Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка icon

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка



НазваниеКалендарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка
Г. И. Беленького
Дата конвертации06.01.2013
Размер305.09 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по литературе


7 класс


Пояснительная записка


Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ под редакцией Г. И. Беленького (М., «Мнемозина», 2009 год, базовый уровень).

На изучение литературы в 7 классе отводится 68 часов. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно, с опорой на художественный текст. Произведения первого и второго списка включены в данное планирование. Произведения для самостоятельного чтения вынесены для изучения на индивидуально-групповых занятиях. Классных сочинений - 2 , домашних сочинений - 2 .





ур

Тема урока

Кол-во часов.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

^ Виды контроля.

Дата проведения













^ Путешествие без расстояний










1

Пространство и время в литературе. Знакомство с программой предстоящего года





1

У м е т ь: составлять план

прочитанного; владеть различными

видами пересказа.


Организация совместной учебной деятельности.










2

Роды и виды (жанры) литературы


1

Знать: о родах и жанрах литературных произведений.






















3

М. Ю. Лермонтов. Перенесемся в XVI век. Строки истории. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Чтение I части


4

З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.













4

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей








З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

Анализ отрывка.










5

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». «Песня…» и устное народное творчество. Анализ III части




















У м е т ь: выразительно читать художественное произведение, анализировать текст.


Анализ отрывка.










6

А. К. Толстой «Василий Шибанов» (для чтения и обсуждения)


1

У м е т ь: выразительно читать художественное произведение.














7

Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Что может быть непонятно в содержании повести? «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»


6+1

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа,

участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.



Диалог по прочитанному произведению.










8

«Тарас Бульба». Глава II. «…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему»





У м е т ь: выделять смысловые части

художественного текста, сопоставлять

эпизоды и сравнивать героев.













9

«Тарас Бульба». Главы III–VI. «Так вот она, Сечь!<…> Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)





З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.



Анализ эпизода.










10

«Тарас Бульба». Главы VII–IX. «Как умеют биться на Русской земле и …как умеют умирать в ней за святую веру»





З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.


У м е т ь: выделять смысловые части

художественного текста, сопоставлять

эпизоды и сравнивать героев.













11

«Тарас Бульба». Главы X–XII. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»

















12

«Тарас Бульба». Характер литературного героя

















13

«Тарас Бульба». Пишем сочинение. «Приглашаем в библиотеку»


1




Сочинение.










14

А. С. Пушкин. О писателе. Историческая основа поэмы «Полтава». «Полтава»


4

З н а т ь: историческую основу

изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно

читать стихотворный отрывок.

Организация совместной учебной деятельности.










15

«Полтава». Композиция, стихотворный язык поэмы, анализ характеров Марии, Мазепы, Кочубея





Анализ эпизода.










16

«Полтава». Герои и язык поэмы. Полтавский бой. Метафора

















17

«Полтава». О поэме. Петр I и его недруги. Кульминация и развязка событий в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»





З н а т ь: историческую основу

изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно

читать стихотворный отрывок.

Сочинение.










18

Н. С. Лесков. О писателе. К истории создания рассказа «Человек на часах». «Человек на часах (1839 г.)». «…Отчасти придворный, отчасти исторический анекдот… любопытной эпохи»


2

З н а т ь: тематику и жанры произведений Лескова, историческую основу рассказа.


У м е т ь: анализировать рассказ по вопросам учебника.

Устное сообщение.










19

«Человек на часах (1839 г.)» «Ложь во спасение»





Анализ отрывка.










20

Завершая раздел хрестоматии… И. С. Никитин «Русь»


1

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно

читать стихотворный отрывок

























21

Писатели о своем времени. О писателе. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк»


2

З н а т ь: содержание понятия пейзаж.

У м е т ь: составлять тезисы и план

прочитанного; владеть различными

видами пересказа.

Пересказ произведения.










22

Рассказ «Бирюк»

















23

Стихотворения в прозе


2

З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтику стихотворений в прозе,

выразительно читать стихотворения в прозе.

Анализ произведения.










24

Стихотворения в прозе

















25

Н. А. Некрасов. О поэте. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..»


4

З н а т ь: о народной теме в творчестве поэта, основу стихотворения «Железная дорога», особенности его композиции

Уметь: выразительно читать стихотворение.

Выразительное чтение произведения.










26

«Железная дорога» и устное народное творчество. Два мнения о стихотворении «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..»

















27

«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Орина, мать солдатская». «Мало слов, а горя реченька…»





З н а т ь: о женской теме в стихотворениях Некрасова.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения.













28

«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Мороз, Красный нос» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…»

















29

О писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Прокурор общественной жизни»





З н а т ь: содержание сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы

в народной жизни, отраженные

в сказках, составлять рассуждения

о сильных и слабых сторонах

народного характера.

Устное сообщение.










30

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Его обличительный смех «горек и пронзителен»


2













31

«Дикий помещик». М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик


4













32

А. П. Чехов. О писателе. «Хамелеон»





З н а т ь: факты биографии Чехова, средства сатирического изображения

Уметь: находить приёмы сатирического изображения в тексте.













33

«На мельнице». «Тоска». О чем и почему молчит писатель

















34

Для самостоятельного чтения. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». Завершая раздел хрестоматии





Знать: содержание изученных произведений.

У м е т ь: свёрнуто анализировать рассказы по вопросам учебника

Анализ рассказов.










Запечатлённые мгновения (Художественное время в лирике)










35

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Песок сыпучий по колени…». «Тихой ночью, поздним летом…» «Как неожиданно и ярко…». «О, в этом радужном виденье/ Какая нега для очей!» (Ф. И. Тютчев)


1

З н а т ь: стихотворения о родной природе -

состояние души поэта, переданное через

описание природы.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно

читать стихотворение.

Выразительное чтение стихотворения.










36

Стихотворения А. А. Фета. «Мотылек мальчику». «Сосны». «Осенняя роза». «Одно из свойств поэта есть хранение живых впечатлений» (А. А. Фет)


1

Выразительное чтение стихотворения.










37

Я. П. Полонский. «Дорога». «Зимний путь». «Тревоги духа, а не скуку | Делил я с музой молодой…» (Я. П. Полонский)


1

Выразительное чтение стихотворения.










Человек в движении времени (Тема становления личности)










38

Л. Н. Толстой. Любить человека. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким…» (В. Г. Короленко)


6

З н а т ь: содержание повести;

нравственную проблематику

повести; владеть различными

видами пересказа, участвовать

в диалоге по прочитанному

произведению.

У м е т ь: пересказывать произведение.













39

«Детство» (избранные главы). Главы VII, XIII. «…Все это я видел, слышал и чувствовал»

















40

«Детство» (избранные главы). Главы XV, XIX. «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»





Знать: содержание изученных глав повести.

Уметь: анализировать отвечать на вопросы.

Анализ текста.










41

«Отрочество» (избранные главы). Глава II «Гроза». «…Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства… всегда останутся существенными чертами его таланта…» (Н. Г. Чернышевский)





Знать: содержание глав.

Уметь: рассказывать от лица героя.

Анализ текста.










42

«Отрочество» (избранные главы). Главы III, V. «…Перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним…»





Знать: особенности построения повести.

Уметь: анализировать и обобщать изученный материал.













43

Герой и рассказчик повестей «Детство» и «Отрочество»





Знать: понятие автобиографии.
Уметь: отличать моменты автобиографизма от художественного вымысла в изображении героев.













44

Ф. М. Достоевский. О писателе. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Глава «Связался со школьниками». «…Я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой…» (Ф. М. Достоевский)


4+1

Знать: основные факты из биографии писателя.















45

В семействе штабс-капитана Снегирева. (Главы из романа «Братья Карамазовы»). «Слезы… сочувствия, сострадания и любви»





Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать текст.













46

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). У Илюшиной постельки. Илюша и Коля Красоткин.«Дорогой для нас мальчик..!»





Знать: понятия «сострадание», «милосердие».

Уметь: пересказывать и анализировать содержание текста.













47

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Главы «Илюша», «Похороны Илюшечки. Речь у камня». «…Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства…»





Знать: содержание текста .

Уметь: анализировать поступки героев.













48

Контрольное сочинение по темам: «Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»


1

Знать: содержание .

Уметь: обобщать, сравнивать, делать выводы.

Сочинение.










49

М. Горький. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «…Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»


5

Знать: факты из биографии писателя.

Уметь: выразительно читать и воспринимать художественный текст.













50

«Детство» (избранные главы). Главы II, III. «…Свинцовые мерзости дикой русской жизни…»





Знать: понятие «композиция».

Уметь составлять характеристику героев.

Текущий контроль.










51

«Детство» (избранные главы). Главы III, IV, V. «…И потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь»





Знать: содержание повести.

Уметь анализировать ключевые эпизоды.













52

«Детство» (избранные главы). Главы VII, VIII. «…Моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей ее…»





Знать: приёмы стилистического анализа текста.

Уметь: анализировать текст.













53

«Детство» (избранные главы). Главы XII, XIII. «Хотя они (эти мерзости) …и противны, и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их»


^ Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»


1

Знать: содержание повести.

Уметь: характеризовать героя, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы.

Сочинение.










54

В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки». Урок внеклассного чтения. (Рассказы Солоухина предлагаются не для глубокого изучения, а для самостоятельного чтения и краткой беседы о них)


1

Знать: краткие сведения из жизни писателя, содержание рассказов.

Уметь: вести диалог о становлении характера человека по произведениям В.Солоухина.

Текущий контроль






















55

С. П. Шевырев «Звуки». В мире красок и звуков. ^ Три языка искусства


1

Знать: отличия художественной литературы от других видов искусств


(музыки, живописи).

Уметь: выразительно читать поэтический текст.













56

К. Г. Паустовский. О писателе. «Корзина с еловыми шишками». «Слушая хорошую музыку, я мечтаю о том, чем в это время занято мое сердце» (Стендаль)


1

Знать сведения из биографии К.Г.Паустовского.

Уметь эмоционально воспринимать рассказ Паустовского.















57

К. Г. Паустовский. «Исаак Левитан» (в сокращении). «Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим» (К. Паустовский)


1

Знать: содержание очерка, понятие «очерк».

Уметь: словами передать образность метафор писателя.













58

Языком поэзии. А. Блок «Я никогда не понимал…» К. Бальмонт «Грусть». К. Фофанов «Художник», «Уснули и травы и волны…». «…Знание соседних областей искусства – поэзии, живописи, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир…» (К. Г. Паустовский)


1

Знать: стихотворения о живописи и музыке.

Уметь: выразительно читать стихотворения.

Анализ стихотворения.
















59

Ж. Б. Мольер. О драматурге. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие первое. ^ Жизнь Ж. Б. Мольера


3

Знать: факты из биографии писателя, особенности построения драматического произведения.

Уметь: читать по ролям.














60

«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие второе. Действие третье (явления 1–3). ^ Журден и его наставники





Знать: приёмы сатирического изображения героев.

Уметь: читать по ролям, анализировать произведение.

Анализ драматического произведения.










61

«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действия третье (явления 4–21, в сокращении) и четвертое.^ Фиаско господина Журдена





Знать: понятие «комедия», содержание комедии «Мещанин во дворянстве».

Уметь: анализировать драматическое произведение.













62

И. А. Крылов. О писателе. «Урок дочкам» (отрывки). Явления второе, третье, четвертое, пятое, шестое. «Люблю, где случай есть, / Пороки пощипать!»


2

Знать: краткие сведения из биографии И.А.Крылова, содержание комедии «Урок дочкам».

Уметь: читать по ролям.













63

«Урок дочкам» (отрывки). «…С нашим вкусом, с нашим дарованием – зарыть нас живых в деревне!»





Знать: содержание комедии.

Уметь: анализировать драматическое произведение.

Анализ драматического произведения













Фантастика. Тема будущего







64

А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц» (избранные главы). «Откуда я? Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны»


2

Знать: факты из жизни писателя.

Уметь: вести диалог о прочитанном произведении.













65

«Маленький принц» (избранные главы). «…Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».





Знать: содержание сказки «Маленький принц».

Уметь: анализировать её как произведение лирико-философское, обобщать, делать выводы.

Текущий контроль










66

Р. Брэдбери. О писателе. «Каникулы». «А нам не будет одиноко?»


2

Знать: понятие «фантастическое произведение».

Уметь: анализировать.













67

Р. Брэдбери. «Земляничное окошко». «…Чего нам больше всего недостает?»





Знать: содержание произведений..

Уметь: выявлять общее в произведениях .













68

Итоговый урок. Обобщим изученное


1

Знать: стержневые проблемы курса, теоретико-литературные понятия.

Уметь: определять принадлежность произведений к разным родам и жанрам.

Тест.












График контрольных работ по литературе в 7 классе




дата

Вид работы

Тема






^ Контрольное сочинение по повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба».

Темы: 1)«Тарас Бульба – герой повести Гоголя»;

2). «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)»






Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»

Темы: «Незабываемые страницы поэмы», «Судьба Кочубея», «Вероломный гетман», «Герой Полтавы».






Контрольное сочинение

«Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»






Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»

«Почему Алёша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?», «Роль бабушки в жизни Алёши», «История жизни деда Каширина».




Похожие:

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconДокументи
1. /календарно-тематическое планирование/1 кл.КПТ.doc
2. /календарно-тематическое...

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по химии для 8 класс
Программа курса построена по концентрической концепции. Календарно тематическое планирование, составленное О. С. Габриеляном, соответствует...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к календарно-тематическому плану по изобразительному искусству 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Каждый народ – художник», (автор Б. М. Неменский,...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе (обучение в составе малой группы)
Настоящее календарно-тематическое планирование разработано на основе адаптированной школьной программы
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс Пояснительная записка
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по чувашской литературе 10 класс
Жизненный и творческий путь С. М. Михайлова. Произведения «Хитрая кошка», «Злополучный сын»
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по чувашской литературе 11 класс
Анализ стихов «Мудрая стихия», «Другу». Заучивание наизусть отрывка из стихотворения «Бульвар Иванова» на чувашском языке
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по умк м. З. Биболетовой 4 год обучения, 5 класс I четверть (24 часа) Номер урока/ главы Unit. Section. Тема урока
Календарно-тематическое планирование по умк м. З. Биболетовой 4 год обучения, 5 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по физике Издательство «Учитель» физика 7-11 классы пояснительная записка
Государственного образовательного стандарта 2004 г в содержа­нки календарно-тематического планирования предусмотрено формирование...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПланирование курса по «всеобщей истории и истории россии с древности до XVI века» ( 68 часов) ( 6 класс) пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование по курсу «Всеобщая история» разработано на основе Федерального компонента государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов