Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
страница1/6
Дата конвертации15.09.2012
Размер1.35 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ДПП.В.03 Язык художественного произведения

(УД-04.13-014)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина


Уссурийск, 2009


^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………..…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….


а). Хрестоматия учебно-методического материала …………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. …………………………..…


1. АННОТАЦИЯ


Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Язык художественного произведения». Курс изучается студентами очного отделения в шестом и заочного отделения в восьмом семестрах.

Установленный объем составляет 44 часа.

Основой методического комплекса является учебная программа, в которой определены основные направления лекционного курса, самостоятельной работы студентов.

Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой; хрестоматию основных трудов по изучаемым проблемам, а также раздаточный материал, используемый в процессе изучения дисциплины и во время зачета.


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.




СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка .......................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .......................................................................................

а) для очной формы обучения ...........................................................................................

б) для заочной формы обучения ........................................................................................

3. Содержание учебного материала .......................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .......................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ..................................................................

а) рубежный (текущий) контроль .....................................................................................

б) итоговый контроль ........................................................................................................

6. Список литературы .............................................................................................................


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Язык художественного произведения» является дисциплиной по выбору, изучается в VI семестре (очная форма обучения) и VIII семестре (заочная форма обучения).

Проблема словесного выражения – воздействия художественным словом – важная проблема литературы и литературоведческой науки. Художественное слово одновременно и типизирует и индивидуализирует явление, служит созданию эстетического переживания. Именно через переживание, которое возникает у учителя, благодаря найденной автором форме воздействия, постигается так называемый «авторский подтекст» (М. Бахтин).

В курсе «Язык художественного произведения», помогающем постичь образность художественной речи, рассматривается экспрессивное использование фонетических средств языка; номинативная изобразительность слов и их лексико-морфологическая выразительность; художественная роль иносказательных средств, а также фигур поэтического синтаксиса.

Само наличие и распределение изучаемых компонентов традиционно, и задача видится не только в установлении признаков выразительных средств и иллюстрировании их текстовым материалом. Обнаружение тех или иных языковых приемов рассматривается как начальный этап усвоения основной особенности поэтического языка, который как раз в том и заключается, что «более широкое» или «более далекое» содержание не имеет своей собственной раздельной звуковой формы, а пользуется вместо нее формой другого, буквально понимаемого содержания (Г. Винокур).

Проблема образности языка должна непременно решаться в связи с проблемой стиля художественного произведения, потому что именно в нем реализуются принципы изображения действительности, определяемые образом автора. Исходя из этого, предлагаются для сопоставления тексты, в которых активно (открыто) и менее активно (скрыто) используются формы выражения авторского намерения. Кроме того, при рассмотрении роли предметной изобразительности для создания художественного образа студентам дается возможность сопоставить описания внешности героя в произведениях разных литературных эпох и направлений. Это позволяет правильно соотнести "голоса" в изображении одного и того же лица, различить героя и повествователя и твердо усвоить, что цель анализа не в том, чтобы с помощью цитат из текста узнать, как выглядит герой или героиня, а в том, чтобы понять авторскую тенденцию: почему ему необходимо, чтобы их именно так, а не иначе воспринимал читатель. Избранный путь, на наш взгляд, приводит к пониманию приемов создания художественного образа в словесном произведении.

Курс завершается выполнением зачетной письменной работы, цель которой – проверить полученные навыки в исследовании экспрессивной роли средств языковой выразительности, определении стилевой доминанты художественного текста, постижении эстетической задачи автора.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) для очной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ III курс 6 семестр

22

22

0

0

22

44

1.

Предмет и задачи курса. Язык как художественное средство.

2

2

0

0

2

4

2.

Из истории изучения языка литературных произведений.

2

2

0

0

2

4

3.

Слово в художественном произведении

2

2

0

0

2

4

4.

Образность слова. Понятие «поэтический словарь».

2

2

0

0

2

4

5.

Поэтический язык как важнейший стилеобразующий фактор.

2

2

0

0

2

4

6.

Язык и литературное направление.

2

2

0

0

2

4

7.

Субъекты речи художественного текста: мотивация средств языковой выразительности.

4

4

0

0

2

6

8.

«Фактура» словесного образа.

2

2

0

0

2

4

9.

Сравнительный анализ фонетических средств.

2

2

0

0

2

4

10.

Художественный текст как композиционно-речевое единство.

2

2

0

0

4

6




^ Итого за 6 семестр:

22

22

0

0

22

44




Итого по дисциплине

22

22

0

0

22

44



б) для заочной формы обучения





^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ IV курс 8 семестр

10

10

0

0

34

44

1.

Предмет и задачи курса. Язык как художественное средство.

2

2

0

0

2

4

2.

Из истории изучения языка литературных произведений.

0

0

0

0

4

4

3.

Слово в художественном произведении

0

0

0

0

4

4

4.

Образность слова. Понятие «поэтический словарь».

2

2

0

0

4

6

5.

Поэтический язык как важнейший стилеобразующий фактор.

2

2

0

0

2

4

6.

Язык и литературное направление.

2

2

0

0

2

4

7.

Субъекты речи художественного текста: мотивация средств языковой выразительности.

2

2

0

0

4

6

8.

«Фактура» словесного образа.

0

0

0

0

2

2

9.

Сравнительный анализ фонетических средств.

0

0

0

0

6

6

10.

Художественный текст как композиционно-речевое единство.

0

0

0

0

4

4




^ Итого за 8 семестр:

10

10

0

0

34

44




Итого по дисциплине:

10

10

0

0

34

44



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


1. Предмет и задачи курса. Язык как художественное средство.

Специфика словесного искусства. Толкование понятий «поэтика», «стиль», «стилистика». Ясность и чистота как общие условия всякой литературной письменной речи. Соотношение понятий «литературный язык» и «язык литературы». Требование высокой степени выразительности.


^ 2. Из истории изучения языка литературных произведений.

Формирование понятий «поэтический язык» и «внутренняя форма». Сопоставление суждений А. Афанасьева, А. Потебни. Роль формальной школы в изучении языка художественного произведения. Идеи Б. Эйхенбаума, Б. Томашевского. Проблемы текстологии (взгляды В. Жирмунского, Г. Винокура). Теория художественной речи В. Виноградова. Современное литературоведение об изучении языка художественного произведения.


^ 3. Слово в художественном произведении.

Анализ текстовых наблюдений над произведениями высокой литературы и так называемой массовой. Противопоставленность образности слова и «бессловесности». Рассуждения современных писателей (В. Белова, В. Распутина, В. Крупина) о словесной точности и образности литературы, а также о проблемах, связанных с засорением языка.


^ 4. Образность слова. Понятие «поэтический словарь».

Преодоление «бытового», «обиходного» слова в образное – "прием, искусно обманывающий наивных читателей" – (Б. Эйхенбаум). Наблюдения над текстами пушкинских произведений с целью показать разницу между «простым» словом и созданным автором образом простого изъяснения.

Соотношение понятий «поэтический словарь» – «поэтическая лексика», «идиолект», «идиостиль», «поэтическая стилистика». Поэтический словарь как арсенал для формирования поэтического языка. Лексико-морфологическая выразительность слов. Тропы. Стилистические фигуры.


^ 5. Поэтический язык как важнейший стилеобразующий фактор.

Поиски единого принципа, организующего художественную речь, – как предмет стилистики. Зависимость специфических особенностей языка от родовой и жанровой принадлежности произведения (типы организации речи в эпосе, лирике и драме; жанровые каноны). Аналитическое рассмотрение стихотворения Н. Рубцова «Вечерние стихи» в аспекте данной темы.


^ 6. Язык и литературное направление.

Связь поэтического словаря художника с принципами изображения действительности. Суждения В. Жирмунского и Г. Поспелова относительно языковых предпочтений классицизма и реализма.

Сопоставление количественных и качественных соотношений метафор и метонимий в поэмах А.С. Пушкина "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Полтава", "Домик в Коломне". Индивидуально-авторский способ использования тропов.


^ 7. Субъекты речи художественного текста: мотивация средств языковой выразительности.

Образ автора. Образ повествователя. Многообразие повествовательно-речевых манер в художественном тексте.

Рассмотрение различных композиционных типов, определяемых соотношением позиций: автор – рассказчик – герой (на примере прозы В. Белова: тенденция к "расширению" высказывания персонажа; жанрово-стилевое ногообразие; сближение образа рассказчика и автора).


^ 8. «Фактура» словесного образа.

Экспрессивные возможности фонетических, лексических, синтаксических и ритмических средств. Условность «предметного» и «сюжетного» рядов (на примере стихотворения Н. Рубцова "Фиалки" и "Прощальная песня").

Системное рассмотрение всех выразительных средств художественного текста с целью постижения эстетической задачи автора.


^ 9. Сравнительный анализ фонетических средств.

Фоника и ритмика как активные приемы в лирическом стихотворном произведении. Аналитическое рассмотрение «открытого» и «скрытого» способов авторского воздействия (в сопоставлении): 1) звукоподражание, насыщение звукописью с целью выделения смысловых единиц, рифмы (в т.ч. «распыленной»); 2) использование звука без усиления звуковых моментов, без игры.

Рассмотрение в аспекте данной темы произведений И. Северянина, И. Сельвинского, М. Цветаевой, В. Маяковского, А. Пушкина.


^ 10. Художественный текст как композиционно-речевое единство.

Система языковых средств выразительности как показатель существования поэтического мира в самой форме, а не «под» или «за» ней. «Выстраивание» тематического материала в стихотворном произведении: повторы, параллелизм, кольцо, форма присоединительных перечислительных конструкций, форма сравнения, форма периода.

Аналитическое рассмотрение указанных способов на примере стихотворений Б. Ахмадулиной.

  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Занятия предусматривают практическую работу установленной направленности со словесным произведением. Контрольный раздел выявляет...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Практический материал, реализуемый на лабораторных занятиях, направлен на формирование навыков анализа художественного произведения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Умк также включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, методические материалы для подготовки к практическим...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Нравственные проблемы в прозе В. Распутина (уд-04. 13-017) Для специальности 050301 Русский язык и литература
«Последний срок» и приемы его художественного воплощения»; «Художественное решение нравственных проблем в повести ˝Живи и помни˝»;...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы