Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» icon

Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа»



НазваниеРабота по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа»
Дата конвертации06.01.2013
Размер215.76 Kb.
ТипДокументы

Работа по сохранению здоровья учащихся в МБОУ «Каргальская основная общеобразовательная школа»


Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает сдвиг в сторону повышения эффективности образовательного процесса. Все это приводит к необходимости комплексного подхода к проблемам обучения и воспитания, который выражается в создании в 2011 году программы «Здоровья». При разработке этой программы в школе за основу были взяты четыре аспекта: соматическое здоровье; физическое здоровье; психическое здоровье; нравственное здоровье.

^ Цель программы: Формирование культуры здоровья у обучающихся.

Задачи.

  1. Создание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса.

  2. Организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.

  3. Обеспечение школьников во время пребывания в школе питанием, соответствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.

  4. Включение в учебные планы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать у них стремление к ведению здорового образа жизни.

  5. Внедрение в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий.

  6. Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих грамотно укрепить свое здоровье.

  7. Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья учащихся.

  8. Проведение работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

Для реализации программы весь коллектив школы организовывал учебно-воспитательный процесс в соответствии с гигиенической и педагогической целесообразностью, возрастными, половыми, индивидуально-психологическими особенностями учащихся. Установлен строгий контроль над условиями и состоянием образовательной среды на основе постоянно обновляемых санитарных норм и правил. В школе четко и последовательно выполняются эти требования, чтобы снизить риск отрицательного воздействия данных факторов на здоровье учащихся.

Общими усилиями педагогов, медработников,решается задача создания экологической и психологической комфортности образовательной среды.

Программой предусмотрены и проведены разнообразные мероприятия по поддержанию и сохранению здоровья учащихся:


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

2

3

4

1

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ забо­леваний и их динамика.

1 раз в год

фельдшер

2

Составление социальных паспортов семей по классам, составление списков:

  • учащихся группы риска;

  • проблемных семей;

  • многодетных семей

  • малообеспеченных семей;

  • неполных семей;

  • детей с заболеваниями

Сентябрь

класс­ные руководители

 3

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

В течение года

Директор, зам. УВР

4

Организация дежурства по школе

Сентябрь

Зам. директора по У ВР

5

Диспансеризация учащихся школы

В течение года

ФАП

6

Учёт посещаемости учащимися школы

В течение года

Заместители директора по УВР, классные руководители

7

Издание приказов: о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда

 

Сентябрь

Директор школы

8

Составление графика работы технического персонала

Сентябрь

Директор школы

9

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Постоянно

Директор

10 

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Директор

11

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе

Постоянно 

Директор

12

Содержание в исправности всех средств пожаротушений

Постоянно

Директор

13

Организация ремонта учебных кабинетов

Летний период 

Директор

14

Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году

Июль-август

Директор

15

Регулярное проведение учебных пожарных тревог

По графику

Директор, преподаватель ОБЖ

17

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

Август-сентябрь

Директор

18

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адапта­ции их к условиям окольной образовательной среды

Февраль-май

Зам директора по УВР, учитель на­чальных классов 

19

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах

По отдель­ному плану

Администрация школы, проф­ком 

20

Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-х

Май-июнь

Зам. директора по УВР

21

Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся

В летний период

Директор школы

22

Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасно­сти в школе

Сентябрь

Администрация школы, проф­ком

23

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Классные руководители, медицинский работник

24

Обеспечение учащихся 1-9 классов горячим питанием

В течение учебного года

Директор школы, зам, дирек­тора по УВР, заведующая столовой

25

Контроль физического воспитания учеников

По отдельному плану

Администрация школы, учи­теля физкультуры

26

Контроль преподавания ОБЖ

По отдельному плану

Администрация школы

27

Проведение динамических пауз

В течение года

Учителя  - предметники, учитель физкультуры


^ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путём изучения элективных курсов, участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Заместитель директора по УВР

2

Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда

Сентябрь, март

Директор, заместитель директора по УВР

3

Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по пра­вилам дорожного движения

По отдельному плану

Классные руководители

4

Организация работы по изучению правил дорожного движения

По отдельному плану

Классные руководители

5

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорово­го образа жизни

До декабря

Заместитель директора по УВР, биб­лиотекарь

9

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

В течение года

Заместитель директора по УВР

^ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1

Контроль соблюдения режима дня учащимися

В течение года

Классные руководители

2

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)

По отдельному плану

Заместитель директора по УВР, класс­ные руководители

3

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшим­ся в трудной жизненной ситуации

В течение года

Классные руководители, педагог - психолог

4

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

В течение года

Классные руководители

6

Проведение месячника по очистке школьной территории

Май

Заместитель директора по УВР

7

Проведение дней здоровья

По плану школы

Заместитель директора по УВР,учитель физкультуры

8

Обеспечение проведения профилактических при­вивок учащимся

По графику

Медсестра

9

Проведение медосмотра педагогов школы

По графику

Администрация

10

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т.п.

По плану

Классные руководители

11

Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств (5-9-е классы)

По плану

Заместитель директора по УВР, классные руководители



^ Мероприятия, проведенные

в рамках реализации Программы «Здоровье».


1 класс

Классные часы: “Культура питания”, “Уход за телом и одеждой”, “Режим дня”, “Роль зарядки в жизни человека”, “Культура чтения”, “Что необходимо помнить, оставаясь дома один”.

Праздники: “Мой друг – Мойдодыр”.

Конкурсы : Знатоки “Все без исключения должны знать правила дорожного движения”

Рисунки: “Осторожно: дети!”.

Родительские собрания, лекции, встречи: “Адаптация в школе”, “Режим дня первоклассника”, “Рабочее место первоклассника”.

2 класс

Классные часы: “Режим дня “Каждому делу – свое время”, “Роль прогулки, ее сущность”, “Закаливание”, “Роль физических занятий в жизни ребенка”.

Праздники: “Сильнее, выше и быстрее”

Конкурс рисунков “Я за здоровый образ жизни”

3-4 классы

Классные часы: “Утренняя гимнастика”, “Режим работы”, “Красиво одеваться значит опрятно”, “Рабочий стол”, “Лекарственные растения”,

“Профилактика простудных заболеваний”.

Праздники: “Дорога к победе над собой”.

Рисунки “Зеленая аптека”

^ Родительские собрания, лекции, встречи: “Режим питания ребенка. Школьные завтраки”, “Возрастные особенности”, “Организация досуга детей”

“Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника”.

5-6 классы

Классные часы: “Режим дня. Режим работы и отдых”, “Гигиена мальчиков и девочек”, “Спорт в жизни человека”, “О полезных и вредных привычках”.

^ Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу”

Конкурс газет “По страницам Красной книги”

Родительские собрания: “Об особенностях физического развития младших школьников”.

7-8 классы

Классные часы: “Я и мое здоровье”, “Эмоции и стресс”, “Рациональное питание”, “Гигиена тела и одежды”.

^ Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу”

Конкурс газет “По страницам Красной книги”

Родительские собрания: “Особенности физического развития подростков”.

9 класс

Классные часы: “Режим труда и отдыха”, “Профилактика переутомления”, “Семья в современном обществе”, “Дружба и любовь”, “Курение”, “Алкоголь”, Профилактика зависимостей”.


^ Тематика обязательных бесед ЗОЖ с учащимися


Сентябрь.

1.Правила безопасного поведения учащихся в школе, по дороге в школу и из школы.

2.Правила безопасного поведения учащихся во время экскурсий.


Октябрь.

1.Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (пожар, теракт и т.д.).

2.Первая помощь при ожогах.

Декабрь.

1.Правила безопасного поведения во время проведения новогодних праздников.

2.Правила пользования пиротехническими средствами.

3.Первая помощь при замерзании и обморожении.

4.Правила безопасного поведения во время зимних каникул.

Март.

1.Правила безопасного поведения во время половодья, схода снега с крыш, таянья льда на водоемах.

2.Профилактика бытового и уличного травматизма.

3.Первая помощь при кровотечениях и травмах.

Май.

1.Правила безопасного поведения во время походов и экскурсий на природу.

2.Первая помощь при травмах, отравлениях, укусах насекомых, тепловом и солнечном ударе.

3.Правила безопасного поведения для велосипедистов.

4.Правила безопасного поведения во время летних каникул (профилактика травматизма и правонарушений).


В школе действует система информационного обеспечения:

  • Встречи с медицинскими работниками;

  • Ежегодный конкурс рисунков и сочинений «Нет наркотикам!»;

  • Тематические классные часы.

  • Конкурс сочинений и рефератов о ЗОЖ.

Классные руководители ведут просветительскую работу по профилактике вредных привычек и здоровому образу жизни. Так создана копилка разработок классных часов.

Вопросы ЗОЖ поднимаются и перед родителями.

Классными руководителями проведены родительские собрания по вопросам:

  1. Употребление алкоголя несовершеннолетними

  2. Неврозы детей

  3. Проблемы перегрузки и неуспеваемости учащихся

  4. Как уберечь детей от беды.

Кроме этого были проведены и общешкольные родительские собрания:

  • Подросток в мире вредных привычек.

  • Роль семьи в укреплении здоровья детей.

Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является рациональное использование разнообразных средств и

форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей научно-обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников в зависимости от пола и возраста.

Для снятия статистического напряжения учащихся во время учебных занятий и для повышения их двигательной активности проводятся физкультминутки на уроках, динамические паузы, подвижные перемены, спортивные часы. Довольно часто используется метод «динамических пауз» за партой, динамический офтальметренаж по методу В. Ф. Базарного. В старших классах в учебный процесс включены «валеологические часы» в виде оздоровительных игр, психогимнастики, тренинговых и релаксационных техник саморегуляции; активно используется метод физкультурно-оздоровительной работы (занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, Дни Здоровья.

Важное значение наряду с соматическим здоровьем имеет психическое здоровье детей. Чтобы не допустить хронического утомления и нервно-психического истощения, ведущих к низкой мотивации и познавательной активности, весь педколлектив школы стремится создать благоприятный психологический климат в учебном процессе через применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности, т. е. индивидуальный подход к обучению достигается через индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки. Такой подход позволяет реализовать модель педагогической поддержки развития индивидуальности ребёнка, сотрудничества с ним. Это и есть форма, содержанием которой является:

а) забота о здоровье ребёнка;

б) коррекция и реабилитация имеющихся у него нарушений;

в) организация рационального режима деятельности;

г) эффективного отдыха;

д) психологической разгрузки каждого конкретного ребёнка.

Вопрос сохранения душевного благополучия учащихся решается в результате правильно организованного психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе.

Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним. Взрослый внимательно присматривается и прислушивается к своему спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает сделать правильный выбор жизненной позиции. Именно такое сопровождение и является основной целью психологической службы нашей школы.

Сопровождение осуществляется на всех этапах школьной жизни ребенка: это - сопровождение интеллектуального и личностного развития учащихся, сопровождение кризисных периодов, в том числе и адаптационных, что способствует реализации центральной задачи по сохранению психического здоровья учащихся школы.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода к учащимся является подбор доступных методов диагностики и последующего мониторинга развития и здоровья детей и подростков.

Результаты опроса учащихся по определению уровня здоровья учащихся школы (март, 2011 год):


^ 1. Как ты оцениваешь свое здоровье? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Отличное

45

28

34

24

22




Хорошее

45

30

33

56

47




Удовлетворительное

10

35

29

11

28




Плохое

-

7

4

9

3




Очень плохое



















^ 2. Как, по-твоему мнению, влияет школа на здоровье учащихся? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Хорошо влияет

27

25

31

39

9




Почти не влияет

48

26

34

40

53




Плохо влияет

9

20

23

14

30




Не знаю

16

28

12

7

8




^ 3. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Да, почти всегда

28

21

21

16

23




Да, достаточно часто

47

38

34

27

36




Редко

25

41

39

51

41




Нет, я совсем не устаю







6

6







^ 4. Возвращаясь домой из школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Да, всегда

4

17

8

19

24




Часто

41

38

43

45

51




Редко

47

39

41

32

25




Никогда

8

6

8

4

-




^ 5. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Да, помогает

16

17

27

40

31




Немного помогает

49

34

54

45

32




Совсем не помогает

18

26

10

10

26




Не знаю

17

23

9

5

11





Результаты опроса показали, что учащиеся оценивают свое здоровье в большинстве случаев как хорошее. Отмечают, что серьезные учебные нагрузки влияют на их самочувствие.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно–оздоровительной работы с учащимися. Для учащихся 1-х,2-х, 3-х, 4-х классов помимо обязательных уроков физической культуры 2 раза в неделю проводятся «Часы здоровья», включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования.

Традиционными для всех учащихся 1-9-х классов стали проведение перед началом занятий утренние зарядки, физкультурные минутки, которые проводятся по единому комплексу упражнений, начиная с 3-го урока. Помимо ОРУ физкультурные минутки включают в себя упражнения, направленные на ослабление напряжения зрения.

Оздоровительные мероприятия проводятся регулярно: 1 раз в четверть – обязательный День здоровья. Охват учащихся - 100%.

Следует отметить, что руководство школы формирует положительную мотивацию учителей, направленную на участие их во всех оздоровительных мероприятиях вместе с учащимися.

  1. Каждый месяц проводятся спортивные соревнования, классные спартакиады.

  2. Система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов.

Классным руководителям в этом помогают медработники.


Как показывают результаты работы, реализация программы дает возможность формировать у учащихся устойчивую мотивацию здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни.



Похожие:

Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconОрганизовать просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Чесменская средняя общеобразовательная школа №2 работает над реализацией модели...
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconПоложение об оплате труда работников мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа»
Положение является неотъемлемой частью Коллективного договора трудового коллектива
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconОтчет мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа»
Беседа «Посеешь поступок- пожнешь привычку, посеешь привычку- пожнешь характер»
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconДекада открытых уроков, творческие отчёты
ОУ, педагогическая деятельность учителей, успеваемость учащихся по предметам учебного плана, внеклассная работа, работа по сохранению...
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconГрафик проведения вшк 2012-2013 учебный год
Работа воспитателей гпд по сохранению здоровья учащихся и достижению ими прочных знаний
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кобраловская основная общеобразовательная школа»
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Кобраловская основная общеобразовательная школа» разработана...
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconШкола, содействующая сохранению здоровья» Аскерова А. Л., заместитель директора моу «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии...
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каргальская основная общеобразовательная школа»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconШкола, семья и здоровье учащихся
Отталкиваясь от этого мы и строим свою работу в школе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. 3 года назад мы разработали программу...
Работа по сохранению здоровья учащихся в мбоу «Каргальская основная общеобразовательная школа» iconПоложение о распределении средств стимулирующей части оплаты труда работников мбоу «Онылская основная общеобразовательная школа»
Мбоу «Онылская основная общеобразовательная школа» в повышении качества работы, развития творческой активности и инициативы при выполнении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы