Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
страница1/7
Дата конвертации15.09.2012
Размер1.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ДПП.В.02 Теория и практика стиха

(УД-04.13-010)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина


Уссурийск, 2009

^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………..…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….


а). Хрестоматия учебно-методического материала …………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………………


1. АННОТАЦИЯ


Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету проводятся в шестом семестре (очное отделение). Установленный объем составляет 36 часов.

Основой методического комплекса является учебная программа дисциплины, в которой определяются основные направления семинарских занятий и самостоятельной работы.

Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературы, а также хрестоматию трудов по изучаемым проблемам.


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.В.02 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СТИХА

(УД-04.13-010)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина


Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка ........................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .......................................................................................

а) для очной формы обучения ...........................................................................................

б) для заочной формы обучения .......................................................................................

3. Содержание учебного материала .......................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .......................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ..................................................................

а) рубежный (текущий) контроль .....................................................................................

б) итоговый контроль .........................................................................................................

6. Список литературы ..............................................................................................................


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Семинар «Теория и практика стиха» является дисциплиной по выбору, изучается в VI семестре очной и заочной формы обучения и призван углубить знания студентов в области такого важного раздела литературоведения, как стиховедение, задачей которого является изучение природы и особенностей стихотворной речи, принципов версификации.

В работе семинара уделяется особое внимание выявлению семантики метра и ритма. Формируется инструментарий для анализа стихотворных произведений с учетом того, что при восприятии текста важна не условно-«скандовочная» мелодия сама по себе. Акцент делается на том, что выстроенные особым образом слова стихотворного текста и их реальные ударения образуют ритмический ряд, подчиняющийся определенным закономерностям.

На примерах исследования произведений поэтов доказывается, что игнорирование названного аспекта, во взаимодействии с которым реализуются элементы стиха (размер, рифмовка, интонационно-синтаксические особенности и т.д.), приводит к упрощению и искажению в понимании их художественной роли, к прямолинейному толкованию.

Тематика докладов семинара включает материал об основных этапах развития русского стихосложения, начиная с неосознанного накопления потенциально-стихотворных элементов ритмически урегулированной речи до современных способов создания ритмических структур.

Изучение истории стиховедческой мысли в России, знакомство с общим кругом проблем современного стиховедения, а также постижение художественной функции стиховых приемов и овладение навыками анализа стихотворного текста – вот основные цели семинара «Теория и практика стиха».


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) для очной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ III курс 6 семестр

18

0

18

0

18

36


1.

Предмет и задачи семинара. Обзор литературы по темам. Комментарий тематики докладов.

2

0

2

0

2

4


2.

Истоки русской стиховой культуры: фольклорные и литературные корни русского стиха.

2

0

2

0

2

4


3.

Русская силлабическая поэзия: Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир.

Реформа русского стихосложения: эволюция или революция?

2

0

2

0

2

4


4.

Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Клаузула как наиболее активный элемент стиха.

2

0

2

0

2

4


5.

Вариации анакруз в двух – и трехсложных стихах: а) на материале стихов

М. Лермонтова; б) на материале стихов

А. Блока.

2

0

2

0

2

4

6.

Анжамбеман в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

2

0

2

0

2

4

7.

Игра на отступлениях от идеальной метрической схемы (поэзия А. Пушкина).

2

0

2

0

2

4

8.

Принципиальное отличие тонического стиха от силлабо-тонического.

2

0

2

0

2

4

9.

Выразительность дольника (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин).

2

0

2

0

2

4




^ Итого за 6 семестр

18

0

18

0

18

36




Итого по дисциплине

18

0

18

0

18

36



а) для заочной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ III курс 6 семестр

12

0

12

0

24

36


1.

Предмет и задачи семинара. Обзор литературы по темам. Комментарий тематики докладов.

2

0

2

0

2

4


2.

Истоки русской стиховой культуры: фольклорные и литературные корни русского стиха.

2

0

2

0

2

4


3.

Русская силлабическая поэзия: Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир.

Реформа русского стихосложения: эволюция или революция?

2

0

2

0

2

4


4.

Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Клаузула как наиболее активный элемент стиха.

2

0

2

0

2

4


5.

Вариации анакруз в двух – и трехсложных стихах: а) на материале стихов

М. Лермонтова; б) на материале стихов

А. Блока.

0

0

0

0

4

4

6.

Анжамбеман в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

0

0

0

0

4

4

7.

Игра на отступлениях от идеальной метрической схемы (поэзия А. Пушкина).

0

0

0

0

4

4

8.

Принципиальное отличие тонического стиха от силлабо-тонического.

2

0

2

0

2

4

9.

Выразительность дольника (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин).

2

0

2

0

2

4




^ Итого за 6 семестр

12

0

12

0

24

36




Итого по дисциплине

12

0

12

0

24

36



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


1. Предмет и задачи семинара. Обзор литературы по темам. Комментарий тематики докладов.

Место семинара среди литературоведческих дисциплин. Актуализация аспектов стиховедения. Сопоставление источников. Обозначение основной направленности докладов.


^ 2. Истоки русской стиховой культуры: фольклорные и литературные корни русского стиха.

Формирование оппозиции «стих – проза» в фольклорных жанрах. Речевое и музыкально-речевое направления. Разные точки зрения ученых на основные формы ритмически организованной речи фольклора. Влияние литературных произведений на народную лирику.


^ 3. Русская силлабическая поэзия: Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир. Реформа русского стихосложения: эволюция или революция?

Приверженность силлабике и стремление «сгладить» силлабический стих: тенденция к тоническому принципу. Споры Тредиаковского и Ломоносова. Современный взгляд на предпосылки силлабического принципа и стопную теорию.


^ 4. Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Клаузула как наиболее активный в ритмическом отношении элемент стиха.

Жирмунский В.М., Холшевников В.Е., Федотов О.И. по поводу ритмических определителей стиха. Выразительные возможности определителей. Константа и клаузула. Каталектика и акаталектика. Примеры активного использования.


^ 5. Вариации анакруз в двух- и трехсложных стихах: а) на материале стихов М. Лермонтова; б) на материале стихов А. Блока.

Постоянные и переменные акценты на начале ритмических отрезков. Варианты соотнесения двухсложных и трехсложных анакруз с соответствующими стопами. Выразительные возможности тихого и стремительного «приступов». Наблюдаемые предпочтения и тенденции.


^ 6. Анжамбеман в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

Характер ритмического и интонационного переноса в соотнесении с жанровой природой данного произведения. «Онегинская» строфа и перенос. Анжамбеман как средство создания особой повествовательности текста: взаимодействие лирического и эпического начал.


^ 7. Игра на отступлениях от идеальной метрической схемы (поэзия А. Пушкина).

Соотношение ритмической и метрической схем. Разновидности отступлений. Замеченная тенденция в пушкинских стихах. Выразительные возможности такой «игры» (на примере ряда текстов).


^ 8. Принципиальное отличие тонического стиха от силлабо-тонического.

Сущность силлабики и тоники. «Магистральный» принцип русского стихосложения. Качественное преобразование двух принципов в силлабо-тонике. Тоническая система: акцентный стих; декламационно-тонический стих.


^ 9. Выразительность дольника (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин).

Различное толкование отступлений от силлабо-тонического стиха (усечение слога). Виды дольников (по В.Е. Холшевникову). Сопоставление текстов указанных поэтов в аспекте применения дольника; выявление художественной функции «нарушения».


^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ


Студент должен знать:

  • принципы организации всех систем русского стихосложения, переходных форм между ними, а также формы дописьменного стиха;

  • общие положения трудов по стиховедению;

  • функциональные возможности стиховых приемов.


Студенты должны уметь:

  • определить принадлежность стихотворного текста к виду ритмической структуры;

  • видеть индивидуально-авторские способы использования стихотворной речи;

  • анализировать текст в единстве его содержательных и формальных компонентов.



^ 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

(очное и заочное отделение)


а) Рубежный (текущий) контроль


Очная форма обучения.


Письменная работа.

Составить реферат статьи В.Е. Холшевникова «Типы интонации русского классического стиха».


б) Итоговый контроль

Типы заданий, выполняемых во время зачета:

1). Описать роль композиционных аспектов в предложенном тексте.

2). Соотнести метрическую и ритмическую схемы в предложенном тексте.

3). Определить вид тонического стиха (текст дается на зачете).


^ 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература


  1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

  2. Тимофеев Л.И. основы теории литературы. Изд. 5-е, испр. и доп. – М., 1976.

  3. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

  4. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1998.

  1   2   3   4   5   6   7



Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Язык художественного произведения». Курс изучается студентами...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Занятия предусматривают практическую работу установленной направленности со словесным произведением. Контрольный раздел выявляет...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Умк также включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, методические материалы для подготовки к практическим...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Нравственные проблемы в прозе В. Распутина (уд-04. 13-017) Для специальности 050301 Русский язык и литература
«Последний срок» и приемы его художественного воплощения»; «Художественное решение нравственных проблем в повести ˝Живи и помни˝»;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы