Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература
страница1/5
Дата конвертации15.09.2012
Размер1.44 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОПД.В.04 В. Шукшин в школе

(УД-04.13-020)

Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина


Уссурийск, 2009


^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ………………………..……




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….


а). Хрестоматия учебно-методического материала …………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………..……


1. АННОТАЦИЯ


Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в восьмом семестре очного и заочного отделений. Установленный объем составляет 40 часов.

Основой методического комплекса является учебная программа дисциплины, в которой определены темы докладов, виды самостоятельной работы, формы контроля, дан список литературы.

Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, а также хрестоматию статей по творчеству изучаемого писателя.


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.В.04 В. ШУКШИН В ШКОЛЕ

(УД-04.13-020)


Для специальности 050301 Русский язык и литература


ОП-02.01


Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина


Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка ........................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .......................................................................................

а) для очной формы обучения ...........................................................................................

б) для заочной формы обучения .......................................................................................

3. Содержание учебного материала .......................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ......................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) .................................................................

а) рубежный (текущий) контроль .....................................................................................

б) итоговый контроль ........................................................................................................

6. Список литературы .............................................................................................................


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В русской литературе ХХ века творчество В. Шукшина занимает важное место и определяет направление нравственных исканий художников этого и дальнейших периодов.

В. Шукшин как автор рассказов, повестей для театра, романов, а также сценариев к поставленным им фильмам выразил свое представление о русском национальном характере, художественно осмыслил причину мучительного смятения человека, его беспокойства и тоски.

Творчество выдающегося писателя ХХ века В.М. Шукшина продолжает традиции русской классической литературы в изображении героя-правдоискателя, «маленького человека», в поиске смысла жизни. Задавая вопрос: «Что с нами происходит?», писатель предугадал тип сбившейся с пути личности, почувствовал ее неустойчивость, слабость и даже ощущаемую иллюзорность существования.

Изучение произведений В.М. Шукшина интересно как с точки зрения тематики, развития традиционных мотивов, отбора жизненного материала, соотнесения художественного вымысла и реальности, так и со стороны жанрово-стилевой специфики.

Предмет исследования – способы организации повествования в произведениях В. Шукшина – актуализируется не только задачами данной дисциплины, но и «Литературоведения», поскольку эпическое произведение рассматривается как рассказ о событии и как «событие самого рассказывания».

При изучении творчества В. Шукшина в школе акцент делается на нравственной проблематике, осмыслении позиции писателя в оценке характеров. Однако предлагаемый студентам семинар и тематически и структурно определяется целью – постичь природу художественного творчества, выявить специфические формы выражения авторского начала в тексте. Поэтому подготовка сообщений-докладов изначально ориентирована на литературоведческий анализ произведений, рекомендованных для школьного изучения, а затем – на выбор методов и приемов, подходящих для урока по конкретной теме.

Дисциплина по выбору «В. Шукшин в школе» изучается в VIII семестре (IV курс) очного и заочного отделений. Завершается зачетом.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) для очной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ IV курс VIII семестр

20

0

20

0

20

40

1.

Просеминарское занятие. Цели и задачи семинара. Обзор основных источников.

2

0

2

0

0

2

2.

Творческий путь В. Шукшина.

2

0

2

0

4

6

3.

Изучение биографии В. Шукшина в 8 классе и в 11 классе.

2

0

2

0

2

4

4.

Изучение рассказа В. Шукшина «Дядя Ермолай» в 8 классе.

2

0

2

0

2

4

5.

Изучение рассказов В. Шукшина «Ванька Тепляшин» и «Охота жить» в 9 классе.

2

0

2

0

2

4

6.

Повесть для театра «Энергичные люди»: специфика жанра.

2

0

2

0

2

4

7.

Изучение повести «Энергичные люди» в 11 классе.

2

0

2

0

2

4


8.

Повесть-сказка «До третьих петухов»: фольклорная основа, способы создания образов.

2

0

2

0

2

4

9.

Система уроков по изучению повести-сказки «До третьих петухов» в 11 классе.

2

0

2

0

2

4

10.

Варианты уроков по изучению повести-сказки «До третьих петухов» в 11 классе.

2

0

2

0

2

4




^ Итого за 8 семестр:

20

0

20

0

20

40




Итого по дисциплине:

20

0

20

0

20

40



б) для заочной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

^ Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




^ IV курс VIII семестр

6

0

6

0

34

40

1.

Просеминарское занятие. Цели и задачи семинара. Обзор основных источников.

-

-

-

-

2

2

2.

Творческий путь В. Шукшина.

-

-

-

-

4

4

3.

Изучение биографии В. Шукшина в 8 классе и в 11 классе.

-

-

-

-

6

6

4.

Изучение рассказа В. Шукшина «Дядя Ермолай» в 8 классе.

-

-

-

-

4

4

5.

Изучение рассказов В. Шукшина «Ванька Тепляшин» и «Охота жить» в 9 классе.

2

-

2

-

2

4

6.

Повесть для театра «Энергичные люди»: специфика жанра.

-

-

-

-

4

4

7.

Изучение повести «Энергичные люди» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4


8.

Повесть-сказка «До третьих петухов»: фольклорная основа, способы создания образов.

-

-

-

-

4

4

9.

Система уроков по изучению повести-сказки «До третьих петухов» в 11 классе.

-

-

-

-

4

4

10.

Варианты уроков по изучению повести-сказки «До третьих петухов» в 11 классе.

2

-

2

-

2

4




^ Итого за 8 семестр:

6

0

6

0

34

40




Итого по дисциплине:

6

0

6

0

34

40



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


1. Просеминарское занятие. Цели и задачи семинара. Обзор основных источников.

Объяснение характера занятий, построенных по плану: чтение и обсуждение докладов. Определение цели – подготовка к проведению системы уроков по творчеству В.М. Шукшина в школе. Формулировка основных задач: углубленное изучение творческого пути писателя; постижение стилевых особенностей его произведений; освоение монографий и критических работ по творчеству В.М. Шукшина.

Уточнение объема изучаемого в школе материала (обзор школьных программ).

Обзор литературоведческих источников, посвященных в целом творчеству и отдельным произведениям художника.


^ 2. Творческий путь В.М. Шукшина.

Чтение и обсуждение доклада на предложенную тему. Предполагается обращение как к литературному, так и к кинематографическому творчеству В. Шукшина. В докладе используются заметки писателя о творчестве, воспоминания современников. Дается обзор сборников рассказов («Сельские жители», «Там вдали», «Характеры», «Земляки», «Беседы при ясной луне»).


^ 3. Изучение биографии В. Шукшина в 8 классе и в 11 классе.

Чтение и обсуждение докладов, представляющих фрагменты уроков по творчеству писателя, а именно – биографии.

Задача: правильно отобрать обширный материал, ориентируясь на возраст учащихся и на то, что старшеклассники имеют представление о писателе, изучают его произведения на новом этапе. Фактический (в том числе иллюстративный) материал должен вызвать интерес к личности и творчеству талантливого прозаика ХХ века.


^ 4. Изучение рассказа «Дядя Ермолай» в 8 классе.

Чтение и обсуждение доклада, представляющего модель урока. Формулировка цели (общего направления) беседы по анализу произведения. Обоснование выводов. Осмысление методических приемов, используемых учителем на уроке.


^ 5. Изучение рассказов «Ванька Тепляшин» и «Охота жить» в 9 классе.

Чтение и обсуждение докладов, представляющих: 1) систему уроков по изучению творчества В.М. Шукшина в 9 классе; 2) осмысление аналитической работы над указанными произведениями.

В первом случае – мотивировка отбора биографического и литературоведеческого материала; обоснование этапов изучения.

Во втором случае – направленность вопросов для беседы с учащимися на выявление как проблематики рассказов, так и способов их построения.


^ 6. Повесть для театра «Энергичные люди»: специфика жанра.

Чтение и обсуждение доклада, целью которого является литературоведческое осмысление данного произведения: характеристика жанровой природы; способы создания образов; формы проявления авторского начала в тексте, а также – место повести в творчестве писателя.


^ 7. Изучение повести для театра «Энергичные люди» в 11 классе.

Чтение и обсуждение доклада, представляющего вариант урока по изучению данной повести. Обоснование этапов урока: слово учителя; анализ произведения (варианты подходов); обобщение материала. Обсуждение системы вопросов с точки зрения их целенаправленности.

^ 8. Повесть-сказка «До третьих петухов»: фольклорная основа, способы создания образов.

Чтение и обсуждение доклада, содержащего обобщающий литературоведческий материал по данному произведению. Оценка мнений исследователей, выбор собственной позиции, обоснование подхода к изучению повести-сказки.


^ 9. Система уроков по изучению повести-сказки «До третьих петухов» в 11 классе.

Чтение и обсуждение докладов, предлагающих возможные пути изучения данного текста. Отбор материала и его обоснование. Взаимосвязь этапов исследования. Формулировка цели аналитической беседы и обобщающего слова о произведении. Выделение фрагментов текста для комментированного чтения и подробный комментарий.

Обоснование предлагаемых учащимся заданий.


^ 10. Варианты уроков по изучению повести-сказки «До третьих петухов» в 11 классе.

Чтение и обсуждение доклада с представлением разных типов уроков. Обоснование выбора. Наблюдение над художественным текстом: анализ фрагмента. Постижение авторской концепции, особенностей художественного письма.

Подведение итогов работы семинара.


^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ


Студенты должны знать:

  • основные этапы жизни и творчества В.М. Шукшина;

  • место писателя в литературе ХХ века;

  • объем и направление изучаемого в школе материала по творчеству художника;

  • методы и приемы изучения литературного произведения.


Студенты должны уметь:

  • отбирать литературоведческий и биографический материал в соответствии с темой урока и возрастом учащихся;

  • строить систему уроков по творчеству писателя;

  • производить литературоведческий и школьный анализ художественного произведения.


  1   2   3   4   5




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература
В. Распутина, значение решаемых писателем нравственных проблем. Определяется важность изучения творчества писателя в школе, обсуждаются...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Язык художественного произведения». Курс изучается студентами...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование
«Основы науки о литературе», который читается во втором семестре первого курса по специальности «Русский язык как неродной и литература»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению (уд-04. 13-005) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Практический материал, реализуемый на лабораторных занятиях, направлен на формирование навыков анализа художественного произведения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов