Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики icon

Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики



НазваниеРабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Дата конвертации17.09.2012
Размер246.94 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5 Брянской области


Рассмотрено на методическом «УТВЕРЖДАЮ»

объединении и рекомендовано Директор школы

к утверждению _ _ _ _/Л.В.Манаенкова/

протокол №___от___________2011г. приказ №____от_________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ГЕОМЕТРИИ

для 8класса

на 2011-2012 учебный год


Составитель:

учитель математики

Павликова Елена Владимировна


г.Дятьково

2011 год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета геометрии для 8 класса МОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5 Брянской области составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы /авт.-сост. Т.А.Бурмистрова, Л.С. Атанасян и др. – М.: «Просвещение», 2009/

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

  • ^ Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010

  • Атанасян Л.С. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2008.

  • Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2003.

  • Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. [Текст] / Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007.

На изучение математики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 68 часов (2 часа в неделю).

 Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

При изучении курса геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач. На решение задач следует отводить в среднем не менее половины каждого урока. Достижению этой цели способствует большое количество и разнообразие задач, содержащихся в учебнике.

Основными являются задачи к каждому параграфу. В конце каждой главы есть 20-30 дополнительных заданий, которые можно использовать как для основной работы (если задач к какому-то параграфу главы окажется недостаточно), так и для повторения материала данной главы. Также в учебнике приведены задачи повышенной трудности, которые можно использовать для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими особый интерес к математике.

Система задач позволяет развить интерес учащихся к математике с учетом их математической подготовки. Большое внимание уделяется тщательной формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи. Также в пособии предусмотрены серии задач, в которых одно и то же понятие предстает в разных ракурсах, в качестве компонентов различных конфигураций. Характерной особенностью системы задач является широкое использование в них стандартных конфигураций, что способствует усвоению понятий, способов рассуждений.

При изложении теоретического материала соблюдается систематичность, последовательность и экономичность изложения. У учащихся формируется понятие красоты и изящества математических рассуждений.


^ Требования к уровню математической подготовки учащихся 8 класса:


В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

  • существо понятия алгоритма;

  • определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;

  • формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;

  • представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;

  • формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;

  • формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;

  • формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;

  • понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;

  • случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника;

  • понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника.




  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;


уметь:

  • распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;

  • выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;

  • применять теорему Фалеса в процессе решения задач;

  • вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;

  • находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;

  • находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;

  • находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;

  • находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

  • решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.




  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);

  • для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.




  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


^ Учебно-тематическое планирование




^ Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

^ Глава 5. Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.

14

13




1

2

^ Глава 6. Площадь

Понятие площади многоугольника. Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пи­фагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об от­ношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство призна­ков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

14

13




1

3

^ Глава 7. Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Цель: ввести понятие подобных треугольни­ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорцио­нальность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

19

17




2

4

^ Глава 8. Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя заме­чательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треуголь­ник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного че­тырехугольника.

17

16




1

5

^ Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

4

4










ИТОГО

68

63




5



Учебно-методическое обеспечение




Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Программа

8

Т.А.Бурмистрова, Л.С. Атанасян

М.: Просвещение

2009

2

Учебник (основной) Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений

8

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др

М.: Просвещение

2010

3

Учебники (дополнительные)

-

-

-

-

4

Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д.

Геометрия: рабочая тетрадь для 8 кл. общеобразовательных учреждений

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина

М.: Просвещение

2008

Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др

М.: Просвещение

2008

Дидактические материалы по геометрии для 8 класса

Б.Г.Зив, В.М. Мейлер

М.: Просвещение

2007

.

^ Календарно-тематическое и поурочное планирование

Геометрия – 8 класс



^ Тематическое планирование с указанием количества часов

учебник

Дата проведения

Примечания

по плану

факти-чески

ГЛАВА 5. Четырёхугольники ( 14 часов )

1

Многоугольник. Выпуклый многоугольник

п. 39-40

^ 1 четверть – 18 часов







2

Четырёхугольник

41







3

Параллелограмм и его признаки

42-43







4

Решение задач по теме «Параллелограмм»










5

Трапеция

44







6

Решение задач по теме «Трапеция»










7

Решение задач

42-44







8

Решение задач по теме «Четырёхугольники»










9

Прямоугольник

45







10

Ромб и квадрат

46







11

Осевая и центральная симметрии

47







12

Решение задач по теме «Четырёхугольники»

45-46







13

Обобщающий урок по теме «Четырёхугольники»

39-46







14

^ Контрольная работа № 1

39-47







ГЛАВА 6. Площадь ( 14 часов )

15

Работа над ошибками Понятие площади многоугольника

48










16

Площ. Квадрата, прямоугольника

49-50







17

Площадь параллелограмма

51







18

Решение задач










19

Площадь треугольника

52










20

Решение задач по теме «Площади фигур»

51-52







21

Площадь трапеции

53







22

Площадь ромба

53

^ 2 четверть – 14 часов







23

Теорема Пифагора.

54







24

Решение задач по теореме Пифагора










25

Теорема, обратная теореме Пифагора

55







26

Решение задач

54-55







27

Обобщающий урок по теме «Площадь»

39-55







28

^ Контрольная работа № 2










ГЛАВА 7. Подобные треугольники (19 часов)




29

Работа над ошибками. Пропорциональные отрезки

56










30

Подобные треугольники. Отношение площадей

57-58







31

Первый признак подобия треугольников

59







32

Второй признак подобия треугольников

60







33

Третий признак подобия треугольников

61

^ 3 четверть – 20 часов







34

Решение задач

59-61







35

Обобщающий урок «Признаки подобия треугольн»

56-61







36

^ Контрольная работа № 3










37

Работа над ошибками Средняя линия треугольника

62







38

Пропорциональные отрезки в прямоуг. треугольн.

63







39

Решение задач

62-63







40

Практические приложения подобия треугольников

64







41

О подобии произвольных фигур

65







42

Синус, косинус и тангенс острого угла прям. тр-ка

66







43

Значения синуса, косинуса и тангенса 300,450,600.

67







44

Соотношение между сторонами и углами пр. тр-ка

66-67







45

Решение задач

66-67










46

Обобщающий урок «Соотнош. в прямоуг. тр-ке»

62-67







47

^ Контрольная работа № 4

62-67







ГЛАВА 8. Окружность ( 17 часов )

48

Работа над ошибками Взаимное расположение прямой и окружности

68










49

Решение задач










50

Касательная к окружности

69







51

Градусная мера дуги окружности

70







52

Решение задач










53

Теорема о вписанном угле

71

^ 4 четверть – 16 часов







54

Решение задач










55

Свойства биссектрисы угла

72







56

Свойства серединного перпендикуляра










57

Теорема о пересечении высот треугольника

73







58

Вписанная окружность

74







59

Решение задач










60

Описанная окружность

75







61

Решение задач










62

Обобщающий урок по теме «Окружность»

68-75







63

^ Контрольная работа № 5










64

Работа над ошибками










Повторение ( 4 часа )

65

Четырёхугольники

гл.5










66

Площадь

гл.6







67

Подобные треугольники

гл.7







68

Окружность

гл.8









Похожие:

Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета геометрии для 9 классов моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по математике для 8 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 8 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по математике для 7 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 7 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 6 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по геометрии-8 класс Учитель математики: Олдырева Е. И. 2011 -2012 учебный год
Рабочая учебная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по алгебре для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета алгебры для 9 классов моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области составлена...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по алгебре для 8 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета алгебры для 8 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области составлена...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по геометрии для 7-9 классов 2010-2011 учебный год Пояснительная записка
...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconПрограмма внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: ритмике класс 1 учебный год 2011-2012 Составитель: Бакарченко Татьяна Александровна- учитель ритмики
Рабочая программа учебного курса по ритмике для 1 класса составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:...
Рабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по истории 6 класс на 2011-2012 учебный год Составитель: Бугровская А. В. Учитель истории
Рабочая программа по истории для 6 класса разработана основе требований федерального компонента Государственного стандарта основного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы