Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи icon

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи



НазваниеЦель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи
Дата конвертации08.05.2013
Размер97.28 Kb.
ТипКлассный час

Классный час

  «С чего начинается Родина?»

  Цель:

определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.

Задачи:

  • Изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории;

  • развитие культурного уровня учащихся;

  • воспитание патриотизма и гражданственности у детей.

^ Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Слайд 1

В 2012 г. исполняется 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII - XIX вв. получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности». И сегодня пойдёт о символах нашего государства, символах нашей Родины.

Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского). Слайды 2 - 10

Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

Слайд 11

“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Учитель:

Наша Родина-Россия. У неё есть свои символы. Они олицетворяют систему государственных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития общества, сложившиеся в нём обычаи и традиции. Символы Российской Федерации - Флаг Российской Федерации, Герб Российской Федерации, гимн Российской Федерации.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба.

Прежде чем говорить о гербе нашей страны, я расскажу вам ,что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.

Слайд 12

Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.
Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знамёнах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.

Слайд13

Великий Князь Московский Иван III (1462 – 1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения соего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла. Двуглавый Орёл Византии олицетворял собой Римско – Византийскую империю, охватывающую Восток и Запад. Более 4 столетий на гербе Российского Государства изображался двуглавый орёл. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III на меновой грамоте. Двуглавый орёл изображался на русских гербах вплоть до 1918 года.

Слайды 14 - 17

В 1918 г. Советское правительство решило порвать с исторической символикой России. Двуглавый Орёл был заменён красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года на щите помещалось сокращённое название государства – РСФСР.

Слайд 18

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения комиссия, созданная для решения этого вопроса, предложила бело-сине-красный флаг и герб – золотого двуглавого орла на красном поле. Они и были утверждены в качестве государственных Указом президента РФ Бориса Ельцина «О Государственном гербе Российской Федерации» от 30 ноября 1993 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле ведет свою историю с давних времен. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла, как Государственного герба России, олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Слайд 19

Учитель:

Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

Ученики:

Двуглавый Орёл – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России.

Всадник, поражающий копьём дракона, - символ победы добра над злом, готовности народа отстаивать свободу и независимость.

Учитель:

Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом. У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг.

Слайд 20

Учитель:

Над Большим Кремлевским дворцом ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

Учитель:

Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Учитель:

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Ученик:

Три цвета: белый, синий, красный

На нашем флаге не напрасно.

Цвет чистоты – чудесный белый,

Цвет синий – неба символ смелый,

Цвет красный – это символ чести,

Под этим флагом все мы вместе.

В России каждый понимает:

Флаг россиян объединяет.

Слайд 21


Учитель

Появление в России трехцветного (поясного – с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков также связывает с царствованием Алексея Михайловича. Очень интересно описывается история зарождения трехцветного российского флага в книге А. Я. Дегтярева «История Российского флага»: «В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», педантичным капитаном Бутлером, упомянуты материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов. Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет не переднем лежачем дереве». О цветах этих морских знамен Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю».

Мало кто знает, что в начале Северной войны в 1712 г. утвердился один из красивейших флагов мира_ Андреевский. В 1702г. Пётр1 передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный на коммерческих судах указывали на государственную принадлежность корабля. В послепетровское время под влиянием немецкого окружения царствующих особ триколор почти угас. И так было до 1883г., до появления высочайшего повеление царя Александра2.

Революционная Россия начала 20 века. Не сразу отвергла трёхцветный флаг. После Февральской революции 1917г. в период власти Временного правительства использовался в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Лишь 8-го апреля 1918г. Я.М.Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом. Спустя 73 года, правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трёхцветного флага.

А 21 августа 1991 года, после провала так называемого путча, Верховный совет РСФСР постановил « считать исторический флаг России- полотнище из разновеликих горизонтальных полос белой, лазоревой и алой- официальным флагом Российской Федерации».

Цвет полос государственного флага несет в себе глубокий смысл. Белый всегда означал Свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный – Державность. Есть и другое (неофициальное) толкование символики цветов: белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В.Путиным 25 декабря 2000 г.), а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Слайд 22


Учитель:

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Учитель:

Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

(целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории).

^ Слайды 23 -30


Учитель: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. . А теперь давайте проведем небольшую викторину.

Викторина.

  1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков).

  2. В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XVвека).

  3. Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).

  4. Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

  5. Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

  6. Авторы гимна России? (С.Михалков, А.Александров).

  7. Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

  8. Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной и помнили, что наша Родина – это мы.

Ученик:

У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.


Учитель:

Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.




Похожие:

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconСценарий литературно-музыкальной композиции «С чего начинается родина…»
Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен о Родине, Мире, песен военных...
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconЦель: Создание условий для формирования активной гражданской позиции, для всестороннего развития, личностного роста каждого ученика в классном и общешкольном коллективе,
Цель: Создание условий для формирования активной гражданской позиции, для всестороннего развития, личностного роста каждого ученика...
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconУрок этнокультуры во 2 классе. Тема урока. К!апщ обряд врачевания больного. Цели урока. Познакомить с древнейшим языческим обрядом адыгов
Развить нравственные чувства: гуманное отношение и взаимное уважение друг к другу, к старшим, к женщине
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconКонспект мероприятия «Приглашаем в страну сказок» Цель: развивать интерес к изучению английского языка
Задачи: воспитывать толерантное отношение к чужой культуре; способствовать развитию творческих способностей у воспитанников, чувства...
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconВикторина Цель: привить чуткое и бережное отношение к природе;содействовать воспитанию чувства доброты;развивать интерес к животному миру
Цель: привить чуткое и бережное отношение к природе;содействовать воспитанию чувства доброты;развивать интерес к животному миру
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconКлассный час для учащихся 5-х, 6-х классов
Цель: вызвать уважительное отношение к истории Ставропольского края, Новоселицкого района, села Чернолесского, чувство гордости за...
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconНазвание организации
Программа основана на деятельностном подходе, включающем личностный и культуросообразный принципы, гуманное отношение к личности...
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconЦель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью. Задачи
Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи icon«Сыны Отечества, защитники земли русской»
Цель: показать мужество и героизм защитников Родины, вызвать стремление ребят показать свое отношение к ратному подвигу русских солдат,...
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”. Задачи iconКлассный час «С чего начинается Родина?»
Цель: воспитание чувства любви, уважения и почитания к матери, малой родине, большой Родине. Углубить сознание, понятие и значение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов