Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников icon

Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников



НазваниеМетодические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников
страница1/3
Дата конвертации12.09.2012
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Приложение

к письму министерства образования Ставропольского края

от 27 декабря 2010 года № 01-54/10315


Методические рекомендации

для представления материалов и документов (портфолио)

при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников

 

Общие положения

Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики.

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 года, регистрационный № 16999), аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.


Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;


определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Стимулированию целенаправленного повышения квалификации педагогических работников способствует анализ и самоанализ педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют дальнейшего совершенствования?» и др.

Предложенная методика позволяет наиболее полно провести оценку профессиональной деятельности в процессе аттестации и анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом, а так же учитывает специфику деятельности каждого педагога.



^ Структура и содержание портфолио


Структура портфолио состоит из формализованной и дополнительных частей. Формализованные данные включают в себя показатели, которые могут быть стандартизированы и переведены в баллы. Дополнительные материалы - материалы, отражающие не представленные в таблице показатели и их проявления.

Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). В ней необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестуемого.

Объем введения (пояснительной записки) от 3 до 6 страниц, (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал одинарный).

При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие титульного листа, четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц). Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 50 страниц формата А-4. Художественное оформление портфолио не оценивается.

При подготовке портфолио следует помнить о том, что каждый отдельный материал должен датироваться. Поскольку портфолио – это новая форма прохождения аттестационного испытания, то в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учителя за время, прошедшее с момента прошлой аттестации.


Основные элементы портфолио педагогического работника

^ I. Общие сведения (позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога):

- титульная страница (ФИО учителя, число, месяц и год рождения);

- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении;

- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

- выписка из документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

- наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

- дипломы различных конкурсов и другие документы по усмотрению учителя.


^ II. Формализованная часть портфолио представляет собой материалы, на основании которых эксперты выставляют баллы.

Итогом работы экспертов с портфолио становится заполняемая ими таблица

Присвоение баллов осуществляется либо по признаку наличия/отсутствия показателя, либо по степени его проявления.


^ Перечень документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности, результативности деятельности учителя


Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей):

- позитивная динамика учебных достижений;

- достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа (результаты заносятся в портфолио педагога в том случае, если они превышают средние показатели по Ставропольскому краю);

- достижения детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе (данные из реестра олимпиад разного уровня, конкурсов и т.д.);

- использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.


Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога:

- ориентация педагога в специальной и научно-популярной литературе. Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и ее развитию;

- разработка образовательных программ, позволяющих осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся;

- наличие ИКТ-компетентности педагога;

- повышение квалификации педагога.


Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога (отражается деятельность педагога как организатора внеклассной работы школьников по преподаваемому предмету):

- организация деятельности обучающихся в социально- значимых проектах;

- организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности;

- организация воспитательной работы по предмету в рамках недель и предметных месячников.

В качестве иллюстративных материалов могут быть представлены сценарии внеурочных мероприятий.


Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога ( только для высшей категории) (участие в экспериментальной или научно-методической деятельности, создание и реализация сетевых программ, авторские тексты разного типа):

- работа в методическом объединении района/города, экспертных советах, другими учреждениями;

- демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов;

- выступления на семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т.д.;

- наличие публикаций, размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д.;

- личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;

- выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи «молодым педагогам»;

- работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием.


В портфолио могут быть представлены дополнительные материалы, отражающие не представленные в таблице показатели и их проявления. Считая необходимым отразить это в таблице, эксперты вправе внести соответствующие формулировки и поставить оценочные баллы (не более 10).

Так, например, педагог может представить материалы, иллюстрирующие обеспеченность учебного процесса необходимым комплектом пособий, материалов. В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:

- список словарей и другой справочной литературы по предмету;

- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);

- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);

- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);

- аудио и видеопособия;

- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;

- измерители качества обученности учащихся;

- другие документы по желанию педагогического работника.


^ Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей


1.

Позитивная динамика учебных достижений

Динамические показатели предметных знаний обучающихся: динамика качества обученности, динамика индивидуальных показателей обучающихся

Таблицы динамики показателей качества обученности

0-2

2.

Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа

Достижения обучающихся: официально зафиксированные по данным внешних аттестаций различного типа исследований качества знаний учащихся (ЕГЭ, ГИА, региональные мониторинговые исследования; PISA, TIMSS, PIRLS, контрольных срезов и др.)

Аналитическая справка по итогам диагностических исследований качества знаний

0-2

3.

Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе (данные из реестра олимпиад разного уровня)


Официально зафиксированные достижения детей в олимпиадах и конкурсах (победители и призеры);

официально зафиксированные достижения детей в исследовательской работе

Списки учащихся, копии дипломов, грамот, сертификатов, приказов и др. официальных документов

при индивидуальных выступлениях учитывается каждый участник, в командном - команда муниципальный уровень – 1,

региональный – 2, всероссийский – 4, международный – б.

4.

Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса

Наличие паспорта здоровья у учащегося;

Динамика количества учащихся заболевших в течение года;

Аналитическая справка по итогам диагностических исследований

0-2


^ Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога


5.

Ориентация в специальной и научно-популярной литературе;

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и ее развитию

Наличие системы работы с одаренными детьми (руководство исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Аналитическая справка

0-4

Реализация разноуровневого подхода к освоению общеобразовательной программы обучающимися

Аналитическая справка

0-2

6.

Разработка образовательных программ, позволяющих осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся

Наличие персонально разработанных программ проектной, исследовательской деятельности, учебных практик

Аналитическая справка

0-2

Качество авторской образовательной программы (содержательный аспект)

экспертные заключения

0-2

7

Наличие ИКТ-компетентности педагога

Создание ситуаций необходимости поиска обучающимися дополнительной информации для решения учебных, жизненно и профессионально контекстных задач.

Краткая аннотация работ учащихся (рефераты, доклады, эссе)

0-2

Использование интерактивных возможностей информационного пространства. Эффективное и регулярное применение в обучении современных информационных технологий, ТСО, компьютера, интерактивной доски, сети Интернета и т.д.

Конспекты уроков с аспектным анализом

0-2

8.

Организация собственной педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Ссылки на сайты, справки

0-2

Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы «риска», пропустившие занятия по болезни)

Аналитическая справка

0-2

Использование технологий индивидуального и группового обучения (кроме учащихся, обучающихся на дому по состоянию здоровья)

Аналитическая справка

0-2







Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации, подтверждающие документы

0-2

9.

Повышение квалификации

Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации, подтверждающие документы

0-2


^ Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога


10.

Организация педагогом внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета


Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах

Наличие проекта и (или) информации о ходе его реализации в виде презентаций, отчетов и т.д.

Копии дипломов, сертификатов и др.

0-2

Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности

План кружковой работы, диагностические материалы по итогам организации кружковой деятельности. Копии дипломов, грамот, сертификатов победителей и призеров

0-2







Организация воспитательной работы по предмету в рамках недель и предметных месячников

План мероприятий, конспекты занятий

0-2


^ Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога (для высшей квалификационной категории)


11.

Презентация педагогом своих профессиональных достижений

Работа в методическом объединении, экспертных советах, сотрудничество с методическим службами района/города, другими учреждениями

Выписки из протоколов заседаний методического объединения, план работы объединения, справки, программы мероприятий, выписки из приказов, утверждающих составы экспертных групп и т.д.

0-2

Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов

Аналитическая справка

0-2

Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях и т.д.

Справка, копия программы конференций, семинаров

1 балл - за участие в каждом мероприятии,

2 балла - за выступления, из них:

на муниципальном уровне – 2, на региональном уровне – 4, на федеральном уровне – 6, на международном уровне - 8

Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях (за анализируемый период); размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д.

Электронные ссылки, ксерокопии содержания соответствующих изданий, перечень статей

1 балл - за публикацию на муниципальном уровне,

2 балла - за публикацию в сети Интернет,

3 балла - за публикацию на региональном уровне;

4 балла - за публикацию на федеральном уровне,

6 баллов - за публикацию на международном уровне







Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период)

Копии дипломов, сертификатов

0-6 баллов


Муниципальный уровень – 2

Региональный уровень – 4

Федеральный уровень - 6

Выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи «молодым педагогам»


Справка. Приказы по ОУ

0-2

Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием

Справка

0-2


Аналитические справки заверяются руководителем образовательного учреждения.


Общее количество баллов – 70 баллов.

Минимальное количество баллов:

- для первой категории - 38 баллов;

- для высшей категории - 55 баллов.


Перечень документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности, результативности деятельности воспитателя  дошкольного образовательного учреждения

 




Наименование показателя

Формы документов и материалов

Кол-во баллов

1.

Оценка результатов повышения квалификации (за последние 5 лет)

Копии документов (за последние 5 лет) установленного образца о повышении квалификации, в которых наименование программы (проблемы, темы) отражает направленность ее содержания на формирование профессиональных компетенций воспитателя.

0-2

2.

Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию

Заполненные и заверенные руководителем ДОУ критериальные таблицы – временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ.

0-2

3.

Процент успешного освоения воспитанниками образовательных программ

Результаты диагностики детей группы (в таблицах, графиках и т.д.) по разделам программы и в целом с краткими обобщающими выводами аттестуемого и с указанием используемых диагностических методик, заверенные руководителем ДОУ.

0-2

4.

Эффективность работы по охране жизни и здоровья воспитанников

Схема «Работа педагога по охране жизни и здоровья воспитанников», заверенная руководителем ДОУ.

Справка о состоянии простудной заболеваемости в группе за три года, составленная медицинскими работниками ДОУ и заверенная руководителем.

0-4

5.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников

Схема «Работа педагога с родителями», заверенная руководителем ДОУ.

План работы с родителями на текущий год.

Материалы воспитателя:

- копии консультаций, тезисов выступлений перед родителями;

- материалы для родителей, помещенные в средствах массовой информации и т.д.;

- пропаганда передового опыта семейного воспитания;

- план проведения совместных мероприятий;

- аналитическая справка по результатам анкетирования родителей с приложением образца анкеты;

0-10

6.

Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями)

Аналитическая справка, составленная и заверенная администрацией ДОУ.

0-2

7.

Результаты участия в организационно-методической работе ДОУ

Справка о результатах участия в организационно-методической работе.

Тезисы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях, авторские публикации и т.д. (не более двух копий).

0-4

8.

Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей (по анализам трех занятий)

Конспекты «открытых» занятий, разработанные и проведенные воспитателем (копии трех конспектов).

Аналитические материалы по просмотренным занятиям, подготовленные и подписанные администрацией ДОУ, председателями МО или РМО.

0-6

9

Дополнительные показатели

1. Награды, звания, грамоты и т.п. (копии документов заверяются руководителем ДОУ).

2. Копии документов, подтверждающих результаты участия воспитателя в конкурсах профессионального мастерства.

3. Копии документов, подтверждающих участие воспитанников в различных конкурсах, фестивалях и т.п.

4. Материалы, подтверждающие деятельность воспитателя по руководству кружковой работой.

0-8

10

Научно-методическая деятельность педагога (только для высшей категории)

1. Материалы, подтверждающие участие воспитателя дошкольного образовательного учреждения в экспериментальной деятельности.

2. Материалы, подтверждающие организацию и проведение мероприятий на уровне района/города, края

3. Наличие авторской методической продукции (копия авторской образовательной программы с рецензиями, методической разработки, методических рекомендаций и т.п.).

0-6



Общее кол-во баллов – 46 баллов.


Минимальное количество баллов:

- для первой категории - 32 балла;

- для высшей категории - 38 баллов.

  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по подготовке конкурсных материалов
В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного...
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагогического работника
Учитель заполняет таблицу, в которой должно быть представлено не более 5 технологий /методик
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по подготовке портфолио педагогического работника (за последние три учебных года)
Портфолио индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются материалы, демонстрирующие уровень профессионализма педагогического...
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconПеречень и составы территориальных представительств гак в муниципальных образованиях Свердловской области для организации проведения всесторонней экспертизы результатов практической деятельности педагогических работников,
Свердловской области для организации проведения всесторонней экспертизы результатов практической деятельности педагогических работников,...
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconПоложение о портфолио учителя (педагогического работника) Кулунской основной общеобразовательной школы
Настоящее Положение регулирует требования к Портфолио работников образовательных учреждений, как к способу фиксации и предъявления...
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconПоложение Об оценке результативности профессиональной деятельности учителей моу «Бор-Форпостовская сш»
Положение) определяет основания, порядок и критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников...
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconСамоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации
В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытаться...
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconПортфолио профессиональной деятельности педагогического работника общие положения
В течение межаттестационного периода педагог формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию
Нормативное обеспечение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Методические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников iconМетодические рекомендации по теме : "Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (пав)"
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов