Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума icon

Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума



НазваниеПрактикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума
Дата конвертации20.09.2012
Размер124.14 Kb.
ТипПрактикум

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»


Задача практикума – оказать помощь студентам в подготовке к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Теория и методика обучения литературе», совершенствовании необходимых профессиональных умений и навыков, а также предоставить необходимый материал преподавателю для организации и проведения учебных занятий.

Практикум составлен в соответствии с тематическим планом дисциплины. В нем представлены вопросы и задания для подготовки и обсуждения на занятии, определены формы подготовки: устная / письменная; фронтальная / групповая / индивидуальная, даны списки литературы по теме.

В процессе самостоятельной подготовки к занятию студент должен обдумать развернутые ответы на вопросы.

Вопросы к каждой теме служат и своеобразным планом проведения практического и лабораторного занятия.


7 семестр


^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Тема 1. Анализ современных программ по литературе


Цели занятия: знакомство студентов с современными концепциями литературного образования, сопоставительный анализ программ по литературе для средней школы.


Вопросы и задания для подготовки к занятию


  1. Каково назначение Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе? Как определены цели изучения литературы в средней школе?

  2. Какова роль программ в преподавании литературы в средних и старших классах?

  3. Сопоставьте (письменно) программы по литературе для средней школы, под ред. Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, А.Г.Кутузова по следующим параметрам:

- определение цели (ей) литературного образования;

- принципы построения программы;

- этапы литературного образования;

- отбор произведений для изучения;

- оригинальные рубрики, разделы программы.

4. Индивидуальные задания: Подготовить сообщения 1) Программа под ред. В.Г. Маранцмана (2005), 2) Программа по литературе под ред. В.Ф. Чертова (2007), 2) Программа по литературе: Авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев (2008).


^ Письменное задание (коллективное):


Составить параллельный конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова.


Литература:


  1. В мире литературы. 5 – 11 классы: программа для общеобразовательных учреждений. / Под ред. А.Г. Кутузова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.


  2. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). 10 – 11 классы (профильный уровень). – 9-е изд. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1 – 11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2005.

  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый и профильный уровни). / Под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Программа по литературе для 5 – 9 классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПБ,. 2005.

  7. Программа по литературе для 10 – 11 классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПБ,. 2005.

  8. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. / Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Русское слово, 2008.



Тема 2. Анализ учебно-методических комплексов по литературе


Цели занятия: объяснение концепций и основных принципов современных учебно-методических комплексов; знакомство студентов с содержанием и структурой современных учебников, учебных пособий по литературе для средней школы; приобретение первого опыта практической работы с учебно-методическими комплексами по литературе.

Вопросы и задания для подготовки к занятию


  1. Понятие УМК (учебно-методического комплекса) и его структуры.

  2. Каково назначение учебника по литературе. Современные дискуссии о роли учебника. Виды учебных книг для школьников в зависимости от этапов литературного образования.

  3. Назначение учебной хрестоматии по литературе для 5 - 8 классов. В чем особенность её структуры? Определите основные виды работы с учебной хрестоматией на уроке литературы в средних классах.

  4. Каково назначение учебного пособия для 5 – 9 классов «Читаем, думаем, спорим…»? Как вы оцениваете подобранный авторами-составителями дидактический материал, вопросы и задания для учащихся?

  5. Ознакомьтесь с методическим руководством (рекомендациями, советами), ориентированном на обучение по выбранной вами программе и учебнику, и подготовьте аннотацию одного из методических пособий.


^ Письменные задания (коллективные):

  1. Написать рецензию на один из учебников для средних классов. При выполнении задания обратите внимание на следующие моменты: основные разделы и подразделы учебника-хрестоматии, структуру разделов и подразделов, характер вступительной статьи, характер вопросов и заданий для учащихся, иллюстрации, схемы, таблицы, справочный аппарат (словари, указатели имен и т.п.).

  2. Напишите аннотацию на методическое пособие (руководство, рекомендации).


Литература:


  1. Обернихина Г.А., Савченко К.В. Учебно-методическое обеспечение профильного обучения. Русский язык и литература: Методические рекомендации. – М., 2006.

  2. Романичева Е.С. Школьный учебник // Литература. – 2006. - № 2.

  3. Беляева Н.В. Каким быть школьному учебнику литературы? // Литература. – 2006. - № 12. – С. 46 – 47.

  4. Романичева Е.С. «Соглашений мы как-то не помним»: Еще раз к вопросу о предметном учебнике // Литература. – 2006. - № 13. – С. 46 – 47.

  5. Беленький Г.И. Какой быть учебной книге по литературе? // Педагогика. – 1998. - № 2. – С. 38 – 42.


Учебники, учебные пособия и методические руководства


  1. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. / Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова (любое издание после 2005 г.).

  2. В мире литературы. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных школ / Авт.-сост. А. Г. Кутузов и др. (любое издание после 2005 г.).

  3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Полухина В.П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.

  5. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

  7. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.

  8. Полухина В.П. и др. Литература: 6 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2007.

  9. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.

  10. Как войти в мир литературы (5 – 8 классы) / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2005.



Тема 3. Методы и приемы обучения литературе


Цели занятия: обсуждение дискуссионного в теории и методике обучения литературе вопроса о методах обучения, сопоставление различных классификаций методов.


^ Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Как современная педагогика раскрывает значение понятий «метод» и «прием» обучения?

  2. Проблема методов обучения в истории методики преподавания литературы (Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков).

  3. Охарактеризуйте классификацию Н.И. Кудряшева. Чем обусловлен выбор учителем-словесником того или иного метода, приема и связанного с ним вида деятельности учащихся? Как взаимосвязаны различные методы и приемы в практике преподавания литературы?

^ 4. Индивидуальное задание: Теоретическое сообщение: Современные классификации методов обучения литературе: анализ типологий ученых петербургской методической школы (Г. Н. Ионина, В.Г. Маранцмана. М.Г. Качурина).


^ Письменные задания (коллективные):


  1. Конспект главы «Методы и приемы изучения литературы в школе» из учебника Богдановой О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. «Теория и методика обучения литературе» (М., 2007).

  2. Конспект 3 и 4 глав книги Н.И. Кудряшева «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (М., 1981).


Литература:


  1. Богданова О.Ю. Методы и приемы изучения литературы в школе // Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М., 2007.

  2. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.

  3. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. –- М. 1985. - Гл. «Уроки».

  4. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - 7-е изд. - М., 1962.

  5. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.

  6. Качурин М.Г. организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988.

  7. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение. – Л., 1986.



Тема 4. Технологии обучения литературе


Цели занятия: раскрыть понятие технологии обучения, соотнести понятия «метод» и «технология», проанализировать опыт организации работы на уроке литературы Е.Н. Ильина.


^ Вопросы для подготовки к занятию:


1. Изучите литературу по проблеме технологии обучения (не менее 2 источников). Законспектируйте основные теоретические положения по проблеме.

2. Сравните понятия «метод» и «технология». Есть ли у них общее? В чем состоят отличия? Являются ли они самостоятельными или составляют единое целое? Почему пришли к этому выводу?

3. Прочитайте одну из книг учителя-словесника Е.Н. Ильина. Определите основу организации работы на уроке литературы Е.Н. Ильина – технология или метод? Почему пришли к такому выводу?

Литература:


  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.

  4. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989.

  5. Мамигонова Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения. – М., 1993.

  6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1989.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии (любое издание).

  8. Технологии обучения: Сущность, опыт и проблемы развития. – М., 1998.

  9. Юдин В.В. Педагогическая технология. – Ярославль, 1997.

  10. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1989.

  11. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М., 1986.

12. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991.


Тема 5. Современный урок литературы


Цели занятия: анализ современных подходов к организации уроков литературы, сопоставление различных типологий уроков литературы.


Вопросы и задания для подготовки:


  1. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Охарактеризуйте современные подходы к школьному уроку. Какие положения дидактов вы считаете особенно важными применительно к организации урока литературы?

  2. Каковы цели уроков литературы. Докажите, что урок литературы – это прежде всего урок общения. Диалогичность современного урока литературы.

  3. Раскройте понятие «структура урока». Соотнесите традиционный по структуре урок литературы и развивающий урок с «пошаговой», «поэтапной» структурой. Дайте определение учебной ситуации урока.

  4. Типологии уроков по литературе. Сопоставьте классификации уроков В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Е.В. Карсаловой.

  5. Анализ урока литературы.


Письменные задания (коллективные):


    1. Конспект главы «Типология уроков литературы» из книги Н.И. Кудряшева «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (М., 1981).

    2. Реферат статьи С. Э. Берестовицкой «Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы».



Литература:


  1. Щуркова Н.Е. Культура современного урока.- 2-е изд., перераб. – М., 2000.

  2. Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. - № 3. – С. 65 – 72.

  3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.

  4. Богданова О.Ю. Урок литературы в современной средней школе // Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 199. – С. 296 - 316.

  5. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.

  6. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. – М., 1988.

  7. Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.

  8. Берестовицкая С.Э. Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы // Русская словесность. – 2002. – № 5. – С. 32 – 40.

  9. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003.

  10. Леонов С.А. Урок литературы в школе как художественно-педагогическое произведение // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. – М., 2004.

  11. Белова С.В. Диалогическое изучение литературы в старших классах: Как помочь школьнику раскрыть сое «Я». – М., 2003.

  12. Матвеева Е.И. Содержание и технология преподавания литературы в 5 классе: Пособие для учителя. – М., 2005.



8 семестр


^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Тема 1. Изучение биографии писателя в старших классах


Цели занятия: выявление специфики методики изучения биографии писателя в старших классах.

Вопросы и задания для подготовки к занятию (выполняются письменно)


  1. Назовите монографические темы 10 и 11 классов (см. программы по литературе для старших классов под ред. Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова). Какова структура монографической темы?

  2. Охарактеризуйте цели, принципы изучения биографии писателя в старших классах. Материал о биографии писателя (поэта) в современных учебниках литературы для 10 – 11 классов.

  3. Методика урока-лекции по изучению биографии писателя (сообщение).

  4. Урок-семинар с использованием биографического материала (сообщение).



Литература:


  1. В мире литературы. 5 – 11 классы: программа для общеобразовательных учреждений. / Под ред. А.Г. Кутузова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). 10 – 11 классы (профильный уровень). – 9-е изд. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1 – 11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2005.

  5. Маранцман В.Г. Изучение биографии писателя в школе // Методика преподавания литературы / под ред. З.Я. рез. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985.

  6. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р. И. Альбеткова. – М., 1991.



Тема 2. Изучение эпических произведений с учетом их родовых особенностей

в старших классах


Цели занятия: характеристика основных путей и приемов изучения эпических произведений в старших классах.


Вопросы и задания для подготовки (выполняются письменно)


  1. С какими трудностями сталкивается учитель при изучении большого эпического произведения в рамках историко-литературного курса? Приведите примеры.

  2. Проанализируйте образцы планирования по изучению большого эпического произведения (работы рекомендуются преподавателем в соответствии с избранной монографической темой). Какой путь анализа избрал каждый из авторов?

  3. Спланируйте систему уроков по изучению … (программное произведение по выбору группы и преподавателя). Дайте методическое обоснование эффективности предложенного вами варианта планирования.


Литература:


  1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М., 2007.

  2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – 2-е изд., перераб. – СПб,. 2000.

  3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 1984.

  4. Курдюмова Т. Ф. Изучение прозаических произведений // Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.



Тема 3. Изучение лирики с учетом ее родовой специфики

в старших классах


Цели занятия: выявление специфики изучения лирики с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся старших классов.

^ Вопросы и задания для подготовки (выполняются письменно)


  1. Охарактеризуйте круг проблем, связанных с изучением лирических произведений в старших классах. Какие новые формы и виды работы используются при изучении лирики в рамках историко-литературного курса?

  2. Как в учебниках по литературе представлен материал по изучению лирического произведения (сравнить структуру темы, характер теоретико-литературных сведений в средних и старших классах на примере творчества поэта, изучаемого и в средних, и в старших классах).

  3. Составьте планирование уроков по изучению лирики (поэт – по выбору группы и студентов) в старшем классе.


Литература:


  1. Карсалова Е. В. Стихи живые сами говорят. – М., 1990.

  2. Мадер Р. Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. – М., 1979.

  3. Маранцман В. Г. Труд читателя. – М., 1986.

  4. Медведев В. П. Изучение лирики в школе. – М., 1985.

  5. Тодоров Л. В. Работа над стихом в школе. – М., 1965.



Тема 4. Изучение драматических произведений в их родовой специфике

на уроках литературы в старших классах


Цели занятия: выявление специфики методики изучения драмы в старших классах (произведение – по выбору студентов и преподавателя).

Вопросы и задания для подготовки к занятию (выполняются письменно)


  1. Перечислите жанрово-родовые признаки драмы.

  2. Охарактеризуйте основные этапы изучения драматического произведения в старших классах.

  3. Назовите основные пути и приемы анализа пьесы в старших классах.

  4. Представьте свой вариант планирования уроков по изучению пьесы (произведение – по выбору группы и преподавателя) в старших классах.



Литература:


  1. Анализ драматического произведения / Под ред. В. М. Марковича. – Л., 1988.

  2. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр. – М., 1982.

  3. Зуева А.М. Изучение драматических произведений: Методические рекомендации. – Уссурийск, 1997.

  4. Корст Н. О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.

  5. Нестурх Я. Г. Чтение пьесы по ролям как прием анализа // Искусство анализа художественного произведения. – М., 1971.

  6. Роговер Е. С. Прием мизансценирования драмы и наглядное обучение // Литература в средней школе. – Вып. 5. – Л., 1971.

  7. Хализев В. Е. Драма как род литературы. – М., 1986.




Похожие:

Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconПрактикум по дисциплине и т п. б. Карта обеспеченности литературой по дисциплине в Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов
Содержание лекционного материала включает в себя обзор и характеристику современных педагогических технологий. На практических занятиях...
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconМатериалы для подготовки к государственной аттестации по дисциплине «теория и методика обучения литературе»
Содержание и структура литературного образования в средней школе. Государственный стандарт по литературе: назначение; компоненты...
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconКурсовая работа по дисциплине: «Методика профессионального обучения»
Разработка методического обеспечения для проведения лабораторного практикума по предмету «Контроль качества сварных соединений»
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос...
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос...
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconПрактикум по дисциплине в. Карта обеспеченности литературой по дисциплине
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методика школьного анализа и интерпретации литературного произведения» раскрывает содержание...
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconРаспределение на курсовые работы студентов социально-психологического факультета, заочной формы обучения
Кафедра социально-педагогического и психологического образования (общие основы педагогики, социальная педагогика, теория и методика...
Практикум по дисциплине «теория и методика обучения литературе» Задача практикума iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «методика профессионального обучения»
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» (гос-2000). Екатеринбург,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов