Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование
Дата конвертации15.09.2012
Размер354.43 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»




факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОПД.Ф.04 Введение в филологию

(УД-04.13-021)


Для направления 540300 Филологическое образование.


ОП-02.05


Составитель:

старший преподаватель Беляева Н.В.,


Уссурийск, 2009

^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ……………………………..




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………………


а). Методические рекомендации к практическим занятиям……………………..

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине …………………………

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ……………………………….



  1. АННОТАЦИЯ


Содержание дисциплины. Входит в цикл общепрофессиональных дисциплин направления. Дисциплина состоит из двух основных разделов – «Основы науки о языке» и «Основы науки о литературе». Настоящий учебно-методический комплекс разработан для реализации второго раздела дисциплины – «Основы науки о литературе», который читается во втором семестре первого курса по специальности «Русский язык как неродной и литература». Учебно-методический комплекс включает в себя аннотацию, программу и учебно-методическое обеспечение.

Основным разделом УМКД является программа, которая включает в себя теоретический, практический и контрольный разделы. Теоретический материал по разделу «Введение в литературоведение» представлен в виде лекций по следующим темам: «Литература как вид искусства», «Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий», «Сюжет как художественное воплощение событий. Фабула», «Композиция как условие создания единства художественного текста». Так как программа рассчитана на иностранных студентов, большое внимание уделяется теме «Язык художественного произведения. Поэтический словарь, способы организации выразительной речи. Тропы. Стилистические фигуры», «Проблемы стиховедения»; предлагается краткое знакомство с понятием о литературных типологиях: род, жанр, стиль. Практический материал направлен на постижение теоретических основ, работу с художественным произведением, понимание языковых особенностей текста. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки.

Учебно-методический раздел состоит из практикума по дисциплине и карты обеспеченности литературой. В практикуме определяются цели практического занятия, круг необходимых для подготовки теоретических вопросов, предлагаются методические рекомендации по подготовке к занятию и указывается список рекомендуемой литературы.

Компетенции. Знать основные лингвистические и литературоведческие термины. Уметь определять тропы и их функцию; различать контекст героя и автора; определять жанровые признаки; работать с научной литературой.

Связь с другими дисциплинами. Русская литература.

Направление. Филологическое образование. Русский язык как неродной и литература.


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)


ОПД.Ф.04 Введение в филологию 200

Основы науки о литературе

Специфика искусства, его место в системе культуры. Литература как искусство. Понятие культуры. Ее семиотическое качество; социально-историческая природа культуры, ее типы. Художественный образ. Психология художественного творчества и образного восприятия. Слово и образ. Тропы и их разновидности. Поэзия и проза. Ритм и его роль в словесном творчестве. Основы стиховедения. Литературное произведение как системно-целостное единство. Понятие о жанре. Литературный процесс. Произведение и его автор. Стиль и эпоха. Основные литературные направления. Основные приемы интерпретации литературного текста в школе.





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.04 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОЛОГИЮ

(УД-04.13-021)


Для направления 540300 Филологическое образование.


ОП-02.05


Составитель:

старший преподаватель Н.В. Беляева


Уссурийск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка .....................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .....................................................................................

а) для очной формы обучения .........................................................................................

3. Содержание учебного материала .....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .....................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ...............................................................

а) рубежный (текущий) контроль ...................................................................................

б) итоговый контроль .......................................................................................................

6. Список литературы ............................................................................................................

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дисциплина "Основы науки о литературе" имеет целью дать основы литературоведческих знаний, способствовать пониманию специфики литературы в контексте культуры как вида искусства и формы общественного сознания.

В курсе даются сведения об искусстве, культуре и об основных разделах литературоведения, рассматриваются понятия "художественность", "образность". Художественное произведение постигается как целостное единство формы и содержания.

В обязательный минимум входят: жанрово-видовое деление литературы, понятие художественного стиля, основы стиховедения, основные закономерности литературного процесса, принципы анализа художественного произведения.

Курс рассчитан на 24 часа лекций; 26 часов практических занятий; обязательным является выполнение письменных контрольных работ, проводится индивидуальная работа со студентами. Итоговой формой контроля является экзамен.


^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


а) для очной формы обучения




^ Наименование модулей, разделов, тем ( с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практич. Занятия

Лабораторные занятия




^ II семестр «Основы науки о литературе»





















Введение. Литературоведение как наука

2

2

-

-

2

4



Литература как вид искусства

4

2

2

-

4

8



Художественное произведение как целостное единство

8

2

6

-

8

16



Сюжет

3

2

1

-

3

6



Композиция

3

2

1

-

3

6



Язык литературно-художественных произведений

12

4

8

-

12

24



Поэзия и проза

2

2

-

-

2

4



Основы стиховедения

6

2

4

-

6

12



Закономерности литературного развития

2

2

-

-

2






Родовое и жанровое деление художественной литературы

8

4

4

-

8

16

^ Итого за семестр

50

24

26

0

50

100

Итого по дисциплине

50

24

26

0

50

100


^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


II семестр


Содержание лекционного материала

1. Введение. Литературоведение как наука. Содержание и задачи курса. Общая характеристика основных взаимосвязанных литературоведческих дисциплин: теории литературы, истории литературы, литературной критики. Основные приемы анализа и интерпретации.




^ Раздел I. Литература и жизнь.

Тема 1.1. Литература как вид искусства. Литература в контексте культуры. Предмет и объект познания литературы. Ее функции. Художественный образ.

Понятие культуры. Ее семиотическое качество; социально-историческая природа культуры, ее типы. Литература в контексте культуры.

Специфика искусства, его место в системе культуры. Литература – специфическая художественная деятельность человека. Место литературы среди других видов искусств. Особенности выразительности литературы, своеобразие ее формы. Психология художественного творчества и образного восприятия. Образ – форма выражения содержания в литературе. Индивидуально-конкретное и обобщенное в образе. Эстетическое значение литературно-художественных образов. Ведущая роль образа человека в литературе. Непреходящее значение великих литературных образов.

^ Раздел II. Литературное произведение.

Тема 2.1. Художественное произведение как целостное единство.

Литературно-художественное произведение – системно-целостное единство. Взаимосвязанность и взаимозависимость всех его частей и элементов. Условность деления художественного произведения на содержание и форму.

Понятие формы и содержания применительно к литературно-художественному произведению. Понятие "содержательной формы". Единство формы и содержания, соответствие формы содержанию – закон художественности.

Содержание – основной идейно-эмоциональный смысл произведения. Основная функция художественной формы – воплощение идейно-художественного содержания.

^ Тема 2.2. Сюжет.

Сюжет – воплощенное в художественном произведении событие (совокупность, система событий), в котором улавливается конфликт, формируются и раскрываются характеры в тех или иных условиях социальной среды. Время и пространство.

Конфликт – существенные жизненные противоречия. Конфликт как движущая сила развития сюжета. Конфликт внешний и внутренний. Элементы сюжета. Сюжет и фабула.

^ Тема 2.3. Композиция.

Композиция – построение произведения, взаимное расположение его частей и элементов. Композиция как определенная система средств раскрытия и организации его образов, их связей и отношений. Аспекты композиции. Композиция сюжета. Специфика композиции произведения в зависимости от его рода. Композиция образов. Внесюжетные элементы композиции.

^ Тема 2.4. Язык литературно-художественных произведений.

Язык художественного произведения как элемент стиля.

Общеупотребительные и многозначные слова. Прямое значение слов. Архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, варваризмы, их роль в художественном произведении.

Эпитеты и сравнения, их виды и идейно-эстетическая роль. Переносное значение слов и выражений (тропы). Метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, ирония, перифраза, эвфемизмы (их роль в произведении).

Синтаксис поэтической речи в сравнении с синтаксисом обычной речи. Интонация. Фигуры поэтической речи: инверсия, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, анафора, эпифора, повтор, эллипсис, риторический вопрос, обращение, восклицание, градация.

Звуковая организация поэтической речи.

Тема 2.5.

Поэзия и проза.

Стихи и проза – две основные формы художественной речи. Отличие стиха и прозы. Ритм в жизни и искусстве. Ритм в поэзии и прозе. Ритмическая, метрическая, метризованная проза. Верлибр.

Тема 2.6.

Основы стиховедения.

Понятие метра. Количественное стихосложение. Античная система стихосложения: стопа, гекзаметр, пектаметр, логаэд. Качественное стихосложение. Русская силлабика. Силлабо-тоническая система стихосложения: основные размеры.

Дольник. Тоническая система.

Рифма: основные функции, виды по месту в строфе, в стихе, по качеству.

Строфа: признаки и виды строф.

^ Раздел III. Понятие о литературном процессе.

Тема 3.1. Закономерности литературного развития.

Историко-литературный процесс, проявляющийся в разнообразных идейно-эстетических и национально-исторических формах. Его типология. Понятие литературного направления как идейно-эстетической системы. Основные литературные направления. Литературное течение как идейно-эстетическая общность писателей внутри направления. Стиль и эпоха.

Произведение и его автор. Понятие литературно-художественного стиля как эстетического единства основных сторон художественной формы, обусловленной содержанием.

^ Тема 3.2. Родовое и жанровое деление художественной литературы.

Литературный род. Принципы родового деления. Система Аристотеля. Гегель и Белинский об основных родах литературы. Понятие литературного жанра. Принципы жанровой классификации. Основные жанры эпического рода. Основные жанры лирики. Основные жанры драматического рода. Развитие родовых и жанровых форм.


Содержание практических занятий


Тема 1. Литература как вид искусства.

  1. Наука и искусство. Законы художественности.

  2. Литература среди других искусств.

  3. Художественный образ, его специфика.

  4. Виды образности.



Тема 2. Литературное произведение.

Предметный мир произведения (изображенный мир). Функция вещи. Художественное время и пространство (анализ предложенного текста).


Тема 3. Литературное произведение.

Система персонажей. Персонаж, герой, тип, характер. Их взаимодействие в предложенном тексте.

^ Тема 4. Литературное произведение.

Осмысление созданного автором художественного мира предложенного для анализа произведения (отбор изображенных картин, система персонажей, движение событий).


Тема 5. Сюжет и композиция.

  1. Определение понятий "сюжет" и "фабула".

  2. Виды сюжетов.

  3. Компоненты сюжета.

  4. Понятие композиции. Аспекты композиции.

  5. Композиционные приемы.



Тема 6. Язык художественного произведения.

Экспрессивные возможности лексических средств.

Слова в прямом и переносном значении.

Эпитеты и сравнения.

Тропы.

Тема 7. Язык художественного произведения.

Осмысление звукового уровня текста.

Звуковые повторы и их функция.


Тема 8. Язык художественного произведения.

Поэтический синтаксис.

Отклонения от синтаксических норм.

Фигуры поэтической речи.

Тема 9. Язык художественного произведения.

На занятии определяется функция фонетических, лексических и синтаксических средств в предложенном лирическом стихотворении.


^ Тема 10. Стиховедение. Метр и ритм.

Понятие метра и ритма.

Античная система стихосложения.

Силлабическая система.

Силлабо-тоническая система стихосложения. Двусложные размеры.


^ Тема 11. Стиховедение.

Силлабо-тоническая система стихосложения. Трехсложные размеры.

Тоническая система стихосложения.

Формирование навыков определения стихотворного размера.


Тема 12. Жанры эпоса.

Основные жанры эпоса.

Отличительные признаки рассказа, новеллы, повести, романа.

Анализ предложенного рассказа с точки зрения жанрового своеобразия.


Тема 13. Жанры лирики.

Основные жанры лирики, их развитие.

Жанровые признаки оды, баллады, послания, песни, сонета.

Выявление жанровых признаков предложенной для анализа элегии.


^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ


Студенты должны знать:

- общую характеристику основных литературоведческих дисциплин;

- предмет и объект познания литературы, ее функции;

- основные литературоведческие понятия и термины;

- отличие стиха и прозы;

- основы стиховедения;

- принципы родового и жанрового деления литературы.


Студенты должны уметь:

- определять художественный образ в произведении;

- определять специфику художественного времени и пространства в конкретном произведении, функции вещи;

- выявлять элементы сюжета и композиционные приемы;

- понимать разницу слов в прямом и переносном значении, находить в тексте тропы, осмыслять звуковой уровень текста;

- определять стихотворные размеры;

- определять и характеризовать жанр художественного произведения.

^ 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

а) Рубежный (текущий) контроль


Письменная работа №1. Составить конспект статьи Б. В. Томашевского «Изменение значения слова» // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика.


Письменная работа 2. Прочитать рассказ М. Тарковского «Таня» и ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите автора рассказа.

  2. Как называется рассказ?

  3. Определите тему рассказа. Докажите (выпишите из текста 2-3 предложения).

  4. Перечислите героев рассказа.

  5. Охарактеризуйте главного героя (чем занимается, какой по характеру). Докажите цитатами из текста.

  6. От какого лица (от первого или от третьего) ведется повествование. Докажите: выпишите из текста 2-3 предложения.

  7. Какие тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) встречаются в тексте? Выпишите их.

  8. Какие образы создаются по принципу контраста.

  9. Докажите, что рассказ близок к элегии.



б) Итоговый контроль


^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ



  1. Литературоведение как наука. Основные разделы.

  2. Литература как вид искусства.

  3. Художественный образ. Виды художественных образов.

  4. Художественное произведение как целостное единство. Понятия «форма» и «содержание».

  5. Мир произведения: время и пространство.

  6. Мир произведения: вещь, деталь.

  7. Мир произведения: портрет, пейзаж.

  8. Сюжет. Конфликт. Фабула.

  9. Родовая принадлежность произведения.

  10. Литературные жанры. Принципы жанровой классификации.

  11. Сравнение.

  12. Эпитет.

  13. Метафора.

  14. Метонимия и синекдоха.

  15. Фоника.

  16. Поэтический словарь.

  17. Фигуры: необычное расположение частей предложения.

  18. Ритм в стихотворной и прозаической речи.

  19. Силлабо-тоническая система стихосложения: двусложные стопы.

  20. Силлабо-тоническая система стихосложения: трехсложные стопы.

  21. Рифма и ее функции. Белые стихи.

  22. Композиция произведения. Аспекты композиции.

  23. Композиционные приемы.

  24. Повествование в ряду композиционных форм.

  25. Описание.

  26. Рассуждение.

  27. Монолог и диалог.



^ 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература


  1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

  2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.


Дополнительная литература


  1. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2-х кн. – М., 2004.

2. Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1988.

3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

4. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004

5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2003.


4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4-а. Методические рекомендации к практическим занятиям


Тема 1. Литература как вид искусства.

Цель: сформировать представление о литературе как виде искусства, художественном образе.


Вопросы для подготовки:

  1. Наука и искусство. Законы художественности.

  2. Литература среди других искусств.

  3. Художественный образ, его специфика.

  4. Виды образности.


Методические рекомендации

При подготовке к занятию выписать из толковых и литературоведческих словарей значение слов «литература», «образ», «художественный образ». Какое из определений кажется более понятным? Чем отличается художественная литература от других видов словесного творчества? Какие образы (чьи образы и образы чего) создает писатель?

Восстановите прилагательные по модели: «… герой – это центральный образ произведения». Вместо многоточия необходимо вставить требуемое прилагательное: «Главный герой – это центральный образ произведения».

  1. Литературоведение всесторонне изучает … литературу.

  2. Система персонажей, природа, вещи представляют собой … строй произведения.

Составьте словосочетания:

Язык – художественная литература; специфика – художественное слово; средство – создание – художественный образ; средство – художественная выразительность; средство – изображение – жизнь.

Какие из представленных ниже текстов можно назвать художественными? Почему? Какие законы художественности в них соблюдены?

Текст 1.

Петербург находится на северо-западе от Москвы на берегу Финского залива. Петербург и Москва – два главных города России.

Текст 2.

Петербург – в углу России. Посреди России – Москва. Она – сердце. Петербург – окно в Европу. Окно – глаз. Глаз – на голове. Петербург есть голова, ум, промозглый мозг; Москва – сердце, душа России. Москва – матушка, а Питер – батюшка.

Текст 3.

В море находится судно с белым парусом.

Текст 4.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.


Литература

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

  4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

  5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 2. Литературное произведение.

Цель: научить студентов характеризовать предметный мир произведения, осмыслять функцию вещи, понимать своеобразие художественного хронотопа.


Вопросы для подготовки

1. Предметный мир произведения (изображенный мир).

2. Функция вещи.

3. Художественное время и пространство (анализ предложенного текста).


Методические рекомендации по подготовке к занятию

Ответьте на вопрос, почему предметный мир произведения называют изображенным миром. Что такое «пейзаж», «портрет», «интерьер», «вещь», «деталь». Чем отличается описание традиционного пейзажа от городского? На какие детали портрета обращает внимание рассказчик рассказа «После бала» Л.Н. Толстого:

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nikolas I1 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и с длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Какое впечатление производит полковник на рассказчика? А на читателя?

Какой мир изображается в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро». Меняется ли предмет изображения в каждой части стихотворения? Какие виды образов создаются в данном произведении?

Что такое художественное время и пространство? Почему они неделимы в литературном произведении? Как вы понимаете утверждение, что время и пространство в художественном тексте условны и дискретны (прерывисты). Докажите свое мнение, характеризуя пространство и время в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».


Литература

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

  4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

  5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 3. Литературное произведение.

Цель: научить студентов различать автора и героя, героя и рассказчика, познакомить с понятиями «персонаж», «тип», «характер».

Вопросы для подготовки

1.Система персонажей.

2. Понятия персонаж, герой, тип, характер. Их взаимодействие в предложенном тексте.


^ Методические рекомендации по подготовке к занятию.

Опираясь на определение «персонаж – субъект речи, мысли или действия в художественном произведении» приведите примеры персонажей.

Важно помнить, что каждый герой является персонажем, но не всякий персонаж является героем. Как вы это понимаете? Приведите примеры персонажей, которые не являются героями.

Все образы людей в произведении представляют собой следующую систему: «персонаж – герой – характер – тип». Характер – не любой герой, а только тот, который проявляет в определенных ситуациях свою волю. Литературный тип – это обобщенный образ, в котором отражены черты людей определенной эпохи и социальной группы.

Иногда в роли героя выступает рассказчик. Познакомьтесь со значением этого слова. В каких из приведенных текстов рассказчик является героем?

Текст 1.

Помню, будучи еще гимназистом V или VI класса, я ехал с дедушкой из села Большой Крепкой, Донской области, в Ростов-на-Дону (А.П. Чехов. Красавицы).

Текст 2.

На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые (А.П. Чехов. Попрыгунья).

Текст 3.

Это письмо я нашел в номере гостиницы, в ящике длинного узкого стола, к которому можно подсесть только боком (В.М. Шукшин. Постскриптум. Чужое письмо).


Литература

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

  4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

  5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 4. Литературное произведение.

Цель: формировать навыки целостного анализа художественного произведения.


Задание: осмыслить созданный автором художественный мир предложенного для анализа произведения (отбор изображенных картин, система персонажей, движение событий). На занятии студентам предлагается текст художественного произведения. В качестве художественного материала предлагается лирическое стихотворение. Задача студентов охарактеризовать изображенный в произведении мир. Для этого необходимо учитывать, какие виды образов встречаются в тексте: люди (главный герой и другие персонажи), портрет (описание внешности, одежды), природа, здания, интерьер, время и пространство. Главная задача преподавателя на занятии – донести до студентов мысль о том, что целостное образное единство сложнее и многозначнее, чем сумма составляющих его художественных образов.

Для эффективной работы на занятии необходимо повторить изученный на занятиях 1-3 теоретический материал.


Литература

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

  4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

  5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 5. Сюжет и композиция.

Цель: сформировать представление о сюжете и композиции художественного текста.

Вопросы для подготовки.

  1. Определение понятий "сюжет" и "фабула".

  2. Виды сюжетов.

  3. Компоненты сюжета.

  4. Понятие композиции. Аспекты композиции.

  5. Композиционные приемы.


Методические рекомендации по подготовке к занятию

Чтобы хорошо и точно выразить идею произведения, писатель решает вопрос о его композиции.

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части разделить? Что рассказать читателю сразу, а что потом? Кто будет рассказывать?

Выпишите из разных источников (словарей, учебников) разные толкования понятий «композиция» и «сюжет».

Ответьте на вопросы

  1. Может ли автор изменять свой первоначальный план произведения? Приведите пример.

  2. Что такое сюжет?

  3. Расскажите о специфике сюжета.

  4. Какую роль играет сюжет?

  5. Чем отличается сюжет от фабулы?

  6. Какова роль рассказчика в произведении?

  7. Кто может быть рассказчиком?

  8. Что такое лирическое отступление? Приведите примеры.


Литература

    1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

    2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

    3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

    4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

    5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

    6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 6. Язык художественного произведения

Цель: познакомить студентов с экспрессивными возможностями лексических средств.


Вопросы для подготовки

1.Экспрессивные возможности лексических средств.

2. Слова в прямом и переносном значении.

3. Эпитеты и сравнения.

4. Тропы.


Методические рекомендации по подготовке к занятию

Слово в художественном произведении всегда эмоционально окрашено, всегда образно, даже если оно употреблено в прямом значении и соответствует литературной норме. Благодаря чему создается экспрессивность в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил…»?

В поэтической речи часто встречаются слова в переносном значении. Литературные метафоры и метонимии отличаются от общеязыковых повышенной экспрессивностью, необычностью, неожиданностью. Приведите примеры общеязыковых и художественных метафор и метонимий.

Выпишите из любых художественных произведений примеры эпитетов, метафор, сравнений, гиперболы.

Что такое аллегория? В каких произведениях используется аллегория? Приведите примеры.

Что такое символ? Приведите примеры символов а) интернациональных; б) в вашей родной культуре; в) в русской литературе.


Какой троп использован автором в следующих строках? Как вы его понимаете?

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. (Сергей Есенин)


Литература

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

  4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

  5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 7. Язык художественного произведения.

Цель: Осмысление звукового уровня текста.


Вопросы для подготовки

1.Звуковые повторы и их функция.

2. Что такое «аллитерация» и «ассонанс».

3. Понятие «рифма».


Методические рекомендации по подготовке к занятию

Осмысление звукового уровня текста – одна из сложнейших для постижения иностранными студентами тем. Сложность связана с необходимостью хорошего знания орфоэпических норм русской речи. В качестве тренировочного упражнения студентам рекомендуется подчеркивать (выделять) в поэтическом тексте одинаковые буквы, соотносить их со звуками (следует помнить, что в сильной и слабой позиции звуки меняются). Если наблюдаете повтор каких-то звуков, попытайтесь понять, какой звуковой образ создается благодаря этому повтору.

Меняются ли звуковые образы при аллитерации и ассонансе?

Как вы думаете, можно ли считать рифму звуковым созвучием? Какие виды рифм вы знаете? Приведите примеры.


Литература

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

  4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

  5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 8. Язык художественного произведения.

Цель: формировать понятия о поэтическом синтаксисе.


Вопросы для подготовки

1.Поэтический синтаксис.

2. Отклонения от синтаксических норм.

3. Фигуры поэтической речи.


Методические рекомендации по подготовке к занятию

Продолжите мысль: если тропы – это необычное использование слов в художественном тексте, то стилистические фигуры – это необычное построение (чего?)….

В чем может проявляться необычность поэтического синтаксиса. Чем отличается поэтический синтаксис от языковой нормы?

Что такое параллелизм, эллипс, алогизм, инверсия?

Чем повтор как стилистическая фигура отличается от звукового повтора?

Что такое анафора и эпифора?

Запишите в тетрадь примеры всех указанных видов стилистических фигур.


Литература

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

  4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

  5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 9. Язык художественного произведения

Цель: закрепление полученных теоретических знаний о языке художественного произведения при анализе конкретного художественного текста.


^ Методические рекомендации по подготовке к занятию

На занятии определяется функция фонетических, лексических и синтаксических средств в предложенном лирическом стихотворении.

При подготовке к занятию следует повторить теоретический материал занятий 6,7,8. В качестве тренировочного задания рекомендуется взять сборник стихотворений русских поэтов, определить виды тропов, звуковых повторов, стилистических фигур. Подобное упражнение рекомендуется выполнять регулярно на протяжении всего периода обучения на филологическом факультете.


Тема 10. Стиховедение. Метр и ритм.

Цель: познакомить с основными понятиями стиховедения «метр» и «ритм».


Вопросы для подготовки.

1. Понятие метра и ритма.

2. Античная система стихосложения.

3. Силлабическая система.

4. Силлабо-тоническая система стихосложения. Двусложные размеры.


Методические рекомендации по подготовке к занятию

Стиховедение – один из самых сложных разделов литературоведения. Материал усложняется тем, что нет единого толкования ключевых понятий стиховедения – метра и ритма. Важно понять, что ритм – это все компоненты поэтического текста, благодаря которым рождается «музыка». Ритм характерен и для стихов, и для прозы. В стихах ритмическая повторяемость – важнейший принцип организации текста. Основные компоненты стихотворного ритма (начиная с самого маленького) – стопа, стих, строфа. Кроме того, к ритмическим составляющим относят все виды повторов – звуковых, лексических, синтаксических.

Ритм характерен для всех систем стихосложения. Понятие метра традиционно связывают с античной и силлабо-тонической системой. В чем суть этих систем? Как античное стихосложение повлияло на стихосложение более поздних эпох? Что роднит и что отличает античное и силлабо-тоническое стихосложение?

При подготовке к данному занятию студенты должны научиться определять двусложные размеры. Задание усложняется тем, что в русской стихотворной поэзии чистые двусложные размеры существуют крайне редко, часто встречаются пиррихии, реже – спондеи. На начальном этапе можно пользоваться таким алгоритмом:

  1. Расставить все ударения в стихе.

  2. Составить схему (графически изобразить ударные и безударные слоги).

  3. Посчитать количество безударных слогов между ударными. Если количество безударных между ударными нечетное (1, 3, реже – 5, 7), то это силлабо-тоническое стихосложение, двусложный размер.

  4. Отделить каждые два слога вертикальной линией. Каждая часть (два слога) называется двусложной стопой.

  5. Если между ударными 1 безударный слог, то нужно понять, на какой слог с начала строки (первый или второй) падает ударение. Если на первый, то это хорей, если на второй – ямб.

  6. Если преобладает 1 безударный слог между ударными, но встречаются и 3 (5) безударных слогов, стопа, в которой отсутствуют ударения, называется пиррихием.

  7. Если встречается стопа с двумя ударениями вместо одного, то такая стопа называется спондей.

  8. Посчитать количество стоп в стихе.

  9. Определить размер.

Например

Буря мглою небо кроет v- v- v- v- Здесь каждый первый слог ударных, это хорей. Всего пара ударный - безударный повторяется 4 раза, значит, перед нами четырехстопный хорей.


Литература

  1. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2-х кн. Кн. 2: Стихосложение. Литературный процесс. – М., 2004.

  2. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд. – М., 2000.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

  4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  5. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

  6. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

  7. Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – М., 2002.



Тема 11. Стиховедение.

Цель: познакомить студентов с трехсложными размерами силлабо-тонической системы, тонической системой, формировать навыки определения стихотворного размера.


Вопросы для подготовки.

  1. Силлабо-тоническая система стихосложения. Трехсложные размеры. Принцип ритмической повторяемости.

  2. Дактиль

  3. Амфибрахий.

  4. Анапест.

  5. Песенно-тоническое стихосложение.

  6. Декламационно-тоническое стихосложение.

7. Тоническая система стихосложения.

8. Формирование навыков определения стихотворного размера.


Методические рекомендации по подготовке к занятию

Принцип подготовки такой же, как и при подготовке к предыдущему занятию. Студентам необходимо составлять ритмические схемы различных стихотворений. Для определения системы стихосложения не обязательно составлять схему всего произведения, достаточно составить и графически изобразить ритмическую схему 2-4 стихов. Этого будет достаточно. Алгоритм определения трехсложных размеров похож на алгоритм определения двусложных размеров.

На начальном этапе можно пользоваться таким алгоритмом:

  1. Расставить все ударения в стихе.

  2. Составить схему (графически изобразить ударные и безударные слоги).

  3. Посчитать количество безударных слогов между ударными. Если количество безударных между ударными равно двум, то перед вами силлабо-тоническая система стихосложения, трехсложный размер.

  4. Отделить каждые три слога вертикальной линией. Каждая часть (три слога) называется трехсложной стопой.

  5. Понять, на какой слог с начала строки (первый, второй или третий) падает ударение. Если на первый, то это дактиль, если на второй – амфибрахий, если на третий – анапест.

Если нет четкой упорядоченности безударных между ударными, то перед нами тонический стих. Для подтверждения своей мысли следует посчитать количество ударений в каждой строчке. Если повторяется одинаковое количество (при неповторяемости количества безударных между ударными), то вывод сделан правильно: это тоническое стихосложение. В зависимости от количества ударений в стихе выделяют двуударники, трехударники, четырехударники и т.д.


Литература

  1. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2-х кн. Кн. 2: Стихосложение. Литературный процесс. – М., 2004.

  2. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд. – М., 2000.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

  4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  5. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

  6. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

  7. Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – М., 2002.



Тема 12. Жанры эпоса.

Цель: познакомить с основными эпическими жанрами.


Вопросы для подготовки.

  1. Что такое жанр?

  2. Что такое род?

  3. Какие жанры характерны для эпического рода литературы?

  4. В чем особенность рассказа?

  5. Чем новелла отличается от рассказа?

  6. Жанровые признаки повести.

  7. Жанровые признаки романа.


Анализ предложенного рассказа с точки зрения жанрового своеобразия.


Методические рекомендации по подготовке к занятию

При подготовке к занятию следует вспомнить, что вся художественная литература делится на три больших группы – литературных рода. Это эпос, лирика и драма. Каждый литературный род делится на жанры. Каждый жанр – на жанровые разновидности. Так, основные жанры эпоса – рассказ, новелла, повесть, роман. Рассказ и новелла – близкие жанры. Рассказ обычно бывает либо описательным (тогда это роднит его с очерком), либо сюжетным, с острым конфликтом (это роднит его с новеллой). При этом понятие рассказ – более широкое, оно служит для названия большой группы повествовательных произведений небольшого объема.

Жанровые разновидности повести и романа, как правило, определяются темой. Так, ученые выделяют любовную повесть (роман), авантюрную, социально-бытовую, историческую, детективную и т.д.

При подготовке к занятию следует прочитать рассказ М. Тарковского «Таня».

Ответить на вопросы:

  1. Кто является главным героем рассказа.

  2. Какие еще герои встречаются в рассказе.

  3. Какова тема рассказа?

  4. Назовите компоненты сюжета рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

  5. Как взаимодействуют повествование, описание и рассуждение в рассказе?

  6. Какие еще аспекты композиции вы можете выделить в этом рассказе?

  7. К какой разновидности рассказа: описательно-очерковой или сюжетно- новеллистической можно отнести рассказ «Таня». Докажите свое мнение.


Литература

    1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

    2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

    3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

    4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

    5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

    6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



Тема 13. Жанры лирики.

Цель: сформировать представление о жанрах лирики, научить выявлять жанровые признаки в предложенном тексте.


Вопросы для подготовки

1. Лирика как литературный род.

2. Основные жанры лирики, их развитие.

3. Жанровые признаки оды, баллады, послания, песни, сонета.

Выявление жанровых признаков предложенной для анализа элегии.


^ Методические рекомендации по подготовке к занятию

Прежде всего следует повторить, в чем заключается специфика лирики как литературного рода. Важно помнить, что «я» в лирическом тексте – это не автор, а лирический герой. В зависимости от характера чувств лирического героя, основной интонации и композиционного строения различают жанры лирики.

Одним из традиционных жанров русской лирической поэзии является элегия. Для этого жанра характерно преобладание интонаций грусти и печали, но через «музыку» стиха, через поэтизацию ушедшей любви грусть и печаль преодолеваются. Поэтому лексическому уровню грусти и печали, как правило, не соответствуют, ритмически гармоничный, поэтичный и жизнеутверждающий звуковой фон. Т.Т. Давыдова и В. А. Пронин определяют такой ход мысли в элегии: «Я одинок в этом мире, но любовь помогает мне преодолеть одиночество моего существования, однако любовь оказалась призрачной, я еще более одинок в этот вечерний осенний миг вечности, к которой принадлежит и моя жизнь. Так будем же ценить краткие мгновения бытия и счастья».

Как вы думаете, почему элегия имеет более длительную историю, чем ода?


Литература

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  2. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.

  4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

  5. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 1998.



4-б. Карта обеспеченности литературой по дисциплине
^

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или

иными информационными ресурсами


Образовательная программа – ОП 02.05 – Русский язык как неродной и литература

Карта обеспеченности литературой по дисциплине


^ Наименование дисциплин, входящих в образовательную программу

Кол-во экземпляров в библиотеке УГПИ

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на 1 обучающегося

1

2

3

4

Введение в филологию. Основы науки о литературе










^ Введение в филологию. Основы науки о литературе

основная

34

  1. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

1,5

75

  1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004

3,4

дополнительная

173

  1. Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1988.

7,8

158

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988

7,1

38

  1. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004.

1,7

8

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2003.

0,4

7

  1. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. – М., 2001.

0,3



4-в. Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д


Демонстрационных материалов программой не предусмотрено.


1 Как у Николая I (русского царя)



Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04. 13-030) Для направления 540300 Филологическое образование
«Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Разработка управленческих решений» Рекомендовано учебно-методической комиссией
Данный учебно-методический комплекс. Р р
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» для студентов очной и заочной форм специалитета и бакалавриата
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Уголовного права, процесса и криминалистики»
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине российское предпринимательское право (Для студентов юридического факультета)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское право и процесс»
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01 Современные теории филологического образования: профильное обучение литературе
Охватывает три, реже два пос­ледних года обучения в школе
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021) Для направления 540300 Филологическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Право социального обеспечения» для студентов очной и заочной форм специалитета и бакалавриата
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения юридического факультета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы