Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики icon

Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики



НазваниеРабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Дата конвертации17.09.2012
Размер250.78 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5 Брянской области


Рассмотрено на методическом «УТВЕРЖДАЮ»

объединении и рекомендовано Директор школы

к утверждению _ _ _ _/Л.В.Манаенкова/

протокол №___от___________2011г. приказ №____от_________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ГЕОМЕТРИИ

для 9классов

на 2011-2012 учебный год


Составитель:

учитель математики

Павликова Елена Владимировна


г.Дятьково

2011 год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета геометрии для 9 классов МОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5 Брянской области составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы /авт.-сост. Т.А.Бурмистрова, Л.С. Атанасян и др. – М.: «Просвещение», 2009/

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

  • ^ Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010

  • Атанасян Л.С. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2008.

  • Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2003.

  • Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. [Текст] / Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007.

На изучение математики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 68 часов (2 часа в неделю).

 Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

При изучении курса геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач. На решение задач следует отводить в среднем не менее половины каждого урока. Достижению этой цели способствует большое количество и разнообразие задач, содержащихся в учебнике.

Основными являются задачи к каждому параграфу. В конце каждой главы есть 20-30 дополнительных заданий, которые можно использовать как для основной работы (если задач к какому-то параграфу главы окажется недостаточно), так и для повторения материала данной главы. Также в учебнике приведены задачи повышенной трудности, которые можно использовать для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими особый интерес к математике.

Система задач позволяет развить интерес учащихся к математике с учетом их математической подготовки. Большое внимание уделяется тщательной формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи. Также в пособии предусмотрены серии задач, в которых одно и то же понятие предстает в разных ракурсах, в качестве компонентов различных конфигураций. Характерной особенностью системы задач является широкое использование в них стандартных конфигураций, что способствует усвоению понятий, способов рассуждений.

При изложении теоретического материала соблюдается систематичность, последовательность и экономичность изложения. У учащихся формируется понятие красоты и изящества математических рассуждений.


^ Требования к уровню математической подготовки учащихся 9 класса:


В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;


уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.




  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по тмам:

^ Векторы. Метод координат.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определение вектора, различать его начало и конец виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;

  • уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.

^ Соотношения между сторонами и углами треугольника.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;

  • уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.

Длина окружности и площадь круга.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;

  • уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.

Движения.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;

  • уметь: решать задачи, используя определения видов движения.






^ Учебно-тематическое планирование




^ Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

^ Главы 9, 10. Повторение векторы и метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

18

17




1

2

^ Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

11

10




1

3

^ Глава 12. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

12

11




1

4

^ Глава 13. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

8

7




1

5

^ Об аксиомах геометрии.

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель — дать более глубокое представление о си­стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

2










6

^ Начальные сведения из стереометрии.

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращении: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основ­ными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объ­емов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, парал­лелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе нагляд­ных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площа­дей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с по­мощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

8










7

^ Повторение. Решение задач.

Основная цель — Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.

9

8




1




ИТОГО

68

63




5


Учебно-методическое обеспечение




Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Программа

9

Т.А.Бурмистрова, Л.С. Атанасян

М.: Просвещение

2009

2

Учебник (основной) Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобраз учреждений

9

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др

М.: Просвещение

2010

3

Учебники (дополнительные)

-

-

-

-

4

Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д.

Геометрия: рабочая тетрадь для 8 кл. общеобразовательных учреждений

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина

М.: Просвещение

2008

Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя

Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др

М.: Просвещение

2008

Дидактические материалы по геометрии для 9 класса

Б.Г.Зив, В.М. Мейлер

М.: Просвещение

2007

.

^ Календарно-тематическое и поурочное планирование

Геометрия – 9 класс



^ Тематическое планирование с указанием количества часов

учебник

Дата проведения

Примечания

по плану

факти-чески

ГЛАВА 9. Векторы (8 ч.)

1

Понятие вектора. Равенство векторов

п.76,77

^ 1 четверть – 18 часов







2

Откладывание вектора от данной точки

п.78







3

Сумма двух векторов

п.79







4

Законы сложения вект. Сумма неск. вект-ов

п.80,81







5

Вычитание векторов

п.82







6

Произведение вектора на число

п.83







7

Применение векторов к решению задач

п.84







8

Средняя линия трапеции.

п.85







ГЛАВА 10. Метод координат (10 ч.)

9

Разложение вектора по неколлин. векторам

п.86










10

Координаты вектора

п.87







11

Связь м\у координат. вектора и координат. его начала и конца

п.88







12

Простейшие задачи в координатах

п.89







13

Уравнение линии на плоскости.

п.90







14

Уравнение окружности

п.91







15

Уравнение прямой.

п.92







16

Решение задач










17

Обобщающий урок










18

Контрольная работа .№1










ГЛАВА 11. Соотношения м\у стор. и углами треугольника (11ч.)

19

РНОш. Синус, косинус, тангенс

п.93










20

Основн. триг. тождество. Формулы привед.

п.94







21

Формулы для вычисления координат точки

п.95







22

Теорема о площади треугольника

п.96

^ 2 четверть – 14 часов







23

Теорема синусов

п.97







24

Теорема косинусов

п.98







25

Решение треугольников Измерительные работы

п.99-100







26

Угол между векторами.

Скалярное произведение векторов

п.101

п.102







27

Скалярное произв в координатах Свойства скалярного произв. векторов

п.103-104







28

Обобщающий урок










29

Контрольная работа №2










ГЛАВА 12. Длина окружности и площадь круга (12 ч.)

30

Правильный многоугольник.

Окр описанная около прав. мн-ка

п.105

п.106










31

Окр-ть, вписанная в прав. многоуг

п.107







32

Формулы для вычисления S, a, r

п.108







33

Построение правильных многоугольников

п.109

^ 3 четверть – 20 часов







34

Длина окружности

п.110







35

Площадь круга

п.111







36

Решение задач










37

Площадь кругового сектора

п.112







38

Длина окружности. Площадь кр










39

Обобщающий урок










40

Контрольная работа №3










41

Работа над ошибками










ГЛАВА 13. Движения (8 ч.)

42

Отображение плоскости на себя

п.113










43

Понятие движения

п.114







44

Наложения и движения

п.115







45

Параллельный перенос

п.116







46

Поворот

п.117







47

Параллельный перенос. Поворот.










48

Обобщающий урок










49

Контрольная работа №4










ГЛАВА 14. Начальные сведения из стереометрии (8 ч.)

50

Предмет стереометрии

118










51

Многогранник

119










52

Призма. Параллелепипед

120-121







53

Объём тела. Пирамида

122-124

^ 4 четверть – 16 часов







54

Цилиндр

125







55

Конус

126







56

Сфера и шар

127







57

Обобщающий урок










Об аксиомах планиметрии (2 ч.)

58

Об аксиомах планиметрии

с.344










59

Некоторые сведения о развитии геометрии

с.349







Повторение (9 ч.)

60

Векторы

гл.9










61

Метод координат

гл.10







62

Соотношения м\у стор. и углами треугольника

гл.11







63

Длина окружности и площадь круга

гл.12







64

Итоговая контрольная работа










65

Работа над ошибками










66

Решение задач повышенной трудн










67

Решение занимательных задач










68

Обобщение тем года
















Похожие:

Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по геометрии для 8класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета геометрии для 8 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по алгебре для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета алгебры для 9 классов моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области составлена...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по математике для 8 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 8 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по математике для 7 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 7 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 6 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по геометрии-8 класс Учитель математики: Олдырева Е. И. 2011 -2012 учебный год
Рабочая учебная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по алгебре для 8 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета алгебры для 8 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области составлена...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по геометрии для 7-9 классов 2010-2011 учебный год Пояснительная записка
...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconПрограмма внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: ритмике класс 1 учебный год 2011-2012 Составитель: Бакарченко Татьяна Александровна- учитель ритмики
Рабочая программа учебного курса по ритмике для 1 класса составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:...
Рабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики iconРабочая программа по истории 6 класс на 2011-2012 учебный год Составитель: Бугровская А. В. Учитель истории
Рабочая программа по истории для 6 класса разработана основе требований федерального компонента Государственного стандарта основного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов