереди).

Правильно, это буква « м».

М мл ом ме ма ( записать в тетрадь).


Словарно – орфографическая работа.

( Знакомство с новым словарным словом).


Учитель: - Как называется помещение в котором ведут торговлю?

^ Дети: - Магазин.

Учитель: - Правильно, это наше новое словарное слово. Запишите, запомните. Кто может составить словосочетание с новым словарным словом?

^ Дети: - Магазин ( какой?) продуктовый, овощной, хозяйственный, красивый.

Учитель: - Что продают в овощном магазине?

Дети: - Овощи.

Учитель: - Продолжаем работу в тетради и записываем следующее словарное слово. О чём так говорят?

- Как на нашей грядке

Выросли загадки -

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. ( Помидор)

- Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные прядки. ( Морковь).

- - Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. ( Капуста).

- Никого не огорчаю, -

А всех плакать заставляю. ( Лук)

- Голова на ножке,

В голове горошки. ( Горох).

- И зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ( Картошка, картофель).

Учитель: - Работаем в парах. Взаимопроверка.

( Слова проверили, где есть орфограмма обратить внимание, уточнить какая).

- Кто написал все слова верно, поднимите руки?

- Кто с одной ошибкой?

- Кто с двумя, более?

- Молодцы. Некоторым нужно ещё поработать над этой орфограммой.


^ 3. Работа по теме урока:

Учитель: - Посмотрите на эти слова, что можно про них сказать?

Дети: - Это имена существительные, обозначают предметы, овощи, изменяются по числам.

Учитель: - Хорошо, верно! Ребята, а у существительных есть ещё один секрет. Хотите его узнать?

- Но прежде давайте с вами вспомним загадку:

И зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом - картошка.

-А мы записали «картофель».

- Как вы думаете, почему?

- Это что разные овощи?

-- Картофель бывает ( какой?) вкусный, картошка ( какая?) вкусная.

- Почему овощ один, а слова звучат по-разному?

(Потому, что у существительных разный род).

Учитель: - Ребята, вы знаете что такое род?

-Посмотрите, пожалуйста, на доску.

( Открыть тему урока_.)

- Как звучит тема нашего урока?

^ РОД ? ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

-Вы знаете, что такое род?

- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?

- Какая цель стоит перед нами?

^ Дети: - Что такое род?

Какой бывает род?

Как отличить?

Учитель:- Работаем с именами существительными. Что нас окружает?

Дети: - Имена существительные.

Учитель: - Приведите примеры. (Дети говорят по очереди).

^ Учитель: - Спасибо, достаточно. Возьмём одно слово. Это что?

Дети: -Карандаш.


Учитель: - Какой вопрос можно поставить?

Каким местоимением можно заменить?

^ Дети: – Чей? Он. Мой.

Учитель: – О ком можно сказать « он» ?

Дети: - О мальчиках, о мужчинах.

Учитель: - Отсюда и название рода - мужской.

( На доске табличка)

М.р. ж.р. ср.р.

он, мой она, моя оно, моё

карандаш ручка окно

( Приводят примеры на доске получается такая запись).

Учитель: - Как вы думаете зачем мы записали в 3 столбика?

^ Дети: - Разделили по родам.

Учитель: - Правильно. В рус. яз. 3 рода. Повторяем.

На эту тему у нас есть стихотворение.

Дети: - Женский род запомню я Я запомню род мужской

И скажу : « Она – моя». И опять скажу: -« Он – мой».

Средний род: - « оно – моё»!

Это правило - твоё.

Учитель: - А сейчас предлагаю вам сравнить наше определение с тем, которое есть у нас в книге.

( Дети читают шёпотом).

- Кто сможет повторить?

- Какие вы молодцы, что сформулировали правило самостоятельно.

(Работа по учебнику над упражнением….)

- Прочитайте самостоятельно задание к упр…….

- Что нужно сделать?

- Я предлагаю работать таким образом:

- 1 ряд – м.р. 2 ряд – ж.р. 3 ряд- ср.р.

А к доске пойдут работать………………………………….( 3 чел – ка)

(Самостоятельная работа)

- Проверяем.

-Есть у кого –то дополнения?

- У кого выполнено верно?

( Аналогично проверка ведётся и дальше)

Учитель: - Физминутка.

Продолжаем работать . ( На доске по вариантам задание. Выполняем самостоятельно.

1 вар. 2 вар.

Определить род Списать, вставить пропущенные буквы,

сущ -х определить род сущ-х.

1. зима 1. Сч…стье и тру… рядом живут.

2. погода 2. Лучше хле… с водою, чем пиро… с б…дою.

3. февраль 3. Тру… кормит, а лень портит.

4. ветер

5. вечер

6. солнце

7. пенал

( Отдельные уч – ся работают по карточкам).

Учитель: - Проверяем

-Кто выполнил правильно эту работу?

- Кто допустил неточности? Исправьте.

Учитель: - Скажите, какую работу мы сейчас выполняли?

Дети: - Учились определять род сущ -х

^ Учитель: - Научились? Что нужно сделать для этого?

Подведение итогов урока.

Вернёмся к целям нашего урока.

Поставьте + или – отвечая на мои вопросы.

  1. Было ли тебе интересно на уроке?

  2. Получил ли ты новые знания?

  3. Ты был активен на уроке?

  4. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель: - Молодцы, работали хорошо. Дома предлагаю закрепить и выполнить задание по выбору:

1 уровень - Упр…, правило

2 уровень - Упр… , составить предложения к каждой группе слов , повторить правило.




Похожие:

Урок русского языка «Род имён существительных» iconУрок русского языка в 5 классе на тему: ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Учитель русского языка: Грибанова И. Э. Моу сош №3
Цели урока: восстановить в памяти учащихся правило об условиях выбора постановки ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов;...
Урок русского языка «Род имён существительных» iconУрок русского языка. 5 класс Мгла, небо, вихри. Тема: Падежи и склонения имен существительных. Падежи русского языка

Урок русского языка «Род имён существительных» iconУрок№73 Русский язык Тема: Категория числа имён существительных. Число имён существительных. Э. т. Печь центр жилища. Цели: помочь учащимся осознать социальную практическую и личную
Тема: Категория числа имён существительных. Число имён существительных. Э. т. Печь – центр жилища
Урок русского языка «Род имён существительных» iconУрок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён существительных»
Учитель: Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Какие грамматические признаки имеет? (слайд №3)
Урок русского языка «Род имён существительных» iconУроки русского языка по теме "Род, число, падеж имен существительных", 5-й класс Цели: Ввести понятие общего рода. Наблюдать с детьми синонимию и антонимию слов
...
Урок русского языка «Род имён существительных» iconТема: «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»
Цели: Актуализация знаний учащихся об изменении имён существительных по падежам
Урок русского языка «Род имён существительных» iconСнеткова Анна Сергеевна, учитель начальных классов первой категории, моу «Лихославльская сош №2», г. Лихославль конспект урок
...
Урок русского языка «Род имён существительных» iconПлан урока обоснование тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Цели: Учить правильно писать безударные окончания существительных
Прочитайте. Подчеркните существительные с безударными окончаниями. Укажите склонение этих существительных
Урок русского языка «Род имён существительных» iconУрок русского языка в 6-м классе. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская С. Ф
Предложенный урок – демонстрация использования цор и игровых технологий на уроках русского языка. Применение цор делает работу более...
Урок русского языка «Род имён существительных» iconРазработка урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Падеж и склонение имен существительных». Цель: повторить известный из курса начальной школы материал по данной теме; познакомиться с разносклоняемыми существительными
Литература: М. М. Разумовская, С. И. Львова и др. «Русский язык 5 класс», Г. П. Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов