Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности
Дата конвертации15.09.2012
Размер385.79 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ДС.4 История русской литературной критики XIX-XX века

(УД-04.13-028)


Для специальности

Библиотечно-информационная деятельность

ОП-00.12


Составитель: к.ф.н., доцент В.С. Бондарь


Уссурийск, 2008


^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ……..….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ……………………….……




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………….….


а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ……………………...

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. …………………………….


1. АННОТАЦИЯ


Содержание дисциплины: Дисциплина входит в блок СД. Ф. Учебная программа включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы. Теоретический материал представлен в виде лекционных занятий по следующим курсам: «Русская литературная критика первой половины ХХ века (20-40-е годы)», «Литературное движение 20-40-х годов», «Русская литературная критика второй половины ХХ века (50-90-е годы)», «Литературное движение 50-90-х годов». Логика деления на отдельные циклы обусловлена историей страны и литературы как явления культуры. Программа направлена на формирование целостного представления о литературном процессе и русской критике ХХ века, развитие средствами предмета гармонической личности. Теоретический раздел предусматривает освоение системы литературоведческих, историко-литературных и критических знаний, необходимых для профессиональной компетенции студентов.
Основное содержание лекций – обзор этапов русской литературы ХХ века, состояния литературной критики ХХ века, творчества отдельных авторов, отдельных произведений и критической литературы; демонстрируются образцы анализа сложнейших произведений.

Практический материал направлен на формирование навыков анализа художественного произведения, основанных на полученных теоретических знаниях; умение соотносить историко-биографический материал с художественным произведением; совершенствование навыков работы с периодическими изданиями и критической литературой. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки.

Компетенции: Знать: специфику литературного процесса ХХ века; закономерности и эволюцию литературы; основные направления, течения, школы ХХ века; классические и культурные традиции и их влияние на литературный процесс ХХ века; личные и творческие биографии крупнейших художников слова; содержание основных критических работ по изучаемому курсу. Уметь: соотносить творчество писателя (поэта) с эстетической программой течения; анализировать произведение с учетом стилевых особенностей направления (течения, школы); по предложенному эпизоду определять стиль литературного направления (течения, школы), стиль автора.

^ Связь с другими дисциплинами: «Устное народное творчество», «История русской литературы. Древнерусская литература», «История русской литературы. Литература XVIII века», «История русской литературы. Русская литература XIX века», «Литературоведение», курсами по выбору «Русская поэзия второй половины ХХ века», «Проблема автора в русской литературе второй половины ХХ века», «Поэтика серебряного века».

Специальность: Библиотечно-информационная деятельность (заочная форма обучения).


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДС.4 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

XIX - ХХ ВЕКА

(УД-04.13-028)


Для специальности Библиотечно-информационная деятельность


ОП-00.12


Составитель:

к.ф.н., доцент Бондарь В.С.


Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка …...................................................................................................

2. Тематический план дисциплины …...................................................................................

а) для заочной формы обучения…..................................................................................

3. Содержание учебного материала….......... ........................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов …...................................

5. Формы контроля (заочное обучение) …............................................................................

а) рубежный (текущий) контроль …................................................................................

б) итоговый контроль …....................................................................................................

6. Список литературы ….........................................................................................................

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


История русской литературной критики ХХ века – один из учебных предметов, обеспечивающих необходимый уровень литературного образования студентов, воспитывающих умение воспринимать, анализировать и оценивать литературное произведение как произведение искусства.

Курс лекций по истории русской литературной критике ХХ века в сочетании с практическими занятиями призван познакомить студентов с научными принципами и приемами эстетической и социальной оценки литературных явлений, то есть с теорией литературной критики, а также привить им навыки письменного оформления своих суждений в виде рецензии, эссе, критической статьи, предусмотренных в итоге работы.

Литературная критика активизирует художественное восприятие произведения. Она выполняет образовательные и познавательные задачи: вырабатывает навыки и умения глубокого вчитывания в текст, развивает способности литературно-критического анализа, учит творческому отношению к прочитанному. Обстоятельно вникая в историю литературной критики, студенты получают и практические представления и навыки. Основательное освоение курса русской литературной критики ХХ века предполагает пристальное внимание ко всему циклу литературоведческих знаний и представлений, включая историю и теорию литературы, историю и методологию литературной науки.

Предполагаемая программа по истории русской литературной критике ХХ века призвана реализовать следующие цели:

- дать целостное представление о русской критике ХХ века как научно-художественной и научно-педагогической составляющей истории русской и мировой литературы, овладение которой позволит будущему специалисту реализовать цели и задачи его профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

1. Последовательно рассмотреть становление русской критической мысли ХХ века, отражающее идейную борьбу в русской литературе ХХ века через сопоставление различных точек зрения на произведения русской классической литературы.

2. Расширить знания по теории и истории литературной критики ХХ века, обратив особое внимание на тесную взаимосвязь русской критической и литературной мысли, понимание которой позволит обеспечить разностороннее историко-культурное, историко-литературное образование.

3. История русской критики обладает универсальными возможностями для формирования профессиональной деятельности библиотечного работника.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы, библиотечного работника в области учебно-воспитательной деятельности:

а) помощь в осуществлении процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

б) использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

в) использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

г) применение современных средств оценивания результатов обучения;

д) помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий; в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

Курс «История русской литературной критики ХХ века» рассчитан на 79 часов. Из них 10 часов – лекции, 10 часов – практические занятия, 59 часов – самостоятельная работа студентов, закрепляющая теоретические знания по предмету.

Занятия завершаются зачетом, на котором студенты должны показать знание основных аспектов курса и умение практически их применять.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) для заочной формы обучения





^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ V курс 9 семестр

20

10

10

0

59

79

1.

Введение. Содержание понятия «литературная критика». Литературная критика как синтез литературы и науки.

2

2

-

-

6

8

2.

Литературная критика в Советской России 1920 – начала 1930-х годов.

2

2

-

-

6

8

3.

Советская литературная критика 1930 – середины 1950-х годов.

2

2

-

-

6

8

4.

Советская литературная критика 1950 – середины 1960-х годов.

2

2

-




6

8

5.

Советская литературная критика 1970 – середины 1980-х годов.

2

2

-

-

6

8

6.

Литературная критика России 1990-х годов.

2

-

2

-

6

8

7.

Литературно-критические письменные жанры.

2

-

2

-

6

8

8.

Литературно-критическое творчество А.Н. Макарова.

2

-

2

-

6

8

9.

Художественный текст и литературная критика.

2

-

2

-

6

8

10.

Литературно-критическая оценка одного из произведений отечественной литературы ХХ века (по выбору).

2

-

2

-

5

7




^ Итого за 9 семестр:

20

10

10

0

59

79




Итого по дисциплине:

20

10

10

0

59

79



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


1. Введение. Содержание понятия «литературная критика». Литературная критика как синтез литературы и науки.

Цель: определить связь русской литературной критики с историей отечественной культуры и социального бытия страны; подчеркнуть тесную взаимосвязь истории литературной критики как с историей отечественного литературоведения, с историей самой литературы, с развитием ее ведущих направлений и течений, с судьбами мастеров слова, так и с движением общественно-политической жизни, с текущей современностью.

Русская литературная критика как особая область литературно-художественной деятельности, отражающая общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы.

Содержание понятия «литературная критика». Назначение литературной критики. Профессиональная, писательская и читательская литературная критика. Взаимосвязь истории литературы и истории литературной критики. Проблема периодизации истории русской литературной критики.


^ 2. Литературная критика в Советской России 1920 – начала 1930-х годов.

Цель: подчеркнуть особенности новой литературной эпохи; роль литературной критики как источника формирования новой литературной ситуации; задачи марксистской литературной критики; методологическую основу послереволюционной советской литературной критики.

Новая литературная эпоха, задачи литературной критики в ее формировании. Пролеткульт. Критическая методология пролеткультовцев. Футуристы и Леф. В. Шкловский как литературный критик. «Серапионовы братья» Л. Лунц. История РАПП. Литературно-критическая идеология напостовства. Г. Лелевич. Раскол в РАПП и новые тенденции в литературной критике. А. Воронский, Н. Бухарин. Споры о пролетарской культуре и позиция Е. Замятина. Кружки рабочей критики и читательская критика. «Оппозиционная» литературная критика. А. Луначарский, В. Полонский, В. Переверзев. Литературно-критическая деятельность группы «Перевал». Д. Горбов, А. Лежнев.


^ 3. Советская литературная критика 1930 – середины 1950-х годов.

Цель: изучить процесс становления русской литературной критики на новом историческом этапе; определить черты новой литературной эпохи. Выявить характер взаимосвязей литературной критики с развитием литературы, эстетики; раскрыть роль литературной критики в литературном процессе 30 – середины 50-х годов.

Черта новой Литературной эпохи. Создание Союза советских писателей. Партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Первый съезд советских писателей. Роль Горького в литературной жизни 1930-х годов. Партийная литературная критика. Писательская литературная критика: А. Фадеев, А. Толстой. Литературная критика в свете партийных решений. В. Ермилов. Кризис литературной критики.


^ 4. Советская литературная критика середины 1950-1960-х годов.

Цель: изучить особенности развития литературной критики в условиях новой исторической и литературной эпохи.

Второй Съезд советских писателей. Литературная критика в обстановке «оттепели». Роль Н.Хрущева в литературной ситуации 1960-х годов.

Писательская литературная критика: К. Федин, Л. Леонов, К. Симонов. Литературно-критическое творчество А. Макарова. Литературная критика на страницах журнала «Новый мир». Позиция «Нового мира» в литературно-общественной ситуации 1960-х годов. Литературно-критический отдел «Нового мира». Н. Ильина, И. Виноградов, В. Лакшин. А. Твардовский в роли литературного критика. Литературно-критический отдел журнала «Юность».


^ 5. Советская литературная критика 1970-1980-х годов.

Цель: дать характеристику литературной критики 1970-1980-х годов, выявить характер ее взаимосвязей с литературно-общественной атмосферой 1970-начала 1980-х годов.

Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике». Типы литературной критики и критиков. Многообразие типологических образований (социально-тематическая, художественно-концептуальная, литературно-историческая, культурно-историческая). Творческие индивидуальности литературных критиков: Ю. Селезнев, И. Дедков, А. Турков, И. Золотусский, В. Кардин, Б. Сарнов, В. Кожинов, И. Роднянская и др. Классическая литература в оценках критики. Конец 1980-х годов в литературной критике.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Занятие 1. Литературная критика России 1990-х годов.

Цель: определить литературно-общественную ситуацию последнего десятилетия ХХ века, представить общую характеристику литературной критики России 90-х годов.

^ Вопросы к занятию

  1. Новые проблемы литературной критики на новом этапе:

а). Газетная критика и критика в Интернете.

б). «Тусовка» в литературной критике.

в). Плюрализм мнений и культуры дискуссий.

2. Литературная критика и школьное литературное образование.

3. Критика как открытая система.

Литература

  1. Прозоров В.В. История русской критики. – М.: Высшая школа, 2003.

  2. История русской литературной критики в 2-х томах. – СПб, 2003.

  3. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  4. Кормилов С.И., Скороспелова Е.Б. Литературная критика в России ХХ века. – М., 1996.

  5. Чупринин С. Критика – это критики. Проблемы и портреты. – М., 1988.


Занятие 2. Литературно-критические письменные жанры ХХ века.

Цель: Изучить многообразие литературно-критических жанров. Уметь продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами.

^ Вопросы к занятию

  1. Дать определение понятиям: аннотация, рецензия.

  2. Обратившись к литературно-критическому отделу журнала (по выбору) определить особенности названных жанров в публикациях журнала.

  3. Дать определение понятиям: литературный портрет, критическая миниатюра, эссе, обзор литературно-художественного издания, отзыв на литературное произведение.

  4. Показать на практике владение литературно-критическими жанрами, в связи с чем представить письменный вариант любого жанра (по выбору).

Литература

  1. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики. – М., 1982.

  2. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  3. Проблемы теории литературной критики. Сборник статей. – М., 1980.

  4. Прозоров В.В. История русской критики. – М., Высшая школа, 2003.

  5. Чернец Л.В. Учебно-методическое пособие по истории русской критики «Как наше слово отзовется». – М., 1998.


Занятие 3. Литературно-критическое творчество А.Н. Макарова.

Цель: познакомиться с творчеством литературного критика А.Н. Макарова, отражающим тенденции развития отечественной культуры, литературы, педагогической мысли.

^ Вопросы к занятию

  1. Теоретические положения в статьях А. Макарова: о сущности искусства, о художественности и поэтичности, о пафосе творчества.

  2. Русская литература ХХ века в интерпретации А.Н. Макарова. Утверждение общечеловеческих критериев оценки литературных явлений в статьях критика.

  3. Многообразие жанров в критических работах А. Макарова.

Литература

  1. Макаров А.Н. Литературно-критические работы: В 2-х т. – М., 1982.

  2. Егоров Е.Г. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  3. Астафьев В.П. Зрячий посох. – М., 1988.

  4. Чупринин С. Критика – это критики. Проблемы и портреты. – М., 1988.


Занятие 4. Художественный текст и литературная критика (на примере рассказа В. Астафьева «Ясным ли днем» и его оценки в литературно-критической статье Н. Лейдермана «Крик сердца».

Цель: выработка умения аналитического подхода к художественному тексту и знакомство с критическими отзывами о нем; понимания принципов и приемов литературного анализа, используемого критиком при оценке художественного произведения.

^ Вопросы к занятию

  1. Объясните, как материал Великой Отечественной войны помогает В. Астафьеву в постановке общечеловеческих проблем (рассказ «Ясным ли днем»).

  2. В чем состоит мастерство автора рассказа в изображении главного героя?

  3. Литературно-критическая оценка рассказа В. Астафьева в статье Н. Лейдермана «Крик сердца».

Литература

  1. Астафьев В.П.»Ясным ли днем».

  2. Лейдерман Н. Крик сердца. В кн.: Русская литература ХХ века в зеркале критики. Хрестоматия. – М., СПб., 2003. Стр. 375.

  3. Астафьев В.П. Сюжеты и судьбы.// Астафьев В. Всему свой час. – М., 1985.

  4. Муромский В. Русская советская литературная критика: Вопросы истории, теории, методологии. – Л., 1985.



Занятие 5. Литературно-критическая оценка одного из произведений отечественной литературы (по выбору).

Цель: проверить овладение навыками самостоятельного анализа художественного текста и его критической оценки.

^ Вопросы к занятию

  1. Повторить особенности ключевых литературно-критических письменных жанров.

  2. Продемонстрировать владение литературно-критическими письменными жанрами на примере одного произведения отечественной литературы ХХ века (по выбору).

Литература

  1. Художественный текст по выбору.

  2. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики. – М., 1982.

  3. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  4. Истратова С.П. Литература глазами писателя. – М., 1990.

  5. Прозоров В.В. История русской литературной критики. – М., 2002.



^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ


IХ семестр


Студенты должны знать:

  • историю русской критики ХХ века как вполне самостоятельное историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной культуры, литературы, а также педагогической мысли;

  • монографически творчество выдающихся русских критиков, принадлежащих к разным идеологическим направлениям, как многосторонне изученным, так и возродившимся для изучения в России в 90-е годы ХХ века;

  • близко к тексту фрагменты статей русских критиков.


Студенты должны уметь:

  • продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, эссе, обзор любого литературно-художественного издания, отзыв на литературное произведение, инсценировку, оригинальную пьесу, экранизацию.


Студенты должны владеть навыками:

  • аналитического подхода к художественному тексту и критическим отзывам о нем;

  • понимать, какие принципы и приемы литературного анализа использует критик при оценке художественного произведения;

  • осознавать, в чем отличие непосредственных критических отзывов современников писателя от устоявшейся исторической оценки классических произведений.



^ 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


IХ семестр


а) Рубежный (текущий) контроль


Письменная работа № 1

Цель работы: проверить овладение навыками самостоятельного анализа и литературно-критической оценки художественного произведения или другого вида искусства.

Задание: написать рецензию на художественные произведения (поэтические, прозаические, сценические постановки, художественные и документальные кинофильмы).


