Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям icon

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям



НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Дата конвертации20.09.2012
Размер113.93 Kb.
ТипМетодические рекомендации



4-а. Методические материалы к дисциплине

(Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям)


Занятие 1. Литературное произведение – через внимательное чтение.

Цель: определить субъект высказывания в рассказе В.И. Белова «Весенняя ночь».

План:

  1. Чтение текста (повторное).

  2. Установление сильных позиций.

  3. Установление ключевых словесных доминант через осмысление лексического состава, синтаксического строения, ритмики рассказа.

  4. Постижение специфики повествования в произведении, относящемся к жанру лирической прозы.

Литература:

Основная:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Романова Г.И. Субъектная организация произведения // Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения (Русская классика). – М., 2005.

  2. Кременцов Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество. – М., 2003.

  3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.


Рекомендации для подготовки

Во время работы над первой темой практических занятий важно понять значение внимательного чтения для постижения, во-первых, целостности художественного высказывания и, во-вторых, основного «голоса» (субъекта речи). При чтении необходимо следить за так называемым «сцеплением» слов, чтобы уловить интонацию лирического повествователя.

Поскольку данный рассказ относится к произведениям лирической прозы, в нем на первом месте – ощущение, переживание человека, его мысленное и чувственное проникновение в тайны природы. Так называемые «картины природы» даны в рассказе опосредованно: через глубоко личное представление субъекта. Внешний мир (а конкретные его приметы налицо в тексте) интериоризирован, что свойственно лирике, а не эпосу. При этом описание составляет основу рассказа (для эпоса описание также характерно). Задача – понять, что перед нами лирическое описание.


Занятия 2, 3, 4 объединены темой «Методика анализа эпического произведения».

Общая цель: закрепить на практике теоретические знания о родовых и жанровых признаках эпоса.


Занятие 2. Анализ рассказа В.М. Шукшина «Мужик Дерябин».

Цель: осмысление понятия «эпическое начало текста».

План:

  1. «Событийный» план рассказа.

  2. Рассказчик как субъект высказывания и изображения.

  3. Средства речевой характеристики героя.



Литература

Основная:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.
    Чернец. – М., 2004.

  2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 т. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). – М., 1982.


Рекомендации для подготовки

К этому и всем последующим занятиям необходимо повторить полученные в курсе «Литературоведение» знания о литературном роде и жанре (см. указанные учебники, а также лекции по предмету). Важно различать родовые признаки лирики, эпоса и драмы, жанровые особенности входящих в эти «группы» произведений. Надо четко уяснить, что бывают различны типы речи, способы организации времени и пространства, а кроме того – познавательная направленность произведений. Научиться видеть и главное – осмыслять эстетическую значимость указанных специфических особенностей – вот главная задача того, кто изучает данный предмет.

При подготовке ко 2-му занятию необходимо повторить также материал по темам «Сюжет», «Персонаж», «Субъект изображения (Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора)». Этот материал – в учебнике «Введение в литературоведение» под ред. Л.В. Чернец.


Занятие 3. Анализ рассказа В.М. Шукшина «Постскриптум».

Цель: осмысление структуры литературно-художественной формы.

План:

  1. Функция композиционного приема обрамления.

  2. Монологическая (письменная) речь как средство характеристики героя.

  3. Соотношение позиций: автор – рассказчик – герой.

Литература

Основная:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

Дополнительная

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2000.


Рекомендации для подготовки

Необходимо повторить материал по темам: «Средства языковой выразительности» и «Композиция». Предметом исследования на практическом занятии станет структура сложно организованного произведения, представляющего собой рассказ в рассказе. Объектами авторского изображения являются рассказчик (тот, кто ведет повествование) и герой, который пишет и «забывает» в ящике стола письмо домой.

При подготовке важно обдумать вопросы:

  1. Зачем писателю понадобилось приводить дословно само письмо?

  2. Зачем нужен рассказчик в рассказе? Разве не достаточно самого письма?

Ответы на эти вопросы помогут понять позицию автора, его эстетическую задачу.


Занятие 4. Анализ рассказа В.М. Шукшина «Выбираю деревню на жительство».

Цель: осмысление средств типизации в эпическом произведении.

План:

  1. Рассказчик как субъект изображения.

  2. Соотношение понятий «персонаж» и «характер».

  3. Роль диалогов в рассказе.

Литература:

Основная:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

  2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 т. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.


Рекомендации для подготовки

Готовясь к занятию, необходимо не только повторить теоретический материал по темам «Художественный образ», «Персонаж», но и обдумать, что такое в эпическом произведении система образов. Поскольку для анализа выбран рассказ, то очевидно, что героев здесь немного. Тем важнее их соотношение, осмысленное автором. Кроме того, важна позиция основного рассказчика по отношению к герою (Кузовникову), его собеседникам, которые в той или иной степени сами выступают рассказчиками. Почему автор не называет их имена? Насколько основной рассказчик «объединяет» их мнения в своей речи? Зачем вообще нужны собеседники как таковые (роль диалогов)? Следует хорошо осмыслить эти вопросы: они ключевые; они помогут ответить и на самый главный – какое явление типизируется в рассматриваемом произведении В.М. Шукшина.


^ Занятия 5, 6 и 7 объединены темой «Методика анализа лирического произведения».

Общая цель: теоретическое и практическое освоение особенностей лирики и применение полученных знаний в аналитическом исследовании лирических произведений. Для каждого из занятий конкретизирован предмет рассмотрения. Повторение темы «Основы стиховедения» (из курса «Литературоведение») является непременным условием для подготовки.


^ Занятие 5. Методика анализа лирического произведения. Метр, ритм, фоника.

Цель: практическое применение знаний о родово-жанровых свойствах лирики и отличительных особенностях стихотворной речи.

План:

  1. Семантический анализ метра и ритма.

  2. Анализ звуковых повторов.

Для исследования указанных аспектов предлагаются стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и «Отцы пустынники и жены непорочны» А.С. Пушкина.

Литература:

Основная:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

  2. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: метрика и ритмика. – М., 2002.

Дополнительная:

  1. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – М., 2002.

2. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. – М., 1976.

3. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004.


Рекомендации для подготовки

Глубокие знания формальных (фонетических и метрико-ритмических) приемов еще не гарантируют, к сожалению, успешного исследования лирического текста. Часто тому или иному стихотворному размеру навязывается определенная содержательность или некое свойство: динамичность, плавность, торжественность и т.д. Исследовательница Д.М. Магомедова справедливо утверждает (часть I, глава 1 указанной книги), что «установить прямую зависимость размера от семантики стихотворения невозможно. Но вполне можно описать жанровые и смысловые тяготения, традицию использования того или иного размера в национальных поэтических культурах». Для нашей работы на данном практическом занятии чрезвычайно важно и утверждение автора о том, что «изменение размера сразу же заставляет обратиться к новым стилистическим средствам».

Именно связь звуковых, лексических, интонационно-синтаксических и метрико-ритмических элементов должна стать предметом внимания при анализе указанных стихотворений. Важно не только уметь правильно определить тот или иной формальный прием, но осознать эстетическую функцию такового. Следует исходить из представления о стиле художественного произведения: «Стиль – это свойство экспрессивно-образной формы… в конкретном единстве ее предметных, композиционных и речевых деталей, непосредственно эстетически воспринимаемом» (Г.Н. Поспелов).


^ Занятие 6. Методы анализа лирического произведения. Лексический уровень текста.

Цель: исследование лирического текста как целостного высказывания.

План:

  1. Композиционно-речевое единство текста, реализуемое через первичные речевые жанры (формы монолога, адресованная речь, диалог, риторические структуры)

  2. «Поэтический словарь» произведения.

Для анализа предлагается стихотворение Н.М. Рубцова «Вечерние стихи».

Литература:

Основная:

  1. Магомедова Д.М. Композиционно-речевое единство текста // Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004.

  2. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2000.

  2. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. Изд. 2-е. – М., 2004.

  3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 2002.


Рекомендации для подготовки

Анализ лирического произведения как целостного высказывания должен опираться на прочные знания о том, кто может являться субъектом речи в стихотворении, что такое «лирический субъект», «лирический адресат». Поскольку стилистика лирического произведения тяготеет к наибольшей (повышенной) экспрессивности, необходимо уделить особое внимание поэтическому языку – повторить темы: «Тропы», «Поэтический словарь», «Поэтический синтаксис». Следует вспомнить также аспекты композиции лирического произведения.

Рассматриваемое стихотворение Н.М. Рубцова «Вечерние стихи» относится к жанру элегии, обладает особым ритмом, при создании которого важную роль играют так называемые определители стиха. Дополнительно о них, а также об элегическом начале стихотворений Н.М. Рубцова можно прочитать в следующих статьях:

  1. Москвина О.А. Определители стиха как элементы стиля («Осенние этюды» Н. Рубцова) // Проблемы славянской культуры и цивилизации / Отв. ред. А.М. Антипова. – Уссурийск, 2007.

  2. Москвина О.А. Элегия в творчестве Николая Рубцова // Проблемы славянской культуры и цивилизации / Отв. ред. А.М. Антипова. – Уссурийск, 2006.

(Указанные сборники статей имеются на кафедре литературы, теории и методике преподавания литературы, каб 111).


Занятие 7. Методика анализа лирического произведения. Реминисценция и ее роль.

Цель: освоение понятия «интертекстуальность» и сопоставительный анализ художественных текстов.

План:

  1. Соотношение лирических субъектов стихотворения Н.М. Рубцова «Чудный месяц плывет над рекою…» и народной песни «Чудный месяц плывет над рекою…».

  2. Определение функции реминисценции в авторском тексте.

Литература:

Основная:

  1. Хализев В.Е. Реминисценция. Интертекстуальность. // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

  2. Фоменко И.В. Цитата // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Николина Н.А. Интертекстуальные связи литературного произведения // Николина Н.А. Филологический анализ текста. 3-е изд. – М., 2008.


Рекомендации для подготовки

Сопоставление двух лирических текстов, взятых для анализа на данном занятии, позволяет освоить такой важный аспект, как «диалог текстов». По мнению исследователя И.В. Фоменко, «автор строит свое» высказывание как адресованную реплику, попадающую в разные диалогические отношения. Текст оказывается на пересечении диалогов, которые ведутся другими высказываниями-текстами, посвященными той же теме (любовь, жизнь и смерть, война и мир, добро и зло и т.д.) (Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006. – С. 87).

В предложенном для анализа стихотворении Н.М. Рубцова мы видим, что первая строка – это цитата из народной песни, у которой, как известно, имеются варианты. Необходимо обдумать вопрос, как развивается в произведении Н.М. Рубцова чувство лирического субъекта, услышавшего знакомые слова песни? Интересно поразмышлять и над тем, какой эстетический контекст «вводится» в сферу читательского внимания благодаря реминисценции.

Подготовка к данному занятию предполагает уточнение терминов «интертекстуальность», «реминисценция».


^ Занятия 8, 9 и 10 объединены темой «Методика анализа драматического произведения».

Общая цель: освоить родовые признаки драмы; постичь предмет анализа драматического текста.


^ Занятие 8. Методика анализа драматического произведения. Основной и побочный текст в драме.

Цель: осмысление целостности текста; характеристика основного типа речи.

План:

  1. Сопоставление основного и побочного текста в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Анализ собственно авторской речи при внимательном чтении.

  2. Разграничение типов речи (повествовательной, диалого-монологической и медитативной) по структурному принципу: на материале основного текста комедии (высказываний персонажей).



Литература:

Основная:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

  2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 т. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.


Рекомендации для подготовки

Основательно повторить тему «Драма» (в курсе «Литературоведение» и в настоящем курсе). Сосредоточить внимание на принципе организации речи с позиции автора, который, избегая посредников, выводит героев действующими и деятельными (по словам Аристотеля). Следует повторить также тему «Рамочные компоненты».

Предложенное для анализа произведение внимательно прочитать; составить представление о направленности авторского начала, реализуемого как побочным, так и основным текстом.

(Произведение принести на занятие).


^ Занятие 9. Методика анализа драматического произведения. Событийный ряд в драме.

Цель: применение на практике теоретических знаний о специфике драматического произведения.

План:

  1. Способы воссоздания пространственно-временных отношений в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

  2. Словесные действия персонажей.

  3. Система образов.

Литература:

Основная:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

  2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 т. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.


Рекомендации для подготовки

Повторить материал 6-й лекции данного курса. Обдумать:

  1. Что лежит в основе конфликта комедии «Ревизор»?

  2. Как развивается действие?

  3. Как соотнесены персонажи по их участию в развитии действия?

  4. Разрешается ли конфликт пьесы?

Необходимо освоить понятие «словесное действие». Об этом у В.Е. Хализева подробно написано в его книге «Драма как род литературы», а также (менее подробно) в его учебнике «Теория литературы» (Глава V, § 4).


^ Занятие 10. Методика анализа драматического произведения. Средства создания характера в драме.

Цель: проверить качество усвоенного материала по теме трех занятий.

План:

  1. Письменный ответ на вопрос: «Как использует Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор» само – и взаимохарактеристики героев»?

  2. Анализ и комментирование ответов.

  3. Устный опрос по теме «Виды и жанры драмы».


Литература:

Основная:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

  2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 т. – М., 2004.

Дополнительная:

  1. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.


Рекомендации для подготовки

Необходимо повторить весь теоретический материал по теме трех занятий. При ответе на предложенный контрольный вопрос надо учитывать: во-первых, то, что в драматическом произведении речь персонажей является основным средством создания характеров; во-вторых, что любое высказывание героя характеризует его не как реальное лицо, но содержит определенную авторскую интенцию. Именно это и является целью постижения при анализе произведения, поскольку в художественном тексте персонажи «не сами за себя отвечают». В связи с этим представляется важным еще раз обратиться не только к определению понятия «художественный образ», но и ко всей теме – «Образ».

Готовясь отвечать на третий вопрос предложенного к занятию плана, необходимо повторить схему родово-жанрового деления драматических произведений (по О.И. Федотову).




Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Цель: закрепить представление о жанре как целостной организации формальных свойств и признаков, постичь авторский замысел, анализируя...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям по курсу «Надежность информационных систем» Для студентов, обучающихся по направлению 654700 «Информационные системы»
Надежность проектирования и программирования модулей: Методические указания к практическим занятиям по курсу "Надежность информационных...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Философия»
Почему человек философствует? Возможно, потому что он человек. И будучи сознательным существом, он не может поступать иначе, ибо...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
Планы занятий и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям
Тов, обучение работе со справочно-вспомогательными картотеками и коллекциями. На семинарских и практических занятиях отрабатываются...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению Содержание образовательных программ должно соответствовать
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для курсантов и слушателей по подготовке к занятиям
Чающихся знаний правовых и организационных основ судебной видеозаписи, естественнонаучных основ записи изображения и звука и технических...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconУкраинский государственный химико-технологический университет методические указания к практическим занятиям по дисциплине
Оборудование химических производств и предприятий строительных материалов”. Часть Алгоритм декомпозиции и синтеза технических систем...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации для обучающихся по программам нпо по профессии 35. 11 «ювелир»
Дудар Л. И. Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации для обучающихся по программе начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов