Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» icon

Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце»



НазваниеВопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце»
интимно, вполголоса вдогонку
Дата конвертации07.05.2013
Размер64.49 Kb.
ТипДокументы


      Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце»

      Глава 1

  1. Как пес Шарик относится к людям? По каким признакам он их делит?

  2. Опишите жизнь бездомной собаки Шарика.

  3. Как собака распознает в Филиппе Филипповиче господина?

  4. Как вы объясняете ремарку автора (интимно, вполголоса вдогонку...), когда Федор рассказывает профессору о вселении в третью квартиру «жилтоварищей»?

  5. Булгаков пишет: «Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами». Отчего он плакал?

      Глава 2

  1. Профессор был человеком богатым, любил хорошо одеваться. Булгаков пишет, что «на животе у него радостно и неярко засверкала золотая цепь». О каких качествах хозяина свидетельствует эта неяркость?

  2. Кого больше всего боялся Шарик? За кого он принял профессора?

  3. «Террор совершенно парализует нервную систему». Согласны ли вы с профессором?

  4. Почему Шарику так не нравилось чучело совы?

  5. Профессор Преображенский принимает пациентов. Как он относится к ним? Найдите слова в тексте, подтверждающие ваше мнение.

  6. Шарик «положил голову на лапы и задремал от стыда». Чего стыдился пес?

  7. Чем в начале разговора Филиппу Филипповичу удалось смутить домком?

  8. Как Шарик реагирует на «подозрительно вежливый оттенок голоса» профессора, когда тот разговаривает с домкомом, и почему?

  9. Одобряете ли вы поступок Филиппа Филипповича, когда он воспользовался «телефонным правом»? Как, по-вашему, он должен был поступить в этой ситуации?

  10. Как вы думаете, почему профессор Преображенский не захотел купить журналы в пользу детей Франции у Вяземской и почему он «кротко» об этом ей сказал?

  11. Что означает, по вашему мнению, «намаз» Шарика перед хозяином, когда ушел домком?

      Глава 3

  1. Как вы понимаете слова профессора: «Разруха сидит не в клозетах, а в головах»?

  2. Как вы думаете, зачем автор так подробно и любовно описывает обед профессора?

  3. Почему пациенты, читавшие газету «Правда» перед обедом, теряли в весе?

  4. Почему Филипп Филиппович устанавливает причинную связь между хоровым пением домкома и замерзанием труб в «сортире»? Подтвердите свое мнение словами из текста.

  5. В чем видит выход из сложившейся ситуации профессор Преображенский? Согласны ли вы с его мнением?

  6. Почему, по мнению доктора Борменталя, Филипп Филиппович «всюду успевает»?

      Глава 4

  1. Автор пишет: «...пес вытащил самый главный собачий билет».
    Как вы это поняли?

  2. Как изменилось отношение Шарика к самому себе и почему?

  3. Как относится к Шарику Филипп Филиппович и как к нему относятся другие домашние?

  4. Как пес понял, что в ошейнике он не арестант, а важная величина? Как он это сформулировал?

  5. Каким секретом, по вашему мнению, обладал Шарик для покорения людских сердец?

  6. Как вы думаете, почему профессор, принимая пациентов, пел «От Севильи до Гренады...», а исследуя человеческие мозги — арию жрецов из оперы Дж. Верди «Аида»: «К берегам священным Нила Боги нам укажут путь»?

  7. Почему у доктора Борменталя глаза «обычно смелые и прямые» перед операцией Шарика «бегали во все стороны от песьих глаз», а у профессора «лицо... стало как у вдохновенного разбойника»?

  8. Филипп Филиппович после операции сказал про Шарика: «ласковый был, но хитрый». В чем, как вы считаете, заключалась его хитрость?

      Глава 5

  1. Составьте таблицу по тексту, отвечая на вопрос: «Как физиологические изменения в Шарике сочетаются с развитием его человеческих черт?» — по следующей схеме:

^ Физиологические изменения

Человеческие проявления

1) Выпадение шерсти приняло характер общего облысения. Взвешивание — 30 кг

Пролаял слово «А-б-ыр!». «А-быр-валг!» профессор расшифровал как «Главрыба». Обругал профессора по матери

2) Отвалился хвост

Слово «пивная» и т. д.

      Проанализируйте получившуюся таблицу. В каком направлении идет умственное и нравственное развитие бывшего пса?

  1. Как вы думаете, зачем приходил «в полном составе домком» во главе со Швондером?

  2. Доктор Борменталь пишет: «Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным». Отчего растерялся Филипп Филиппович?

  3. Борменталь утверждает, что «перед нами — оживший развернувшийся мозг, а не мозг, вновь созданный». Доктор считал, что это мозг собаки Шарика. Согласны ли вы с ним?

  4. Почему у Филиппа Филипповича был «зловещий» тон, когда доктор рассказал ему о своей «надежде развить Шарика в очень высокую психическую личность»?



      Глава 6

  1. Почему обитатели квартиры профессора стали общаться письменно?

  2. Почему так нестерпимо было Филиппу Филипповичу смотреть на аляповатый галстук Шарикова? (Для ответа на этот вопрос вспомните свой ответ на 2-й вопрос по главе 2.)

  3. Кто прав, как вы думаете, в споре профессора с Шариковым о том, имел ли право профессор делать Шарику операцию или не имел?

  4. Почему Шариков, выйдя из квартиры профессора, пошел именно в домком? Что роднит его с представителями домкома?

  5. «Документ — самая важная вещь на свете», — говорит Швондер. Почему профессор подчиняется Швондеру и удостоверяет личность Шарикова, несмотря на всю абсурдность ситуации? Почему он здесь не воспользовался покровительством высоких советских начальников, как в случае с квартирой? (См. главу 2.)

  6. Проследите за диалогом Швондера и профессора Преображенского, когда речь идет о покупке комнаты для Шарикова. Кто, по вашему мнению, в этом разговоре выиграет?

  7. Почему Федору жалко Филиппа Филипповича?

      Глава 7

  1. Почему Шариков не хочет идти в театр?

  2. Проанализируйте разговор Шарикова и Филиппа Филипповича о чтении переписки Энгельса с Каутским. Почему Шариков не согласен «с обоими»? После слов Шарикова: «Взять все да и поделить...» — Преображенский восклицает: «Так я и думал!» Что же предвидел профессор?

  3. Почему профессор назвал Швондера «изумительной дрянью»?

  4. Доктор Борменталь пророчески подумал: «Ох, ничего доброго у нас, кажется, не выйдет в квартире». О чем, как вы полагаете, думал доктор?

  5. Представьте себе доктора и Шарикова в цирке. На что обращает внимание доктор, а на что — Шариков?

  6. Профессор после отъезда Шарикова и Борменталя в цирк думал и «воскликнул наконец: «Ей-богу, я, кажется, решусь!» На что собрался решиться профессор?

      Глава 8

  1. Проанализируйте события этой главы. В каком направлении развивается поведение Шарикова? Почему в квартире стало абсолютно невозможно жить и работать?

  2. В чем разница реакций на Шарикова доктора и профессора? Кого больше боится Шариков и кого он слушается?

  3. Проанализируйте разговор профессора с доктором Борменталем об убийстве Шарикова. Как вы поняли слова Преображенского: «Я — московский студент, а не Шариков!»

  4. Профессор Преображенский приходит к выводу о том, что Шариков — это Клим Чугункин. Согласны ли вы со словами профессора о ненужности «искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить его когда угодно»?

  5. Кто же все-таки Шариков: Клим Чугункин или «человек с собачьим сердцем»? С кем вы согласны — с профессором или с доктором?

      Глава 9

  1. Как изменился Шариков, поступив на работу?

  2. Почему Шариков «робко» ответил доктору, когда тот напомнил ему, что Шариков вернулся в квартиру Филиппа Филипповича?

  3. Как реагировал профессор на «насилие» над Шариковым? Почему?

  4. Сколько раз встречаются в повести Шариков и барышня Васнецова? Подтвердите свое предположение словами из текста главы. Какие чувства вы испытываете к этой барышне?

  5. Как вы поняли слова автора: «Преступление созрело и упало, как камень, как это обычно и бывает»?

  6. Какими действиями «Шариков сам пригласил свою смерть»?

  7. Почему тишина в квартире в вечер обратного превращения Шарикова в собаку названа автором «ужаснейшей»?

      Эпилог

  1. Сравните Шарика до превращения, в Шарикова и после обратного превращения в собаку. Есть ли разница в этих двух существах?

  2. Если бы в повести не было эпилога, какой бы вывод можно было сделать из прочитанного? Зачем автор включает в повесть эпилог?

  3. Какие действия профессора позволяют нам поверить, что жизнь в его квартире вошла в прежнее русло?



Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце»




Похожие:

Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconКонспект урока по литературе в 9 классе. «Отражение революционной действительности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Отражение революционной действительности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconТема: «Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи» Интегрированный мультимедийный урок исследование
Участники занятия учащиеся 9 «б» класса, в достаточной мере владеющие компьютером. Информационно-технологический профиль
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconВопросы по повести толстого «смерть ивана ильича»
Перечислите главных и второстепенных персонажей (имена, отчества и фамилии). Нарисуйте систему персонажей повести
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconСобачье сердце михаил булгаков глава 1
У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй...
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconВопросы по Сэлинджеру
Чем он привлек ваше внимание? Какое место занимает в сюжете повести? Как проявляют себя в зпизоде герои? Каково отношение к ним автора?...
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconВ чём прав и в чём заблуждался Самсон Вырин? (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)
А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе...
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconМариэтта Чудакова: Булгаков берет нас теплыми и тут же начинает разговор о смысле жизни и о бытии Божьем
Федор Дубшан побеседовал о людях, о времени, о вечности и о главном романе Мастера с автором первой научной биографии Булгакова,...
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Нравственные проблемы в прозе В. Распутина (уд-04. 13-017) Для специальности 050301 Русский язык и литература
«Последний срок» и приемы его художественного воплощения»; «Художественное решение нравственных проблем в повести ˝Живи и помни˝»;...
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconНиколай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)
К чему ни обратись в нашей литературе всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической,...
Вопросы по главам повести Булгакова «Собачье сердце» iconВопросы к обсуждению повести А. Лиханова «Последние холода»
Почему ребята скрывают от взрослых, что потеряли карточки? ( Почему они не попросили помощи?)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов