|
|
|
|
3 | М. Ю. Лермонтов. Перенесемся в XVI век. Строки истории. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Чтение I части | 4 | З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. |
|
|
|
|
4 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей |
|
|
З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Анализ отрывка. |
|
|
|
5 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». «Песня…» и устное народное творчество. Анализ III части |
|
|
|
|
|
| У м е т ь: выразительно читать художественное произведение, анализировать текст.
| Анализ отрывка. |
|
|
|
6 | А. К. Толстой «Василий Шибанов» (для чтения и обсуждения) | 1 | У м е т ь: выразительно читать художественное произведение.
|
|
|
|
|
7 | Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Что может быть непонятно в содержании повести? «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время» | 6+1 | З н а т ь: содержание повести; содержание понятия “деталь” произведения, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
| Диалог по прочитанному произведению. |
|
|
|
8 | «Тарас Бульба». Глава II. «…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему» |
| У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. |
|
|
|
|
9 | «Тарас Бульба». Главы III–VI. «Так вот она, Сечь!<…> Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (Нравы и обычаи Запорожской Сечи) |
| З н а т ь: содержание повести; содержание понятия “деталь” произведения, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
| Анализ эпизода. |
|
|
|
10 | «Тарас Бульба». Главы VII–IX. «Как умеют биться на Русской земле и …как умеют умирать в ней за святую веру» |
| З н а т ь: содержание повести; содержание понятия “деталь” произведения, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. |
|
|
|
|
11 | «Тарас Бульба». Главы X–XII. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» |
|
|
|
|
|
12 | «Тарас Бульба». Характер литературного героя |
|
|
|
|
|
13 | «Тарас Бульба». Пишем сочинение. «Приглашаем в библиотеку» | 1 | | Сочинение. |
|
|
|
14 | А. С. Пушкин. О писателе. Историческая основа поэмы «Полтава». «Полтава» | 4 | З н а т ь: историческую основу изучаемых произведений А.С. Пушкина, понятие жанров: поэмы, баллады, драмы. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок. | Организация совместной учебной деятельности. |
|
|
|
15 | «Полтава». Композиция, стихотворный язык поэмы, анализ характеров Марии, Мазепы, Кочубея |
| Анализ эпизода. |
|
|
|
16 | «Полтава». Герои и язык поэмы. Полтавский бой. Метафора |
|
|
|
|
|
17 | «Полтава». О поэме. Петр I и его недруги. Кульминация и развязка событий в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава» |
| З н а т ь: историческую основу изучаемых произведений А.С. Пушкина, понятие жанров: поэмы, баллады, драмы. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок. | Сочинение. |
|
|
|
18 | Н. С. Лесков. О писателе. К истории создания рассказа «Человек на часах». «Человек на часах (1839 г.)». «…Отчасти придворный, отчасти исторический анекдот… любопытной эпохи» | 2 | З н а т ь: тематику и жанры произведений Лескова, историческую основу рассказа.
У м е т ь: анализировать рассказ по вопросам учебника. | Устное сообщение. |
|
|
|
19 | «Человек на часах (1839 г.)» «Ложь во спасение» |
| Анализ отрывка. |
|
|
|
20 | Завершая раздел хрестоматии… И. С. Никитин «Русь» | 1 | У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | Писатели о своем времени. О писателе. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк» | 2 | З н а т ь: содержание понятия пейзаж. У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Пересказ произведения. |
|
|
|
22 | Рассказ «Бирюк» |
|
|
|
|
|
23 | Стихотворения в прозе | 2 | З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе, выразительно читать стихотворения в прозе. | Анализ произведения. |
|
|
|
24 | Стихотворения в прозе |
|
|
|
|
|
25 | Н. А. Некрасов. О поэте. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..» | 4 | З н а т ь: о народной теме в творчестве поэта, основу стихотворения «Железная дорога», особенности его композиции Уметь: выразительно читать стихотворение. | Выразительное чтение произведения. |
|
|
|
26 | «Железная дорога» и устное народное творчество. Два мнения о стихотворении «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..» |
|
|
|
|
|
27 | «Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Орина, мать солдатская». «Мало слов, а горя реченька…» |
| З н а т ь: о женской теме в стихотворениях Некрасова. У м е т ь: выразительно читать стихотворения. |
|
|
|
|
28 | «Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Мороз, Красный нос» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…» |
|
|
|
|
|
29 | О писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Прокурор общественной жизни» |
| З н а т ь: содержание сказок. У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Устное сообщение. |
|
|
|
30 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Его обличительный смех «горек и пронзителен» | 2 |
|
|
|
|
31 | «Дикий помещик». М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик | 4 |
|
|
|
|
32 | А. П. Чехов. О писателе. «Хамелеон» |
| З н а т ь: факты биографии Чехова, средства сатирического изображения Уметь: находить приёмы сатирического изображения в тексте. |
|
|
|
|
33 | «На мельнице». «Тоска». О чем и почему молчит писатель |
|
|
|
|
|
34 | Для самостоятельного чтения. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». Завершая раздел хрестоматии |
| Знать: содержание изученных произведений. У м е т ь: свёрнуто анализировать рассказы по вопросам учебника | Анализ рассказов. |
|
|
|
Запечатлённые мгновения (Художественное время в лирике) |
|
|
|
35 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Песок сыпучий по колени…». «Тихой ночью, поздним летом…» «Как неожиданно и ярко…». «О, в этом радужном виденье/ Какая нега для очей!» (Ф. И. Тютчев) | 1 | З н а т ь: стихотворения о родной природе - состояние души поэта, переданное через описание природы. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение. | Выразительное чтение стихотворения. |
|
|
|
36 | Стихотворения А. А. Фета. «Мотылек мальчику». «Сосны». «Осенняя роза». «Одно из свойств поэта есть хранение живых впечатлений» (А. А. Фет) | 1 | Выразительное чтение стихотворения. |
|
|
|
37 | Я. П. Полонский. «Дорога». «Зимний путь». «Тревоги духа, а не скуку | Делил я с музой молодой…» (Я. П. Полонский) | 1 | Выразительное чтение стихотворения. |
|
|
|
Человек в движении времени (Тема становления личности) |
|
|
|
38 | Л. Н. Толстой. Любить человека. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким…» (В. Г. Короленко) | 6 | З н а т ь: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. У м е т ь: пересказывать произведение. |
|
|
|
|
39 | «Детство» (избранные главы). Главы VII, XIII. «…Все это я видел, слышал и чувствовал» |
|
|
|
|
|
40 | «Детство» (избранные главы). Главы XV, XIX. «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» |
| Знать: содержание изученных глав повести. Уметь: анализировать отвечать на вопросы. | Анализ текста. |
|
|
|
41 | «Отрочество» (избранные главы). Глава II «Гроза». «…Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства… всегда останутся существенными чертами его таланта…» (Н. Г. Чернышевский) |
| Знать: содержание глав. Уметь: рассказывать от лица героя. | Анализ текста. |
|
|
|
42 | «Отрочество» (избранные главы). Главы III, V. «…Перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним…» |
| Знать: особенности построения повести. Уметь: анализировать и обобщать изученный материал. |
|
|
|
|
43 | Герой и рассказчик повестей «Детство» и «Отрочество» |
| Знать: понятие автобиографии. Уметь: отличать моменты автобиографизма от художественного вымысла в изображении героев. |
|
|
|
|
44 | Ф. М. Достоевский. О писателе. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Глава «Связался со школьниками». «…Я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой…» (Ф. М. Достоевский) | 4+1 | Знать: основные факты из биографии писателя.
|
|
|
|
|
45 | В семействе штабс-капитана Снегирева. (Главы из романа «Братья Карамазовы»). «Слезы… сочувствия, сострадания и любви» |
| Знать: содержание произведения. Уметь: анализировать текст. |
|
|
|
|
46 | «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). У Илюшиной постельки. Илюша и Коля Красоткин.«Дорогой для нас мальчик..!» |
| Знать: понятия «сострадание», «милосердие». Уметь: пересказывать и анализировать содержание текста. |
|
|
|
|
47 | «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Главы «Илюша», «Похороны Илюшечки. Речь у камня». «…Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства…» |
| Знать: содержание текста . Уметь: анализировать поступки героев. |
|
|
|
|
48 | Контрольное сочинение по темам: «Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает» | 1 | Знать: содержание . Уметь: обобщать, сравнивать, делать выводы. | Сочинение. |
|
|
|
49 | М. Горький. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «…Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни» | 5 | Знать: факты из биографии писателя. Уметь: выразительно читать и воспринимать художественный текст. |
|
|
|
|
50 | «Детство» (избранные главы). Главы II, III. «…Свинцовые мерзости дикой русской жизни…» |
| Знать: понятие «композиция». Уметь составлять характеристику героев. | Текущий контроль. |
|
|
|
51 | «Детство» (избранные главы). Главы III, IV, V. «…И потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» |
| Знать: содержание повести. Уметь анализировать ключевые эпизоды. |
|
|
|
|
52 | «Детство» (избранные главы). Главы VII, VIII. «…Моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей ее…» |
| Знать: приёмы стилистического анализа текста. Уметь: анализировать текст. |
|
|
|
|
53 | «Детство» (избранные главы). Главы XII, XIII. «Хотя они (эти мерзости) …и противны, и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их» ^ | 1 | Знать: содержание повести. Уметь: характеризовать героя, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы. | Сочинение. |
|
|
|
54 | В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки». Урок внеклассного чтения. (Рассказы Солоухина предлагаются не для глубокого изучения, а для самостоятельного чтения и краткой беседы о них) | 1 | Знать: краткие сведения из жизни писателя, содержание рассказов. Уметь: вести диалог о становлении характера человека по произведениям В.Солоухина. | Текущий контроль |
|
|
|
|
|
|
|
55 | С. П. Шевырев «Звуки». В мире красок и звуков. ^ | 1 | Знать: отличия художественной литературы от других видов искусств
(музыки, живописи). Уметь: выразительно читать поэтический текст. |
|
|
|
|
56 | К. Г. Паустовский. О писателе. «Корзина с еловыми шишками». «Слушая хорошую музыку, я мечтаю о том, чем в это время занято мое сердце» (Стендаль) | 1 | Знать сведения из биографии К.Г.Паустовского. Уметь эмоционально воспринимать рассказ Паустовского.
|
|
|
|
|
57 | К. Г. Паустовский. «Исаак Левитан» (в сокращении). «Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим» (К. Паустовский) | 1 | Знать: содержание очерка, понятие «очерк». Уметь: словами передать образность метафор писателя. |
|
|
|
|
58 | Языком поэзии. А. Блок «Я никогда не понимал…» К. Бальмонт «Грусть». К. Фофанов «Художник», «Уснули и травы и волны…». «…Знание соседних областей искусства – поэзии, живописи, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир…» (К. Г. Паустовский) | 1 | Знать: стихотворения о живописи и музыке. Уметь: выразительно читать стихотворения. | Анализ стихотворения. |
|
|
|
|
|
59 | Ж. Б. Мольер. О драматурге. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие первое. ^ | 3 | Знать: факты из биографии писателя, особенности построения драматического произведения. Уметь: читать по ролям.
|
|
|
|
|
60 | «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие второе. Действие третье (явления 1–3). ^ |
| Знать: приёмы сатирического изображения героев. Уметь: читать по ролям, анализировать произведение. | Анализ драматического произведения. |
|
|
|
61 | «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действия третье (явления 4–21, в сокращении) и четвертое.^ |
| Знать: понятие «комедия», содержание комедии «Мещанин во дворянстве». Уметь: анализировать драматическое произведение. |
|
|
|
|
62 | И. А. Крылов. О писателе. «Урок дочкам» (отрывки). Явления второе, третье, четвертое, пятое, шестое. «Люблю, где случай есть, / Пороки пощипать!» | 2 | Знать: краткие сведения из биографии И.А.Крылова, содержание комедии «Урок дочкам». Уметь: читать по ролям. |
|
|
|
|
63 | «Урок дочкам» (отрывки). «…С нашим вкусом, с нашим дарованием – зарыть нас живых в деревне!» |
| Знать: содержание комедии. Уметь: анализировать драматическое произведение. | Анализ драматического произведения |
|
|
|
|
Фантастика. Тема будущего |
|
|
64 | А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц» (избранные главы). «Откуда я? Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны» | 2 | Знать: факты из жизни писателя. Уметь: вести диалог о прочитанном произведении. |
|
|
|
|
65 | «Маленький принц» (избранные главы). «…Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр». |
| Знать: содержание сказки «Маленький принц». Уметь: анализировать её как произведение лирико-философское, обобщать, делать выводы. | Текущий контроль |
|
|
|
66 | Р. Брэдбери. О писателе. «Каникулы». «А нам не будет одиноко?» | 2 | Знать: понятие «фантастическое произведение». Уметь: анализировать. |
|
|
|
|
67 | Р. Брэдбери. «Земляничное окошко». «…Чего нам больше всего недостает?» |
| Знать: содержание произведений.. Уметь: выявлять общее в произведениях . |
|
|
|
|
68 | Итоговый урок. Обобщим изученное | 1 | Знать: стержневые проблемы курса, теоретико-литературные понятия. Уметь: определять принадлежность произведений к разным родам и жанрам. | Тест. |
|
|
|