^ Письменная работа № 2

Цель работы: проверить знание творчества русских критиков, понимание принципов и приемов литературного анализа, используемого ими при оценке художественного произведения.

Задание: осмысление творчества В. Распутина в критических работах Н. Костенко, В. Курбатова, И. Панкеева, С. Семеновой (на выбор).


б) Итоговый контроль

IХ семестр

Форма итогового контроля – зачет

Требования к зачету

Каждый студент обязан:

  1. Знать историю русской критики ХХ века как вполне самостоятельное историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной культуры, литературы, а также педагогической мысли.

  2. Близко к тексту статьи (фрагменты статей) русских критиков.

  3. Понимать, какие принципы и приемы литературного анализа использует критик при оценке художественного произведения;

  4. Умение определить литературно-критические жанры. Знать их особенности.


Вопросы к зачету

  1. Критика как наука. Отличительные свойства критики.

  2. Связь критики с другими научными дисциплинами: литературоведением, историей литературы и др.

  3. Жанры литературно-художественной критики.

  4. Характеристика литературной критики в Советской России 1920 – начала 1930-х годов.

  5. Критическая методология пролеткультовцев.

  6. В.Б. Шкловский как литературный критик.

  7. Характеристика литературной критики 1930 – середины 1950-х годов.

  8. Советская литературная критика середины 1950-1960-х годов.

  9. Писательская литературная критика (К. Федин, Л. Леонов, К. Симонов).

  10. Литературно-критическое творчество А. Макарова.

  11. А. Твардовский как литературный критик.

  12. Советская литературная критика 1970-1980-х годов.

  13. Творческое наследие литературных критиков: Ю. Селезнева, И. Дедкова, И. Золотусского, В. Кардина, В. Кожинова, И. Роднянской и др. (по выбору).

  14. Литературная критика России 1990-х годов.



Материалы для подготовки к зачету


  1. Критика как наука. Отличительные свойства критики.

Литературная критика как литература о литературе. Она занимает промежуточное положение между наукой и чтением. Литературная критика как наука, объясняющая художественное произведение, его смысл, идею, авторский замысел. Она подготавливает читателя к встрече с искусством слова, настраивает его на ожидание этой встречи, вступает в диалог с автором, другими критиками.


  1. ^ Связь критики с другими научными дисциплинами.

Литературная критика естественно соотносится со многими областями науки и культуры: с филологией, философией, историей, эстетикой, культурологией, психологией, социологией и др. Испытывая непосредственное влияние близких или смежных гуманитарных сфер, литературная критика способствует их развитию. Во взаимосвязи «художественная литература – литературная критика» всегда первична сама литература: ее рассматривают, осмысляют, анализируют, комментируют. Литературно-критический текст призван вторить самой литературе с существенной поправкой на активное сотворчество критика.


  1. ^ Жанры литературно-художественной критики.

Ключевые литературно-критические письменные жанры: аннотация, рецензия, эссе, литературный портрет, обзор литературно-художественного издания, отзыв на литературное произведение, инсценировку, оригинальную пьесу, экранизацию.


  1. ^ Характеристика литературной критики в Советской России 1920 – начала 1930-х годов.

Литературная критика как источник формирования новой литературной ситуации. Методологические установки марксистской критики в послеоктябрьском периоде. Воспитательно-организующая функция искусства в работах Плеханова, Воровского, Луначарского. Социологический метод анализа художественных явлений.


  1. ^ Критическая методология пролеткультовцев.

Пролеткульт – массовая литературно-художественная организация, сыгравшая определяющую роль в развитии литературы и литературной критики 1920-х годов. Приоритет литературной критики 1920-х годов в определении социальных функций всех участников литературного процесса. Пролеткульт и его роль в воздействии на большие массы людей. Вульгарно-социологический подход к художественному тексту, требование социально-классовой оценки произведения.


  1. ^ В.Б. Шкловский как литературный критик.

В.Б. Шкловский – видный теоретик и литературный критик ЛЕФа, отстаивающий необходимость рассматривать литературный процесс с точки зрения смены литературных форм. Идеи теоретической поэтики Шкловского. Ранние работы критика «Воскрешение слова», «Искусство как прием». Литературно-критические статьи Шкловского, посвященные А. Ахматовой, Е. Замятину, А. Толстому, Л. Леонову, М. Зощенко, К. Федину и др.


  1. ^ Характеристика литературной критики 1930-х – середины 1950-х годов.

Создание и внедрение концепции социалистического реализма, приведшего к унификации культуры. Советская литературная критика, представленная речами, докладами, партийными резолюциями и постановлениями. Сущность и методология партийной литературной критики. Ее авторы: И. Сталин, А. Жданов, А. Щербаков, Д. Поликарпов, А. Андреев и др. Главные черты партийной литературной критики: жесткая определенность, непререкаемая однозначность суждений, жанровая и стилевая монотонность, неприятие «другой» точки зрения.

Писательская литературная критика – образцы речей и выступлений. Литературно-критические выступления А. Фадеева («Литература и жизнь», «Учиться у жизни», «Идти прямо в жизнь») – ответ на потребности сталинской эпохи.

Декларативность – необходимый атрибут литературной критики, призванной подчеркивать партийность и классовость литературы.


  1. ^ Советская литературная критика середины 1950-1960-х годов.

Литературная критика в обстановке «оттепели». Роль Н.С. Хрущева в литературной ситуации 1960-х годов. Противоречия литературной жизни и литературной критики, связанные с именем Хрущева. Роль Твардовского – редактора журнала «Новый мир». Новые веяния в литературной жизни страны.

Верность «новомирцев» демократическим убеждениям, последовательность в отстаивании антисталинских позиций. Литературно-критические работы, появившиеся в самиздате.


  1. ^ Писательская литературная критика (К. Федин, Л. Леонов, К. Симонов).

Оживление литературной жизни на рубеже 1950-60-х годов за счет издания многих областных литературно-художественных журналов: «Дон», «Север», «Волга» и др. Оживление литературной критики как особой сферы научно-художественного творчества. Активизация писательской литературной критики. Стремление Федина, Леонова показать связь русской литературы прошлых лет и современности, подчеркнуть высокую значимость литературного труда.

Жанр литературного портрета в творчестве Федина (Статьи о Пушкине, Толстом, Гоголе, Блоке). Литературно-критические выступления Леонова. Словесное «оживление» писателя в «Речи о Чехове», «Слове о Толстом».

Образцы публицистической критики в творчестве К. Симонова. «Глазами человека моего поколения» - литературно-критическая летопись Симонова.


  1. ^ Литературно-критическое творчество А. Макарова.

Широкий творческий диапазон Макарова – литературного критика. Критический стиль Макарова. Статьи о М. Шолохове, Д. Бедном, М. Исаковском, М. Светлове, В. Шукшине и др. Книга о В. Астафьеве «Во глубине России». Размышления о предмете и назначении литературной критики. Макаров писал, что критика является частью литературы, ее предмет – человек и его общественная жизнь.

Основные сборники литературно-критических работ А. Макарова – «Воспитание чувств», «Разговор по поводу», «Во глубине России».


  1. ^ А. Твардовский как литературный критик.

Статьи Твардовского о Пушкине, Бунине, Исаковском, Цветаевой, Блоке, Ахматовой, Эренбурге – свидетельство глубокого понимания классической литературы. Жанровое многообразие литературно-критического наследия Твардовского.

  1. ^ Советская литературная критика 1970-1980-х годов.

Противостояние двух «ветвей» литературной критики: официозной, обслуживающей писательский генералитет и критики, вобравшей в себя оперативные отклики на новые книги, оценки текущей литературной ситуации. Причины выхода из Союза писателей В. Войновича, В. Максимова, Л. Чуковской. Вынужденная эмиграция писателей. Роль журнала «Наш современник» в оценке нравственных жизненных опор. Последовательная критика сталинизма, советской идеологии.


  1. ^ Творческое наследие литературных критиков: Ю. Селезнева, И. Дедкова, А. Туркова, И. Золотуссного, В. Кардина и др. (по выбору).

Литературно-критическая деятельность Ю. Селезнева, И. Дедкова, Л. Аннинского, А. Туркова, И. Золотусского, В. Кардина, Б. сарнова и др. как проявление ярких литературно-творческих индивидуальностей, передающих общественное сознание эпохи.


  1. ^ Литературная критика России 1990-х годов.

Смена литературно-общественной ситуации в стране. Ситуация в литературной критике в статье Н. Ивановой «Между: О месте критика в процессе и литературе» (Журнал «Новый мир», 1996, №1, стр. 203-214).

Газетная критика и критика в Интернете. Новые проблемы литературной критики.


^ 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература


  1. Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Т.И. Литературно-художественная критика. – М., 1982.

  2. История русской литературной критики в 2-х томах. – СПб, 2003.

  3. Кормилов С.И., Скороспелова Е.Б. Литературная критика в России ХХ века. – М., 1996.

  4. Прозоров В.В. История русской критики. – М., 2003.


Дополнительная литература


  1. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики. – М., 1982.

  2. Белая Г.А. Из истории советской литературно-критической мысли 20-х годов. – М., 1985.

  3. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  4. Истратова С.П. Литература глазами писателя. – М., 1990.

  5. Проблемы теории литературной критики: Сб. статей. – М., 1980.

  6. Муромский В.П. Русская советская литературная критика. Вопросы истории, теории, методологии. – Л., 1985.

  7. Русская литературная критика начала ХХ века. Современный взгляд. Сб. обзоров. – М., 1991.

  8. Русская литература ХХ века в зеркале критики. Хрестоматия. (Соствит. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н. Кякшто). – СПбГУ; М., 2003.

  9. Соболев В.С. Литературная критика. – М., 1990.

  10. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ вв. Хрестоматия. – М., 1982.

  11. Чернец Л.В. «Как наше слово отзовется»…Судьбы литературных произведений. – М., 1995.

Тексты (Источники)

  1. Аннинский Л. Локти и крылья надежды, реальность, парадоксы. – М., 1989.

  2. Астафьев В. Зрячий посох. – М., 1988.

  3. Горький М. О литературе. – М., 1980.

  4. Дедков И. Обновленное зрение. – М., 1988.

  5. Золотусский И. Час выбора. – М., 1989.

  6. Иванова Н. Воскрешение нужных вещей. – М., 1990.

  7. Иванова Н. Между: О месте критики в прессе и литературе.// Новый мир. – 1996. - №1.

  8. Кардин В. Где зарыта собака?. Полемические статьи 60-80-х годов. – М., 1991.

  9. Кардин В. Страсти и пристрастия // Знамя, 1995.

  10. Кожинов В. Статьи о современной литературе. – М., 1990.

  11. Лакшин В. Пути журнальные. Из литературной полемики 60-х годов. – М., 1990.

  12. Лейдерман Н. Крик сердца. В кн.: Русская литература ХХ века в зеркале критики. – М., СПб, 2003.

  13. Макаров А. Литературно-критические работы. В 2-х т. – М., 1982.

  14. Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-х. – М., 1998.

  15. Роднянская И. Литературное семилетие. – М., 1995.

  16. Твардовский А. О литературе. – М., 1973.



^ 4. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4-а. Методические материалы к дисциплине


Содержание лекционного курса


1. Введение. Содержание понятия «литературная критика». Литературная критика как синтез литературы и науки.

Цель: определить связь русской литературной критики с историей отечественной культуры и социального бытия страны; подчеркнуть тесную взаимосвязь истории литературной критики как с историей отечественного литературоведения, с историей самой литературы, с развитием ее ведущих направлений и течений, с судьбами мастеров слова, так и с движением общественно-политической жизни, с текущей современностью.

Русская литературная критика как особая область литературно-художественной деятельности, отражающая общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы.

Содержание понятия «литературная критика». Назначение литературной критики. Профессиональная, писательская и читательская литературная критика. Взаимосвязь истории литературы и истории литературной критики. Проблема периодизации истории русской литературной критики.


^ 2. Литературная критика в Советской России 1920 – начала 1930-х годов.

Цель: подчеркнуть особенности новой литературной эпохи; роль литературной критики как источника формирования новой литературной ситуации; задачи марксистской литературной критики; методологическую основу послереволюционной советской литературной критики.

Новая литературная эпоха, задачи литературной критики в ее формировании. Пролеткульт. Критическая методология пролеткультовцев. Футуристы и Леф. В. Шкловский как литературный критик. «Серапионовы братья» Л. Лунц. История РАПП. Литературно-критическая идеология напостовства. Г. Лелевич. Раскол в РАПП и новые тенденции в литературной критике. А. Воронский, Н. Бухарин. Споры о пролетарской культуре и позиция Е. Замятина. Кружки рабочей критики и читательская критика. «Оппозиционная» литературная критика. А. Луначарский, В. Полонский, В. Переверзев. Литературно-критическая деятельность группы «Перевал». Д. Горбов, А. Лежнев.


^ 3. Советская литературная критика 1930 – середины 1950-х годов.

Цель: изучить процесс становления русской литературной критики на новом историческом этапе; определить черты новой литературной эпохи. Выявить характер взаимосвязей литературной критики с развитием литературы, эстетики; раскрыть роль литературной критики в литературном процессе 30 – середины 50-х годов.

Черта новой Литературной эпохи. Создание Союза советских писателей. Партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Первый съезд советских писателей. Роль Горького в литературной жизни 1930-х годов. Партийная литературная критика. Писательская литературная критика: А. Фадеев, А. Толстой. Литературная критика в свете партийных решений. В. Ермилов. Кризис литературной критики.


^ 4. Советская литературная критика середины 1950-1960-х годов.

Цель: изучить особенности развития литературной критики в условиях новой исторической и литературной эпохи.

Второй Съезд советских писателей. Литературная критика в обстановке «оттепели». Роль Н.Хрущева в литературной ситуации 1960-х годов.

Писательская литературная критика: К. Федин, Л. Леонов, К. Симонов. Литературно-критическое творчество А. Макарова. Литературная критика на страницах журнала «Новый мир». Позиция «Нового мира» в литературно-общественной ситуации 1960-х годов. Литературно-критический отдел «Нового мира». Н. Ильина, И. Виноградов, В. Лакшин. А. Твардовский в роли литературного критика. Литературно-критический отдел журнала «Юность».


^ 5. Советская литературная критика 1970-1980-х годов.

Цель: дать характеристику литературной критики 1970-1980-х годов, выявить характер ее взаимосвязей с литературно-общественной атмосферой 1970-начала 1980-х годов.

Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике». Типы литературной критики и критиков. Многообразие типологических образований (социально-тематическая, художественно-концептуальная, литературно-историческая, культурно-историческая). Творческие индивидуальности литературных критиков: Ю. Селезнев, И. Дедков, А. Турков, И. Золотусский, В. Кардин, Б. Сарнов, В. Кожинов, И. Роднянская и др. Классическая литература в оценках критики. Конец 1980-х годов в литературной критике.


^ Содержание практических занятий


Занятие 1. Литературная критика России 1990-х годов.

Цель: определить литературно-общественную ситуацию последнего десятилетия ХХ века, представить общую характеристику литературной критики России 90-х годов.

План:

  1. Новые проблемы литературной критики на новом этапе:

а). Газетная критика и критика в Интернете.

б). «Тусовка» в литературной критике.

в). Плюрализм мнений и культуры дискуссий.

2. Литературная критика и школьное литературное образование.

3. Критика как открытая система.

Литература

Основная

  1. Прозоров В.В. История русской критики. – М.: Высшая школа, 2003.

  2. История русской литературной критики в 2-х томах. – СПб, 2003.

  3. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  4. Кормилов С.И., Скороспелова Е.Б. Литературная критика в России ХХ века. – М., 1996.

Дополнительная

  1. Соловьев В.С. Литературная критика. – М., 1984.

  2. Страхов Н.Н. Литературная критика. – М., 1984.

  3. Чупринин С. Критика – это критики. Проблемы и портреты. – М., 1988.


Приступая к выполнению данной темы, студенты должны хорошо представлять особенности литературно-общественной ситуации последнего десятилетия ХХ века. Важно помнить, что реформы в политической и экономической жизни страны привели к тому, что популярным чтением становится историческая документалистика, но со временем и к документальным источникам утрачивается интерес, поскольку публикации стали восприниматься общественным мнением в ряду ежедневно меняющейся информации. СМИ «отодвигают» литературу и литературную критику, перемещают интересы публики в область современных событий и новостей. В стране возникают новые социальные институты, роль которых в течение многих десятилетий брала на себя литература. В 1990 г. ликвидируется цензура, в этом же году отменяется шестая статья Конституции СССР о руководящей роли компартии. Новые проблемы литературной критики очерчены в статье Н. Ивановой «Между: О месте критики в прессе и литературе» // Новый мир: 1996. - № 1. – С. 203-214. Студенты при подготовке к занятию должны к ней обратиться.


Занятие 2. Литературно-критические письменные жанры ХХ века.

Цель: Изучить многообразие литературно-критических жанров. Уметь продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами.

План:

  1. Дать определение понятиям: аннотация, рецензия.

  2. Обратившись к литературно-критическому отделу журнала (по выбору) определить особенности названных жанров в публикациях журнала.

  3. Дать определение понятиям: литературный портрет, критическая миниатюра, эссе, обзор литературно-художественного издания, отзыв на литературное произведение.

  4. Показать на практике владение литературно-критическими жанрами, в связи с чем представить письменный вариант любого жанра (по выбору).

Литература

Основная

  1. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики. – М., 1982.

  2. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  3. Проблемы теории литературной критики. Сборник статей. – М., 1980.

Дополнительная

  1. Прозоров В.В. История русской критики. – М., Высшая школа, 2003.

  2. Чернец Л.В. Учебно-методическое пособие по истории русской критики «Как наше слово отзовется». – М., 1998.


При подготовке к занятию студенты должны привлечь свой опыт работы со справочной литературой, справочными изданиями. Важно изучить теоретический аспект вопроса и продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами. С этой целью студенты должны обратиться к литературно-критическому отделу журнала (по выбору) и определить особенности названных жанров в публикациях журнала. Студентам предлагается к данному занятию представить письменный вариант любого жанра (по выбору) в связи с чем следует остановиться на произведении одного автора, показав на практике владение литературно-критическими жанрами.


^ Занятие 3. Литературно-критическое творчество А.Н. Макарова.

Цель: познакомиться с творчеством литературного критика А.Н. Макарова, отражающим тенденции развития отечественной культуры, литературы, педагогической мысли.

План:

  1. Теоретические положения в статьях А. Макарова: о сущности искусства, о художественности и поэтичности, о пафосе творчества.

  2. Русская литература ХХ века в интерпретации А.Н. Макарова. Утверждение общечеловеческих критериев оценки литературных явлений в статьях критика.

  3. Многообразие жанров в критических работах А. Макарова.


Литература

Основная

  1. Макаров А.Н. Литературно-критические работы: В 2-х т. – М., 1982.

  2. Егоров Е.Г. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  3. Астафьев В.П. Зрячий посох. – М., 1988.

Дополнительная

1. Казаркин А.П. Русская советская литературная критика 60-80-х годов. – Свердловск, 1990.

2. Чупринин С. Критика – это критики. Проблемы и портреты. – М., 1988.


Выполняя задания, предложенные в данной теме, студенты должны хорошо представлять особенности литературной жизни на рубеже 1950-60-х годов, признаки ее оживления за счет издания многих областных (региональных) литературно-художественных журналов: «Дон», «Север», «Волга», «Подъем» и др. Вновь выходит журнал «Детская литература», в котором печатаются литературно-критические статьи. Начала возрождаться и литературная критика как особая сфера научно-художественного творчества. Активизировалась писательская литературная критика.

Заметным явлением стали литературно-критические работы А.Н. Макарова. Студенты должны познакомиться с содержанием книги В. Астафьева о Макарове «Зрячий посох», подчеркнувшего особенности человеческого и писательского таланта критика.

Важно при подготовке к занятию прочитать основные сборники литературно-критических работ А. Макарова – «Воспитание чувств», «Разговор по поводу», «Во глубине России», в которых критик делится с читателем размышлениями о назначении искусства, пафосе творчества. Особого внимания заслуживают статьи Макарова о М. Шолохове, М. Исаковском, М. Светлове, К. Симонове, В. Шукшине, В. Астафьеве, в которых утверждались общечеловеческие критерии оценки литературных явлений. Знакомясь с творчеством Макарова, студенты должны понять главное в его творческой лаборатории: критика является частью литературы, ее предмет – человек и его общественная жизнь, каждый критик имеет собственный художественный опыт и собственную тему. Такая позиция позволила Макарову оставаться независимым критиком, обладающим широким творческим диапазоном.


Занятие 4. Художественный текст и литературная критика (на примере рассказа В. Астафьева «Ясным ли днем» и его оценки в литературно-критической статье Н. Лейдермана «Крик сердца».

Цель: выработка умения аналитического подхода к художественному тексту и знакомство с критическими отзывами о нем; понимания принципов и приемов литературного анализа, используемого критиком при оценке художественного произведения.

План:

  1. Объясните, как материал Великой Отечественной войны помогает В. Астафьеву в постановке общечеловеческих проблем (рассказ «Ясным ли днем»).

  2. В чем состоит мастерство автора рассказа в изображении главного героя?

  3. Литературно-критическая оценка рассказа В. Астафьева в статье Н. Лейдермана «Крик сердца».

Литература

Основная

  1. Астафьев В.П. Сюжеты и судьбы.// Астафьев В. Всему свой час. – М., 1985.

  2. Астафьев В.П.»Ясным ли днем».

  3. Лейдерман Н. Крик сердца. В кн.: Русская литература ХХ века в зеркале критики. Хрестоматия. – М., СПб., 2003. Стр. 375.

  4. Муромский В. Русская советская литературная критика: Вопросы истории, теории, методологии. – Л., 1985.

Дополнительная

  1. Ланщиков А. Виктор Астафьев. – М., 1992.

  2. Белая Г. Литература в зеркале критики. – М., 1986.

  3. Золотусский И. Час выбора. – М., 1986.


Готовясь к данной теме, студенты должны помнить, что литературная критика восходит к литературоведческой науке. Литературная критика – это оценка литературы, она стремится объяснить художественное произведение, его смысл, подготавливает читателя к встрече с произведением, вступает в диалог с автором, другими критиками. Литературная критика – это осознанный творческий процесс, в котором анализ текста является главной составной частью.

После знакомства с текстом студенты должны обратиться к его анализу, опираясь на выработанные умения аналитического подхода к художественному тексту. Учитывая важность определения таких структур текста, как жанр произведения, его тема, особенности художественного образа, поэтика текста, следует ответить на вопрос, в чем состоит мастерство В. Астафьева в решении темы Великой Отечественной войны в рассказе «Ясным ли днем». Студенты должны прийти к выводу: писатель обратился к психологическому рассказу, в котором тема Великой Отечественной войны решается в контексте индивидуальной судьбы главного героя. Ретроспективный план повествования помогает автору характеризовать главного героя как носителя черт национального русского характера: он смел, самоотвержен, храбро выполняет свой воинский долг. Он герой, кому автор доверяет свои гуманистические раздумья о будущем Родины. Идея утверждения «вечных» ценностей жизни на материале Великой Отечественной войны – главная в рассказе. Обдумывая его содержание, студенты эстетически оценивают художественный образ.

Прочтение и вдумчивое осмысление статьи Н. Лейдермана «Крик сердца» поможет студентам не просто познакомиться с мастерством критика в оценке рассказа В. Астафьева. Студенты обучаются умению понять, оценить литературное произведение исходя из внутренних свойств текста и из духовных потребностей общества.


^ Занятие 5. Литературно-критическая оценка одного из произведений отечественной литературы (по выбору).

Цель: проверить овладение навыками самостоятельного анализа художественного текста и его критической оценки.

План:

  1. Повторить особенности ключевых литературно-критических письменных жанров.

  2. Продемонстрировать владение литературно-критическими письменными жанрами на примере одного произведения отечественной литературы ХХ века (по выбору).

Литература

Основная

  1. Художественный текст по выбору.

  2. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики. – М., 1982.

  3. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

Дополнительная

  1. Истратова С.П. Литература глазами писателя. – М., 1990.

  2. Прозоров В.В. История русской литературной критики. – М., 2002.


Исходя из цели занятия – проверить овладение студентами навыками самостоятельного анализа художественного текста и его критической оценки, выполнение заданий к данному занятию носит индивидуальный характер, предлагающий продемонстрировать, опираясь на теоретический материал лекций, владение литературно-критическими письменными жанрами на примере одного произведения отечественной литературы ХХ века по выбору. Студент может либо проанализировать конкретное литературное произведение, либо (более сложный вариант) показать решение одной из изученных литературоведческих проблем в конкретном литературном произведении. Работе предшествует повторение особенностей ключевых литературно-критических письменных жанров.


4-б. Карта обеспеченности литературой по дисциплине
^

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или

иными информационными ресурсами


Образовательная программа ОП-02.01 – Русский язык и литература


^ Наименование дисциплин, входящих в образовательную программу

Кол-во экземпляров в библиотеке УГПИ

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на 1 обучающегося

1

2

3

4

ДС.4 История русской литературной критики XIX-XX века










Основная

4

  1. Русская литература ХХ в. в зеркале критики (Сост. Тимина С., Черняк М., Кякшто. – М., 2003.

2

20

  1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е. В 2 т.. – М., 2003.

10



Дополнительная

2

  1. Аннинский А. Локти и крылья. Литература 90-х . – М., 1989.

1

2

  1. Белая Г. Литература в зеркале критики. – М., 1986.

1

4

  1. Дедков И. Живое лицо времени. Очерки прозы 70-80-х. – М., 1986.

2

2

  1. Кожинов В. Статьи о современной литературе. – М., 1990.

1

10

  1. Минералов Ю. История русской литературы 90-е гг. ХХ в. – М., 2002.

5

30

  1. История русской литературной критики /Под ред. В. Прозорова. – М., 2002.

15

3

  1. Чупринин С. Критика – это критики. – М., 1988.

1.5

4-в. Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д


Демонстрационных материалов программой не предусмотрено.





Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков (ДС. 04. 13-026) Для специальности Библиотечно-информационное дело
Цель изучаемой дисциплины заключается в формировании у студентов представления о многообразии литературных явлений, направлений,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 3 История русской литературы и культуры XX века (ДС. 04. 13-027) Для специальности Библиотечно-информационное дело
Основное содержание лекций связано с обзором этапов развития литературной, культурной и общественной жизни России, творчества отдельных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование
«Основы науки о литературе», который читается во втором семестре первого курса по специальности «Русский язык как неродной и литература»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века (уд-04. 13-015)
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Русская поэзия второй половины ХХ века». Курс изучается студентами...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов