«Построение социально-педагогической системы доу» icon

«Построение социально-педагогической системы доу»



Название«Построение социально-педагогической системы доу»
Дата конвертации01.05.2013
Размер60.45 Kb.
ТипРеферат

«Построение социально-педагогической системы ДОУ»


Халимова Лилия Сагитовна,

старший воспитатель МБДОУ №38 г. Салавата


Введение в образовательных учреждениях ФГТ и ФГОС для конкретных образовательных учреждений означает, что реализация содержания образования будет осуществляться в соответствии с основной образовательной программой. При этом основная образовательная программа конкретных ДОУ и школы должна содержать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, к которым, несомненно, относятся и родители. Содержание основной образовательной программы образовательного учреждения должно учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы детей, а потому стать предметом заинтересованного изучения, одобрения и участия в реализации родителями как основными заказчиками образовательных услуг и социальными партнёрами детского сада и школы. Таким образом, требования ФГТ и ФГОС предполагают проявление родителями субъектной позиции по её формированию, обсуждению и участию в реализации. Осознание родительской общественностью высокой степени совместной с педагогами ответственности за результаты образования своих детей формируется еще в дошкольном образовательном учреждении, а потому работа с семьей требует системно-деятельностного, творческого подхода, доверительного отношения к родителям как самым заинтересованным социальным партнёрам.

Разностороннее конструктивное взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности ДОУ и одним из условий реализации основной программы и развития социально-педагогической системы детского сада.

На сегодняшний день, дошкольное учреждение - открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, в которой создана особая социальная среда развития— условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники — воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.

Работа с семьей и развитие социально-педагогической системы ДОУ являются основными задачами для нашего коллектива на протяжении ряда лет. Взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества. Для формирования полноценной социальной среды развития воспитанников мы выделили следующие критерии:

  • Преодоление барьеров общения педагогов с родителями;

  • Поиск способов преодоления ограничивающего взаимодействия детского сада с семьей;

  • Расширение сферы взаимодействия педагогов ДОУ с семьей.

На современном этапе приоритетными направлениями взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников являются:

  • сохранение здоровья детей в семье и детском саду;

  • духовно-нравственное развитие детей и воспитывающих взрослых;

  • непрерывное образование родителей на основе идей гуманизации, учитывающих реальные особенности жизни семьи;

  • интеграция дошкольного общественного и семейного воспитания в целях культурно-исторического соразвития ребенка и взрослого.

Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям. Построение социально-педагогической системы ДОУ мы начали с подготовки педагогического коллектива. Многолетний опыт показывает: повышение квалификации воспитателей через систему методической работы в ДОУ может существенно повысить качество взаимодействия детского сада и семьи.

Работу с родителями наш коллектив начинает задолго до прихода ребенка в детский сад. На протяжении 5 лет функционирует клуб «Дружная семейка» по адаптации родителей и детей к посещению ДОУ. В течение двух месяцев проводятся заседания, на которых родители знакомятся с нормативно-правовой базой, режимом дня, основными видами деятельности дошкольников. Родители имеют возможность приблизить режим дня и особенности питания детей к садовским, тем самым максимально облегчить для ребенка период адаптации. Несколько занятий проводим вместе с детьми. Практикуем пребывание новичков и их родителей на прогулках вместе с воспитанниками. Также знакомим родителей с особенностями периода адаптации и тем, как он отражается на детях. Таким образом, родители и дети подготавливаются к посещению ДОУ.

Надо отметить, что формы работы с родителями существенно обновлены. Удачно зарекомендовали себя такие формы, как смотры-конкурсы, фестивали, семейный клуб, практикум, семинары, спортивный марафон, интервьюирование родителей и детей, выпуск газеты, съемка видеороликов. Ежегодно мы проводим социологическое обследование семей. В различных конкурсах участвовали более 50 семей воспитанников. Как показатель включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс мы считаем их участие в работе педагогического совета, городских методических семинаров.

Также мы можем отметить и положительный опыт в проведении родительских конференций, где родители являются активными участниками. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Определяется актуальная тема конференции (например, «Мы выбираем ЗОЖ», «Вопросы воспитания» и т.п.). Родители заранее готовят сообщение, при необходимости им оказывается помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференциях также выступают специалисты, для того, чтобы вызвать обсуждение, дискуссию. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу детского сада, видеоролики, музыкальные, спортивные и театрализованные номера. Завершаются конференции совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей, чаепитием. В нашем детском саду конференции проходят не только в рамках дошкольного учреждения, практикуются и конференции городского масштаба в рамках городских методических дней и семинаров.

Также, очень важным аспектом в построении социально-педагогической системы ДОУ считаем использование современных информационных технологий. На официальном сайте детского сада родители могут получить всю необходимую информацию, внести отзывы и предложения.

Традиционно в конце учебного года проводится итоговое анкетирование родителей «Уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада». Отрадно отметить что, на сегодняшний день порядка 35% родителей считают, что имеют возможность участвовать не только в жизни детского сада, но и его управлении.

Как показатель повышения рейтинга детского сада можно приведем результаты теста «Словесные ассоциации» для изучения представлений родителей о детском саде.

Так детство в представлениях родителей ассоциируется с радостью, счастьем, любовью, играми, детским садом.

Детский сад, по мнению родителей – это дом детства, место, где ребенку хорошо.

Воспитатель детского сада – это терпение, авторитет, взаимопонимание, изобретательность, молодость, доброта, терпение и знания.

Наш многолетний опыт показывает, что семья и общеобразовательные учреждения – важнейшие социальные институты, обеспечивающие воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. По нашему мнению, на современном этапе в основе взаимодействия с родителями должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации, а именно:

  1. Создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;

  2. Повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;

  3. Вовлечения родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной общеобразовательной программы;

  4. Информационной открытости образовательной деятельности образовательных учреждений.



Список литературы


  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 июля 2002 г. №30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

  5. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей/ Т.А. Данилина //Управление ДОУ 2006, №4.

  6. Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества/ Т.В. Кротова //Управление ДОУ 2006, №4.

  7. Ленченко Т.В. Социальное партнерство семьи и детского сада/ Т.В. Ленченко //Управление ДОУ 2008, №3.



Похожие:

«Построение социально-педагогической системы доу» iconПлан управленческой деятельности администрации «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосенский на 2011-2012 учебный год
Совершенствование системы управления школой как целостной социально-педагогической системой
«Построение социально-педагогической системы доу» iconПротокол №1 от 31. 08. 2012 г
Органом самоуправления педагогической деятельности доу является педагогический совет учреждения, в который входят педагоги доу, старшая...
«Построение социально-педагогической системы доу» iconТема: «Актуальность социально личностного развития в доу»
Проблемы социально – нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания европейской и отечественной педагогики
«Построение социально-педагогической системы доу» iconПоложение о социально-педагогической службе общие положения
Социально педагогическая служба предназначена для обеспечения социализации личности, социальной реабилитации учащихся с отклонением...
«Построение социально-педагогической системы доу» iconПрограмма социально-психологической службы. Обоснование необходимости существования социально-психологической службы в школе
Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке учащихся включает в себя 6 основных компонентов
«Построение социально-педагогической системы доу» iconСовременные концепции воспитания в россии и их использование в педагогической деятельности
Системное построение процесса воспитания. ( В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова )
«Построение социально-педагогической системы доу» iconИнструкция по приёму детей в специальные школы-интернаты (школы с продлённым днём) для детей с зпр
Классы педагогической поддержки для детей с социально-педагогической запущенностью
«Построение социально-педагогической системы доу» iconПротокол № от Е. Б. Моисеева Положение о социально-психологической службе
Социально-психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы
«Построение социально-педагогической системы доу» iconВопросы к гак по специализации «Социально-педагогическая работа с семьёй» I. Вопросы по дисциплине «Методика работы с семьей»
Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников
«Построение социально-педагогической системы доу» iconПостроение развивающей среды в доу
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы