Государственный университет а. М. Антипова спецкурс icon

Государственный университет а. М. Антипова спецкурс



НазваниеГосударственный университет а. М. Антипова спецкурс
страница1/5
Дата конвертации20.09.2012
Размер426.75 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
1. /Электронный учебник Антиповой А.М/Спецкурс Антиповой А.М..doc
2. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электоронный учебник Глава 8.doc
3. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электронный учебник БИБЛИОГРАФИЯ.doc
4. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электронный учебник Лекция 1.doc
5. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электронный учебник Лекция 2.doc
6. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электронный учебник Лекция 3.doc
7. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электронный учебник Лекция 4.doc
8. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электронный учебник Лекция 5.doc
9. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электронный учебник Лекция 6.doc
10. /Электронный учебник Антиповой А.М/Электронный учебник Лекция 7.doc
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс
Читатель: основные категории и понятия в школьном курсе литературы
Антипова А. М. Изучение драматургии А. С. Пушкина
Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования научных понятий в процессе обучения
Терминологический аппарат современной эстетики. Опыты систематизации эстетических категорий
Вопросы терминологии в литературоведении
Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики в методике преподавания литературы: традиции и проблемы
Опыт систематизации теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы
Автор: основные категории и понятия в школьном курсе литературы
Художественное произведение: основные категории и понятия в школьном курсе литературы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


А.М.
АНТИПОВА



СПЕЦКУРС

«ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ»


ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Москва

2003


ББК 74

А 56


Печатается по решению редакционно-издательского совета Московского педагогического государственного университета


Антипова А.М. Спецкурс «Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы»: Программно-методические материалы.– М.: Издательство МПГУ, 2003. – 52 с.


Научный редактор: В.Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета


В издании предлагается программа авторского спецкурса «Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы» и методические материалы к нему: вопросы и задания, темы рефератов и докладов для студентов-филологов; списки литературы по каждому разделу программы спецкурса.

Кроме того, автор представляет содержательные линии разработанного учебно-методического комплекса по методике преподавания литературы, а также раскрывает возможности его реализации в вузовской практике.

Адресовано студентам филологических факультетов педвузов, методистам, аспирантам.


ISBN 5-94845-039-2 © Антипова А.М., 2003.


СПЕЦКУРС

«ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И

ПОНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ»

Объяснительная записка



«Среди укоренившихся, но вредных представлений можно назвать идею «китайской стены», которая, якобы, отгораживает «высокую», «академическую» < …> науку о литературе от изучения литературы в школе. <…> Стереотип влечет за собой скуку, скука убивает интерес к предмету. Культура проходит мимо… В культуре нет и не бывает «лишнего» (нельзя быть «слишком культурным», как слишком умным и добрым). Преодоление наукобоязни – этой, к сожалению, распространенной болезни – важнейший шаг на пути к той школе, создать которую требует от нас время» (Ю.М. Лотман)1.

Анализ современного состояния преподавания литературы в средней школе убеждает в справедливости данного высказывания.

Формирование новых подходов к обучению литературе возможно только при тесном взаимодействии методики преподавания литературы с эстетикой, литературоведением, психологией, дидактикой. Однако в практике литературного образования в неполной мере учитываются лучшие научные достижения.

Преодолевая существенный разрыв между уровнем, достигнутым современным литературоведением и эстетикой, и школьным изучением литературы, необходимо определить способы использования достижений академической науки в школьной практике.

Нами разработан спецкурс «Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы», который является составной частью системы методической подготовки будущего учителя литературы.

Тема спецкурса представляется очень актуальной. Все современные программы литературного образования нацелены на воспитание квалифицированного читателя. Решение этой задачи связано с основательной теоретической подготовкой учащихся, систематическим усвоением основных эстетических категорий и понятий, овладением школьниками способами анализа художественного произведения.

Изучение основных теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий, не являясь самоцелью, помогает постижению эстетической сущности литературы как искусства слова, пониманию литературного произведения как художественного единства, содействует подготовке читателя, обладающего устойчивым художественным вкусом. Бесспорно, совершенствование читательских качеств и формирование высокой читательской культуры учащихся способствует становлению и развитию духовного мира школьников.

Необходимым условием успешного решения задач современного литературного образования является высокий уровень теоретической, психолого-педагогической и методической подготовки учителя-словесника.

Цель данного спецкурсасовершенствование теоретико-методологической и методической подготовки будущего учителя-словесника.

Задачи спецкурса видятся в следующем:

  • систематизировать и углубить представления студентов-филологов о важнейшей методической проблеме «Изучение основ теории литературы и эстетики в средней школе»;

  • раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы формирования научных понятий;

  • определить ведущие методологические направления в современном литературоведении;

  • охарактеризовать классификации категорий и понятий в современной эстетике;

  • соотнести идеи литературоведения и эстетики с проблемами современного литературного образования учащихся;

  • раскрыть методику изучения основных теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий на уроках и факультативных занятиях по литературе в старших классах.

На занятиях спецкурса актуализируются и интегрируются все знания, накопленные студентами в процессе обучения. Осмыслению знаний, приобретенных в различных областях, способствует установление тесной связи данного спецкурса с предметами психолого-педагогического, философского и филологического циклов (прежде всего с курсами «Теория литературы» и «Эстетика»).

Мы выделяем ведущие идеи, концепции, теории в психологии, дидактике, эстетике, литературоведении, методике преподавания литературы, играющие методологическую роль в исследовании проблемы изучения основ теории литературы и эстетики на уроках литературы в средней школе.

Спецкурс рассчитан на 20 часов. Каждая тема предусматривает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение студентами практических заданий. Его программа включает лекции преподавателя и активную работу студентов-филологов: реферирование и рецензирование научных и научно-методических работ; сопоставление различных методических концепций; анализ вариантов уроков по формированию тех или иных теоретико-литературных понятий; разработку собственных методических рекомендаций и др.

Планируя самостоятельную работу студентов, мы предлагаем им репродуктивные, репродуктивно-творческие и творческие виды работы. Такая организация самостоятельной деятельности студентов-филологов позволяет им не только обстоятельно изучить ключевую проблему методики преподавания литературы, но и приобрести комплекс практических умений, необходимых в их самостоятельной педагогической деятельности.

Тем самым повышается теоретико-методологический уровень подготовки будущих учителей-словесников, что позволяет им квалифицированно и творчески решать все многообразие стоящих перед ними задач: художественно-исследовательских, художественно-конструктивных, художественно-организаторских и художественно-коммуникативных.

Таким образом, изучение материала спецкурса содействует развитию гибкого методического мышления и творческих начал личности студентов-филологов.





ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА




  1   2   3   4   5




Похожие:

Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconМинистерство образования и науки россии ростовский государственный экономический университет (ринх) южно-российский государственный технический университет (нпи) северо-осетинский государственный университет им.
Заявку на участие в научных чтениях по форме, представленной ниже, просим отправить по электронной почте до 15 сентября 2010 г
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconГоу впо «Российский государственный социальный университет»
Гоу впо «Российский государственный социальный университет», именуемое в дальнейшем «Университет», в лице ректора В. И. Жукова, действующего...
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconГоу впо «Российский государственный социальный университет»
Гоу впо «Российский государственный социальный университет», именуемое в дальнейшем «Университет», в лице ректора В. И. Жукова, действующего...
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconМосковский государственный университет геодезии и картографии информационное сообщение
...
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconДоговор о сотрудничестве по проведению практики студентов
Российский государственный социальный университет (далее «Университет») в лице ректора Жукова В. И., действующего на основании Устава,...
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconДоговор о сотрудничестве по проведению практики студентов
Российский государственный социальный университет (далее – «Исполнитель», «Университет»), в лице директора филиала в г. Клину Филиновой...
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconРасписание занятий зимней экзаменационной сессии студентов гоу впо «Российский государственный гидрометеорологический университет» в г. Ростове-на-Дону 2010/2011 учебный год
Студентов гоу впо «Российский государственный гидрометеорологический университет» в г. Ростове-на-Дону
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconРасписание занятий зимней экзаменационной сессии студентов гоу впо «Российский государственный гидрометеорологический университет» в г. Ростове-на-Дону 2010/2011 учебный год
Студентов гоу впо «Российский государственный гидрометеорологический университет» в г. Ростове-на-Дону
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconНа целевую послевузовскую профессиональную подготовку специалиста в интернатуре
Работодатель), гоу впо башкирский государственный медицинский университет Росздрава, в лице ректора Тимербулатова В. М., действующего...
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconПринято на заседании Ученого Совета спбгусэ
Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразова­ния России от 25 марта 2003 года №1155, Уставом государствен­ного образовательного...
Государственный университет а. М. Антипова спецкурс iconМосковский государственный открытый университет

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов