Урок-театрализованное представление icon

Урок-театрализованное представление



НазваниеУрок-театрализованное представление
Дата конвертации07.01.2013
Размер59.18 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

с. Холки, Чернянского района, Белгородской области»


Урок-театрализованное представление





Подготовила:

учитель

русского языка и литературы

Горшкова В.И.


Цели урока:


познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка;

развивать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; воспитывать уважение к живому русскому слову и сельским жителям — носителям диалектной речи.


Ход урока:


1. Организационный этап


2. Актуализация субъектного опыта


В начале урока звучит народная музыка


— Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно.


Тема урока «диалектная лексика».

Мы отправимся в удивительное путешествие в деревню, из настоящего попадем в прошлое. Представьте, что вы приехали в гости к бабушке и дедушке, которые живут в деревне.


Учениками разыгрывается костюмированная сценка «Бабушка с дедушкой и внучки».


— Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты помой поташки. Вот и дед пришел. Ну, как рыбалка?

— На усынках бьтл, чекамаса поймал да серушек.

— Ах ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник.


3. Изучение новых знаний и способов деятельности


Выясняется, какие слова, которых девочки не слышали в городе, произнесли бабушка и дедушка, дается толкование:

рогач — ухват; махотка — горшок; пригрубок — печка; поташки — помидоры ; усынка — узкое место в реке; серушка — плотва; могутной — непоседливый; щарба — уха; чирики — любая обувь; парцменки — комнатные тапочки; утиральник — полотенце для рук; рушник — полотенце для гостей.


Эти слова — диалектные. Их употребляют жители определенной местности.


Проводится терминологическая работа.


— Диалект — разновидность общенародного языка. Говор

— мельчайшая единица диалектного деления языка, например:

говор хутора Черкесовский Новоаннинского района Волгоградской области, откуда мы использовали слова в нашей сцепке. Говоры объединяются в наречия.

В русском языке два наречия — южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково: [акно], [карова]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской, Белгородской и других областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области.

Говоры северного наречия — окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: [окно], [корова].

Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.


Учитель отмечает характерные особенности диалектной лексики.


— Народные говоры — свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (святы — цветы: хвартух — фартук), ударения (мухб, былу), словообразования (волчиха — волчица; спервака — сперва), морфологическими особенностями (например, отсутствием категории среднего рода: (высокий) крылец — крыльцо, (свежая) масла —масло).

Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук — детеныш дикого кабана). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке.


4. Первичная проверка понимания изученного


Учащиеся исполняют по ролям сказку «Кочеток и курочка» — (Русские народные сказки. М., 1985.)


«Жили курочха с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на

орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток

орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла — плачет. Едут мимо бояре

и спрашивают:

— Курочка, курочка! Что ты плачешь?

— Мне кочеток вьшиб глазок.

— Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?

— Мне орешня портки разорвала.

— Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?

— Меня козы подглодали.

— Козы, козы! На что вы орешню подглодали?

— Нас пастухи не берегут.

— Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережете?

— Нас хозяйка блинами не кормит.

— Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?

— А у меня свиньи опару пролила.

— Свинья, свиньи! На что ты у хозяйки опару пролила?

-У меня волк поросенка унес.

— Волк, волк! На что ты у свиньи поросенка унес?

-Я есть захотел».


Выясняется значение слова кочет — петух (в южнорусских говорах).


— Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные

слова?


5. Закрепление изученного


Группа ребят знакомит одноклассников с народной игрой (Корчма).


Корчмой в старину называли трактир, постоялый двор. Правила игры таковы. Назначаются хозяин и хозяйка, остальные игроки выбирают названия различных домашних предметов (печь, стол, самовар, рушник, ложка, махотка и т. д.).

Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой. Услышав свое название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются: выполняют задания хозяев.


—Хозяин, не затопить ли нам печь?

— Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.

—Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался?

— Посмотри на печке, хозяюшка!

—Да у нас печки-то нет!

—А самовар у нас есть?

— Есть, есть! На столе стоит, закипает.

— А вот стола-то у нас и нет!

— А махотка где?

— Какая махотка? Та, что рушником накрыта?

— Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар!

—Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.

— И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие,

потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай. Ты, рушник,

расскажи сказку, а ложка да самовар пусть частушки поют!


6. Применение изученного


Учитель знакомит ребят с « Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля, рассказывает о современных исследованиях народных говоров. ( Работа со словарем)


7. Обобщение и систематизация изученного

Прослушивается магнитофонная запись диалектной речи своих родственников, зачитывают записанные местные слова, выясняют их значение.


8. Контроль и самоконтроль


Распределить слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные.

Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, п.тух, п.л.тенце, рушник, п.мидоры, щарба, пригрубок, могутный, печка, уха, непоседливьий.


9. Информация о домашнем задании


Составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу:

Махотка - глиняный горшок. Махотка из-под молока.


10.Подведение итога урока


- Что нового вы узнали сегодня на уроке?


Мы должны изучать народный говор, с вниманием и уважением относиться к живому русскому слову и сельским жителям — носителям диалектной речи.


11. Рефлексия « Телеграмма»



Похожие:

Урок-театрализованное представление iconУрок театрализованное представление «Диалектная лексика»
Цели урока: познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развить интерес к живой народной речи и...
Урок-театрализованное представление icon28 сентября в нашей школе прошел «День пдд» для учащихся 5-6 классов,старшеклассники (9 кл.) приготовили театрализованное представление «Азбука движения» с использованием мультимедийных ресурсов
«День пдд» для учащихся 5-6 классов,старшеклассники (9 кл.) приготовили театрализованное представление «Азбука движения» с использованием...
Урок-театрализованное представление iconТеатрализованное представление
Атрибуты («дождинки», «льдинки», «бусинки», гармонь, платочки, снежки, шапочки и грудки для «снегирей»)
Урок-театрализованное представление iconНовогодний утренник для учащихся начальной школы это было настоящее театрализованное представление, в котором принимали участие и дети, и взрослые
Новогодний утренник для учащихся начальной школы – это было настоящее театрализованное представление, в котором принимали участие...
Урок-театрализованное представление iconТеатрализованное представление в мбдоу «Арлюкский детский сад «Солнышко», развлечение для дошкольников. Участники- дети, родители, воспитатели, младшие воспитатели доу

Урок-театрализованное представление iconТеатрализованное представление по мотивам русских народных праздников, традиций «Возвращение к истокам»
Цель: формирование нравственных качеств личности на основе народных, культурных традициях
Урок-театрализованное представление iconНовогоднее театрализованное представление для младших школьников
...
Урок-театрализованное представление iconПрограмма для детей младшего и среднего возраста «Новогодние забавы»
«Ёлка на Покровке» Театрализованное новогоднее представление для детей Басманного района (1-4 класс)
Урок-театрализованное представление iconВ(1): Наш вечер посвящается подвигу советских людей, победивших в Великой Отечественной войне. 23 января жители нашего Красногвардейского района каждый год отмечают знаменательную дату освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В(2)
Театрализованное представление «Мы обязаны вам жизнью», посвященное 69 годовщине освобождения Красногвардейского района от немецко-фашистских...
Урок-театрализованное представление iconУрок проект «Двигатели внутреннего сгорания» 8 кл, урок №19 учитель Килина Светлана Геннадьевна. Цели урока: Сформировать представление о двс
Использовать внутреннюю энергию значит совершить за счет нее полезную работу, например, поднять груз и т д
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы