Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Дата конвертации15.09.2012
Размер334.78 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОПД.В.04 В. Распутин в школе

(УД-04.13-019)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

к.ф.н., доцент В.С. Бондарь


Уссурийск, 2009


^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………..…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………………...


а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов) ……………………………………………………………….…

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………………


1. АННОТАЦИЯ


Содержание дисциплины. Учебная программа включает в себя практический и контрольный разделяя. Практический материал представлен в виде семинарских занятий, предваряемых вводным занятием, на котором определяются цели, задачи семинара, предлагается общая характеристика прозы В. Распутина, значение решаемых писателем нравственных проблем. Определяется важность изучения творчества писателя в школе, обсуждаются методические приемы, оборудование, цели урока по предложенным темам.

Содержание занятий включает подготовку студентами докладов и их обсуждение по следующим разделам: «Творческий путь В. Распутина», «Изучение биографии В. Распутина в 7 и 11 классах», «Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 7 классе», «Изучение повести В. Распутина «Деньги для Марии» в 9 классе», «Изучение повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе» и др.

Программа направлена на формирование целостного представления о мастерстве Распутина, обратившегося в своем творчестве к постановке и решению нравственных проблем, а также на выработку умений и навыков ее методического преломления в школе. Подготовка доклада предусматривает закрепление навыков анализа художественного текста, закрепление системы литературоведческих и методических знаний, необходимых для профессиональной компетенции студентов. Основное содержание докладов связано с индивидуальными заданиями, предлагающими студенту, опираясь на теоретические и методические знания, показать их реализацию в школьной практике.

Компетенции. Знать основные особенности художественного мира писателя, личную и творческую биографию писателя, его гражданскую позицию, уметь использовать различные методические приемы при изучении творчества писателя в школе.

Связь с другими дисциплинами. «Литературоведение», «Методика преподавания литературы», «История русской литературы ХХ века».


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.В.04 В. РАСПУТИН В ШКОЛЕ

(УД-04.13-019)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

к.ф.н., доцент В.С. Бондарь


Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка .......................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .......................................................................................

а) для очной формы обучения........................ ...................................................................

б) для заочной формы обучения........................................................................................

3. Содержание учебного материала .....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .......................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ..................................................................

а) рубежный (текущий) контроль ....................................................................................

б) итоговый контроль .......................................................................................................

6. Список литературы .............................................................................................................

^




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Изображение русского национального характера отличает русскую литературу в целом. Поиски героя, нравственно гармоничного, ясно представляющего себе границы добра и зла, существующего по законам совести и чести, объединяет многих русских писателей. Достаточно вспомнить произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого. Среди писателей конца двадцатого века В. Распутин обратился к народной почве, продолжив традиции русской классики.

Сегодня, наверное, даже самый активный антагонист Распутина не может не признать колоссальной силы его таланта, его способности воплотить всю глубину собственного видения и понимания общей нашей жизни в слове. Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе сознания народа. Не случайно поэтому и обращение к его произведениям в школе.

Знакомство с творчеством В. Распутина в школе предлагается составителями всех программ по литературе, что само по себе свидетельствует о признании произведений автора и включении их в золотой фонд русской литературы. Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой предлагает изучение рассказа "Уроки французского" в 7 классе, повести "Деньги для Марии" в 9 классе, а повестей "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Живи и помни" – в 11 классе. В программу под редакцией А.Г. Кутузова включены повесть "Прощание с Матерой" для ознакомления в 9 классе и одно из произведений в обзоре русской литературы 60-80-х годов ХХ века в 11 классе.

В научно-методических журналах по литературе появляются отдельные статьи об изучении произведений В. Распутина в школе. Большинство из них написано на основе опыта работы учителей и отражает сложившуюся практику вести разговор о писателе в аспекте нравственного воспитания учащихся. В этих публикациях чаще всего предлагается характеристика героев, обсуждается нравственный аспект их поступков, анализируется проблематика произведений. Эстетическая природа произведений В. Распутина не часто становится объектом изучения в школе. Поэтому сегодня важнейшей проблемой в изучении творчества В. Распутина в школе, как и литературного образования в целом, стала проблема восприятия и изучения художественного произведения как явления искусства. Важно помочь учащимся осознать ценность текста как эстетического явления.

Исходя из вышесказанного, следует заметить, что введение дисциплин по выбору по изучению творчества ряда писателей в школе в учебные планы факультета русской филологии и социально-гуманитарных наук обусловлено ориентацией студента на восприятие не только внешней событийной стороны того или иного произведения, но его глубинных сторон, эстетического опыта писателя, помогающего воспринимать прекрасное, позволяющего лучше чувствовать и понимать другого человека, другую культуру.

Семинар, подготавливающий студентов к изучению темы "В. Распутин в школе" определяет основные методологические подходы, на основе которых будет проводиться работа. Ее основой станет внимание к таким аспектам в восприятии и изучении художественного произведения как явления искусства, как "автор – произведение – читатель", "художественный мир произведения", "целостность художественного произведения и автор". Читатель, воспринимая произведение, вступает в диалог с автором. Идея диалога "читатель - автор" была разработана М.М. Бахтиным. По мнению ученого, содержание произведения не находится в самом тексте, оно рождается в момент чтения, в процессе диалога между автором и читателем, между двумя сознаниями. Поэтому восприятие и понимание произведения зависят от многих факторов, в том числе от возраста, жизненного опыта, эстетического и интеллектуального уровня развития.

Художественный мир писателя – это совокупность всех написанных им произведений. Этот мир скрепляется единством развивающегося авторского сознания, обладает особыми, только ему присущими свойствами и законами. По словам Л.Н. Толстого "цельность художественного произведения заключается … в ясности и определенности того отношения самого автора к жизни, которое пропитывает все произведение".

Для понимания мира целостного произведения важно помнить, что автор воплощает в произведение свои определенные представления о жизни и человеке. Он избирает для этого жизненные обстоятельства, человеческие взаимоотношения, утверждает важные для себя мысли, оценивает жизненные явления. Одновременно в произведении присутствует и то, что автор не намеревался доводить до читателя, но что сказалось помимо его воли. Процесс постижения художественного мира отдельного произведения включает в себя прежде всего характеристику системы персонажей и событий, из которых слагаются сюжеты, пространственно-временные отношения, своеобразие композиции. Анализ произведений В. Распутина включает в себя все выделенные аспекты художественного мира.

Семинар "Изучение творчества В.Г. Распутина в школе" ставит своей целью:

  • сформировать у будущего педагога понимание основных индивидуальных черт художественного наследия писателя, представление об эволюции его творчества;

  • определить способы выражения авторской позиции в произведении;

  • продолжить закрепление навыков литературоведческого анализа произведений, входящих в школьную программу;

  • в рамках семинара продолжить закрепление у студентов навыков работы с периодикой, литературной критикой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в потоке современных литературных произведений, отбирая из них наиболее общественно и художественно значимые;

  • сформировать умение реализовать полученные знания в подготовке системы уроков по творчеству писателя, в выборе методических приемов в достижении цели урока;


Указанными целями определяются задачи семинара:

- произвести обзор школьных программ с уточнением произведений Распутина, изучаемых в школе;

- рассмотреть художественное произведение как сложное образование с точки зрения тематики, жанрово-стилевой специфики;

- выявить основные типологические принципы и выстроить классификацию действующих лиц произведений;

- в ходе изучения, конкретных типов исследовать их роль в раскрытии авторских творческих позиций.

Дисциплина по выбору «В. Распутин в школе» изучается в VIII семестре очного и заочного отделений.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) для очной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ IV курс 8 семестр

20

0

20

0

20

40

1.

Цели и задачи семинара. Знакомство с библиографическими источниками по творчеству Распутина. Обзор основных источников.

2

-

2

-

-

2

2.

Творческий путь Распутина.

2

-

2

-

4

6

3.

Изучение биографии В. Распутина в 7 и в 11 классах.

2

-

2

-

2

4

4.

Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 7 классе.

2

-

2

-

2

4

5.

Изучение повести В. Распутина «Деньги для Марии» в 9 классе.

2

-

2

-

2

4

6.

Изучение повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4

7.

Изучение повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4

8.

Изучение повести В. Распутина «Живи и помни» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4

9.

Система уроков по изучению повести «Живи и помни» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4

10.

Варианты уроков по изучению повести «Последний срок» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4




^ Итого за 8 семестр:

20

0

20

0

20

40




Итого по дисциплине

20

0

20

0

20

40



б) для заочной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ IV курс 8 семестр

6

0

6

0

34

40

1.

Цели и задачи семинара. Знакомство с библиографическими источниками по творчеству Распутина. Обзор основных источников.

-

-

-

-

2

2

2.

Творческий путь Распутина.

-

-

-

-

4

4

3.

Изучение биографии В. Распутина в 7 и в 11 классах.

-

-

-

-

6

6

4.

Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 7 классе.

-

-

-

-

4

4

5.

Изучение повести В. Распутина «Деньги для Марии» в 9 классе.

2

-

2

-

2

4

6.

Изучение повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4

7.

Изучение повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» в 11 классе.

-

-

-

-

4

4

8.

Изучение повести В. Распутина «Живи и помни» в 11 классе.

-

-

-

-

4

4

9.

Система уроков по изучению повести «Живи и помни» в 11 классе.

-

-

-

-

4

4

10.

Варианты уроков по изучению повести «Последний срок» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4




^ Итого за 8 семестр:

6

0

6

0

34

40




Итого по дисциплине

6

0

6

0

34

40



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


1. Цели и задачи семинара. Знакомство с библиографическими источниками по творчеству Распутина. Обзор основных источников.

Обсуждение и комментирование библиографического материала по творчеству В. Распутина. Многообразие проблем творчества писателя в библиографических источниках. Комментирование работ таких авторов, как Курбатов Н., Семенова С., Котенко Н., Тендитник Н. и др. Определение цели, объяснение характера занятий, формулировка задач.


^ 2. Творческий путь В. Распутина.

Чтение и обсуждение доклада участника семинара на тему: «Творческий путь В. Распутина». Обзор рассказов, очерков, повестей В. Распутина («Уроки французского», «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Женский разговор», «В ту же землю», «Изба» и др.), утверждающих духовный и творческий авторитет писателя, его устойчивые представления о долге, совести, гуманизме, ответственности.


^ 3. Изучение биографии В. Распутина в 7 и 11 классах.

Чтение и обсуждение докладов, предполагающих планирование урока-биографии с выбором методических приемов (лекция учителя, сообщения учеников, лекция с элементами беседы, реферат и др.). Предлагается обсудить сформулированные в докладе цели урока, оборудование урока с учетом возрастных особенностей учащихся.


^ 4. Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 7 классе.

Чтение и обсуждение доклада, предполагающего анализ произведения с акцентом на характеристику пространственно-временных координаций произведения, жанровых особенностей рассказа, главных и второстепенных персонажей. Обсуждение отбора материала для поурочного планирования (2 ч.), формулировки цели урока, методических приемов.


^ 5. Изучение повести В. Распутина «Деньги для Марии» в 9 классе.

Чтение и обсуждение докладов, представляющих поурочное планирование по изучению повести «Деньги для Марии» в 9 классе, этапы изучения произведения. Отбор литературоведческого материала, направленного на выявление проблематики повести, жанра, нового композиционного способа воплощения времени. Обсуждение формулировки цели урока, методических приемов.


^ 6. Изучение повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе.

Чтение и обсуждение доклада, целью которого является литературоведческий анализ произведения: способы изображения персонажей; композиция как способ выражения авторского сознания; конфликт повести; поэтика заглавия и открытого финала повести.


^ 7. Изучение повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» в 11 классе.

Чтение и обсуждение доклада, в основе которого планирование урока по теме: «Проблема исторической памяти народа в повести Распутина «Прощание с Матёрой». Обсуждение формулировки цели урока, методических приемов, формулировки проблемных вопросов, определяющих работу в классе. Определение авторской позиции. Характеристика системы персонажей в соотношении с основным конфликтом повести. Приемы создания образов. Обсуждение индивидуальных вариантов планирования уроков: вариант 1 (2 часа), варианты 2 и 3 (по 4 часа).


^ 8. Изучение повести В. Распутина «Живи и помни» в 11 классе.

Чтение и обсуждение доклада с аргументацией студентами собственного понимания названия повести, ее содержания, смысла конфликта в его частном и общем аспектах, своеобразия времени и пространства повести, системы персонажей, композиции, пейзажа. Оценки студентами мнений исследователей, автора о повести, акцента на решении нравственных проблем.


^ 9. Система уроков по изучению повести «Живи и помни» в 11 классе.

Чтение и обсуждение докладов с обоснованием выбора способов изучения произведения. Обсуждение формулировки цели урока, методических приемов – комментированного чтения, аналитической беседы. Отбор материала для комментированного чтения. Обоснование этапов урока (варианты подходов). Обсуждение системы вопросов. Обобщение материала.


10. Варианты уроков по изучению повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе.

Обсуждение вариантов поурочного планирования.

I вариант.

^ 1 урок. Слово о Распутина. Характеристика старухи Анны. (Работа с отдельными эпизодами повести, обсуждение поэтики заглавия).

2 урок. Характеристика детей Анны. Дискуссия вокруг вопроса: можно ли считать детей Анны продолжателями нравственной традиции, к которой принадлежат Анна и ее подруга Мирониха?

II вариант.

1 урок. Слово о Распутине (вступительная беседа учителя с выделением проблемных вопросов). Сообщение заранее подготовленного ученика на тему: «Национальные традиции как нравственный ориентир писателя». Вариант – обсуждение вопроса о нравственных ценностях в сознании Анны, Миронихи, Михаила.

2 урок. Способы изображения персонажей в повести: авторское описание, воспоминания детей, связанных с матерью, воспоминания матери о себе и о детях, взаимохарактеристики. Работа с отдельными фрагментами текста.

3 урок. Характеристика жизненных противоречий и конфликтов повести. Композиция как способ выражения авторской позиции. Отбор материала и его обоснование к одному из уроков любого варианта. Выбор методических приемов, формулировка цели урока.

Подведение итогов работы семинара.


^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ


Студенты должны знать:

  • содержание школьных программ, авторы которых предлагают изучение творчества В. Распутина в школе (Курдюмова, Коровина, Кутузов);

  • основные библиографические материалы и их содержание;

  • жизненную и творческую биографию писателя, его мировоззренческие и эстетические концепции;

  • методы и приемы изучения литературного произведения;

  • значение творчества Распутина в литературе ХХ века.


Студенты должны уметь:

  • подготовить собственный план урока, его варианты, систему уроков по творчеству писателя;

  • формулировать тему урока, его цели, производить отбор методических приемов;

  • учитывать возрастные особенности учащихся в подготовке системы уроков;

  • отбирать и использовать литературоведческий и биографический материал, предлагаемый в библиографических работах;

  • применять навыки литературоведческого и школьного анализа художественного произведения.



^ 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


а) Рубежный (текущий) контроль


Очная и заочная формы обучения

Письменная работа № 1

Объяснить значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла В. Распутина в повести «Прощание с Матёрой».


^ Письменная работа № 2.

Сделать обзор одной из критических работ по творчеству В. Распутина.


б) Итоговый контроль

Очное и заочное обучение


Вопросы к зачету


  1. Проблема выбора и способы ее решения в повести В.Распутина "Живи и помни".

  2. Человек и природа в произведении В. Распутина "Прощание с Матерой".

  3. Своеобразие изображения характеров сельских жителей (по рассказам В. Шукшина и В. Распутина).

  4. Идея памяти в повестях В. Распутина "Живи и помни" и "Прощание с Матерой".

  5. "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни" (по повести В. Распутина "Прощание с Матерой").

  6. "… сладко жить; страшно жить; стыдно жить" (судьба Настены в повести В. Распутина "Живи и помни").

  7. Мастерство В. Распутина в создании языка персонажей в повести (на выбор: "Прощание с Матерой", "Последний срок").

  8. Архетипы как выражение авторского сознания в повести В. Распутина "Прощание с Матерой".

  9. Своеобразие жанра рассказа в творчестве В. Распутина (на материале любого рассказа).

  10. Роль пейзажа в повести "Живи и помни".

  11. Личность и общество (по повести В. Распутина "Деньги для Марии").

  12. Авторская позиция в рассказе В. Распутина "Уроки французского".

13. В. Распутин-публицист.

14. Изучение творчества В. Распутина в школе (Сопоставление программ Курдюмовой, Коровиной, Кутузова).

15. Этапы творчества В. Распутина.


^ 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

  1. Шахерова О.Н. Распутин в школе: Кн. Для учителя. – М., 2004.

  2. Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. – М., 1992.

  3. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. – М., 1988.

  4. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений. – М., 1990.

  5. Семенова С.Г. Валентин Распутин. – М., 1987. (Писатели советской России).

  6. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. – М., 1999.


Дополнительная литература


  1. Андреева И.В. Возвращение к истокам // Урок литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". – 2001. - № 2.

  2. Бочаров А. И нет ему прощения! // Октябрь. – 1975. - № 6.

3. Влащенко В. Вслед за Львом Толстым. Проза Валентина Распутина // Литература. Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". – 1998. - № 22. – Июнь.

4. Галицких Е.О. "Душа с душою говорит". Урок-мастерская по рассказу В. Распутина "Уроки французского" в 6 классе // Литература в школе. – 1997 - № 2. – С. 138-139.

5. Галицких Е.А. Разговор о "Женском разговоре" В. Распутина. XI класс // Литература в школе. – 1998. - № 7. – С. 82-85.

6. Дробницкий О. Проблемы нравственности. – М., 1977.

7. Золотусский И. Час выбора. – М., 1976.

8. Кузнецов Ф. Каким быть. Литература и нравственное воспитание личности. – М., 1968.

9. Кузнецов Ф. Судьба Настены. // Литературное обозрение. – 1975. - № 3.

10. Колобаева Л.А. В. Распутин – рассказчик // Русская словесность. – 2002. - № 2.

11. Крупина Н.П., Соснина Н.А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы: Книга для учителя: Из опыта работы. – М., 1992.

12. Лебедева С.Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина // Русская словесность. – 2001. - № 4.

13. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. – М., «Академия», 2003.

14. Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская "деревенская проза". В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1999.

15. Панкин Б. Строгая любовь. – М., 1980.

16. Семенова С. Талант нравственного учительства. // Знамя. – 1987. - № 2.

17. Серафимова В.Д. Слово в художественном мире Валентина Распутина // Русская речь. – 2002. - № 6.

18. Фомичева А. Молчаливая наша земля. Материалы к изучению повести В. Распутина в 11 классе // Литература. – 2000. - № 18. – Май.

19. Шапошников В.Н. Валентин Распутин. – Новосибирск, 1976.


^ 4. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4-а. Методические материалы к дисциплине


1. Цели и задачи семинара. Знакомство с библиографическими источниками по творчеству Распутина. Обзор основных источников.

Цель: дать обзор библиографического материала по творчеству В. Распутина и прокомментировать его; определить цели, задачи семинара.


Обсуждение и комментирование библиографического материала по творчеству В. Распутина. Многообразие проблем творчества писателя в библиографических источниках. Комментирование работ таких авторов, как Курбатов Н., Семенова С., Котенко Н., Тендитник Н. и др. Определение цели, объяснение характера занятий, формулировка задач.


^ 2. Творческий путь В. Распутина.

Цель: заслушать и обсудить доклад с обзором жизненного и творческого пути В. Распутина; показать истоки и значение его творчества; акцентировать аспекты доклада, рекомендуемые для использования в школьной практике.


Чтение и обсуждение доклада участника семинара на тему: «Творческий путь В. Распутина». Обзор рассказов, очерков, повестей В. Распутина («Уроки французского», «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Женский разговор», «В ту же землю», «Изба» и др.), утверждающих духовный и творческий авторитет писателя, его устойчивые представления о долге, совести, гуманизме, ответственности.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Творческий путь В. Распутина»

В основу доклада следует положить материал, раскрывающий истоки творчества писателя, восходящие к системе воспитания в семье, в продолжении традиций реалистической литературной классики. Следует подчеркнуть, что авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира в таких произведениях, как «Уроки французского», «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Женский разговор», «В ту же землю», «Изба» и других рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии.

Подчеркивая обращение писателя к нравственной проблематике, докладчик должен подчеркнуть, что сегодня объем понятия «нравственная проблематика» значительно шире. Речь идет уже не только о литературе, но и о философии, культуре, искусстве. Приступая к изучению материала в школе, следует акцентировать эту мысль. Устойчивые представления писателя о долге, совести, гуманизме, ответственности, утверждаемые им в творчестве, утвердили и духовный, творческий авторитет писателя.


^ 3. Изучение биографии В. Распутина в 7 и 11 классах.

Цель: заслушать и обсудить доклад, содержание которого показывает реализацию навыков и умений студента в планировании урока-биографии с выбором методических приемов.


Чтение и обсуждение докладов, предполагающих планирование урока-биографии с выбором методических приемов (лекция учителя, сообщения учеников, лекция с элементами беседы, реферат и др.). Предлагается обсудить сформулированные в докладе цели урока, оборудование урока с учетом возрастных особенностей учащихся.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Изучение биографии В. Распутина в 7 и 11 классах»

Начало доклада может быть связано с формулировкой цели урока, определением оборудования урока с учетом возрастных особенностей учащихся. Студент, выступающий с докладом, должен обосновать перспективность выбора методических приемов: лекции учителя, сообщения учеников, лекции с элементами беседы, реферата. В докладе должно быть представлено оборудование урока: портрет и фотовыставка Распутина разных лет. Докладчик может предложить слушателям обсудить предложенный план урока-биографии, формулировку целей урока, оборудования урока, методических приемов.


^ 4. Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 7 классе.

Цель: закрепить навыки анализа художественного произведения. Отразить в докладе нравственную проблематику и ее художественное решение. Отобрать материал для поурочного планирования; сформулировать цели урока, методические приемы. Обсуждение доклада.


Чтение и обсуждение доклада, предполагающего анализ произведения с акцентом на характеристику пространственно-временных координаций произведения, жанровых особенностей рассказа, главных и второстепенных персонажей. Обсуждение отбора материала для поурочного планирования (2 ч.), формулировки цели урока, методических приемов.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 7 классе»

При подготовке доклада студент должен сделать акцент на характеристике пространственно-временных планов повествования, на воплощении главной проблемы рассказа, решаемой при помощи композиционного способа воплощения времени. Время прошлое и настоящее соединено в сознании повествователя. Следует обратиться к жанровым особенностям рассказа, характеристике главных героев через призму взгляда ребенка и взрослого повествователя. В докладе должно быть показано умение отбора материала для поурочного планирования, формулировки цели урока, методических приемов.


^ 5. Изучение повести В. Распутина «Деньги для Марии» в 9 классе.

Цель: закрепление навыков анализа текста; отражение этапов изучения произведения, представление поурочного планирования по изучению произведения, формулировка цели урока, методических приемов.


Чтение и обсуждение докладов, представляющих поурочное планирование по изучению повести «Деньги для Марии» в 9 классе, этапы изучения произведения. Отбор литературоведческого материала, направленного на выявление проблематики повести, жанра, нового композиционного способа воплощения времени. Обсуждение формулировки цели урока, методических приемов.

Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Изучение повести В. Распутина «Деньги для Марии» в 9 классе»

Докладчик должен хорошо представлять себе (и отразить в докладе) литературоведческий материал, направленный на выявление проблематики повести, жанра, многообразия типов персонажей в решении нравственной проблематики. Отбор материала для поурочного планирования связан с данными направлениями анализа текста. Докладчик должен аргументировать формулировки цели урока, методических приемов.


^ 6. Изучение повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе.

Цель: закрепить навыки анализа художественного текста. Систематизировать материал для поурочного планирования; сформулировать цели урока. Методические приемы. Обсуждение доклада.


Чтение и обсуждение доклада, целью которого является литературоведческий анализ произведения: способы изображения персонажей; композиция как способ выражения авторского сознания; конфликт повести; поэтика заглавия и открытого финала повести.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Изучение повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе»

При подготовке доклада студент должен особое внимание обратить на литературоведческий анализ текста, предполагающий рассмотрение основных приемов создания образной системы, композиции как способа выражения авторской позиции, конфликта повести. Ведь эти вопросы станут основными в подготовке к урокам, поэтому в докладе особенно важна формулировка цели урока, выбор методических приемов. Студент должен аргументировать эти формулировки, а также предложить другие варианты методического обеспечения урока. Тема, которая станет основой планирования урока, выбирается студентом.


^ 7. Изучение повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» в 11 классе.

Цель: закрепить навыки анализа художественного текста; обсуждение доклада, в основе которого планирование урока по теме: «Проблема исторической памяти народа в повести Распутина «Прощание с Матёрой».


Чтение и обсуждение доклада, в основе которого планирование урока по теме: «Проблема исторической памяти народа в повести Распутина «Прощание с Матёрой». Обсуждение формулировки цели урока, методических приемов, формулировки проблемных вопросов, определяющих работу в классе. Определение авторской позиции. Характеристика системы персонажей в соотношении с основным конфликтом повести. Приемы создания образов. Обсуждение индивидуальных вариантов планирования уроков: вариант 1 (2 часа), варианты 2 и 3 (по 4 часа).


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Изучение повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» в 11 классе»

При подготовке доклада студент должен хорошо представлять, что эта повесть философская, утверждающая нравственные критерии человека. Важно продумать формулировки проблемных вопросов, определяющих работу в классе. Такими вопросами могут быть следующие: «Объяснить символическое название повести»; «Каковы традиционные формы нравственности в повести»; «Какова роль вставных новелл в повести» и др.

Особого внимания в беседе с учащимися требует определение авторской позиции и способов ее представления. В этой связи планирование урока тесно связано с характеристикой системы персонажей в соотношении с основным конфликтом повести. В докладе должны быть предложены индивидуальные варианты планирования уроков: первый вариант - 2 часа, второй – 4 часа.


^ 8. Изучение повести В. Распутина «Живи и помни» в 11 классе.

Цель: закрепление навыков анализа художественного текста; систематизировать материал для поурочного планирования


Чтение и обсуждение доклада с аргументацией студентами собственного понимания названия повести, ее содержания, смысла конфликта в его частном и общем аспектах, своеобразия времени и пространства повести, системы персонажей, композиции, пейзажа. Оценки студентами мнений исследователей, автора о повести, акцента на решении нравственных проблем.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Изучение повести В. Распутина «Живи и помни» в 11 классе»

В докладе следует аргументировать собственное понимание названия повести, ее содержания, смысла конфликта, своеобразие времени и пространства повести, системы персонажей, функции пейзажа. Докладчик должен сформулировать основную идею произведения. В докладе должно быть подчеркнуто своеобразие психологического конфликта повести как следствие философско-нравственных исканий автора. Следует обратиться к оценке мнений исследователей, автора о повести.


^ 9. Система уроков по изучению повести «Живи и помни» в 11 классе.

Цель: заслушать и обсудить доклад, содержание которого показывает умение студента реализовать навыки и умения в планировании вариантов уроков при изучении повести «Живи и помни».


Чтение и обсуждение докладов с обоснованием выбора способов изучения произведения. Обсуждение формулировки цели урока, методических приемов – комментированного чтения, аналитической беседы. Отбор материала для комментированного чтения. Обоснование этапов урока (варианты подходов). Обсуждение системы вопросов. Обобщение материала.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Система уроков по изучению повести «Живи и помни» в 11 классе»

Подготовка доклада должна быть связана с четким представлением докладчиком целей урока, умением сформулировать их. Студент должен обосновать выбор способов изучения произведения, методических приемов (комментированное чтение, аналитическая беседа). Следует обратиться и к принципам отбора материала для комментированного чтения. Важно обоснование этапов урока (варианты подходов).


^ 10. Варианты уроков по изучению повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе.

Цель: заслушать и обсудить доклад, содержание которого показывает умение студента обосновать выбор вариантов уроков по изучению повести Распутина «Последний срок» в 11 классе.


Обсуждение вариантов поурочного планирования.

I вариант.

^ 1 урок. Слово о Распутина. Характеристика старухи Анны. (Работа с отдельными эпизодами повести, обсуждение поэтики заглавия).

2 урок. Характеристика детей Анны. Дискуссия вокруг вопроса: можно ли считать детей Анны продолжателями нравственной традиции, к которой принадлежат Анна и ее подруга Мирониха?

II вариант.

1 урок. Слово о Распутине (вступительная беседа учителя с выделением проблемных вопросов). Сообщение заранее подготовленного ученика на тему: «Национальные традиции как нравственный ориентир писателя». Вариант – обсуждение вопроса о нравственных ценностях в сознании Анны, Миронихи, Михаила.

2 урок. Способы изображения персонажей в повести: авторское описание, воспоминания детей, связанных с матерью, воспоминания матери о себе и о детях, взаимохарактеристики. Работа с отдельными фрагментами текста.

3 урок. Характеристика жизненных противоречий и конфликтов повести. Композиция как способ выражения авторской позиции. Отбор материала и его обоснование к одному из уроков любого варианта. Выбор методических приемов, формулировка цели урока.

Подведение итогов работы семинара.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Варианты уроков по изучению повести В. Распутина «Последний срок» в 11 классе»

При подготовке к докладу студент должен учесть возможность различных вариантов поурочного планирования. Следует обратить внимание на то, что в разных вариантах планирование времени в системе уроков разное.

Студент должен выразить свое мнение о более, на его взгляд, перспективном варианте поурочного планирования.


4-б. Карта обеспеченности литературой по дисциплине
^

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или

иными информационными ресурсами


Образовательная программа ОП-02.01 – Русский язык и литература


^ Наименование дисциплин, входящих в образовательную программу

Кол-во экземпляров в библиотеке УГПИ

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на 1 обучающегося

1

2

3

4

ОПД.В.04 В. Распутин в школе










Основная

10

  1. Шахерова О.Н. Распутин в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

1.4


Дополнительная

10

  1. Панкеев И. В.Распутин. По страницам произведений. – М., 1990.

1,4

2

  1. Золотусский И. В свете пожара. – М., 1989.

0,3

5

  1. Котенко Н. В. Распутин. Очерк творчества. – М., 1988.

0,7

4

  1. Дедков И. Продленный свет. В. Распутин. – М., 1986.

0,6

4-в. Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д


Демонстрационных материалов программой не предусмотрено.




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Язык художественного произведения». Курс изучается студентами...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование
«Основы науки о литературе», который читается во втором семестре первого курса по специальности «Русский язык как неродной и литература»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Практический материал, реализуемый на лабораторных занятиях, направлен на формирование навыков анализа художественного произведения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы